Использование материалов краеведения на уроках русского языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Галустян Любовь Леоновна

Негоже русскому человеку быть «Иваном не помнящим родства».Сегодня необходимо неназойливо и вместе с   тем постоянно, последовательно возрождать, вводить, внедрять те чувства, которые именуются любовью к родине, патриотизмом .И начинать это надо с истории своей  малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kniga_galustyan.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЗЫВ

Об учебно-методическом пособии «Использование материалов краеведения на уроках русского языка при анализе текста»
(Белгород, 2011 г.)

Галустян Любови Леоновны,

 преподавателя русского языка и литературы  МАОУ «Гимназия № 1» г. Белгорода

        Лингвистика на современном витке развития возвращается на круги своя, в то лоно, откуда и начиналась, где гуманитарные науки рассматриваются в органическом единстве, и имя этой науки – философия. Научные изыскания современности строятся на стыке собственно языковых проблем, вопросов этнокультурологии, психолингвистики, с привлечением и на основе текстов разных временных срезов. С этой точки зрения рецензируемые учебно-методические материалы представляются нам весьма актуальными, поскольку автор пособия выстраивает целый комплекс работ на базе текстов и, что особенно ценно, текстов краеведческого характера, связанных с историей земли Белгородской.  

        Негоже русскому человеку быть «Иваном не помнящим родства», сегодня необходимо неназойливо и вместе с   тем постоянно, последовательно возрождать, вводить, внедрять те чувства, которые именуются любовью к родине, патриотизмом – именно на реализацию такой архиважной мысли нацелена рецензируемая работа. Реализуя свой подход, Любовь Леоновна решает сразу несколько задач. Во-первых, обучающиеся узнают о Белгородском крае через насыщенные гуманизмом, добротой, милосердием рассказы и микротексты, таким образом выступают на первый план воспитательные моменты, часто остающиеся именно просто моментами. Оцените название текстов – Белгородский святитель, Бытовые сценки из жизни Белгорода, Курская битва, Ими гордится Белгородчина и др. – они сами говорят за себя!

        Во-вторых, привлекает и заслуживает одобрения многомерная система работ, предусмотренная в пособии, с опорой на содержательную часть текста, на языковые особенности и др. Здесь дифференцируется и учитывается степень подготовленности обучающихся, охватываются все языковые уровни, используются разнообразные виды работ, ориентированные и на современное тестирование, и на традиционные подходы (оправдавшие себя в практике преподавания), в этом ряду своё место занимает самостоятельная работа, имеющая, как известно, большую значимость.

        Хотелось бы пожелать автору пособия Галустян Любови Леоновне в дальнейшей творческой работе придерживаться именно избранного курса, поскольку, с нашей точки зрения, российская, русская ментальность начинается с уважения к своему дому и матери. Об этом следует постоянно говорить своим детям – ученикам, и говорить образцами лучших текстов. А какой конкретный лингвистический и узкоязыковой анализ проводить, это подскажет и вводимая тема, и уровень обучающихся, и конечно же текст.

        25 января 2011 г.

Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и связей с общественностью Белгородского государственного университета.
Казак М.Ю.

                             

                                   

       Клянусь  честью,  ни за что на свете              я не хотел бы переменить отечество

 или   иметь   другую  историю, кроме

 истории    наших   предков...                    

А.С. Пушкин

Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно дать учащимся определённый программный круг знаний, на основе которых нужно вооружать их навыками пользования устной и письменной речью, сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение к родной  речи, способности к анализу языковых явлений.

        В решении этих задач огромное значение имеют разные виды разбора языкового материала, которые способствуют не только усвоению теоретических сведений, но и представляют собой эффективное средство активизации процесса обучения русскому языку, являются средством контроля и самоконтроля.

        Умственное развитие ученика в значительной мере характеризуется способностью к абстрагированию (выделению тех или иных признаков в объекте), обобщению (выделению общего признака в ряде объектов), переносу (использованию сформированных умений и навыков, приёмов и способа действий применительно к другому материалу, в новых условиях, с иной целью).

