Методическая разработка занятия: «Хрустальная ночь» - первый шаг на пути к Катастрофе
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Ходжер Елена Владимировна

 

Цели для ученика:

  • Учащиеся получат возможность проанализировать «Хрустальную ночь» с позиции современной культурной ситуации;
  • Учащиеся научатся на анализе источников выстраивать целостную картину исторических событий;

Учащиеся получат возможность понять, какую роль в жизни общества играет идеология и какую опасность она таит, когда приобретает формы крайнего национализма.

 

 

Цели для учителя:

  • Организовать работу учащихся с целью получения новых знаний, показать их практическую значимость;
  • Подвести к мысли о том, что каждый должен отвечать за свои поступки, не поддаваться провокации, обдумывать свои поступки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Хрустальная ночь» - первый шаг на пути к Катастрофе

Слайд 2

« Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь". Мартин Нимеллер, узник нацистских лагерей

Слайд 3

Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости, выражающейся во враждебном отношении к евреям - от пренебрежительного отношения в быту, правовой дискриминации до еврейских погромов.

Слайд 4

Политика антисемитизма включала: массовые преследования евреев и цыган; 15 сентября 1935 г. были приняты Нюрнбергские расовые законы, лишавшие евреев гражданских прав; осенью 1938 г. был организован общегерманский еврейский погром («Хрустальная ночь»).

Слайд 5

«Хрустальная ночь» (Ночь разбитых витрин) — первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха, произошедшая в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года .

Слайд 6

Поводом к началу еврейских погромов послужило убийство в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Грюншпаном 7 ноября 1938 советника германского посольства Эрнста фон Рата. «Я решил убить сотрудника германского посольства в знак протеста, чтобы обратить внимание мира на то, как в Германии обращаются с польскими евреями»

Слайд 7

«Германский народ сделал необходимые выводы из вашего (еврейского) преступления. Он не будет терпеть невыносимую ситуацию. Сотни тысяч евреев контролируют целые секторы в экономике, радуются в синагогах в то время, как их соплеменники в других государствах призывают к войне против Германии и убивают наших дипломатов» «Фолькешер беобахтер»

Слайд 8

а) Должны приниматься только такие меры, которые не будут представлять опасности для жизни и имущества немцев (например, синагогу можно поджечь только в том случае, если не существует угрозы, что пожар перекинется на соседние дома). б) Деловые и частные дома евреев могут быть разрушены, но не разграблены... в) полиция не должна разгонять демонстрации... г) арестовано может быть столько евреев, особенно богатых, сколько их поместится в имеющихся тюрьмах. После их ареста надлежит немедленно связаться с соответствующим концентрационным лагерем, чтобы препроводить их в этот лагерь в кратчайшие сроки Приказ гласил: Райнхард Гейдрих

Слайд 9

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года нацисты осуществили по всей Германии самый страшный в истории еврейский погром, который вошел в историю нацистских злодеяний под названием «Хрустальная ночь».

Слайд 10

Синагога, разрушенная во время Хрустальной ночи

Слайд 11

Витрины магазинов, принадлежавших евреям и поврежденных во время погрома “Хрустальной ночи”. Берлин, Германия,10 ноября 1938 года.

Слайд 12

Местные жители смотрят, как горит церемониальный зал еврейского кладбища в Граце во время “Хрустальной ночи”. Грац, Австрия, 9-10 ноября 1938 года

Слайд 13

После погрома «Хрустальной ночи» немецкие граждане, выстроившись вдоль улиц, наблюдают за движущимися под конвоем еврейскими мужчинами. Баден-Баден, Германия, 10 ноября 1938 г

Слайд 14

Синагога, разрушенная во время Хрустальной ночи. Дортмунд, Германия, ноябрь 1938 года.

Слайд 15

Частный еврейский дом, варварски разрушенный во время “Хрустальной ночи”. Вена, Австрия, 10 ноября 1938 года.

Слайд 16

Когда синагога в Оберрамштадте горела во время “Хрустальной ночи”, пожарные, вместо того чтобы тушить пожар, защищали от возгорания соседний дом.

Слайд 17

Евреи, арестованные после “Хрустальной ночи”, ожидают депортации в концентрационный лагерь Дахау. Баден-Баден, Германия, 10 ноября 1938г

Слайд 18

Герд Звеницки занимается во дворе Версбургской еврейской учительской семинарии незадолго до ее закрытия во время погрома “Хрустальной ночи”. Версбург, Германия, 1938 год.

