Главные вкладки

    Крнспект урока 8 класс "Отечественная война 1812 года"
    план-конспект урока (история, 8 класс) по теме

    Шашкова Лариса Геннадьевна

     

    Данный урок проводится в ви­де групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). Ученики дают ответы на вопросы от первого лица (солдата и офицера русской и французской армии, Кутузова, Барклая де Толли, Александра I).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otechestvennaya_voyna_1812_goda_konspekt_uroka_8_kl.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок в 8 классе

    Тема: «Отечественная война 1812 года»

    Цели урока:

    • познакомиться с ходом Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;

    • развивать навыки работы с документами, с картой, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, сравнивать.

    • воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

    Тип урока: комбинированный и интегрированный.

    Новые термины и даты: Отечественная война, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

    Оборудование: карта «Отечественная война 1812г.», схема «Бородинское сражение», портреты Александра I, Кутузова, Наполеона, контурные карты для каждой группы «Отечественная война 1812 г.»

    Подготовительный этап урока: Данный урок проводится в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). Ученики дают ответы на вопросы от первого лица (солдата и офицера русской и французской армии, Кутузова, Барклая де Толли, Александра I).

    План:

    1.Проверка домашнего задания.

    2.Вторжение Наполеона в Россию

    3.Бородинское сражение.

    4.Совет в Филях и оставление Москвы.

    5.Отступление и гибель «Великой армии»

    Ход урока

    1.Проверка домашнего задания.

    -Назовите основные направления внешней политики Александра I. (Ближневосточное и европейское направления.)

    - Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.? (С конца XVIII в. В Европе паи непрерывные войны, в которых коалиция европейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной, захватнической политикой Франции.)

    - Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в начале XIX в.? (Надежды Александра I избежать участия в международных конфликтах не оправдались, т.к. Франция перестала считаться с интересами России и пыталась ослабить ее влияние как на Западе, так и на Востоке.)

    - Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? Кто были союзниками России в войне против Наполеона в 1805 г.? (Установить в Европе порядок, который не позволил бы Франции вести захватническую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники - Англия. Австрия.)

    - В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.? (Главная причина - несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной, каждый из ее участников имел собственные интересы.)

    - Каково было основное условия Тильзитского мира? Насколько оно было выгодно для России? (Присоединение к континентальной блокаде против Англии. Чрезвычайно невыгодно - означало ухудшение ее экономического положения, подрыв экономических интересов русского дворянства и купечества.)

    - Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней политике России? (Поставило во враждебные отношения с Англией; заставило вступить в войну со Швецией, которая отказалась присоединиться к континентальной блокаде.)

    - Чем закончилась война со Швецией? (Присоединением к России Финляндии по Фридрихсгамскому договору, подписанному в августе 1809 г.)

    2.1 группа. «Начало войны. Вторжение»

    Документ 1 (от имени французского воина)

    Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», - было ответом. «Что нужно вам и зачем пришли вы в Россию?» - продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу!» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».

    Жолли: «...Им (Наполеоном - Сост.) овладело беспокойство и удивление: он понял, что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления».

    И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

    М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».

    -   Какая задача стояла перед Наполеоном  после ступления его армии в россию? Удалось выполнить  ее?

    Документ 2 (от имени французского воина)

    Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки».

    Дедем:«Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, условия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с первых же шагов по переправе через Неман.

    Дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми.

    Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили тс средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.

    Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена заботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось его уничтожить, являлся событием едва ли не более важным, нежели успех, одержанный над неприятелем.

    Можно с уверенностью сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».

    - С какими трудностями столкнулась французская армия в России?

    Документ 3 (от имени М. Барклая де Толли)

    С. Селивановский: «Одни уходили в леса, другие следовали за армией, со всеми их имуществами, семействами и скотом, предавая пламени все то, что могло быть полезным неприятельской армии».

    И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

    М. Барклай де Толли: «По соединению обеих армий состояло под ружьем около 110 т.против коих между Двиной и Днепром стоял Наполеон с 250 000 атаковать при таких несоразмерных силах было бы совершенное сумашедствие; почему я и должен был удовлетвориться только тем, чтобы беспокоить его одними легкими войсками»

    М. Барклай де Толли: «...Еще ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые облечены были полномочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился воспользоваться этим правом...»

    - Какой тактики ведения боевых действий придерживалась русская армия? В чем заключалась трудность положения военного министра М.Барклая де Толли?

    Документ 4 (от имени российского война)

    А. Ермолов: «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление».

    А. Ермолов: «...солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеялся найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

    И. Жиркевич:«Но какая злость и негодование были у каждого на него (М Барклая де Толли - Н. С.) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, зато, что он не русский!»

    - Как относились русские воины к тактике «отступления»?

    Запись па доске и в тетради:

    12(24) июля 1812 г. - французская армия вторглась в Россию.

    М. Барклай де Толли — военные министр, командующий Первой армии.

    Багратион - командующий Второй армии.

    22 июля 1812 г. - Первая и Вторая армии соединились у Смоленск.

    Учитель подводит итог: 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьезная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии по одиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Наполеоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сдачей Смоленска дорога на Москву была открыта.

    Ученики читают отрывок из «Бородино» М. Ю. Лермонтова:

    Мы долго молча отступали

    Досадно было, боя ждали.

    Ворчали старики:

    «Что ж мы? На зимние квартиры?

    Не смеют, что ли, командиры

    Чужие изорвать мундиры

    О русские штыки?»

    2 группа. «Бородинское сражение» 26 августа (7 сентября) 1812 г.

    Документ 1 (от имени российского офицера)

    С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

    Сегюр: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».

    - Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812 г.?

    - Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

    Учащиеся знакомятся с краткой биографией Кутузова (ДК-2001, с. 26; ДК-2003, с. 36. Также см. Дополнительные материалы, I).

    Документ 2 (от имени историка-исследователя)

    Наполеон привел па Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.

    - Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы. Схематично изобразите расположение основных сил противников.

    - Выясните, что такое инфантерия, флеши, пехота, кавалерия, батарея, редут (посмотрите в словаре)?

    Документ 3 (для двух учащихся: от имени российского и французского воинов)

    И. Т. Радожицкий: «На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несметною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удерживая стремление превосходящих сил неприятеля».

    Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

    С. Селивановский«В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 ООО человек и более 35 ООО лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время переживающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

    Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал последние силы. Казалось, что спя полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешивалось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, составил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

    Н. Муравьев: «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в котором русские приобрели бессмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпушено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебствия...»

    - 11риведите примеры героизма русских воинов.

    - Почему обе армии считали себя победоносными и обе разбитыми? Как вы понимаете смысл этой фразы?

    Запись па доске и в тетради:

    26 августа (7 сентября) 1812 г. - Бородинское сражение.

    Август 1812 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

    Соотношение сил: русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы - 130—

    135 тыс. человек, 587 орудий.

    Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 35 тыс. человек.

    _

    Ученики читают отрывок из стихотворения М. К). Лермонтова «Бородина»:

    Вам не видать таких сражений!...

    Носились знамена, как тени,

    В дыму огонь блестел.

    Звучал булат, картечь визжала,

    Рука бойцов колоть устала,

    И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел.

    Изведал враг в тот день немало.

    Что значит русский бой удалый,

    Наш рукопашный бой!...

    Земля тряслась - как наши груди;

    Смешались в кучу кони, люди,

    И залпы тысячи орудий.

    Слились в протяжный вой.

    Подводя итог Бородинской битве необходимо отметить:

    1) Н этой битве были разбиты лучшие силы противника;

    2) Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

    3) Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода;

    4)Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

    3 группа. «Совет в Филях. Пожар Москвы»

    Документ 1 (от имени М. И. Кутузова)

    Кутузов (из пьесы «Пожар Москвы» К. П. Карпова): «Позиция наша на Воробьевых горах <...> крайне невыгодна <...> Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами... В одном глубоком овраге речка!... Позади позиции Москва-река... За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии - вся армия будет уничтожена до последнего человека... Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва -вся Россия будет потеряна...»

    М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить но Рязанской дороге...Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!»

    - Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?

    Документ 2 (от имени французского воина)

    Л. Ермолов: «...Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

    Де-ла-Флиз: «...С тех нор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем».

    Ц. Ложье: «...Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.

    Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спокойными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное.

    Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще более гробовое».

    С. Селивановский: «Таким образом победитель Москвы доехал до Боровицких ворот, не увидя ни единого почти жителя. Негодование написано было на всех чертах Наполеонова лица Он не брал даже на себя труда скрывать то,что происходило в душе его».

    Какой предстала Москва перед французскими войсками?В чем причины недовольства Наполеона? (Вспомните слова, сказанные им ранее: «Если я возьму Киев-я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце») На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?

    Документ 3 (от имени французского воина)

    О'Миэра (передает слова Наполеона): «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от солдатских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу. На следующий день огонь увеличился, но еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался ею тушением. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой. Сотни бродяг, нанятых для этой цели, рассеялись по разным частям города и спрятанными под полами головешками поджигали дома, стоявшие на ветру. - это было легко, ввиду воспламеняемости построек. Это обстоятельство да еще сила ветра делали напрасными все старания потушить огонь. Трудно было даже выбраться из него живым. <...> ... большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?»

    Сегюр: «Наполеон, завладевший, наконец, дворцом царей, упорствовал, не желая уступать его даже огню, как вдруг раздался крик: «Пожар в Кремле!» <...>

    Все это заставило Наполеона решиться. <...>

    Но нас окружал целый океан пламени: оно охватывало все ворота крепости и мешало нам выбраться из него. Тогда наши после долгих поисков нашли возле груды камней подземный ход, выводивший к Москва-реке. Через этот узкий проход Наполеону с его офицерами и гвардией удалось выбраться из Кремля. <...>

    И тем не менее следовало торопиться. Вокруг нас ежеминутно возрастал рев пламени. Всего лишь одна улица, узкая, извилистая и вся охваченная огнем, открывалась перед нами, но и она была скорее входом в этот ад, нежели выходом из него. Император пеший без колебания бросился в этот проход. Он шел среди треска костров, грохота рушившихся сводов, балок и крыш из раскаленного железа. Все эти обломки затрудняли движение. Огненные языки, с треском пожиравшие строения, то взвивались к небу, то почти касались наших голов. Мы подвигались по огненной земле, под огненным небом, меж двух огненных стен. Нестерпимый жар паям наши глаза, но нам нельзя было даже зажмуриться, так как опасность заставляла смотреть вперед. Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Паши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать торящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды».

    -  В чем причины пожара в Москве по мнению французов?

    Запись на доске и в тетради:

    Военный совет в Филях. Решение - оставить Москву 2 сентября. Пожар в Москве.

    Учитель подводит итог: 2 сентября Наполеон подошел к Москве и остановился на поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутацию из Москвы с ключами от городаПо овладение Москвой не принесло императору французов победы, в его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать из Москвы.

    Чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина:

    Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.

    Не праздник, не приемный дар.

    Она готовила пожар

    Нетерпеливому герою.

    4 группа. «Партизанское движение, народный характер войны»

    - Выясните, используя словарь, кто такие партизаны, ополчение. Запишите определения па доске.

    Запись на доске и в тетради:

    Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.

    Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах.

    Документ 1 (от имени старостихи Василисы)

    Геройство старостихи Василисы. Староста одной деревни Сычсвского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В Отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов, и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвои ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! во фрунт! стройся! ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражен будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и ударив по голове своим жезлом -косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомнится, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?

    - Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?

     Документы 2,3,4

    Краткие сообщения учеников о Д. В. Давыдове, А. С. Фигнере, А. Н. Сеславине (см. Дополнительные материалы, II).

    - Почему войну 1812 г. называют народной, отечественной?

    5 группа. «Тарутинский марш-маневр. Отступление французской армии»

    Документ 1 (от имени российского воина)

    С. Н. Марин: «Мы стоим теперь на Калужской дороге в 63 верстах от Москвы. <...> наши в несколько дней взяли около 3 тысяч человек в плен, сожгли пропасть их обозу и несколько со снарядами ящиков.... С Дону идут 20 полков казачьих и уже начинают соединяться с армиею...»

    М. М. Петров: «С 23 сентября но 1 октября армия наша при селе Тарутине пришла в грозное могущество через присоединение к ней резервов, рекрутских депо, партий и команд, выздоровевших от ран и болезней...»

    - В чем значение отхода русской армии к Тарутино? Как изменилось соотношение сил русской и французской армии?

    Документ 2 (от имени французского воина)

    Лабом: «Сражение при Малоярославце открыло нам две истины, обе очень печальные: первая - что силы русских не только не были истощены, но, напротив, они даже получили в подкрепление несколько свежих отрядов и сражались с таким ожесточением, что мы должны были отказаться от надежды на какой-нибудь успех. «Еще одна такая победа говорили солдаты,- И У Наполеона не будет больше армии». Вторая истина была та, что мы должны отказаться от похода на Калугу и Тулу, и этим мы теряли последнюю надежду на более спокойное отступление...»

    Сегюр: «Он [Ней - Н. С] воспользовался перерывом для того, чтобы отдать приказ о возвращении назад, к Смоленску. Все рассказывали, что его подчиненные окаменели от удивления; услышав такое приказание, даже его адъютант не поверил своим ушам; он устремил па своего начальника растерянный взгляд и молча стоял, не понимая ни слова. Тогда маршал повторил приказание; они повиновались и без колебания оборотились спиной к родной армии, к Наполеону, к Франции и снова углубились в Россию, принесшую им столько страданий...»

    - Каков итог сражения под Малоярославцем?

    Задание 3

    - Отметьте на контурной карте Тарутино, Малоярославец и путь отступления французской армии. Напишите название дороги, по которой отступали французы до реки Березина.

    Документ 4 (от имени российского воина)

    Н. Муравьев: Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохранили нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весною, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал. <...>

    Пехотинцы страдали от холода, часто и от голода. Страдания их ограничивались только тем, чтобы поживиться около мертвого шапкой или изорванным кафтаном. Когда не могли сего сделать, то хоть спарывали с них пуговицы. Кавалеристы домогались своего: они сдирали подковы с палых лошадей. Артиллеристы срывали железо с брошенных лафетов и шины с колес.

    Число трупов, устилавших дорогу, увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, чем на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые босые, среди отшедших товарищей своих и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большею частью покрывались они чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались на голове кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

    Бургонь: «Но часто случалось, что только успевали развести огонь, как приходилось немедля съедать это кушанье почти в сыром виде, потому что получался приказ идти дальше или вблизи показывались русские. В последнем случае не очень стеснялись - я не раз видал, как часть солдат преспокойно себе закусывала в то время, как другая отстреливалась от русских. Но когда являлась настоятельная необходимость и непременно требовалось сниматься с места, то уносили с собой котел, и каждый на ходу черпал из него пригоршнями и ел; поэтому у всех лица были выпачканы в крови. <...>

    Я кончил свой жалкий ужин, состоявший из кусочка печенки от лошади, убитой нашими саперами, а вместо питья проглотил пригоршню снега. Маршал Мортье также съел печенки, зажаренной для него денщиком, но только он ел се с куском сухаря и запил каплей водки; ужин, как видите, ire особенно изысканный для маршала Франции, но и то было еще недурно при нашем злосчастном положении».

    - Что осложняло отступление французов? Почему французы испытывали большие трудности с продовольствием?

    Документ 5 (с документом могут работать два ученика: от имени русского солдата и от имени Наполеона)

    В. Левенштерн: «Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истребленного неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал все по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить перст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником; без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов. <...>

    Адмирал Чичагов не мог остановить Наполеона, который успел выбрать пункт для переправы, так как наша армия не преследовала его по пятам. <.. .>

    Наполеон был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березены до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления. Надобно отдать справедливость Наполеону: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудила его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них ПОД носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. <...>

    Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили еще брошенные французами фургоны, но МЫ не брали более пленных; мороз сделал свое дело, погубив этих несчастных».

    - Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?

    - Как вы понимаете слова русского воина «война прекратилась за неимением сражающихся»?

    Запись на доске и в тетради:

    Тарутинский маневр, битва под Малоярославцем => отступление французов по уже разоренной Смоленской дороге. Гибель французов при переправе через р. Березину.

    Учитель подводит итог: Кутузову после оставления Москвы удалось Добиться главного:

    1) дождаться подкрепления;

    2) заставить французскую армию отступать по уже разоренной ею смоленской дороге.

    После Березены отступление армии Наполеона превратилось в беспорядочное бегство. Император фактически бросает свою армию. Уже 6 декабря он был в Париже.

    Запись в тетради и на доске:

    6 января 1813 г. - Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны.

    Домашнее задание

    ДК-2001, ДК-2003, §4; Зах., §4;

    Зыр., §2-3 до с. 45.

    Письменно ответить на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?»

    Дополнительные материалы к уроку

     I. М. И. Кутузов

    Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813) - русский полководец и дипломат, ученик и сподвижник А. В. Суворова, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский (1812).

    В 1759 г. Кутузов окончил с отличием дворянскую школу и оставлен в ней преподавателем математики. Участник русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787— 1791 гг., во время которых получил два тяжелейших ранения. Обе раны признавались смертельными, однако провидение словно берегло его для какой-то важной миссии, которую ему предстояло исполнить.

    В 1792 1794 гг. Кутузов возглавил чрезвычайное русское посольство в Константинополь и сумел во время этой миссии добиться для России выгодных внешнеполитических и торговых преимуществ.

    В 1794-1795 гг. Кутузов являлся директором Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге, в 1795-1799 был командующим и инспектором сухопутных войск в Финляндии, выполнял важные дипломатические поручения в Пруссии, был литовским (1780 1799) и санкт-петербургским (1800-1802) военным генерал-губернатором.

    В конце 1805 г. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией, действующей в союзе с австрийскими войсками против наполеоновской Франции. После поражения соединенных русско-австрийских войск при Аустерлице в декабре 1805 г. Кутузов вывел русскую армию из грозящего окружения превосходящими французскими силами и тем спас ее от уничтожения.

    В марте 1811 г. Кутузов был поставлен главнокомандующим русской действующей армией во время войны 1806 1812 гг. с Турцией. За крупные победы над турками, одержанные в ходе этой войны, Кутузов был возведен в графское достоинство.

    В начале Отечественной войны Кутузов был избран начальником петербургского и Московского ополчений. 8 августа 1812 г. Александр I назначил Кутузова главнокомандующим 1-й и 2-й соединенными армиями.

    Военная философия Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». Еще одной чертой Кутузова - человека и военачальника -была хитрость. «Старый лис Севера», - сказал о Кутузове Наполеон. Стратегия Кутузова, очевидно, заключалась, помимо прочего, в том, что он не рассматривал генеральное сражение как главное и единственное условие в достижении конечного успеха. В отличие от Наполеона, для которого именно решающий бой автоматически предоставлял возможность диктовать условия победоносного мира. Известна фраза, которую сказал М. И. Кутузов, отправляясь в августе 1812 года в действующую армию, в ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» - «Разбить? Нет... - произнес тогда Кутузов. По обмануть - да, рассчитываю!» Если девизом Наполеона было: «Ввяжемся, а там посмотрим», то Кутузов мог бы противопоставить ему иной: «Выпутаемся, а там посмотрим». Именно то, чего не мог предусмотреть его грозный противник, предвидел Кутузов, когда сказал на совете в Филях: «Москва, как губка, всосет в себя французов...»

    Скончался Кутузов в немецком городке Бунцлау. Его останки были привезены в Петербург и похоронены в Казанском соборе.

    II. Партизаны

    Денис Васильевич Давыдов (1781-1839), впоследствии генерал-лейтенант, известный поэт-партизан, один из друзей А. С. Пушкина, был адъютантом у князя Багратиона, И начале войны 1812 г. состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку. Перед Бородинским сражением он добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников. Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны». Под селом Ляховым Давыдов вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячную бригаду французского генерала Ожеро. Его отряд уничтожил французское кавалерийское депо под горлом Копысом, рассеял неприятельские войска под Белыничами. Продолжая свои действия до Немана, партизаны Давыдова первыми заняли Гродно.

    Александр Самойлович Фигнер (1787-1813) в начале отечественной войны был штабс-капитаном артиллерии. После занятия французами Москвы с разрешения главнокомандующего проник туда в качестве разведчика, в результате чего добыл для русских ценные сведения. Благодаря необычайной смелости и знанию иностранных языков он, переодеваясь во французскую военную форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских войск сведения. Набрав небольшой отряд из охотников и отставших солдат, он смело стал нападать на французов. Его действия были настолько дерзкими и успешными, что Наполеон назначил за его голову большой денежное вознаграждение. Но Фигнер оставался неуловим. Вместе с Сеславиным он отбил у французов целый транспорт с драгоценностями, награбленными в Москве. Погиб Фигнер близ города Дессау.

    Александр Никитич Сеславин (1780-1858), капитан во время войны 1812 г., прославился своими партизанскими действиями. Неотступно следуя за французами, наносил им большие потери и доставлял Кутузову ценные сведения о противнике. Высказал особую храбрость в Бородинском сражении. Был несколько раз ранен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Отечественная война 1812 года", 8 класс

    Цель урока познакомить учащихся с ярчайшим подвигом российского народа во время Отечественной войны 1812 года....

    Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

    Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

    Цитаты к уроку " Отечественная война 1812 года"

    Данный материал можно использовать для оформления доски в качестве приложения к уроку....

    Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства"

    Презентация сопровождает урок "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства". Урок интегрированного курса история и изо, разработанного учителями Козиной Н.А., Неводовой О.А....

    презентация урока "Отечественная война 1812 года" 8 класс

    презентация темы: "Отечественная война 1812 года" 8 класс...

    Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года"

    Презентация является сопровождением для урока. В ней используются картины знаменитых художников о событиях войны 1812 года. Презентация помогает создать настроение. На отдельных кадрах конкретные вопр...

    разработка урока "Отечественная война 1812 года".

    Данный разработку  урока можно применять на уроках истории в 8 и 10 классах. К уроку прилагается электронная презентация....