региональный компонент на уроках истории
проект по краеведению

Симонова Елена Александровна

региональный компонет  на уроках истории, Амурская область 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ на уроках истории и обществознания

 РФ - трехкомпонентная модель построения содержания общего образования
федеральный,
национально-региональный,
школьный

Все три компонента имеют ряд общих принципов:

    — направленность на достижение основных целей и задач преподавания истории как школьного предмета: образование, развитие, социализацию личности;

 — системность (каждый из компонентов может полноценно работать только во взаимодействии с другими);  

— соответствие содержания, формы изложения материала и учебной деятельности возрастным возможностям, потребностям и интересам школьников. РК

 — это часть содержания предметов базисного учебного плана, включающая материалы о регионе (региональные компоненты дисциплин, входящих в федеральный компонент базисного учебного плана); региональные учебные дисциплины, в которые входит местный материал. Региональный компонент отражает национальные и региональные особенности конкретного субъекта РФ.

в социально-гуманитарных учебных предметах (образовательной области «Обществознание») на изучение регионального компонента содержания образования должно выделяться не менее 10—15% учебного времени.

Цель Р(НР)К ГОС

культурация личности - приобщение индивида к культуре, в процессе которого
социальное содержание становится индивидуальным; формирование индивидуальной культуры личности; взаимодействие личности с разноуровневыми пластами культуры;
становление человека как субъекта жизнедеятельности и культуротворчества.

Задачи Р(НР)К ГОС:

а) раскрытие исторических явлений и процессов на близком и ярком материале, развитие интереса к истории;

б) осознание учеником того, что его жизнь и жизнь его семьи, города или села, края — часть истории и на этой основе — формирование гражданственности;

в) развитие творческих способностей школьников на основе поисковой деятельности, изучения многообразных источников по истории края;

г) воспитание уважения к истории и культуре народов, живущих на территории края, толерантного отношения к убеждениям других людей (преподавание региональной истории не должно формировать представления о превосходстве одной нации, этнической группы над другими) о способах сочетания общего и регионального материала на разных ступенях обучения:

на первом этапе изучения истории целесообразно начинать с локального, близкого и обозримого материала, постепенно переходя к истории страны;
на основной и старшей ступенях региональная история может изучаться в контексте истории России или всемирной истории, равно как и в специальных курсах.

Принцип краеведения позволяет

учителю на основе „локальной“ учебной программы расширять кругозор ребенка до масштабов родного села, города, до масштабов уезда, губернии, страны, наконец, мира, опираясь на наиболее прочную из „опор“ обучения — личный опыт ребенка.

ученикам объяснить окружающую действительность, как „живую“, интересную и полезную историю, знание „для себя“. „Чужой опыт“, отраженный и систематизированный в науке, „сливается“ с „собственным опытом“, естественно образовывая, „культивируя“ растущую личность.

Содержание Р(НР)К

1. Изучение локальных аспектов истории и культуры
работа с разнообразными и уникальными источниками: семейные реликвии, районные и городские библиотеки, школьные и краеведческие музеи, местные архивы и т. п.

 2. развитие поисково-исследовательских умений школьников: наблюдения, сбора и обработки, анализа и интерпретации фактов прошлого и др. (превращает школьника в активного субъекта)

3. изучение биографий обычных людей, истории повседневности.  (проблемы социальной, семейной, религиозной, культурной жизни личности и общества).
4. Изучение локальных аспектов истории и культуры с гуманистических позиций.

РК по Амурской области:

Образовательные задачи:
1.      Формирование у школьников Амурской области целостного представления об историческом прошлом поликультурного региона в контексте мировой и общенациональной истории.
2.      Подведение учащихся к самостоятельным оценочным выводам:
а) о культурно-историческом вкладе истории амурского региона в общероссийское и мировое наследие;
б) о современном состоянии региона и перспективах его развития.

Воспитательные задачи - воспитание ценностно-ориентированной личности:
     а) гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими;
     б) способной к разностороннему самоопределению;
     в) самореализации в социокультурных условиях региона на основе идей гуманизма, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, населяющих Амурскую  область.

Развивающие задачи - формирование познавательных умений, способствующих:
     а) локализации фактов региональной истории на картах Амурской области, России и мира;

     б) образной реконструкции прошлого «малой родины» на основе разных видов источников;

     в) сопоставлению фактов региональной истории с общероссийскими и мировыми, выявлению их сходства и особенностей, объяснению причин регионального своеобразия;

     г) критическому анализу источников, определению авторских суждений по поводу спорных фактов региональной истории и культуры, объяснению этих расхождений;

     д) формированию собственного оценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, его аргументации, ведению диалога на принципах взаимоуважения равноправия и толерантности. нормативно-правовая база регионального компонента стандарта образования Амурской области.

