Вопросы краеведения на уроках математики
статья по краеведению по теме

Тараторкина Елена Алексеевна

Мною был подготовлен доклад для выступления на заседании РМО учителей математики, в котором раскрываются актуальность изучения данного вопроса,цели и задачи,практический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тараторкина Елена Алексеевна,

учитель математики

 МОУ «Косиновская основная общеобразовательная  школа»

Вопросы краеведения на уроках математики

Любят родину не за то,

что она велика, а за то,

       что своя.

Сенека

Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. А научить детей любить свой родной край – это святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов для граждан нашей страны.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего  общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края.  Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится  об их родном крае.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках.

Однако в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д.

Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:

  1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
  2. Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
  3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
  4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.

Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.

К работе по составлению подобных задач можно привлекать  самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

Сформировать у обучающихся умение составлять текстовые задачи – это значит научить их излагать и воспроизводить структуру высказывательной модели задачи. При составлении задач обогащаются знания школьников, приобретенные в учебном процессе. Это происходит потому, что фабула задачи может содержать новую для ученика информацию, имеющую связь с жизненным опытом. Решение краеведческих задач при обучении математики не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания при обучении математике активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения.  

Открыть красоту российской земли, её уникальные природные и

культурные ландшафты поможет серия задач: (слайд 3)

Красоту математики, как предмета, школьники могут увидеть на уроках геометрии в 8 классе по теме «Симметрия», в 7 классе по теме «Параллельные прямые» (слайд 4,5)

Огромное воспитательное значение имеют задачи, построенные на краеведческом материале ВОВ (слайд 6.7)

Основным промышленным объектом Курской области является Курчатовская атомная электростанция. (7-15)

           Одной из задач образования становится формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать.

           Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств.

           Каждый курс математики в любом классе может вносить вклад в формирование экологического  сознания. (16-19)

Можно использовать задачи, связанные с сезонными явлениями, различными видами спорта, бюджетом семьи, проведением ремонта, праздника или отпуска и др. разнообразный близкий и интересный для детей материал, в сборе которого они принимают непосредственное участие.(20-33)

Элементы краеведения можно использовать на всех этапах урока (34.35.36).

Таким образом, изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для классного часа по вопросам краеведения

Вопросы по краеведению (Республика Бурятия)...

интегрированный урок математика + краеведение

урок повторения и закрепления знаний по темам  «Сравнение  дробей»,  «Умножение  дробей», «Нахождение дроби от числа», «Деление дробей»...

Доклад для участия во II Всероссийских чтений, посвященных 72-ой годовщине контрнаступления советских войск под Сталинградом. Секция 2. «Вопросы исторического краеведения на уроках и во внеурочной деятельности: опыт и перспективы». Единство народов стран

Каждая нация, чтобы правильно определить свое место в историческом пространстве и времени, сориентироваться в выборе пути дальнейшего развития, нуждается в неприукрашенной и неочерненной правде о свое...

Использование вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах

Разработаны цели и задачи по изучению вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах. Рассмотрены вопросы, которые могут изучаться на конкретных уроках.Не взяты темы 8 класса, потому что именн...

«Вопросы краеведения на уроках географии »

изучение истории региона позволяет увидеть роль и место своей малой родины в истории всей России, школьники на примере своего района лучше усваивают учебный материал, более эмоционально воспринимают п...

Статья на тему:«Использование материалов краеведения на уроках математики в 5-6 классах, как факторы повышения воспитания и духовности учащихся в окружающем микромире»

Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. В зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах учебного занятия....