Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Грицкова Людмила Геннадьевна

Рабочая программа к учебнику Вигасина А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_5_kl.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 5-го класса по учебнику:

Вигасин А.А. «История Древнего мира» 5 кл, М., «Просвещение».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики  каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).    

Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности,   создать  более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

         В цели курса входит:

-Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

-Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;                              

-Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные формы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий- буддизма и христианства);

аскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов в древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

 

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

- умения дискутировать и отстаивать свои взгляды;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко- географических объектов;

- умения анализировать исторический источник;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова.


Планирование составлено с учетом достижения определенных результатов обучения, которые сформулированы в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и полностью соответствует стандарту и целям изучения истории.



Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  1.  основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
  2.  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  3.  изученные виды исторических источников;

уметь

  1.  определять последовательность и длительность важнейших событий древней  истории;
  2.  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  3.  читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4.  рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  5. использовать приобретенные знания при написании творческих работ
  6. выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  7. группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  8. объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  9. выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  10. определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  11. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
  12. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
    - высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
    - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Формы контроля: словарные диктанты, тесты, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.

Раздел

Знать и уметь

Жизнь первобытных людей.


  1. уметь правильно употреблять и объяснять исторические термины;
  2. уметь анализировать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей;
  3. понять то, что земледелие и скотоводство – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;
  4. уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Народы и государства Древнего Востока.

  1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации;
  2. Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп: земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов Древнего Египта;
  3. Знать о важнейших открытиях и достижениях финикийцев, древних евреев, ассирийцев, жителей Персидской державы и Древней Индии, Китая;
  4. Уметь работать с исторической картой, текстом учебника; сравнивать природные условия и географическое положение разных стран, их политическую историю.


Древняя Греция.

  1. Основные направления греческой колонизации, причины возникновения греческих полисов;
  2. Причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;
  3. Распространение греческой культуры в странах Древнего Востока;
  4. Уметь работать с исторической картой на основе текста учебника и документа;
  5. Давать характеристику участников исторических событий, их деятельности.

Древний Рим.

  1. Местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;
  2. Историю образования Римской державы и деятельности императоров Восточной Римской империи;
  3. Историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;
  4. О возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви;
  5. Начать формирование умения составлять сложный план параграфа, составлять рассказ, делать выводы, обобщать отдельные события.

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Цели и задачи урока

Основные факты, понятия, проблемы

Домашнее задание

Введение (1 ч)



Источники знаний по истории Древнего мира

Заинтересовать учащихся учебным предметом.

История, вещественные источники, археология, этнография.

Введение, привести примеры письменных и вещественных источников

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 ч)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели  (3 ч.)



Древнейшие люди

Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира.

Человеческое стадо, собирательство

§1, вопросы устно.



Первобытные охотники и собиратели

Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время.

Родовая община

§2



Возникновение искусства  и религии

Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей.

Религия, духи, душа, молитвы.

§3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(2 ч)



Первобытные земледельцы и скотоводы

Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания.

Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие.

§4, определения



Возникновение неравенства между людьми

Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства.

Знать, вождь, неравенство, соседская община.

§5; вопросы



Повторение

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы.



Раздел 2. Древний Восток (18 ч)

Тема 1 Древний Египет (7 ч)



Местоположение и природные условия Древнего Египта

Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.

Дельта, дамбы, каналы.

§6



Быт земледельцев и ремесленников

Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников

Фараон, крестьяне, ремесленники

§7



Жизнь египетского вельможи

Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков.

вельможи

§8,



Военные походы фараонов

Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.

Колесница, пехотинцы

§9, вопросы



Религия древних египтян

Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов.

Храмы, жрецы

§10, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа.



Искусство Древнего Египта

Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта

Пирамиды, архитектура, скульптура

§11



В Древнеегипетской школе

Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей.

Иероглифы, папирус

§12



Повторение

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.



Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)



Древнее Двуречье

Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация

клинопись

§13



Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев.

Аренда, ростовщик.

§14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?».



Финикийские мореплаватели

Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского.

Колонии

§15



Древние евреи

Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой

Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет.

§16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок.



Древнееврейское царство и его правители

Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей.

Иерихон, храм Соломона

§19, вопросы



Ассирийская держава

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.

Железо, держава.

§18, вопросы



Образование Персидской державы

Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения.

Сатрапии

§19

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)



Местоположение и природа Древней Индии

Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии.

Индия, Ганг, Инд, Гималаи

§21, прочесть легенды о Раме и Будде.



Индийские касты

Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира.

Касты, брахманы, буддизм

§21, повторить термины из словаря



Местоположение и природа Древнего Китая

Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.

конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы.

§22, вопросы



Объединение Китая

Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях.

Гунны, Великая Китайская стена.

§23, вопросы



Повторение

Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.



Раздел 3. Древняя Греция (20 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)



Природа и население Древней Греции

Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения.

Греция

§24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу.



Микены и Троя

Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.

Ахейцы, дорийцы, Троя.

§25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними?



Поэма Гомера «Илиада»

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.


§26.



Поэма Гомера «Одиссея»

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.


§27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку.



Религия древних греков

Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований.

Пантеон

§28, пересказ одного из мифов о богах.

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.)



Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике  сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства.

Полис, демос, аристократ

§29, термины.



Зарождение демократии в Афинах

Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске.

Реформы

§30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других?



Древняя Спарта

Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью

Илоты

§31



Основание греческих колоний

Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами.

Колонии

§32, подготовить пересказ о царе Скиле



Олимпийские игры

Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции.

Олимпия, «Священный мир», олимпионик

§33



Греко-персидские войны

Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу.

Марафон, экспансия, стратег.

§34.



Нашествие персидских войск на Элладу

Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков.

триера

§35

Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.)



В гаванях афинского порта Пирей

Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам.

Граждане, метеки, пошлина

§36



В городе богини Афины

Сформировать представление о том, что  5-6вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры.


§37



В афинских школах и гимнасиях

Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных

Стиль, палестра, педагог

§38.



В театре Диониса

Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств.

Орхестра, скене, трагедия, комедия.

§39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы»



Афинская демократия при Перикле

Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин.

Демократия

§40

Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (3 ч)



Города Эллады подчиняются Македонии

Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией.

Македония, монархия, Филиппики, сариссы.

§42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским



Поход Александра Македонского на Восток

Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития.


§42.



В Древней Александрии Египетской

Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов.

Обсерватория, музы

§43, сопоставить муз с видами искусств.



Повторение

Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции


Таблица



Древнейший Рим

Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии.

Патриции, плебеи.

§44



Завоевание Римом Италии

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер.

Республика

§45



Устройство Римской республики

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер

Консулы, легионы

§46, сделать рисунок римского легионера

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)



Вторая война Рима с Карфагеном

Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны.

Пентеры «ворон»

§47, план «Битва при Каннах»



Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э.

Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья.

Триумф, империя

§48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание.



Рабство в Древнем Риме

Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация.

Гладиаторы

§49, рисунок гладиатора.

Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.)



Земельный закон братьев Гракхов

Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия.

Аграрный закон

§50



Восстание Спартака

Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение.


§51



Единовластие Цезаря в Риме

Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру  и носила антинародный характер.

Военная диктатура

§52



Установление империи в Риме

Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством.


§53

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)



В Риме при императоре Нероне

На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства.

Диктатор

§54



Первые христиане и их учения

Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий.


§55



Расцвет Римской империи во 2 веке

Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима.

Колоны, рабы с хижинами

§56



«Вечный город» во времена империи и его жители

Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями.

Термы, Колизей, Пантеон

§57, вопрос 4 письменно



Повторение

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.



Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.)



Римская империя при Константине

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи

Варвары, епископ.

§58



Взятие Рима готами

Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами


§59, подготовка к проверочной работе

Итоговое повторение (2 ч.)



Особенности цивилизации Греции и Рима.

1

Проверка и закрепление изученного материала.


Работа над ошибками.



Вклад народов в мировую культуру

1

Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира»






Критерии оценки знаний учащихся:

  1. глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  2. твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  3. неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  4.  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается в два балла;
  5. отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания оценивается в один балл.

Рабочая программа составлена на основании:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История Древнего мира».
  2. Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1. Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2006 г.
  2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.
  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
     
     

Методическая литература:

  1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
  2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.

 Количество часов по рабочему плану: всего 68 часов; в неделю: 2 часа.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...