Главные вкладки

    Использование вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах
    методическая разработка по географии (5 класс) на тему

    Аверьянова Надежда Петровна

    Разработаны цели и задачи по изучению вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах. Рассмотрены вопросы, которые могут изучаться на конкретных уроках.Не взяты темы 8 класса, потому что именно в этом классе изучается география своего края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voprosy_kraevedeniya_na_urokakh_geografii.docx36.98 КБ

    Предварительный просмотр:

                               Использование вопросов географического краеведения

                     на уроках географии и природоведения в среднем звене обучения.

    Класс

    Тема урока

    Вопросы краеведения,

    рассматриваемые  на уроке

          5 класс

    Цель для реализации: коррекция имеющихся знаний и формирование новых о природе Удмуртии; научить пользоваться атласами и  первоначальными умениями  работы с контурными картами.

    Планируемые результаты: знать особенности природы, климата, экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения; уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; находить необходимый материал в справочной литературе; пользоваться картами, атласами и контурными картами.

    Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

    На основе практической работы, знакомство с горными породами своей местности. Нефть- основное богатство Игринского района.

    Природные явления. Строение Земли.(обобщающий урок)

    Возможность возникновения грозных природных явлений на территории Удмуртии и причины.

    Суша планеты. Материки и острова.

    Евразия –материк, где мы живем. Место Удмуртии на карте материка.

    Атмосфера Земли.

    Атмосферные явления характерные для нашей местности: дождь, снег, гроза, туман и т.д.Коррекция по теме «Круговорот воды»

    Погода и климат.

    Погода в Игре в день изучения. Особенности климата и сезонов года в Удмуртии.

    Воды суши.

    Рассмотрение рек на примере р.Лозы, протекающей рядом со школой.

    Климат и внутренние воды Удмуртии.

    Работа с атласами и  контурной картой Удмуртии : обозначение границ, крупных рек и водохранилищ.

    Природные зоны Земли.

    Определение по атласу Удмуртии природной зоны в которой мы живем.

    Растения разных природных зон.

    Основные породы деревьев и кустарников  в лесах Удмуртии. Работа с гербарием.

    Природные зоны Удмуртии и их обитатели.

    Подробно рассматривается растительность и животный мир тайги, смешанных и широколиственных лесов. Сообщения учащихся о типичных представителях животного мира.

    Экологические проблемы

    Промышленное и бытовое загрязнение окружающей среды в Игре ( примеры приводят сами учащиеся на основе наблюдений).

    Жизнь под угрозой. Редкие и исчезающие виды животных Удмуртии.

    Сообщения учащихся об исчезающих и редких животных Удмуртии на основе рекомендуемой литературы.

    Экскурсия в природу ( 2 часа)

    1. Знакомство с природными комплексами своей местности.

    2.Знакомство с водными объектами- р.Лозой и железнодорожным прудом. Болото у ж/д.

     6 класс

    Цели для реализации:  научить определять географические координаты и  географическое положение республики на карте России; вести наблюдения за географическими объектами, процессами и явлениями природы, проводить простейшую обработку  полученных данных; выработать умения работы с картами и атласом Удмуртии

    Предполагаемые результаты : определять на местности, плане и карте расстояния, направления и географические координаты; находить в разных источниках необходимую информацию о природных объектах и явлениях Удмуртии; научиться обрабатывать результаты наблюдений и описывать их.

    Определение направлений по плану  местности.

    Выход на местность для определения направлений по азимуту  и по местным признакам.

    Съемка местности (2 урока)

    Съемка плана школьного двора.

    Географическая карта.

    Определение направлений на карте России от Ижевска до ближайших морей и океанов, до г. Москвы и.т.д.

    Географические координаты.

    Определение географических координат г. Ижевска и п. Игра.

    Породы, слагающие земную кору.

    Рассмотреть коллекцию горных пород нашей местности, определить их происхождение.

    Равнины.

    Определить, на какой равнине расположена Удмуртия. По атласу Удмуртии найти низменности и возвышенности республики, в пределах каких из них находится Игринский район.

    Воды суши. Подземные воды.

    Какие воды суши есть в Игринском районе. Родники п. Игра. Как используются подземные воды в районе. Загрязнение вод нефтью.

    Реки.

    Строение речной долины на примере р. Лозы. Режим и питание р.Лозы.

    Озера.

    Озера- старицы в пойме р.Лозы.

    Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод.

    По атласу Удмуртии- Воткинское водохранилище, крупные пруды республики. Местные пруды. Загрязнение р.Лозы и ж/д пруда.

    Температура воздуха.

    Основные понятия и построение графика суточного хода температур дается на местных данных

    Ветер.

    Господствующие ветры в Удмуртии и Игре. Построение Розы ветров для Удмуртии

    Атмосферные осадки.

    Основные виды осадков и их распределение по сезонам в своей местности.

    Погода и климат.

    Основные типы погод для Удмуртии.

    Наблюдение за погодой и ее предсказание.

    Предсказание погоды по местным признакам. Результаты наблюдения за погодой.

    Причины, влияющие на климат.

    Какие из причин, указанных в учебнике характерны для нашей местности.

    Климат нашей местности.

    Описание погоды одного дня. Построение графиков годового хода температуры и диаграмм осадков для Удмуртии .Общие выводы.

    Разнообразие организмов и их распределение по Земле.

    Вспомнить природные зоны для Удмуртии.

    Воздействие человека на природные комплексы.

    Виды воздействия человека на ПТК своей местности.

    Природные комплексы своей местности.

    Выделение природных комплексов на территории района и в Удмуртии Описание одного из них по плану.

    Природа своей местности

    ( 5 уроков)

    Работа с картами атласа, контурными картами. Проведение комплексных экскурсий на местности. Групповая защита отчетов по результатам экскурсий.

    Населенные пункты.

    Населенные пункты нашего района . Рассказ учащихся об Игре.

    Стихийные природные явления.

    Явления, встречающиеся в нашей местности. С чем сталкивались сами учащиеся (рассказ).

          7 класс

    .Цели для реализации: Научить определять положение Удмуртии на карте мира; на основе сравнения природы Удмуртии и разных материков помочь учащимся лучше понимать  природу мира и ее особенности.

    Предполагаемые результаты: умение сравнивать и анализировать полученную информацию через имеющиеся знания о своей республике.

    Распределение температуры воздуха и осадков на Земле

    Факторы влияющие на распределение температуры и осадков на территории республики.

    Воздушные массы и постоянные ветры .

    Воздушные массы и постоянные ветры господствующие в Удмуртии

    Климаты Земли.

    Тип климата , характерный для Удмуртии.

    Климат Африки.

    Сравнение климата с нашим для лучшего восприятия материала учащимися.

    Географическое положение Австралии.

    Отличия в географическом положении от нашей территории. Влияние ГП на сезонность( обратный ход сезонов)

    Климат Южной Америки.

    Сравнение климата умеренного пояса у нас и в Ю.Америке. Отличия климата.

    Природные зоны Ю.Америки.

    Сравнение природных зон юга Ю.Америки и Удмуртии ( примерно одна широта). Причины отличий.

    Географическое положение С.Америки

    Проекция широтного положения Удмуртии на карту С.Америки.

    Природные зоны С.Америки.

    Сходство и различие природных зон Удмуртии и в С.Америке на одной  широте. Причины отличий.

    Географическое положение Евразии.

    Положение Удмуртии на материке Евразия.

    Климат. Климатические пояса Евразии.

    Климатический пояс в котором расположена Удмуртия и особенности климата в связи с этим.

    Природные зоны Евразии.

    Расположение Удмуртии в таежной зоне .

    9класс

    Цели для реализации на уроках: Коррекция знаний о населении и хозяйстве Удмуртии через  изучение экономической и социальной географии России.

    Предполагаемые результаты: учащиеся должны уметь находить сходство и различие в хозяйстве Удмуртии и Уральского экономического района , а также место Удмуртии в населении и хозяйстве всей России.

    Политико-административное устройство РФ.

    Удмуртия в составе субъектов РФ, федеральных округов.

    Численность и естественный прирост населения

    Численность и естественный прирост населения Удмуртии в сравнении с другими субъектами РФ.

    Национальный состав.

    Удмуртия- многонациональная республика.

    Миграции населения.

    Миграции населения республики в поисках работы.

    Городское и сельское население. Расселение населения.

    Численность городского и сельского населения Удмуртии в сравнении с др.регионами России.

    Роль, значение и проблемы машиностроения.

    Специализация машиностроения Удмуртии.

    География  машиностроения.

    Причины размещения машиностроения в Удмуртии.

    Военно – промышленный комплекс.

    ВПК Удмуртии

    Нефтяная и газовая промышленность.

    Нефтяная отрасль  Удмуртии как часть Волго-Уральской нефтяной базы, нефтепроводы, проходящие через территорию республики.

    Металлургический комплекс. Факторы размещения.

    Ижевск и Глазов- центры металлургии .Причины их появления в республике.

    Черная металлургия.

    Ижевский металлургический завод и его продукция.

    Лесная промышленность.

    Проблемы лесной промышленности в Удмуртии и п. Игра.

    Земледелие и животноводство.

    Основные культуры выращиваемые у нас, как типичные для лесной зоны. Животноводство- основная отрасль.

     

    Пищевая и легкая промышленность.

    Специализация пищевой и легкой промышленности Удмуртии. Предприятия пищевой промышленности района.

    Инфраструктурный комплекс. Его состав. Роль транспорта.

    Транспортные магистрали  и транспортные узлы Удмуртии. Игра – трансп. Узел.

    Экономическое районирование

    Удмуртия в составе Приволжского федерального округа и Уральского экономического района.

    ГП, ресурсы и население Урала.

    Природные ресурсы Удмуртии и население в составе Уральского экономического района.

    Хозяйство Урала.

    Специализация промышленности Удмуртии.

                                                                         

                                                                                                                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

    Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

    Вопросы краеведения на уроках математики

    Мною был подготовлен доклад для выступления на заседании РМО учителей математики, в котором раскрываются актуальность изучения данного вопроса,цели и задачи,практический материал....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    В данной работе определены цели и задачи изучения краеведческого материала в школе, определены виды и формы работы по краеведению. Поэтапное включение краеведения в проц...

    Использование материалов краеведения на уроках русского языка

    Негоже русскому человеку быть «Иваном не помнящим родства».Сегодня необходимо неназойливо и вместе с   тем постоянно, последовательно возрождать, вводить, внедрять те чувства, которые именую...

    Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

    1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

    «Вопросы краеведения на уроках географии »

    изучение истории региона позволяет увидеть роль и место своей малой родины в истории всей России, школьники на примере своего района лучше усваивают учебный материал, более эмоционально воспринимают п...