Классный час "Бородино"
классный час по истории (10 класс) по теме

Афанасьева Валентина Алексеевна

: Отечественная война 1812 года - одна из славных страниц в истории нашей Родины. В ходе этой войны русская армия и народ России, отстаивая честь и независимость Отчизны, разбили и уничтожили армию Наполеона, считавшуюся непобедимой, вернули свободу и национальную   независимость народам Западной Европы.   2012 год – год 200-летия  Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_borodino.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

 200 лет Бородинской  битве.

                            «Недаром помнит вся Россия

                                                        про день Бородина»

                                                                            Подготовлен и проведен учителем истории,

                                                                               классным     руководителем  8 класса

                                                               МКОУ «Вечерняя(сменая) общеобразовательная школа № 4»

                                                                             Афанасьевой Валентиной Алексеевной.

                                                                             

                                       

Цель:*  Напоминание обучающимся о великом сражении 1812 г,

                           Бородинской битве;

             героической обороне российского населения, народном характере  

                   войны 1812 года.

            *Воспитание чувства гордости и сопричастности с судьбой своего  

              народа, с историей своей страны.

Оборудование: Карта . Отечественная война 1812 года, портреты :М.И. Кутузов,  Д.Давыдов, П.И.Багратион, комплект открыток «Бородинская панорама».

Вступительное слово учителя: Отечественная война 1812 года - одна из славных страниц в истории нашей Родины. В ходе этой войны русская армия и народ России, отстаивая честь и независимость Отчизны, разбили и уничтожили армию Наполеона, считавшуюся непобедимой, вернули свободу и национальную   независимость народам Западной Европы.   2012 год – год 200-летия  Отечественной войны.

- Вы должны помнить, что значит Отечественная война?!

-   Какие войны называют отечественными?

                                            - 2 -

- Правильно! Все Отечество принимало участие в разгроме врага. В истории каждого народа есть события, о которых помнят и знают все. Таким событием стало Бородинское сражение. бородинское сражение было «битвой гигантов», кровавой, упорной, страшной.

Оно произошло 7 сентября 1812 в 124 километрах к западу  от Москвы у села Бородино на площади 49 квадратных километров. Со стороны русских в ней принимало участие 120 тысяч человек, со стороны французов- 135 тысяч человек. Именно в  этом сражении впервые в истории был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии.

На доске.

12(24) июня 1812 г- армия Наполеона  вторглась на территорию России

       

Работа по карте:

  1. Переход французами границы Российской империи (учитель показывает основное направление движения  французской армии, разрозненные русские армии, портреты Багратиона, Барклая-де-Толи, Тормаасова).

       Русские

 210 тыс. чел

На доске:

Французы

420 тыс. человек

                   

                         

Учитель: Наполеон стремился разбить русские армии поодиночке, не дать им соединиться. На основании исторических источников известно, что он так расценивал ситуацию: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву – я поражу ее в самое сердце».

  1.  На карте  учитель показывает отступление русских армий.

Ученица

Мы  долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

                                         - 3 -

Ворчали старики:

«Что ж мы?   На зимние квартиры?

Не смеют , что ли , командиры
Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?!»

Учитель:  В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, хотя удержать город не удалось, французам достались лишь обугленные руины.  

Демонстрируется репродукция. Оборона Смоленска.

8 августа 1812 г М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией.

                   Демонстрируется портрет М.И. Кутузова.

Ученица. Михаил Илларионович Кутузов.

     ( 5(16) сентября  1745 -16(28) апреля 1813 )

 Михаил Илларионович Кутузов происходил из старинного дворянского рода, Его отец И.М. Голенищев – Кутузов дослужился до чина генерал- поручика и звания сенатора. Получив прекрасное домашнее воспитание, 12 –летний Михаил после сдачи экзамена в 1759 году был зачислен капралом в Соединенную Артиллерийскую и Инженерную школу; в 1761 году получил первый  офицерский чин, а в 1762 в чине капитана был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, во главе которого стоял полковник А.В. Суворов. Быструю карьеру малолетнего Кутузова можно объяснить как получением хорошего образования, так и хлопотами отца. В 1764-1765 он волонтером принял участие в боевых стычках русских  войск в Польше, а в 1767 его прикомандировали к комиссии для составления нового Уложения, созданной  Екатериной II.

Школой  воинского мастерства Кутузова стало его участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг, где он первоначально исполнял обязанности дивизионного квартирмейстера в армии генерала П.А. Румянцева. и

                                       - 4 -

находился в сражениях при Рябой Могиле, р. Ларги, Кагуле и при штурме Бендер. С 1772 воевал в Крымской армии. 24 июля 1774 при ликвидации турецкого десанта под Алуштой Кутузов, командуя гренадерским батальоном, был тяжело ранен – пуля через  левый висок вышла у правого глаза. Полученный для завершения лечения отпуск, использовал для поездки за границу. В 1776 побывал в Берлине, Вене, посетил Англию, Голландию, Италию. По возвращению в строй командовал различными полками, а в 1785 стал командиром Бугского егерского корпуса. С 1777 – он полковник, с 1784 –генерал –майор. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 при осаде Очакова (1788) Кутузов вновь опасно ранен – пуля прошла навылет « из виска в висок позади обоих глаз». Лечивший его хирург Массот прокомментировал его рану: «Должно полагать, что судьба назначает Кутузова к чему-нибудь великому, ибо он остался  жив после двух смертельных ран, смертельных по всем правилам науки медицинской». В начале 1989 он принял участие в сражении при Каушанах . В 1790 г  Кутузов получил  чин генерал-поручика.