Слайд 19

Немецкие дети, стоя за спиной солдата СС, смотрят, как религиозные принадлежности из синагоги города Цефена поджигают во время Хрустальной ночи. Цефен, Германия, 10 ноября 1938 г

Слайд 20

Разорение дортмундской синагоги во время “Хрустальной ночи”. Германия, ноябрь 1938 г

Слайд 21

Синагога в Оберрамштадте (город в юго-западной части Германии), горящая во время Хрустальной ночи. Оберрамштадт, Германия, 9-10 ноября 1938 г

Слайд 22

За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью (гитлерюгенд), был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. В эту же ночь были: сожжены или разгромлены 267 синагог, 7,5 тыс . торговых и коммерческих предприятий, сотни жилых домов евреев. Общий ущерб составил 25 млн. рейхсмарок, из которых около 5 млн. пришлось на разбитые витрины (отсюда второе название «Хрустальной ночи» — «Ночь разбитых витрин»).

Слайд 23

Идеологическое значение погрома: его проведение должно было утвердить у немецкого народа идеи расового превосходства, расовой исключительности.

Слайд 24

Для этого необходимо было сделать народ коллективным преступником, повязать его круговой порукой и тем самым консолидировать общество.

Слайд 25

Истинная цель погромов: изолировать евреев от остального общества и вытеснить их из страны. После «Хрустальной ночи» поток еврейских эмигрантов из Германии и Австрии резко увеличился, однако даже в октябре 1941 г. в этих странах все еще оставалось примерно 164 тыс . евреев.

Слайд 26

«Хрустальная ночь» представляет собой существенный перелом в преследовании евреев нацистской Германией, кульминацией которого явилось стремление к физическому уничтожению всех европейских евреев . Чтобы скрыть истинную суть своих преступлений нацисты, часто использовали выражение "Окончательное решение еврейского вопроса», под которым понимался геноцид, — массовое истребление евреев — ставший кульминацией десяти лет постоянно ужесточавшихся преследований.

Слайд 27

Кто виноват в совершившейся трагедии? Кто совершал погромы (движущая сила)?

Слайд 28

гитлерюгенд

Слайд 29

Гитлерюгенд — юношеская военизированная нацистская организация

Слайд 30

Как вы думаете, почему именно молодёжь поддалась провокации?

Слайд 31

И палач, и жертва страдают, но последний от рук - первого, а первый - по своей воле.

Слайд 32

Выход есть всегда!

Слайд 33

единство взаимное уважение толерантность любовь Ответственность за свои поступки



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Технологическая карта внеклассного мероприятия

Тема урока «Хрустальная ночь» - первый шаг на пути к Катастрофе 

Класс 10-11

Цели для ученика:

  1. Учащиеся получат возможность проанализировать «Хрустальную ночь» с позиции современной культурной ситуации;
  2. Учащиеся научатся на анализе источников выстраивать целостную картину исторических событий;
  3. Учащиеся получат возможность понять, какую роль в жизни общества играет идеология и какую опасность она таит, когда приобретает формы крайнего национализма.

Цели для учителя

  1. Организовать работу учащихся с целью получения новых знаний, показать их практическую значимость;
  2. Подвести к мысли о том, что каждый должен отвечать за свои поступки, не поддаваться провокации, обдумывать свои поступки.

Тип урока

Получения новых знаний

Форма урока

Урок-семинар

Опорные понятия, термины: «Хрустальная ночь», антисемитизм, гитлерюгенд, «Окончательное решение еврейского вопроса», геноцид, единство, взаимное уважение, толерантность, любовь.

Новые понятия: «Хрустальная ночь», «Окончательное решение еврейского вопроса»,  гитлерюгенд.

Формы контроля

Сообщение, ответы на вопросы учителя, участие в обсуждении

Домашнее задание

-

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Определение проблемы.

3 мин.

Организатор-фасилитатор

Учитель задает вопросы к цитате:

        «Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем.

Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был   профсоюзным работником.

Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь".

Мартин Нимеллер, узник нацистских лагерей

 - Как вы понимаете данное - высказывание?




- Эти слова Мартина Нимеллера, узника нацистских лагерей, сегодня выбиты на стене Яд-Вашема, музея, посвященному Холокосту в Иерусалиме.

- Что такое Холокост? 



- Сегодня мы узнаем с чего все начиналось, как человек допустил подобную катастрофу и как сделать так, чтобы история не повторилась.

Активные формы

Отвечают на вопросы учителя, выражают собственную точку зрения.












- Люди равнодушны к чужому горю; нужно быть отзывчивым, помогать и сопереживать не только близким, но и незнакомому человеку…







- Массовое уничтожение евреев в период Второй мировой войны

Создание условий для коммуникации



Беседа

Умение формулировать и выражать свои мысли, умение слушать и слышать

Постановка цели  для дальнейшей работы

2.Самостоятельная работа

15 мин.

Консультант-организатор

Учитель предлагает учащимся разделиться на группы по 3-4 человека, предлагает на выбор темы, предлагает ряд источников (в том числе и Интернет). Ставит цель: раскрыть вопрос и оформить в виде мини-доклада (2-3 мин)

Темы:

1.Антисемитизм. Политика антисемитизма.

2.Повод к началу погромов. «Хрустальная ночь»

3.Идеологическое значение погромов.

4. «Окончательное решение еврейского вопроса»

5. Гитлерюгенд.

Деятельностные формы

Учащиеся разбиваются на группы, работают самостоятельно

Создание условий для интеракции и перцепции


Работа с историческими источниками

Умение работать в группе, работать с историческими источниками; умение строить ответ на вопрос ;прогнозирование результатов своей деятельности

Приобретение новых знаний

3. Презентация полученных знаний

Организатор



Учитель следит за логикой и точностью докладчиков, фиксируя на доске новые термины, даты

Активно-деятельностные формы

Учащиеся представляют доклады; задают друг другу вопросы

Создание условий для коммуникации и  перцепции


Сообщение  

Умение слушать, задавать вопросы, делать выводы

Формирование целостной картины событий «Хрустальной ночи»

4. Подведение итогов. Поиск решения проблемы.

Организатор-фасилитатор


- Кто виновен в трагедии Холокоста?


 








- С чего все начиналось? 



- Как вы думаете, почему именно молодёжь поддалась провокации?




- Что нужно делать, чтобы история не повторилась?

Активные формы

- Люди, которые равнодушно наблюдали за зарождением фашизма; за то, как зарождается фашизм, как уводят их соседей, как уничтожают людей только за то, что они - другой национальности…

- С погрома, провокации, «Хрустальной ночи»…

- Желание быть как все, не выделяться, не идти против течения, не быть самим собой…


- Уважать друг друга, быть более чуткими, не наблюдать равнодушно за проявлением агрессии..

Создание условий для коммуникации и  перцепции


Беседа 

Умение выражать свои мысли, делать моральный вывод, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Выявление проблемы и способа её решения.


И палач, и жертва  страдают, но последний - от рук первого, а первый - по своей воле.

Самое главное помнить:  Выход есть всегда! Он заключается в нескольких универсальных общечеловеческих   ценностях, которые актуальны во все времена: ответственность за свои поступки, единство, взаимное уважение, толерантность, любовь.



Предварительный просмотр:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%E8%F1%E5%EC%E8%F2%E8%E7%EC 

Антисемитизм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основана на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии.

Политика антисемитизма включала:

  1. массовые преследования евреев и цыган;
  2. 15 сентября 1935 г. были приняты Нюрнбергские расовые законы, лишавшие евреев гражданских прав;
  3. осенью 1938 г. был организован общегерманский еврейский погром («Хрустальная ночь»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия по теме "Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица "Воробей" И.С. Тургенев

методическая разработка "Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам ("Воробей" И.С. Тургенев" для детей дошкольного возраста 6-7 лет...

Методическая разработка занятия. « Первые шаги в космос» (Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением)

Методическая разработка занятия по техническому творчеству содержит: подробный план конспект занятия, технологическую карту, кроссворд. Ребус, презентацию «Первые шаги в  космос», викторину...

Методическая разработка занятия на тему "Первая мировая война"

Методическая разработка открытого занятия «Первая мировая война»...

Методическая разработка занятия по истории "Первая мировая война"

Методическая разработка урока по истории на тему "Первая мировая война". На занятии  широко используется иллюстративный материал, метод проблемного обучения, технологи работы в малой гр...

методическая разработка занятия по теме "Первое начало термодинамки. Адиабатный процесс"

Материал содержит сценарий занятия и краткую презентацию, где подробно рассматривается тема первого начала термодинамики, вводятся основные определения и понятия, приведены примеры решения задач. Мате...

Методическая разработка занятия по доп.образованию для обучающихся 11-12 лет Тема: Образ Петра Первого - талантливого военачальника, политического деятеля, реформатора глазами современников и историков

Данный урок о Петре Первом сложен тем, что историческая личность правителя России весьма противоречива. Требуется не только тщательный отбор материалов с учётом возраста детей, но и выбор образователь...

Методическая разработка занятия на тему "Первая помощь при укусах насекомых"

Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы....