ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка по литературе по теме

Ларкина Тамара Николаевна

 

     В данной работе определены цели и задачи изучения краеведческого материала в школе, определены виды и формы работы по краеведению. Поэтапное включение краеведения в процесс литературного образования, целенаправленное знакомство учащихся с творческой деятельностью писателей своего региона способствует более эффективному изучению истоков литературы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx17.9 КБ
Файл urok_pisma.docx23.5 КБ
Файл yakovlev.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Н.Ларкина,

 МОУ Чирикеевская ООШ

Майнского района Ульяновской области

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Краеведение, становясь одним из стержней регионализации образования, неся интегративное начало, вошло в школьное литературное образование, ибо использование краеведения помогает формированию целостной картины мира в сознании учащихся, определить основные формы изучения литературы родного края, вырабатывать новые технологии в обучении литературы.

Использование краеведческого материала играет значительную роль в развитии познавательных интересов, даёт возможность  учащимся проявить себя и реализовать через систему занятий, факультативов, элективных курсов.

 Литературное краеведение располагает богатейшими возможностями для формирования сознания учеников. Оно, прежде всего, призвано воспитывать патриотические чувства, вызвать у ребят живой интерес к жизни писателей и поэтов родного края.

Главное для меня при изучении краеведческого материала – увидеть автора, показать его произведения детям, приобщить их к истории и культуре родного края, воспитать порядочного человека, который бы бережно относился ко всему, что нас окружает.

 Чтобы узнать, насколько дети любознательны, насколько их захватывает новое дело, призываю учащихся отправиться в поиски, чтобы узнать больше о литературе родного края. Все дети изъявили желание. Организовали поисковую деятельность. Выбрали разведчиков. Они должны были посетить библиотеку, выяснить, имеются ли произведения писателей и поэтов ульяновской области, собрать материал об авторах, используя Интернет-ресурсы, журнал «Мономах», районные о областные газеты. После тщательной работы разведчики оформили выставку «Литературные страницы родного края», составили презентацию. При этом нашлись и художники, и иллюстраторы. Поняла, что заинтересовались, изучение краеведческого материала – дело важное и необходимое. Теперь следовало распределить материал так, чтобы желание изучать данный материал росло, и чтобы дети сами предлагали новые идеи, писали творческие работы.

Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.

Литературно-краеведческие знания углубляют представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Вековые традиции народной культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведческого типа, этому способствует усиленное чтение той литературы, которая некогда была незаметной. Процесс усвоения новых знаний сказывается благотворно на увеличении словарного запаса, обогащении языка и, в конечном счете, на повышении качества обучения и воспитания школьников.

Писатели и поэты 19 века внесли заметный вклад в культуру Отечества, продолжают появляться новые талантливые поэты и писатели, художники. Редкий человек не знает картин нашего земляка А.А.Пластова. писатель Н.Благов оставил после себя множество стихотворений. Сродни живописи А.Пластова поэзия ульяновца Н.Рябинина. За последние годы заявили о себе писатели и поэты С.Матлина, В.Дворянсков, Л.Козлова, А.Юман, В.Сахарцев и другие. Этот богатый краеведческий материал должен служить глубокому изучению.

Урок по изучению творчества         Н.М.Карамзина был построен в форме урока-кинофильма «Колыбель поэзии». Серьёзно подошли учащиеся к сбору материала, так как жизнь знаменитого писателя связана и с Майнским районом. Н.М.Карамзин всегда помнил, откуда он родом, хорошо знал свою родословную. По утверждению исследователей, родился он в селе Знаменское, «Карамзинка тож». Волжские пейзажи так пленили юное сердце Карамзина, что на всю жизнь стали самым отрадным воспоминанием и нашли отражение в его творчестве.

 С удовольствием посетили учащиеся первую общественную библиотеку, которая была открыта в 1847 г. братьями Языковыми. Этой библиотеке присвоено имя Н.М.Карамзина. С интересом рассматривали книги самого автора с пометками. Прекрасные слова сказал о нашем земляке А.С.Пушкин: «Чистая высокая слава Карамзина принадлежит России. И ни один истинно учёный человек…не отказал ему в дани уважения и благодарности». По результатам экскурсии учащиеся составили презентацию «Н.М. Карамзин – имя Симбирского края».

  Урок по изучению жизни и творчества С.Т. Аксакова и творческой истории сказки «Аленький цветочек» в 5 классе можно начать с викторины «Про цветочек аленький». Проводя викторины, учитель активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус, готовит к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу на уроках литературы.

 Бывает, что некоторые отрывки из произведений литераторов-земляков читаются вслух на уроке внеклассного чтения. Это также позволяет заострить внимание учащихся на наиболее важных эпизодах и проблемах. Необходимо  дорожить оригинальными суждениями, проявляющимися у учащихся в значительной степени на основе их личного, хотя и небольшого жизненного опыта, и стараться  подобные суждения поощрять. Ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе.

На уроке изучения творчества А.С.Пушкина обращаю внимание учащихся на то, что поэт дружил с Н.М.Языковым, приезжал в Симбирск. Наряду со стихотворением «Я вас любил: любовь ещё быть может» звучит стихотворение чувашского поэта Л.Терентьева «Сире юратрам эпе». Ценность использования такого материала в том, что происходит взаимообогащение духовными ценностями, взаимопроникновение культур разных народов.

 В результате проведённой работы изучили творчество поэтов и прозаиков Ульяновской области, а также рассмотрели отдельные произведения (или фрагменты произведений) писателей, которые не были уроженцами нашего края, но изобразили его в своих художественных сочинениях или принимали заметное участие в литературной жизни региона в тот или иной исторический период, в целом – сформировали представление о родной литературе как форме выражения национальной культуры русского народа, его национальном достоянии.

Литература.

  1. Барашков В.Ф. «А как у вас говорят?». М.,1986.
  2. Васильчикова Т.Н., Коровкина Г.Л., Курошина Л.Н.. «Литературное краеведение Ульяновской области. Программа спецкурса для 5 – 11 классов массовых школах. Ульяновск, 2008.
  3. Венец. Историко-краеведческий альманах. Ульяновск, 1991.
  4. Журнал «Мономах». №3, 1997
  5. Из этнической истории Ульяновской области. Краткие очерки Ульяновской области. - Ульяновск: Дом печати, 1993
  6. Карамзинский сад. Литературно-художественный альманах. Ульяновск. Симбирская книга. 1997.
  7. Кошелева А.Ф. «Филологическое краеведение». Ульяновск, 1998
  8. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 10-30.
  9. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.
  10. Рыкова Е.К.«Изучение литературы Симбирского края в контексте истории отечественной словесности». Ульяновск, УИПК ПРО, 2012.
  11. Советский энциклопедический словарь. М.,1987.
  12. Селиванов К.А. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 134-138.



Предварительный просмотр:

Урок письма.

Тема: «Учимся писать письма».

                         5 класс.

Учитель  русского языка и литературы  

МОУ Чирикеевской ООШ Майнского района

 Ульяновской области

Ларкина Тамара Николаевна.

Цели занятия:

  1. Образовательные:
  1. Ознакомить учащихся с разновидностями письма,
  2. Научить составлять текст письма;
  3. Познакомить с историей письма.
  1. Развивающая:                                                                                                                                              развитие речи учащихся.
  2. Воспитательная:                                                                                                                                     воспитание нравственности, чувства патриотизма.

       Оборудование:

  1. Выставка книг, иллюстрации.
  2. Различные письма.
  3. Мультимедийный проектор.

Оформление доски:

  1. Тема урока.
  2. Образцы писем.
  3. Слова для словарной работы.
  4. Иллюстрации и книги.

Детям были даны индивидуальные задания: подготовить сообщения, прочитать информацию об истории развития почты, написать адреса друзей и подруг.

Ход урока.

1.Введение в тему.

Звучит  стихотворение.

В любую непогоду спешит он к адресату,
Чтобы письмо и почту доставить к нужной дате.
Разносит он газеты, посылки и журналы,
И путь их в километрах достаточно немалый.
Работать почтальоном – непросто, это точно –
Доставить нужно вовремя, а иногда и срочно.

-О ком говорится в стихотворении?

-Писали  вы когда-нибудь письма?

-Приходилось ли вам получать письма?  (Слайд №2)

             2.Вступительное слово учителя.

      С самых давних времен, когда человек только-только приобрел способность мыслить, ему хочется что-нибудь записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных людях. Даже когда человек не умел еще как следует говорить, и язык его состоял из десятка невнятных междометий, он уже оставлял на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины. Позже, когда у человека появилась речь, тем более важным стало казаться записать то, что люди говорили друг другу. (Слайд №3)

      Соединить два важнейших изобретения человечества - речь и письмо - оказалось не так уж просто. Ведь письмо - не только определенное количество знаков, выражающих определенную мысль. Письмо должно содержать и содержание послания, и возможность для другого прочесть, произнести его.

           3.Сообщение ученика «Способы передачи информации». (Слайд № 4)

        Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев, позднее - барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек использовал для передачи вестей огонь и дым. Барабаны тамтамы до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами, а дым от костров ещё в 20 веке употреблялся для этих же целей индейцами Канады. (Слайд № 5)

          4.Игра «Собери конверт».

  Детям предлагается собрать конверт из нарезанных кусочков цветной бумаги. Затем они подписывают открытку-поздравление почтальону.

Учитель рассказывает о первых конвертах. (Слайд № 6)

          5.Практическая работа «Мы оформляем конверт». Словарная работа.

- А теперь оформим наши конверты. Где следует написать адрес?

А где напишем информацию об адресате? Как вы понимаете слово адресат?

А где написать, от кого данное письмо? Как называется это лицо? Почему называется адресантом?

А почему необходимо написать индекс? Что обозначает это слово?

Справка. Адресат – тот, кому адресовано письмо; адресант – тот, кто пишет письмо; индекс – цифровой код адресатов отправителя и получателя. (Слайд 7)

          6.Из истории письма.

     -Ребята, а вы знаете, какие были письма в старину?

  1. Письма на бересте.
  2. Письма на пергаменте,
  3. Узелковое письмо.
  4. Письма в картинках.
  5. Письма на глине и т.д.. (Слайд № 8)

          7.О письмах известных людей. 

     Учитель рассказывает о письмах, которые стали книгой. Подготовленные учащиеся знакомят с отрывком из произведения Д.Родари «Путешествие голубой стрелы», письмами писателей друзьям и близким, с письмом Ваньки из книги А.П.Чехова. Анализируется письмо Н.Островского своей матери.

  1. Стиль письма.
  2. Структура письма.
  3. Содержание письма.
  4. Знаки препинания при обращениях. (Слайд № 9)

          8.Практикум «Учимся писать письма».

     -Умение писать письма – это древнее, но в настоящее время почти утраченное искусство. Как вы думаете, почему важно уметь писать письма?

    -Сегодня мы постараемся стать участниками возрождения эпистолярного жанра.

Эпистола (послание). Эпистолярный жанр – прозаическое или стихотворное произведение, написанное в форме письма. В настоящее время интерес к данному жанру снизился, что связано, конечно, с расширением возможностей и средств связи. Многие предпочитают СМС, электронные письма. А вы представьте, как будет приятно вашему другу получить от вас письмо, написанное вашей рукой, согретое вашим сердцем.     (Слайд № 10)

    Итак, обратим внимание на части, из которых состоит любой вид письма.

  1. Приветствие.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Подпись, дата.

     А сейчас вам даётся возможность написать письмо другу, подруге, дедушке, бабушке, учителю. Вы можете написать письмо человеку, которого давно не видели. Или даже тому, с кем всегда видитесь. Важно соблюдать порядок написания письма.

(Самостоятельная работа).

Раздаётся стук в дверь. Звучит  стихотворение С.Я. Маршака «Почта» (Борису Житкову)

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.

      Входит сельский почтальон. Здоровается с детьми, рассказывает о работе почтальона, о газетах и журналах, которые выписывают и могут выписать учащиеся.

     - Ребята, а кто разводит голубей? Нравятся ли они вам? Как ухаживаете за ними? А как вы думаете, какая связь между голубями и почтой? (Слайд № 11)

        Крупные восточные государства (Египет, Персия, Китай) начали использовать в качестве переносчиков почты голубей. К лапкам птицы прикрепляется нетяжелая депеша. Голубь летит на высоте 100-300 м со скоростью автомобиля: 60-70 км в час. Обычное расстояние для голубиной посылки — 300-400 км. Но голубь-почтовик может покрыть тысячу или даже две тысячи километров. Удивительная птица!

      -Ребята, а мы отправим наши письма по почте. Вы можете запечатать свои конверты, отдать письма почтальонке и ждать ответа. Мы все поблагодарим нашего почтальона, подарим ей открытку и прочитаем стихотворение.

Приятно получать от близких письма,
Посылки для любимых отправлять,
Заказ всегда доставят точно, быстро,
Ответа не придется долго ждать!

Спасибо за хорошую работу!
Для наших почтальонов нет границ,
Пройдут они огонь и даже воду,
Чтоб радостную весточку вручить!

Здоровья вам желаем и успеха, -
В работе без него не обойтись,
Пусть будет больше писем - добрых, светлых ...
Российской почтой искренно гордись!

 Звучит песня «Песенка почтальона» (Б.Савельев)

  Подведение итогов урока

-Что нового узнали о письмах? (Слайд № 12)

-Когда возникла почта?

- Как работала в старину?

-Появилось ли у вас желание писать письма?

Домашнее задание.

       Сегодня вы прочитали письма известных писателей своим мамам. Вам нужно написать письмо маме, соблюдая все части письма. Постарайтесь выразить свою любовь, тёплое отношение, заботу о ваших любимых мамах.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы посвящается.

Учитель  русского языка и литературы  

МОУ Чирикеевской ООШ Майнского района

 Ульяновской области

Ларкина Тамара Николаевна.

Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.
  2. Прививать любовь и уважение к культурным ценностям своего народа, любовь к чтению произведений чувашской литературы.
  3. Вырабатывать желание систематически знакомиться с историческим материалом.

Оборудование:

  1. Плакат с портретом И. Я. Яковлева.
  2. Духовное завещание И.Я. Яковлева.
  3. Книга, сделанная учениками

 «И. Я. Яковлев. Жизнь и деятельность».

  1. Магнитофонная запись со словами И.Я. Яковлева.
  2. Запись с симфонической музыкой.
  3. Выставка книг.
  4. Стенды «Важные даты жизни и деятельности И.Я. Яковлева», «Что читать о Яковлеве», «Кто такой И.Я. Яковлев», «Заочное путешествие в музей И. Я. Яковлева в г.Чебоксары».

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

25 апреля 2013 г. исполнится 165 лет со дня рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы Ивана Яковлевича Яковлева. В области проводятся различные мероприятия, посвященные  этой знаменательной дате. Наш урок пусть вольётся в цепочку этих мероприятий.

Стихотворение Анатолия Ырьят. «Юбилей ячēпе, Шурсухалăм».

(«С юбилеем, дедушка Яковлев»).

  1. Повторение и закрепление ранее изученного.

И.Я. Яковлев – первая и самая знаменательная личность чувашского народа. Его жизнь – это подвиг во имя просвещения чувашского народа. Его можно назвать духовным отцом  чувашского народа. На склоне лет он пишет своё знаменитое духовное завещание.

а) беседа по вопросам;

б) зачитывание основных моментов из духовного завещания;

в) обобщение ответов учащихся.

Долгое время воля просветителя не была исполнена. В настоящее время Духовное завещание издано Чувашской академией наук на пяти языках: чувашском, русском, английском, немецком и французском. Издание духовного завещания является претворением в жизнь заветов великого сына народа.

  1. Знакомство с жизнью и деятельностью И.Я. Яковлева.

Слово учителя.

Просветителя- педагога не было бы, а духовное развитие целого народа могло задержаться на десятки лет – если крестьянин села Кошки-Новотимбаево  Симбирской губернии Пахом Кириллов в ничем не примечательный день 1856 года появился у священника своего прихода Алексея Баратынского не с одним фунтом цветочного чая, а с двумя или тремя. Старик пришёл упрашивать священника, который по совместительству был директором – заведующим. Бурундуковским начальным училищем, отпустить первоклассника Ивана Яковлева в родную деревню.  Но старику было отказано, и дедушке Пахому  пришлось одному идти домой.

И восьмилетний Ванюшка Яковлев остался в чужой деревне и начал «грызть гранит науки».

Это событие стало переломным в судьбе нашего героя.

Его жизнь стала настоящей книгой, с некоторыми страницами которой мы будем знакомиться.

Первая страница «Выбор судьбы». 

Что же ожидало его за околицей и каково было в деревне?

Беседа по вопросам.

- Что запомнили о жизни И.Я. Яковлева?

(Детство, школьные годы, годы учебы в училище, гимназии, университете, наставники И. Я. Яковлева)

Вторая страница «Свет побеждающий».

Третья страница «Через невзгоды».

- Выступления учеников с докладами.

Прослушивание записи.

«Я всегда был верен делу образования родного мне народа – делу, в котором сознавал себя и способным, и полезным, а отчасти и незаменимым.

Я хочу быть уверен, что начатое  мною дело не только не погибнет, но будет сохранено, станет расти, развиваться – к благу Родины и человечества.

Манăн чунăм пēрмаях сирēншēн ҁунатчē, хальте акă манăн мēнпур шухăшăм сирēн ҁиēре куҁрē».

(Слова И.Я.Яковлева звучат на фоне симфонической музыки)

- Обобщение учителя.

Выводы учителя.

Семена, посеянные Яковлевым, дали хорошие всходы.

- Какими стали чуваши?

- Что хотел увидеть И.Я. Яковлев?

- Назовите знаменитых людей.

- Мировая известность Чувашии.

-Чем славятся Чувашия?

Заочная экскурсия в музей И.Я. Яковлева в г. Чебоксары.

(На фоне симфонической музыки)

Одним из важных событий в культурной жизни республики последних лет было открытие музея И.Я.Яковлева в Чувашском государственном педагогическом институте, носящем его имя. Торжественное открытие музея состоялось в ноябре 1968 года в честь 100-летия Симбирской чувашской школы. Первыми посетителями были участники юбилейной научной сессии, внуки И.Я. Яковлева Екатерина Алексеевна и Анна Алексеевна Некрасовы, Ольга Алексеевна и Иван Алексеевич Яковлевы и бывшие воспитанники Симбирской чувашской учительской школы.

Музей имеет три отдела: зал экспозиций, мемориальную библиотеку и отдел хранения. С залом экспозиций знакомит ученица.

Выводы. Обобщение ответов учащихся. Поставили перед собой цель: посетить музей И.Я.Яковлева в г. Ульяновске.

  1. Подведение итого урока.
  1. Работа со стендом «Важнейшие даты жизни и деятельности И.Я.Яковлева».
  2. Чтение стихотворений А. Юмана «Русский язык», «Родной язык» на русском и чувашском языках.

3. Работа с высказыванием о языке. «Родной язык – он дорог мне, он мой. Но как родной язык, люблю я русский. Забыв родной, я онемею. Утратив русский, стану я глухой». Т. Зунулова.

VI. Задание на дом.

- подготовить выразительное чтение стихотворений к внеклассному мероприятию «Подарок Яковлеву».

- написать сочинение «Мой Яковлев».

Уроку предшествовала большая подготовительная работа. Ученики с удовольствием познакомились с воспоминаниями И.Я.Яковлева, делали книгу о Яковлеве.

Учащиеся приготовили свои творческие работы, стихотворения.

Оформление доски.

Высказывание

о языке

Тема урока

Заочная экскурсия в музей И.Я.Яковлева (фотографии).

        КНИГИ

Портрет

И. Я. Яковлева (годы жизни)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов краеведения на уроках русского языка

Негоже русскому человеку быть «Иваном не помнящим родства».Сегодня необходимо неназойливо и вместе с   тем постоянно, последовательно возрождать, вводить, внедрять те чувства, которые именую...

Использование вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах

Разработаны цели и задачи по изучению вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах. Рассмотрены вопросы, которые могут изучаться на конкретных уроках.Не взяты темы 8 класса, потому что именн...

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

Педагогический проект "Литературное краеведение на уроках литературы".

Проект содержит разработанный собственный опыт включения материалов краеведения в уроки литературы....

КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Методические рекомендации для учителей школ и преподавателей СПО по литературе и русскому языку при изучении раздела "Краеведение"....

Статья на тему:«Использование материалов краеведения на уроках математики в 5-6 классах, как факторы повышения воспитания и духовности учащихся в окружающем микромире»

Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. В зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах учебного занятия....