                                                 В начале кампании 1812 против французов Кутузов находился в Петербурге на второстепенном посту командира Нарвского корпуса, а затем петербургского ополчения. По настоянию военных и близких к императору лиц назначен главнокомандующим русской армией. 8 августа 1812 г.

Военная философия Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным. чем оплошным и обманутым». Еще одной чертой Кутузова была хитрость. «Старый лис Севера»,- сказал о Кутузове Наполеон. Кутузов не считал генеральное сражение главным и единственным условием в достижении цели. Скончался Кутузов в немецком городке Бунцлау. его останки были привезены в Петербург и похоронены в Казанском соборе.

Учитель: Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе.

  « В нем было что-то чисто-национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

                                              - 5 -

Шло формирование в помощь русской армии. Наступление французов продолжалось. Лишь в 110 км от Москвы, неподалеку от с. Бородино, Кутузов решает дать генеральное сражение.

На доске:

                            Соотношение сил накануне сражения

                                          при Бородино

       Русские                            Французы

       135 тыс. чел                   132 тыс. чел.

        640 орудий                   587 орудий.

   

Ученица:

Вам не видать таких сражений.

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов  колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

                                       - 6 -

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.

Учитель:

показывает слайды Бородинской панорамы.

На доске:

                             Потери с обеих сторон

     Русские                                          Французы

     44 тыс. чел                                       60 тыс. чел

   

   

Учитель: Вспоминая эту битву, Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений - это то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Демонстрируются  репродукции  фотографий :памятники, установленные на Бородинском поле русским и французским воинам.

На доске:              Военный Совет в Филях

         Оставление Москвы.       Дубина народной войны.

Учитель: 2 сентября 1812 г Наполеон подошел к Москве и остановился на поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день  император ждал депутацию из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло императору французов победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать из Москвы.

 

                                        - 7 -

Ученица:

Напрасно ждал Наполеон

 Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с поникшей головою.

Не праздник, не приемный дар,

она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

                     ( Н. Канчаловская)

        Демонстрируются репродукции картины «Пожар Москвы»

Учитель: - Давайте вспомним, кто такие партизаны? Из кого состоит народное ополчение?

На доске:

Партизан – член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.

Ополчение – военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах.

Ученица:  Геройство старостихи Василисы Кожиной.

Староста одной деревни  Сычевского  уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его  поселяне поймали еще несколько французов, и тотчас привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и , севши на лошадь , пустилась в виде предводителя препровождать французов сама.

                           - 8 -

В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: « Ну, злодеи  французы! во фрунт! стройся! ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражен будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и ударив по голове своим жезлом – косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усумнится, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?»

Ученица: Денис Васильевич Давыдов ( 1781 – 1839)

Впоследствии генерал- лейтенант, известный поэт-партизан, один из друзей А.С.Пушкина, был адъютантом  у князя Багратиона. В начале войны 1812 г. состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку. Перед бородинским сражением он добился у Кутузова перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников. Быстрые успехи партизан убедили

Кутузова в целесообразности этой «малой войны». Под селом Ляховым Давыдов  вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячную бригаду французского генерала Ожеро. Его отряд уничтожил французское кавалерийское депо под городом Копысом, рассеял неприятельские войска под Белыничами. продолжая свои действия до Немана, партизаны первыми заняли Гродно.

Ученица: Александр Самойлович Фигнер ( 1787 – 1813)

В начале отечественной войны был штабс-капитаном артиллерии. После занятия французами Москвы с разрешения главнокомандующего проник туда в качестве разведчика, в результате чего добыл ценные для русских сведения. Благодаря необычайной смелости и знанию иностранных языков он, переодеваясь во французскую военную форму , неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая для русских войск сведения. Набрав большой отряд из охотников и отставших солдат, он смело стал нападать на французов. его действия настолько были дерзкими и успешными, что Наполеон назначил за его голову большое денежное вознаграждение. но Фигнер оставался неуловим, Вместе с Сеславиным от отбил у французов

                             - 9 -

целый транспорт с драгоценностями, награбленными в Москве. погиб Фигнер близ города Дессау.

По мере рассказа учениц, демонстрируются портреты: Дениса Давыдова, Александра Фигнера, Василисы Кожиной.

Учитель: Кутузову после оставления Москвы удалось добиться главного:

  1. дождаться подкрепления;
  2. заставить французскую армию отступать по уже разоренной ею смоленской дороге;
  3. добиться того, чтобы дубина народной войны, не оставила шансов Наполеону более оставаться в Москве

Показывает по карте отступление французов из Москвы, рассказывает о гибели французской армии, переправе через Березину.

После Березены отступление армии Наполеона превратилось в беспорядочное бегство. Император  фактически бросает свою армию. 6 декабря он был в Париже.

На доске:

       6 января 1813 г

              Александр I

подписал манифест об окончании Отечественной войны

Учитель: «Война окончена полным истреблением неприятеля».М.И.Кутузов

В Отечественной войне 1812 г со всей силой проявилось глубокое чувство патриотизма всего русского народа, В ней русская армия показала пример исключительного героизма и мужества в борьбе с захватчиками. М.И Кутузов в своих записях о значении героизма русских солдат: « Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие  дела и подвиги ваши: потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество».

                                      - 10 -

Викторина:

  1. Почему война 1812 года называется Отечественной войной?
  2. Кто командовал русской армией?
  3. Назовите командующего армией французов?
  4. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части: где ей удалось соединиться?
  5. Назовите выдающихся героев Отечественной войны 1812 г?
  6. Кого называют партизанами? Вспомните фамилии , связанные с партизанской войной 1812 года?
  7. Кто написал знаменитое стихотворение «Бородино», отрывки из которого звучали на классном часе?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...