        Наряду с абстрагированием, обобщением и переносом, умственную деятельность характеризует также подвижность мыслительных процессов, выражающаяся в способности ученика быстро и безошибочно переключаться с одних мыслительных операций на другие. Названное качество умственной деятельности развивается при достаточном разнообразии видов работы, используемых на уроке (не в ущерб, конечно, прочности, основательности закрепления тех или иных умений и навыков).

        В свете современных требований большое значение для   решения этих задач имеет комплексный анализ речи (лингвистический анализ текста).

        «Язык художественного произведения, - писал А.В. Текучёв, - должен быть изучен и со стороны его поэтических достоинств… и со стороны его грамматического и лексического состава. При этом совсем не обязательно, чтобы в каждом изучаемом литературном произведении сразу выделялись все грамматические явления, подлежащие изучению по программе данного класса».

        Естественно, что в тексте могут встретиться случаи, которые уже рассматривались на прошлых уроках и, следовательно, они могут быть использованы как материал повторения. Всегда найдётся в тексте и то, что ещё незнакомо учащимся. В этом случае можно организовать работу перспективно, чтобы в практическом плане готовить учащихся к восприятию материала, пока ещё далёкого по программе.

        Подбирая текст, нельзя не учитывать его жанровых особенностей. Учащиеся должны увидеть, что лексика и синтаксис, уместные в рассказе, могут оказаться непригодными в деловом документе, а то, что хорошо в лирическом описании, не годится в научной статье.

        Работа с текстом является не только средством контроля и самоконтроля, но и средством самообразования. Поэтому при лингвистическом анализе текста использую разные виды работы с ним. На мой взгляд, при тестировании варианты ответов являются пусть небольшой, но подсказкой. Этот вид работы предлагается более слабым ученикам (См. приложение 2). Учащимся среднего уровня предлагается ответить на эти же базовые вопросы, но без вариантов ответа (См. приложение 1,5,7,8,10). А ученикам с высоким уровнем предлагаю самостоятельно составить вопросы к анализу текста. Этот вид работы требует от учащегося большой интеллектуальной напряжённости. На первых порах предлагаю направления, по которым должен работать ученик (См. приложение 3), а в дальнейшем, приобретя определённые навыки, он работает самостоятельно (См. приложение 4,6,9). Характер поставленных вопросов даёт представление об уровне умений, навыков, осознании развития мысли в целом тексте.

        Как известно, на уроке помимо учебных и развивающих задач стоят ещё и воспитательные, которые решаются при определённом дидактическом материале. Хорошо подобранный материал вместе с решением основной познавательной задачи урока, определяемой его темой, позволяет одновременно решать множество других: обогащать словарь школьников, формировать орфографические, пунктуационные, стилистические навыки и, конечно же, воспитательные.

        Иногда приходится сталкиваться с таким явлением: ребёнок знает родословную своей кошки до седьмого колена, но не знает отчества дедушки, знает всё об актёрах заграничных фильмов, а почему его улица, на которой он живёт много лет, носит такое имя, не знает и не задумывается об этом. Поэтому в своей работе я привлекаю материалы краеведения. Проводя комплексный анализ текста, учащиеся возвращаются к нему много раз. Надеюсь, он останется в их памяти, и в дальнейшем ребёнок будет относиться к окружающему миру вдумчиво, заинтересованно.

Приложение 1.

7,8 классы

«Дикое поле»

(Прошлое г. Белгорода)

(1) До 1593 года вся местность на юг от реки Сейма, служившая южной границей Московского государства, считалась «диким полем». (2) «Дикое поле», не имевшее над собою постоянного владетеля, простиралось далеко на юг (до Крыма), на восток (до Волги) и представляло степь, местами поросшую хорошим дубовым лесом (в теперешних Курской, Воронежской и Харьковской губерниях) и взволнованную холмами, иногда значительной высоты.

(3) По временам хозяйничали здесь во время набегов с XIV века татары, а раньше – разные кочевые народы (хазары, половцы, печенеги), но постоянных поселений не имели. (4) Конечно, отдельные русские семьи из более энергичных и смелых селились в удобных местах «дикого поля», но жизнь этих поселенцев была чрезвычайно тревожна и беспокойна. (5) Кочевники всегда неожиданно появлялись с юга, разоряли одиноких поселенцев, забирали в рабство.

(6) Чтобы избавиться от таких внезапных нападений, московское правительство с XVI века стало высылать на юг посеймских городов небольшие воинские отряды (станицы) из служилых людей (севрюков). (7) Эти люди должны были проезжать «дикое поле» «поперёк дорог», идущих с Крыма на Русь; должны были «досматривать все шляхи и сакмы (следы), добывать языков» (то есть случайных одиночек или отбившихся татар) и доставлять обо всём этом вести в ближайшие посеймские города. (8) Каждая партия севрюков делилась на «сторожи», состоявшие из четырёх человек и наблюдавшие известный участок «дикого поля». (9) Отправлялись на свою службу севрюки обыкновенно ранней весной и ходили до поздней осени: зимою татары скрывались на юге и не делали попыток переходить степь, занесённую снегом.

(10) Татары обыкновенно двигались на Москву по трём дорогам (шляхам), тянувшимся с юга в юго-восточной части нынешней Курской губернии и сходившимся в Тимском уезде. (11) Главный из этих шляхов и теперь ещё существует под названием Муравский и Муравка.

(12) В царствование Фёдора Ивановича началось закрепление «дикого поля» за Русью. (13) Правительство видело, что необходимо поставить там крепкие защиты – города с войском. (14) В 1586 году и были основаны первые степные города в «диком поле» - Ливны и Воронеж, а в 1593 году явились Белгород, Оскол, Валуйки и другие. (15) Особенно важен стал Белгород. Так как он долгое время был самым южным передовым пунктом на дорогах крымских татар. (16) В нём в XVII веке сосредоточилось всё управление «украинской» службою.                  

                                                                         Галустян  Л.Л.

                                                                         (По И. Кулегаеву

«Путеводитель по Белгороду»,

Харьков –1911г.)

Задания.

I.

  1. В каком предложении выражена основная мысль автора?
  2. Определите стиль и тип речи текста.
  3. Укажите предложения с причастным оборотом. Напишите номера предложений. Сделайте синтаксический разбор одного из них.
  4. Произведите морфологический разбор одного из причастий.
  5. Укажите предложения  с вводными словами и вводными конструкциями.
  6. Укажите одно из предложений с составным глагольным сказуемым.
  7. К какой части речи относится слово «неожиданно»? (Предложение 5).
  8. Объясните постановку тире в 3 и 4 предложениях (графически).
  9. Выпишите из предложения 5 словосочетание, в котором использована связь примыкание.

II.

Напишите, какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст?

Примечание. Объём сочинения не менее 150 слов.

Приложение 2.

8,9 классы

Прошлое города Белгорода.

(1)Некоторые данные говорят за то, что Белгород переменил три места, ища наиболее удобное в смысле защиты от татар. (2) Так, в книге «Большого чертежа» сказано: «А Белгород стоял на Донце, на Белой горе, на правой стороне Донца, а после Литовского разорения (какого - неизвестно) перенесён на другую сторону Донца… от старого городища на 380 сажень, стоит на низком месте».

(3) Между прочим, одно из мест, занимавшихся Белгородом, представляло полуостров при впадении реки Везелицы в Донец (юго-восточный угол теперешнего Белгорода). (4) Тут был основан и первый мужской монастырь. (5) Место это было, по-видимому, малодоступное, так как с востока оно граничилось Донцом, имевшим очень болотистый берег со стороны города (теперь это болото перерезано и часть засыпано железною дорогою), а с юга – «харьковскою горою», на которой были устроены сторожевые курганы для наблюдения за степью, западная часть города тогда выходила в песчаную и луговую долину, а с севера (Меловые горы) нападения не предполагалось.

(6) В XVII веке и до половины XVII-го, когда Новороссийский край стал присоединяться к России, Белгород считался важною крепостью. (7) От Белгорода по направлению к Оке и Дону был создан целый ряд укреплений. (8) Почти непрерывная цепь городков, острожков, засек составляла так называемую «Белгородскую черту», которая ограждала Русское государство от набегов крымцев (с юга) и ногайцев (с востока). (9) При первой опасности вся эта сторожевая линия подымалась на ноги: скакали гонцы от сторожи к стороже, из городка в городок. (10) Всё вооружалось, усиливались дозоры, а уездные жители по «опасным вестям» (гонцов) с жёнами и детьми бежали в города.

(11) В самом городе также принимались решительные меры к отпору врага: «росписывались служилые и жилецкие люди по местам, где кому в осадное время быть», изготовлялся по городу весь боевой наряд (артиллерийский), а также  колья каменья; караулы по городу и вокруг него стояли день и ночь «крепко и усторожливо, чтобы татаровья их сонных не скрали».

(12) Из сказанного видно, что Белгород в те времена имел военное значение.

(13) В XVII и XVIII веках пустопорожние земли в Белгородской области стали раздаваться за службы воеводам и князьям, правившим Белгородом. (14) Эти розданные   земли заселялись крестьянами и стали обрабатываться, а леса вырубаться. (15) Москва высылала сюда неугодных ей бояр и мятежных стрельцов, наделяя их землями и лесом.

(По И. Кулегаеву)

Примечание. Иван Кулегаев в 1911 году выпустил книгу «Путеводитель по Белгороду».

Задания.

        А1.  В каком предложении выражена основная мысль    автора?

1) 11;        2) 9;         3) 5;         4) 6.

        А2.   Определите стиль и тип речи текста.

  1. Научный стиль, рассуждение;
  2. Публицистический стиль, повествование;
  3. Художественный стиль, описание;
  4. Научный стиль, описание.

А3.   В каком предложении автор использует языковые (неконтекстные) синонимы?

1) 2;           2) 5;         3) 8;       4) 11.

А4.  Укажите предложение, в котором есть вводное слово.

1) 1;           2) 4;          3) 5;       4) 9.

А5.  Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством

1) 13;        2) 12;         3) 15;      4) 14.

А6.  Укажите бессоюзное сложное предложение

1)1;           2) 3;           3) 9;        4) 10.

А7.   Среди предложений 5-7 найдите слово с чередованием гласной в корне. Запишите его.

А8.  Какое языковое средство выразительности не используется в этом тексте?

  1. Вводные слова;
  2. Сложные предложения;
  3. Фразеологические обороты;
  4. Ряды однородных членов.

II.

Напишите сочинение о военном прошлом родного края, опираясь на события ВОВ (1941-1945гг).

    Примечание: объём сочинения не менее 150 слов.

Приложение 3.

Белгородский Святитель.

        (1) Святитель Иосаф, болея нуждами бедных и обездоленных судьбою людей, помогал им не только деньгами, но и предметами первой необходимости. (2) Он узнавал нужды бедняков и лично навещал последних, давая им духовную и материальную помощь. (3) В зимнюю стужу Святитель, горевший любовью к неимущим и сиротам, покупал дрова на базаре, сам колол по ночам и отправлял к нуждающимся. (4) Одна почтенная старица рассказывала, что она помнит тот низенький одноэтажный домик в городе Белгороде на Сергиевской улице на углу против Сергиевской церкви, к порогу которого Святитель Иосаф приносил дрова, так как мать проживавших в названном  доме малолетних детей была больна.

        (5) Он вёл строго аскетическую жизнь и не скоплял имущества.(6) В описи имущества, которое осталось после его смерти, видим весьма мало собственных вещей: книги, немного платья, часы, серебряная ложечка, аптечка и денег семь рублей, девять талеров и червонных, которые и израсходованы на устройство гроба и раздачу нищим. (7) Погребение Святителя совершено, за отсутствием собственных средств почившего, на счёт архиерейского дома.

        (8) Любовь его к ближним была всегда горячею и неустрашимою ревностью об их вечном спасении, а в отношении к страждущим, обездоленным становилась безграничным милосердием до готовности всё отдать им, ничего не оставляя себе.

(Из книги С.Булгакова «Житие, подвиги и чудеса Святителя Иосафа»,

Курск – 1919г)

Задания.

I.

  1. Провести смысловой анализ текста.

1.

2.

3.

4.

    II.     Определить средства связи предложений и средства выразительности, которыми пользуется автор в тексте.

        1.

    2.

    3.

  1. Фонетика. Графика.

    1.

    2.

    3.

  1. Разбор слова по составу.

   1.

   2.

   3.

  1. Морфология.

  1.

  2.

  3.

  1. Синтаксис. Пунктуация.

  1.

  2.

  3.

  4.

  5.

II.

Написать сочинение на тему…

Примечание: объём сочинения не менее 150 слов.

Приложение 4.

Торговля и промышленность г. Белгорода.

(Данные за 1909 год, составленные торговой депутацией городской думы).

        (1) В Белгороде особенно сильно развивалась торговля хлебом: здесь много, кроме торговых помещений для «ссыпки» хлеба, комиссионеров и маклеров, занимающихся исключительно покупкою по имениям зернового хлеба и перепродажею его на Либаву, Одессу и Ростов. (2) Для местных «ссыпок» работают в базарные дни, покупая хлеб небольшими партиями у крестьян в зерне и муке, так называемые «кулаки»-мещане–шибаи (прасолы). (3) Существуют три ярмарки: одна от 4 по 11 мая, другая 29 июня и третья 15 августа. (4) Первая ярмарка (от 4-11 мая) когда-то была одной из наиболее крупных. (5) В этот период времени совершался крестный ход из белгородского мужского монастыря в село Устинку с иконою святого Николая Ратного. (6) На это время съезжалось очень много как торговцев (москвичей), так и окрестных землевладельцев и крестьян.

        (7) За последние годы разрослась торговля яйцами. (8) Существует несколько яичных складов, из которых наиболее крупными являются братьев Барсельман (англичане) и Кравцова.

        (9) Из промыслов и ремёсел в городе развито кузнечное (более 20 кузниц), сапожное и кожевенное. (10) Существует до 10 пряничных и дешевых конфетных заведений: 11 булочных, чулочное мастерство (ручное вязание чулок) и вязание сетей, а также иконописное, приготовление искусственных цветов и «писанок» к Пасхе (это в женском монастыре).

        (11) Есть в городе несколько небольших пасек (у начальных учителей), и несколько зажиточных мещан (шибаев) заняты скупкой мёда, щетины, вощины и холста.

        (12) На городской земле, прилежащей к Белгороду (в северной части),  – громадный меловой завод Ямпольских («Горное товарищество» занято добычей мела в 30 верстах от Белгорода), вырабатывающий до 2 ½  миллионов пудов мела молотого и в кусках. (13) 4 кирпичных завода (в той же части города) приготовляют ежедневно до 3 миллионов кирпича. (14) На скотобойном городском заводе забивается ежедневно до 30000 голов различного скота.

        (15)Торговых помещений в городе около 1000. (16) Мануфактурные сосредоточиваются в гостином ряду и в последнем квартале ул. Императора Николая II. (17) Мелкие черно-бакалейные лавки (около 120) имеются в каждом квартале. (18) Более 10 часовых и ювелирных мастерских.

(И. Кулегаев «Путеводитель по Белгороду»,

Харьков –1911г)

Приложение 5.

Бытовые сценки из жизни Белгорода.

(1) Теперь мы в Белгороде. (2)  Здесь праздник и ярмарка, а потому и довольно шумно. (3) Въезд в город очень изрядный: 14 или 15 церквей делают хороший вид. (4) Мы нашли постоялый дом. (5) Какая редкая сцена пред нашими окошками! (6) Дорого бы за неё заплатил какой-нибудь древний вельможа-римлянин, а нам она ничего не стоит. (7) Два человека, пьяный старикашка, а другой - молодой трезвый парень, неизвестно за что поссорились,  и дело дошло до драки. (8) Подобно двум разъярённым атлетам,  вцепились они в волоса друг другу, глаза их сверкали. (9) Молодость взяла верх и повалила на землю старость, однако и старость не плошала и до тех пор не выпустила из рук волос своего победителя, пока не пришло несколько человек их разнять. (10) Вряд ли история гимнастических игр имеет столь славный пример единоборства, какой случился в Белгороде подле женского монастыря.

        (11) Вот ещё диковинка в Белгороде. (12) На пути к знакомым, к моему удивлению, я не приметил ни одной собаки (а в Украине и в самом Харькове нет от них отбою!) (13) Слышу беспрерывный крик петухов, но лай собак ни разу не доходил до ушей моих!

        (14) Когда мы выезжали из Белгорода, многие с приметным добродушием снимали нам шляпы, как будто бы жалели о нашем скором отъезде. (15) Тут пришло мне на мысль, что если бы сидели мы не в роскошном дормезе, а в повозке, то нас бы никто не заметил. (16) Кто что ни говори, много или мало, красно или просто, а побрякушки, пока существует мир, в глазах людских будут иметь первое достоинство. (17) Перестаньте, мудрецы! (18) Без фарсов и вы невидимка.

(По Маслович В.Г. «Старый Белгород»,

издательство «Везелица». Белгород – 1992г)

Примечание. Маслович Василий Григорьевич свои дорожные впечатления во время путешествия из Харькова в Петергбург изложил в виде серии писем.

Задания.

I.

  1. В каком предложении автор использует сравнение?

1) 2;       2) 3;       3) 7;     4) 8.

  1. Определите стиль и тип речи текста.
  1. публицистический стиль, описание;
  2. художественный стиль, повествование;
  3. разговорный стиль, рассуждение;
  4. деловой стиль, повествование.
  1. Докажите, что это текст.
  2. Среди предложений 11-14 укажите предложение с вводными словами.
  3. Подберите синоним к слову изрядный из     предложения 3.
  4. Среди предложений 11-14 укажите сложное предложение, в состав которого входит определённо-личное.
  5. Какой стилистический приём использует автор данного текста.
  6. Среди предложений 1-6 укажите предложение с приложением.
  7. Сделайте синтаксический разбор предложения 3. Составьте его схему.

II.

        Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора, выраженную в предложениях 15,16?

    Примечание: объём сочинения не менее 150 слов.

Приложение 6.

В Белгороде.

        (1) С 1898 года наша семья жила в Белгороде, маленьком городке, замечательном тем, что на 25 тысяч жителей приходилось 25 церквей. (2) С восточной стороны близ города протекает Северный Донец. (3) Он извивается среди заливных лугов и высокого камыша. (4) На воде – прекрасные желтые кувшинки и белые водяные лилии. (5) С запада к городу подступают склоны меловых гор, расположенных амфитеатром. (6) В солнечные дни они сверкают ослепительным блеском.

        (7) Отец с увлечением стал изучать и наблюдать эту природу. (8) С утра он брал этюдник, мольберт, большой белый зонт и уходил на целый день работать. (9) Иногда он писал этюд за один день, иногда два этюда за три дня. (10) Этюды были очень разнообразны по сюжету, композиции, переданному в них освещению и послужили художнику ценным материалом для картин, изображавших окрестности Белгорода.

(По Феддерсу Г. Ю. «Старый Белгород»)

Задания.
Составьте вопросы по данному тексту (7-10)

Приложение 7.

Савино.

        (1) Сегодняшний микрорайон Савино в 18 веке звался «Саввина слобода» или «Айгустово» в честь Саввы Васильевича Айгустова.

        (2) Айгустов С.В. (дата рождения и смерти не установлена) – генерал-майор, командир Белгородского пехотного полка, сподвижник Петра I.

        (3) Пехотный полк Айгустова участвовал в боях со шведами в Северной войне. (4) В 1701-1702 годах Белгородский пехотный полк принимал участие в военных действиях. (5) Полковник Айгустов был ранен. (6) После осады Митавы Пётр I назначил его командиром Митавского замка. (7) Бригада Айгустова отличилась в Полтавской битве. (8) 13 июля 1709 года ему было присвоено звание генерал-майора.

        (9) В 1711 году Айгустов С.В. был обвинён в том, что во время военного перехода по Речи Посполитой его воины разорили населённый пункт. (10) 16 марта он был арестован. (11) Больше года длилось следствие. (12) Вина генерал-майора доказана не была.

Задания

I.

  1. Определите стиль текста.
  2. Докажите, что это текст (перечислите признаки текста).
  3. Выпишите предложение 2, графически объясните постановку тире.
  4. Среди предложений 3-6 найдите простое нераспространённое предложение с составным именным сказуемым. Укажите его номер.
  5. Определите тип придаточного предложения и постройте схему предложения.
  6. Из предложений 1-2 выпишите слово, соответствующее схеме                                      

Определите способ словообразования этого слова.

  1. Выпишите контекстуальные синонимы из предложений 3,4.
  2. Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью управление.

II.

        Напишите сочинение о памяти, достойной уважения.

       Примечание: объём сочинения не менее 150 слов.

Приложение 8.

Курская битва.

        (1) В летопись Великой Отечественной войны нашего народа с немецко-фашистскими захватчиками золотыми буквами вписана битва на Огненной дуге. (2) По своим масштабам, ожесточённости, по массированному применению новой боевой техники и привлечению колоссального количества людей она не имеет себе равных в мировой истории. (3) Маршал Г.К. Жуков писал: За всю историю войн это, несомненно, была самая крупная битва».

        (2) В битву под Курском на разных этапах было вовлечено с обеих сторон свыше 4 миллионов солдат и офицеров, около 70 тысяч орудий и миномётов, 13 тысяч 700 танков и самоходно-артиллерийских установок, до 12 тысяч боевых самолётов.

        (5) Эту битву по праву называют величайшей танковой битвой периода второй мировой войны, так как главные стратегические задачи с обеих сторон решали бронетанковые войска.

        (6) День и ночь бушевал здесь, на нашей земле, огненный смерч. За 50 дней курской битвы гитлеровцы обрушили на наши войска около 500 тысяч снарядов и бомб. (8) Дневная норма их расхода была доведена до 9-10 тысяч тонн на ограниченных участках фронта. (9) Вот почему Курский выступ получил в истории название «Огненной дуги»

        (10) «В течение нескольких часов сотни танков превращались в металлический лом, - отмечает Главный Маршал бронетанковых войск А.Х. Бабаджанян.(11)- Земля стонала от разрыва снарядов, авиационных бомб и грохота танков. (12) В небе непрерывно находились сотни самолётов, шли ожесточённые воздушные бои. (13) От чёрных туч пыли, поднятой танками, взрывов артиллерийских снарядов, авиационных бомб и копоти горевших машин земля и небо стали мрачными. (14) Исчезла линия фронта, скрылось солнце, его раскалённый диск еле пробивался сквозь мглу».

        (15) За ратные подвиги, стойкость более 100 тысяч солдат и офицеров награждены орденами и медалями, а свыше 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

(А.С. Стеценко «На Огненной дуге»)

Задания.

I.

  1. Какова основная тема этого текста?
  2. Определите стиль и тип речи текста.
  3. Среди предложений 1,3,4 укажите предложение с фразеологизмом.
  4. Укажите, к какой части речи относится слово привлечению (предложение 2)
  5. Из предложения 10 выпишите предлоги.
  6. Из предложения 5 выпишите словосочетание, в котором используется связь управление.
  7. Среди предложений 1-4 укажите предложение с вводным словом.
  8. Среди предложений 4-9 укажите сложноподчинённое.
  9. Из предложения 2 выпишите слово, соответствующее схеме

II.

        Напишите сочинение-рассуждение. Согласны ли Вы с мнением, что, «не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем»?

    Примечание: объём сочинения не менее 150 слов.

Приложение 9.

Ими гордится Белгородчина.

        (1) С Белгородом, Белгородчиной связаны имена выдающихся деятелей отечественной культуры и науки. (2) Великий актёр, основоположник русского реалистического театрального искусства Михаил Семёнович Щепкин родился в селе Красном (ныне Яковлевский район), в Белгороде он учился.

        (2) Уроженцами Белгородчины являются прославленный герой Отечественной войны 1812 года, поэт-декабрист В.Ф. Раевский, философ-просветитель, поэт-журналист Н.В. Станкевич. (4) В ряду имён, которыми гордится белгородская земля, имя гения инженерного искусства Владимира Григорьевича Шухова. (5) В.Г. Шухов признан первым и единственным автором крекинг-процесса получения бензина. (6) Подлинным образцом инженерного искусства явилась гиперболоидная радиобашня Шухова, построенная на Шабаловке в Москве в 1921 году. (7) С неё впервые в нашей стране были начаты регулярные радиопередачи, а с 1945 года – телевизионные.

        (8) Белгородцы гордятся своим земляком, выдающимся полководцем Николаем Фёдоровичем Ватутиным. (9) Сын крестьянина из села Чепухино (ныне Ватутино) Валуйского района, он прошёл путь от солдата до генерала армии. (10) Ярко раскрылся полководческий талант Ватутина в годы ВОВ. (11) Полководец блестяще воевал под Сталинградом, участвовал в Курской битве.

        (12) Интересна судьба Владимира Полиевктовича Костенко. (13) Окончив с золотой медалью в Белгороде гимназию, он стал воспитанником технического училища Морского ведомства в Кронштадте. (14) Плавал на броненосце «Орёл» (15) В.П. Костенко стал одним из ведущих кораблестроителей страны.

        (16) Мы гордимся этими и многими другими известными белгородцами.

(«Белгород- город первого салюта»,

«Турист». Москва – 1985г).

Приложение 10.

  1. Озябла  реч(?)ка  в  ожидань(?)  льда.
  2. Ей  (не) нужны  (н?)  солнце  уж,  (н?)  ветер.
  3. Ещ(?)  колыш(?)тся,  ещ(?)  р(?)бит  вода

И  дыш(?)т  белым  паром  на  рас(?)вет(?).

  1. Д(?)ревья  зам(?)рли  в  н(?)мой  тоск(?).
  2. Д(?)кабрь  с(?)годня  вновь   д(?)ёт  пр(?)машку.
  3. Вч(?)ра  во  сне  пр(?)ви(?)делось  р(?)ке:

Зима  ей  дарит  тёплую  рубашку.

(Владимир Чурсин

«Берёзка на ветру звенела…»)

Примечание. Владимир Чурсин – наш земляк, поэт, проживающий в посёлке Прохоровка.

Задания.

I.

  1. Основная мысль этого стихотворения?
  2. Какие средства художественной выразительности использует автор?
  3. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните их написание (обозначьте орфограммы)
  4. Сделайте синтаксический разбор предложения 3, составьте схему.
  5. Укажите бессоюзное сложное предложение, составьте его схему.
  6. Среди предложений 4-6 укажите слово, соответствующее схеме    
  7. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью управление.

II.

        Напишите сочинение об изменениях в природе, их причинах.

    Примечание: объём сочинения не менее 150 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка, литературы, литературного краеведения

Представлена мини-статья на тему использования компьютерных технологий на уроках, также разработка урока с использованием компьютерных технологий на тему "Вводные конструкции и знаки препинания на них...

Краеведение на уроках русского языка и литературы.

В статье обобщен собственный опыт работы по краеведению, и предлагаются различные формы работы по данной теме....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В данной работе определены цели и задачи изучения краеведческого материала в школе, определены виды и формы работы по краеведению. Поэтапное включение краеведения в проц...

Модуль по русскому языку "Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка"

Краеведение на уроках русского языка являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышени...

Использование дидактического материала по краеведению на уроках русского языка

Данная интерактивная презентация включает в себя дидактический материал на основе материалов по родной Якутии. Данный материал можно использовать в 5, 6, 7 классах.https://cloud.mail.ru/public/Cv2y/Wh...

Статья на тему:«Использование материалов краеведения на уроках математики в 5-6 классах, как факторы повышения воспитания и духовности учащихся в окружающем микромире»

Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. В зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах учебного занятия....