Тематика РК по истории

Тематика уроков

Класс

Соответствие с линейкой преподавания истории, название периода и хронологии

Интернет ресурсы и литература, метопредметные связи

Тропа динозавров,

Архаринский «Ванюша»

Виртуальное или реальное посещение музея динозавров в г.Благовещенске

селемджинская культура

Стоянки талаканской культуры 

5

 Древний мир

Период от древности до середины V в. Н.э.

http://www.amurvisit.ru/place/blagoveshchensk/1397.html 

https://dv.land/spec/mify-ob-amure 

Народы проживающие на берегах Амура

Михайловская культура

Джурджени, Мохе , Дауры, Ненцы

Их промыслы, сказки  и быт

Пленение Чингисхана на 8 лет на территории области. Монголы,

Взаимодействие с соседями

Археологические раскопки на территории области

6

V-XV вв. период средних веков.

https://bigenc.ru/geography/text/5606742 

Первые русские путешественники: Поярков, Москвитин, Хабаров

Албазинское воеводство

Нерченский договор –власть у манжуров

 

7

XVI-XVII вв.

https://www.rgo.ru/ru/article/put-k-amuru-ekspediciya-erofeya-habarova 

Разрушение русских крепостей и острогов

Амур под властью династии Цин

Русские школы в Пекине

Запустение земель , коренные народы

8

XVIII в.

http://xn--80afg3aiou.xn--p1ai/sources/history/ 

Ослабление манжурского Китая

Русские переселенцы на Амуре

Муравьевский век на Амуре

Айгуньский договор

Пекинский договор

Амурская губерния

Управление и поблажки царя

Первые поселения и их история

Духовная свобода

Бизнес, добыча полезных ископаемых , взаимодействие с соседями

«Амурская колесуха»

9

IX в. До первой мировой войны

https://www.amurobl.ru/pages/amurskaya-oblast/o-regione/istoriya/prisoedinenie-priamurya-k-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka-novaya-stranitsa-v-istorii-regiona/ 

https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=4542 

Участие губернии в 1 мировой

Революция на Амуре

Гражданская война, создание ДВР, ннтервения  и  период НЭПа

Гулаг , индустрилизация, коллективизация

Имена на карте области, откуда они и что за герои их носили

Тыл во время ВОВ

Победа над Японией, какой вклад внесла Амурская обалсть.

Памяти павших

Г.Райчихинск

10

XX в. Первая половина до 1914-1945г.

 https://www.amurobl.ru/   

Востановление народного хозяйства на Амуре

Период оттепели

Соя, золото уголь полезные ресурсы области

Период застоя

Спортивные достижения области

Получение ордена  Ленина за какие заслуги.

 Афган

Гидроэлектростанции

Экономика современности

Управление и подчинение

11

XX-XXI с 1946 до современности

Итоги


1. В практической деятельности руководствоваться следующими документами:
Концепцией регионального компонента государственного стандарта общего образования Амурской области.

2. Обеспечить реализацию принципа систематичности, состоящего в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческого материала на разных ступенях обучения, т.к. введение регионального компонента в образовательный процесс не должно носить фрагментарный характер.
3. Создать банк данных учебно-методической литературы по региональной тематике.

4. Работать над повышением профессиональной квалификации педагогов по реализации регионального компонента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение регионального компонента на уроках истории в 9 классе

Выступление с областного семинара по вопросам изучения регионального компонента. В нём дана краткая аннотация к урокам по изучению вопросов регионального компонента, а также раскрыты некоторые методы ...

Использование регионального компонента на уроках истории

В статье раскрыт методический подход учителя к реализации регионального компонента на уроках истории в вечерней школе, представлен отбор материала, позволяющего наметить основные тенденции историческо...

Использование национально-регионального компонента на уроках истории.

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001595 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001579 P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование краеведческого материала на уроках истории и общество...

Использование регионального компонента на уроках истории

Основной целью использования регионального компонента на уроках истории является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углуб...

Использования регионального компонента на уроках истории, обществознания и во внеурочной работе (из опыта работы).

Планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания  способствует  укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли....

Региональный компонент на уроках истории."Амурская хронология"

Формирование представлений о историческом развитии региона, и присоединение его к России....

Региональный компонент на уроках истории."Амурская хронология"

Формирование представлений о историческом развитии региона, и присоединение его к России....