Изучение регионального компонента на уроках истории в 9 классе
учебно-методический материал по истории (9 класс) по теме

Гусева Надежда Геннадьевна

Выступление с областного семинара по вопросам изучения регионального компонента. В нём дана краткая аннотация к урокам по изучению вопросов регионального компонента, а также раскрыты некоторые методы и приёмы проверки знаний обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение регионального компонента на уроках истории в 9 классе

Для того чтобы была возможность “переродиться”, стать мудрее, начать дорожить своей Родиной, надо, как мы можем согласиться с академиком Лихачёвым, открыть в себе любовь к семье, городу, краю, а из этого воскреснет и любовь к стране, культуре, языку.

На протяжении ряда лет большое внимание уделяю изучению истории родного края, привитию любви к малой Родине. Далёкое и недавнее прошлое Урала содержит немало героических и трагических страниц, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область реальных исторических представлений

В основной школе включение национально-регионального материала приобретает систематический характер, и изучение истории родного края синхронизируется с изучением  курсов истории России и всеобщей истории по историческим эпохам (древность, средние века, новое время, новейшее время).

Цели уроков:

Развитие  интереса к истории своего края, воспитание чувства уважения к его историческому прошлому, воспитание патриотизма.

Нами разработано тематическое планирование изучения регионального компонента на уроках истории.

Обращаю  внимание на уроках истории  к субрегиональному материалу, к изучению истории и повседневной жизни  района, города, села.  Включаю в курс истории местный материал – Казаки Пластовского района, Наше село- история и современность. Предприятия села и другое.

Близкие для учеников факты, проектные работы, в ходе которых дети ищут источники, встречаются  с очевидцами событий, редактируют собранное, обращаясь к достоверным источникам, позволяют школьникам ощутить себя

творцами истории, а значит формировать активную жизненную позицию, которая всем нам очень необходима.

Подробнее хочу остановиться на том, как изучаю вопросы регионального компонента на уроках по истории России в 9 классе.

В тематическом планировании предусмотрено 5 отдельных уроков по истории родного края и на 10 уроках включаются вопросы краеведческой направленности.  

Каким образом провожу такие уроки?

В  теме «Россия в 1917-1919гг» по тематическому планированию рассматриваются вопросы об установлении Советской власти в нашем крае, городе, селе, о ходе гражданской войны на Урале. В связи с тем, что  важные вопросы по истории края данного периода изучены, отдельный урок по теме: «Южный Урал в 1917 -1920 году» провожу в форме урока – семинара. Здесь учащиеся могут высказать и аргументировать  свою точку зрения по сложному периоду истории, Ребята учатся сравнивать, соотносить события российской и региональной истории, выполняют задания творческого характера.

В теме «Советская Россия, СССР в 20 – 30-ые годы» на трёх уроках включены вопросы регионального компонента. Вопрос об экономике Южного Урала в 20-ые годы объясняю школьникам сама, при изучении вопросов индустриализации и коллективизации в нашем крае даю ребятам опережающее индивидуальное задание,  изучаем, как образовался колхоз в нашем селе, используя материалы, собранные в школьном музее.

На уроке развиваю умение анализировать источники, выделять главное в их содержании, аргументировать свою точку зрения, готовить и рецензировать сообщения на основе газетных статей, данных исследовательской поисковой работы, имеющиеся в школьном музее. В конце урока провожу обобщающую беседу.  

В теме: «Великая Отечественная война» - провожу урок-конференцию  «Трудовой вклад  южноуральцев в победу над фашистскими захватчиками». Готовясь к нему, учащиеся самостоятельно приобретают знания, что способствует   более активной познавательной работе ребят, когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают для себя уже известные факты и события прошлого и закономерности окружающей жизни. Кроме того они используют материалы из школьного музея: о земляках – тружениках тыла, борисовчанах – участниках войны, а также проводят исследовательскую работу, готовя материал о своих родных в годы войны. Ребята пишут реферат на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» или готовят презентацию по этой же теме. Данное задание является обязательным для всех учащихся класса. Благодаря такой работе школьники понимают, что история – это история людей, у них развивается любовь к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

 Урок по теме: «Южный Урал в середине 60-х – середине 80-х годов» - комбинированный. При изучении пятого вопроса плана, использую фотографии нашего села в 60-80-ые годы, рассказываю, как изменялось село, рассматриваем вырезки из газеты «Знамя Октября», говорим о положительных достижениях села и имеющихся проблемах. Невозможно не использовать на этом уроке воспоминания односельчан, родителей, бабушек и дедушек ребят.  Пока живы свидетели событий мы можем и должны использовать их впечатления о том времени, в котором они жили и живут. Важным считаю изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей – земляков и членов семьи, изучение повседневности -  обыденной жизни с её живыми подробностями.

Урок «Южный Урал на рубеже веков» - урок-практикум.

   Таким образом, при работе с девятиклассниками использую сочетание письменных источников и свидетельств современников (так называемой «устной истории»). Это особенно важно для нас, жителей села, так как обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям. Стараюсь, чтобы в процессе диалога вырабатывалась нравственная оценка событий. Всё это позволяет персонифицировать историю своего края, района, села.

При изучении вопросов краеведческого содержания стараюсь построить уроки таким образом, чтобы не только дать учащимся знания, но и проверить их усвоение. Считаю, что обойтись без этого  невозможно. Провожу фронтальный и индивидуальный опрос.

Большое внимание уделяю индивидуальной самостоятельной работе учащихся.  По наиболее интересным или спорным проблемам ребята готовят сообщения, проекты,  при желании с презентацией. Например,

«Поход Ермака в исторической памяти народа»

«Быт мастеровых и работных людей на уральских заводах»

«Памятники уральской архитектуры 17 -18 века»

«П.С. Паллас – руководитель Оренбургской экспедиции»

«Андрееюльевск: вчера, сегодня, завтра»

«Казаки Пластовского района».  

Хочу остановиться на том, как проверяю знания ребят:

Личности.  Учащиеся знакомятся с историческими личностями  и их ролью в истории нашего края. Вот способы, при помощи которых проверяю знания этих личностей.

Даты. Без знания дат – нет истории. Провожу хронологическую разминку, хронологические диктанты, использую игровые способы проверки дат, задания на установления соответствия.

При проверке знаний использую также  познавательные игры, исторические задачки, составление и отгадывание кроссвордов. Кроссворды использую небольшие, сравнительно легкие, как в составлении, так и в отгадывании. Такие кроссворды нравятся учащимся, они с ними активно работают.

При изучении стремлюсь индивидуализировать процесс обучения, предлагая различные задания: одному подготовить сообщение на определённую тему, другому – поработать со словарём, третьему написать небольшое сочинение, синквейн.

В ходе изучения вопросов краеведческого характера происходит актуализация и обогащение исторического сознания школьников знанием истории своего края, его традиций и достижений культуры. У школьников воспитывается чувство уважения, чувство любви к малой родине, формируется интерес учащихся к истории уральского региона, Челябинской области, своего района, города, села, потребность в ее изучении, воспитывается национальное самосознание и уважение к другим народам и культурам. При изучении истории важно изучать субрегиональную историю.  Всё это способствует патриотическому воспитанию, по мнению Д.С. Лихачёва, способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонента на уроках истории

В статье раскрыт методический подход учителя к реализации регионального компонента на уроках истории в вечерней школе, представлен отбор материала, позволяющего наметить основные тенденции историческо...

Использование национально-регионального компонента на уроках истории.

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001595 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001579 P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование краеведческого материала на уроках истории и общество...

Использование регионального компонента на уроках истории

Основной целью использования регионального компонента на уроках истории является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углуб...

Использования регионального компонента на уроках истории, обществознания и во внеурочной работе (из опыта работы).

Планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания  способствует  укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли....

региональный компонент на уроках истории

региональный компонет  на уроках истории, Амурская область...

Стендовый доклад "Самообразование педагога при изучении регионального компонента на уроках математики в условиях реализации ФГОС".

Цель и задачи самообразования педагога по данной теме:- расширение и углубление  теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений в свете с...

Региональный компонент на уроках истории."Амурская хронология"

Формирование представлений о историческом развитии региона, и присоединение его к России....