Краеведение на уроках математики
материал по математике (5, 6 класс)

Кузнецова Эльвира Васильевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_na_urokah_matematiki.docx508.46 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация города Иркутска

Комитет по социальной политике и культуре

Департамент образования

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №6

(МБОУ г. Иркутска СОШ №6)

м-н Первомайский, 10, г. Иркутск, 664058, факс 36-38-32, тел. 36-07-67, irkschool6@yandex.ru

ИНН 3812008545, КПП 381201001

КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Кузнецова Эльвира Васильевна

учитель математики

 МБОУ г. Иркутска СОШ №6

Кононученко Ольга Васильевна

учитель математики

МБОУ г. Иркутска СОШ №6

2025 г.

Математика…и краеведение, решение задач, примеров, уравнений…

На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый!

Краеведение и математика могут быть связаны через использование краеведческого материала на уроках математики.  

Решение задач, построенных на краеведческих сведениях, помогает: расширить кругозор учеников; показать связь математики с окружающей действительностью; развить умение применять математические знания на практике; использование краеведческих материалов обогащает содержание дисциплины «Математика», делает предмет более убедительным и близким для учащихся. 

Краеведение и математика помогают формировать целостное восприятие окружающего мира. 

Задачи с краеведческим содержанием должны отвечать следующим основным требованиям:

  • должны быть составлены в соответствии с программой школьного курса математики;
  • должны быть адекватны системам задач по каждой изучаемой теме школьного курса математики;
  • не должны превышать по трудности задачи школьных учебников, дидактических материалов и пособий, не должны загромождать урок сложными расчетами;
  • должны отражать современное состояние действительности, производства, показывать применение математических знаний в конкретных бытовых условиях и профессиях людей данного региона и формировать познавательный и профессиональный интерес учащихся;
  • в условие задач с региональным содержанием не должно входить большое количество незнакомых исторических, географических и других специальных терминов, оно должно быть доступным для понимания;
  • региональное содержание задач и их решение должно расширять знания учащихся об окружающем мире, истории и географии своего края, культуре и традициях коренного населения, экологических проблемах и состоянии среды проживания, о производстве и профессиях региона.

Примеров из окружающего нас мира и повседневной человеческой деятельности много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, выработке продукции на местных предприятиях и т.д.

В таких задачах присутствует такой познавательный краеведческий материал, как протяженность рек, площадь административных территорий, численность населения того или иного населенного пункта, расстояния между населенными пунктами, знаменательные даты и т.д. Главная трудность состоит в том, как в исключительно короткий промежуток времени суметь преподнести краеведческий материал в тесной связи с излагаемым на уроке теоретическим материалом в доступной форме для учащихся 5 и 6 классов.

В первую очередь учитель должен определить место и роль краеведческого материала в процессе обучения математике школьников 5 и 6 классов, а также выбрать один из возможных вариантов введения регионального материала в урок.

Темы школьного курса математики 5 и 6 классов, подходящие для заданий краеведческой направленности: «Чтение и запись многозначных чисел», «Сложение и вычитание многозначных натуральных чисел», «Умножение и деление многозначных натуральных чисел», «Величины» (длина, площадь, периметр, объём), «Дроби: обыкновенные, десятичные», «Проценты», «Масштаб», «Уравнения».

Продуктом могут стать: рассказ с задачами про город и реки, озеро Байкал (с различными типами заданий); задачи для устной работы; задачи про животный и растительный мир нашей области; разработки уроков с элементами краеведения; творческие работы учеников; сборник задач для учащихся.

Для того чтобы составить задачу, используя краеведческий материал, необходимо использовать алгоритм:

  • изучить те факты краеведения, которые будут использоваться при её составлении;
  • выделить в этих фактах математическое содержание;
  • определить, какого вида задача будет составляться;
  • устанавливать зависимость между числами.

Требования, предъявляемые к составлению краеведческих математических задач:

  • при составлении краеведческой математической задачи необходимо чётко выделить умения и навыки, формируемые при изучении данной математической темы, соотнести их с требованиями программы;
  • формулировка условий и вопроса задач должны соответствовать: ситуации применения простейших математических умений алгоритмического типа и воспроизведения их; ситуации применения знаний и умений по образцу и в типичных ситуациях; переноса знаний и умений в нестандартную ситуацию;
  • составленная краеведческая математическая задача должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к задачам данного типа, так как реальная с виду ситуация может иметь нереальные числовые данные;
  • если в содержании краеведческой математической задачи имеются незнакомые для учащихся понятия или термины, то следует подготовить краткую информацию, словарь, рисунки по содержанию, схемы, карту региона и т.д.;
  • следует определить воспитательное значение составленной краеведческой математической задачи, в случае необходимости скорректировать формулировку и поставленный вопрос.

Примеры заданий.

  • Задачи:
  1. По легенде, именно столько рек приносят Байкалу богатства, а Ангара - дочь Байкала, все эти богатства растрачивает. Сколько рек приносят свои богатства Байкалу (т.е. впадают)? Решив уравнение, вы узнаете ответ на вопрос: 500х - 1300 = 166700.

  1. Голомянка состоит из воды и жира. Жир составляет 45% от массы тела. Вес самой маленькой рыбы – 15 г, а самой большой – 50г. На сколько граммов больше жира содержится в большой голомянке?

Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике. Обеспечивает взаимосвязь, обобщает и систематизирует знания об объектах природы и общества родного края, придает им целостный характер. Модель активизации математического образования младших школьников посредством использования краеведческого материала способствует развитию мировоззрения.

Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни.

Литература:

  1. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др.; под ред Виноградовой Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018 – 288 с.
  2. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования / Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. - М., 1999.
  3. Кардашевская П.А. Исследователи Байкала / Отв. ред. В.В. Тахтеев. – Иркутск: Иркут. унт, 2001. – 56 с.
  4. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2010. - 80 с.
  5. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал. - 3-е изд., переработ., дополн. - Иркутск: ИООО «Байкал-ЭкоСеть». - 2012. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы краеведения на уроках математики

Мною был подготовлен доклад для выступления на заседании РМО учителей математики, в котором раскрываются актуальность изучения данного вопроса,цели и задачи,практический материал....

интегрированный урок математика + краеведение

урок повторения и закрепления знаний по темам  «Сравнение  дробей»,  «Умножение  дробей», «Нахождение дроби от числа», «Деление дробей»...

Путешествие по Кизильскому району (Интегрированный урок математики и краеведения в 6 классе) 17.10.2015г

Конспект и презентация в 3х частях интегрированного урока математики и краеведения. Тема по математике "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби". Тема по краеведению "Кизильски...

Межпредметная интеграция, использование элементов истории, краеведения при обучении математике в условиях введения ФГОС

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС», апрель...

Статья на тему:«Использование материалов краеведения на уроках математики в 5-6 классах, как факторы повышения воспитания и духовности учащихся в окружающем микромире»

Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. В зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах учебного занятия....

Создание воспитательного пространства на уроках математики через краеведение

В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий...