Методическая разработка занятия по истории "Первая мировая война"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Доронина Анна Юрьевна

Методическая разработка урока по истории на тему "Первая мировая война". На занятии  широко используется иллюстративный материал, метод проблемного обучения, технологи работы в малой группе, используются нетрадиционные технологи: использование музыки как исторического источника, для погружения во времени, для усиления эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Downloads\искусство\h73efcOBxHw.jpg

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА И СЕРВИСА» ФИЛИАЛ Г.НОВОСИЛЬ

Методическая разработка урока по истории

Тема: Первая мировая война

Разработчик:

Доронина А.Ю., преподаватель

Новосиль, 2015

ОПРОС-15 мин.

Методическая часть

Содержательная часть

Индивидуально, устно

Индивидуально, устно

Индивидуально, устно

Индивидуально, устно

Индивидуально, устно

Индивидуально, устно

Индивидуально, письменно

Индивидуально, письменно

- пользуясь картами №1-2(учебник), определите, каким образом протекавший в России процесс урбанизации был связан с экономическим развитием страны.

- пользуясь таблицей на стр.37, докажите, что в начале ХХ века человечество оказалось перед угрозой войны.

- охарактеризуйте экономический подъем России

- опишите положение России и индустриальных стран Запада

- расскажите о внешнеполитическом положении России

- охарактеризуйте европейские военно-политические союзы и положение России

- Карточка №1

-Карточка №2

План-конспект урока по историиC:\Users\User\Downloads\искусство\imgpreview.jpg

Тема: Первая мировая война

Цель: выявить причины, проанализировать ход и определить значение Первой мировой войны.

Образовательные задачи:

Ученик должен иметь представления о конкретных личностях:

  • Вильгельм II
  • Духонин Н.Н
  • Гофман
  • Нивель Р.-Ж.
  • Деникин А.И.
  • Брусилов А.А.

Ученик должен знать представления о конкретных исторических событиях:

  • Убийство Франца-Фердинанда
  • Восточно-Прусская операция
  • Галицийская битва
  • Варшавско-Ивангородская операция
  • Сарыкамышская операция
  • Битва при Камбре
  • Первое сражение при Ипре
  • Марнское сражение
  • Битва при Вердене
  • Ютландское сражение
  • Битва на Сомме
  • Брусиловский прорыв

Ученик должен иметь представления о типичных представителях различных социальных слоев и типичные отношения:

- Рядовых солдат и командиров царской армии;

- Император Николай II и армия;

-  Император Николай II и общество.

Ученик должен знать понятия:

-иприт

-«священная дорога»C:\Users\User\Downloads\искусство\05.jpg

-массированная атака.

Ученик должен понимать: 

  • причины и последствия Первой мировой войны;
  • причины неудач русской армии;
  • трагизм Первой мировой войны для общества и государства.

Развивающие задачи:

Ученик должен уметь:

  • сравнивать планы воюющих держав
  • анализировать удачные/неудачные действия русской армии
  • показывать на карте важные военные операции Первой мировой войны
  • определять значение отдельных сражений
  • анализировать карикатуры
  • работать с документом (отрывки из сочинений историков): И.Н. Ионов «Российская цивилизация IX- нач. XX в», А.В. Веко «История России с древнейших времен до наших дней», С.Г. Пушкарев «Обзор русской истории», К.Б. Виноградов «Кризисная дипломатия», З.П. Якимович «О некоторых вопросах методологии исследования происхождения Первой мировой войны», П.В. Волобуев «Происхождение Первой мировой войны», А.М. Пегушев «Происхождение Первой мировой войны».

Воспитательные задачи:

Патриотическое воспитание:

  • формирование любви к Родине и верности долгу на примере Брусиловского прорыва;

Нравственное воспитание:

  • формирование мужества на примере Деникина, Брусилова;
  • формирование чувства сострадания к пострадавшим от иприта, к семьям погибшим, к искалеченным в ходе боевых действий.

Эстетическое воспитание:

  • неприятие жестокости.

Оснащение: C:\Users\User\Downloads\искусство\04.jpg

1. Волобуев О.В., Клоков В.А. История. Россия и мир. 11 класс. М., 2008.

2.Отрывки из сочинений историков: И.Н. Ионов «Российская цивилизация IX- нач. XX в», А.В. Веко «История России с древнейших времен до наших дней», С.Г. Пушкарев «Обзор русской истории», К.Б. Виноградов «Кризисная дипломатия», З.П. Якимович «О некоторых вопросах методологии исследования происхождения Первой мировой войны», П.В. Волобуев «Происхождение Первой мировой войны», А.М. Пегушев «Происхождение Первой мировой войны».

3. Карта «Первая мировая война 1914-1918»

5. Карточки с заданиями, карикатурами, стихотворением, портретами.

6. Аудиопроигрыватель.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Методическая часть

Содержательная часть

Вводное слово учителя

Работа в группах: анализ текста. Метод проблемного обучения.

См. Приложение

МУО, объяснение

Метод наглядного обучения «работа с карикатурой».

Использование музыки для погружения во время «Песня Вильгельма»

Метод Проблемного обуче6ния

АПД на припоминание

МУО, рассказ

МУО, объяснение

МНО, работа с картой

Использование музыки «Брали русские бригады»  для усиления эмоции

МНО, Работа с картой

Метод наглядного обучения, работа с карикатурой

МНО, Работа с картой

Сообщение студента

Работа с картой

Сообщение студента

Работа с картой

Использование музыки как исторического источника  «Мы в бой пойдем», «Милосердная сестра»

Работа с коллажем. Проблемное обучение

На прошлом уроке мы изучили с вами предвоенное положение мира, внутриэкономическое положение России. Сегодня нам предстоит изучить событие, которое изменило облик мира, изменило политическую карту, изменило расстановку сил на международной арене. Имя этому событию – Первая мировая война.

План:

1. Начало всемирного конфликта

2. Борьба на суше и на море

3. Военные действия 1916-1917 гг.

4. Внутреннее положение в воюющих странах.

5. Окончание Первой мировой войны

Попрошу вас быть внимательными, так как будет много дат, имен политических и военных деятелей и географических названий.

В конце урока те кто будет активно работать получат оценки.

Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу. В.Вильсон.

В чём же состояли эти причины с точки зрения историков? Давайте их выделим.

- борьба за колонии, за сферы влияния

– усиление  националистических настроений

- стремление к ослаблению государств -конкурентов

Великобритания (в составе Антанты)

Не желала мириться с проникновением Германии в районы, которые считала "своими": Восточную и Юго-Западную Африку. А так же желала отомстить Германии за поддержку буров в англо-бурскую войну 1899-1902 гг., в связи с чем уже вела против Германии необъявленную экономическую и торговую войну и активно готовилась на случай агрессивных действий со стороны Германии.

Франция (в составе Антанты)

Хотела отыграться за поражение, нанесенное ей Германией в франко-прусской войне 1870 года.

Желала возвратить Эльзас и Лотарингию, отделенные от Франции в 1871 году.

Не могла смириться со своими убытками на традиционных рынках сбыта из-за конкуренции с немецкими товарами.

Опасалась новой германской агрессии.

Стремилась сохранить свои колонии, в частности Северную Африку.

Россия (в составе Антанты)

Требовала пересмотра в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы, ибо хотела иметь свободный проход для своего флота в Средиземном море.

Оценивала строительство железной дороги Берлин-Багдад (1898 год) как недружественный со стороны Германии акт. Россия видела в этом строительстве посягательство на её права в Азии.

Не желала мириться с австрийским проникновением на Балканы и тем, что Германия набирала силы и начинала диктовать свои условия в Европе.

Желала главенствовать над всеми славянскими народами, поэтому поддерживала на Балканах антиавстрийские и антитурецкие настроения у сербов и болгар.

Сербия (в составе Антанты)

Получив полную независимость только в 1878 году, стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова.

Желала образовать Югославию, включив в нее всех славян, проживающих на юге Австро-Венгерской империи.

Неофициально поддерживала националистические организации, боровшиеся против Австро-Венгрии и Турции.

Германская империя (Тройственный союз)

Как развитая в экономическом плане страна, стремилась к военному, экономическому и политическому господству на Европейском континенте.

Поскольку Германии были необходимы рынки сбыта, а в борьбу за колонии она вступила только после 1871 года, включившись в борьбу за колонии только после 1871 года, она жаждала получить равные права в колониальных владениях Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии.

В Антанте видела союз против себя с целью подорвать своё могущество.

Австро-Венгрия (Тройственный союз)

Из-за своей многонациональности играла роль постоянного очага нестабильности в Европе.

Силилась удержать захваченные ею в 1908 году Боснию и Герцеговину.

Противодействовала России, потому что Россия взяла на себя роль защитника всех славян на Балканах, и Сербии.

Как шла подготовка к войне

       1. Ученики определяют, символом  каких стран  являются эти животные ?

Правильный ответ. Россия – медведь; Франция – орел; Англия – лев.

       2.  Почему именно Россия, Франция и Англия помещены на этой карикатуре?

      3.  О чем свидетельствует цифра 25? С какого момента Германия явно начинает подготовку к войне?

      4. Кто такой Крупп? Почему ценилась крупповская сталь?

Какой военно-политический блок был образован раньше Антанта или Тройственный союз?

В результате покушения в Сараево 28 июня 1914 убиты эрцгерцог Австро-Венгрии Фердинанд и его супруга. Убийство совершено, восемнадцатилетним студентом, связанным с националистической сербской организацией "Черная рука".Германия обещает поддержку Австро-Венгрии в случае конфликта с Сербией.

Сербия обращается за помощью к России. Австро-Венгрия объявляет всеобщую мобилизацию и сосредоточивает войска на границе с Россией. В России объявлена мобилизация в армию (сначала рассматривался вариант частичной мобилизации, чтобы не напугать Германию, но вскоре выяснилось, что тогда сорвется плановая мобилизация, если к ней все же придется прибегнуть. Так правительство совершило шаг, после которого уже невозможно было остановиться. Германия требует от России прекратить призыв в армию. Франция, Австро-Венгрия и Германия проводят мобилизацию. Великобритания требует от Германии соблюдать нейтралитет Бельгии. 1.08.14 Германия объявляет войну России. Начинается первая мировая война.

В соответствии с планом Шлиффена немцы начали военные действия на Западном фронте против Франции. Французскую границу прикрывала система мощных крепостей, но немцы обошли их с севера и, наплевав на международное право, вторглись в нейтральную Бельгию и подошли к Парижу на расстояние 30-40 км. В ходе ожесточенных боев французам удалось связать основные силы противника в районе рек Марна и Мозель.

Теснимые врагом французы настойчиво требовали от России "сделать что-нибудь", и главнокомандующий великий князь Николай Николаевич приказал не дожидаясь полного сосредоточения, начать операцию в Восточной Пруссии.

Восточно – Прусская операция 17 августа-15 сентября 1914 г.

Гораздо успешнее действовали русские войска против Австро-Венгрии.

Галицийская битва (5 августа - 8 сентября 1914 ), взятие Перемышля.

Поражение в Галицийской битве поставило Австро-Венгрию на грань военной катастрофы. Победа в Галиции открывала российским войскам путь в Верхнюю Силезию (важнейший промышленный район Германии). В этих условиях Германская армия пришла на помощь союзнику, перебросив часть сил на юг, в Силезию. Итог- разгром на средней Висле немецко-австрийских армий русскими войсками.

      Значение этой операции в кампании 1914 состояло в срыве планов германского командования на Восточном фронте и ослаблении сил Германии на Западе. Неудачи в Галиции и под Варшавой не позволили австро-германскому блоку склонить на свою сторону в 1914 году балканские государства

 Варшавско-Ивангородская операции 28 сентября - 27 октября 1914г.

Центральным событием кампании 1914 г. на этом театре военных действий стала Сарыкамышская операция с 9 декабря 1914 г. по 5 января 1915 г..

Операция закончилась полным разгромом турецкой 3-й армии, она практически перестала существовать, русские войска заняли выгодное исходное положение для новых операций; территория Закавказья была очищена от турок, кроме небольшой части Батумской области. В результате этого сражения Русская Кавказская армия перенесла военные действия на территорию Турции и открыла себе путь вглубь Анатолии.

Обращая внимание на карикатуру можно рассказать о беспрерывном наступлении русской армии в период с 29  декабря по 5 января, о потерях турецкой армии, исчисляемые  90 000 человек.

Эта победа оказала влияние и на союзников России по Антанте, турецкое командование было вынуждено оттянуть силы с Месопотамского фронта, что облегчило положение англичан.

Победа под Сарыкамышем остановила турецкую агрессию в Закавказье и укрепила позиции Кавказской армии

Однако черноморские проливы теперь были закрыты, и Россия лишилась возможности получить вооружение и снаряжение от союзников наиболее коротким и удобным южным путем. Оставался только северный путь через Мурманск и Архангельск.

На западном фронте Битва на Марне 1914

2. 1915 год-год великого отступления для России. Активных военных действий на Западном фронте не велось. Германское командование предприняло мощное наступление на восточном фронте, которое невелировало русские победы 1914 года. Вывести из войны Россию не удалось.

В октябре 1915 г.  болгарская армия начала боевые действия против сербов. Сербская армия покинула страну и эвакуировалась на греческий остров Корфу.

Битва при Ипре в апреле 1915г. 5 тыс. погибло-10 тыс искалечено.

Немецкое командование начало беспощадную подводную войну против флота Антанты. Размаха подводная война достигла в 1916-1917 гг.

В целом 1915 г. для Германии и ее союзников прошел удачно, но Англия и Франция за год укрепили свой военный потенциал.

3. Военные действия 1916-1917.

С февраля ведутся бои за Верден- французская крепость 21 февраля по 18 декабря 1916 года.. Применялась тяжелая артиллерия. Чтобы отвлечь силы противника Антанта начинает наступление на р. Сомме. Впервые применили танки.

В разгар Верденской битвы летом 1916- Брусиловский прорыв. Прорвали австро-венгерский фронт в районе Галиции и Буковины. Австро-Венгрия оказалась на грани поражения.

Крупнейшее морское сражение 1916 г.-Ютландское

В 1917. Продолжается позиционная война.

4. Внутреннее положение в воюющих странах.

Ключевые  моменты:

Энтузиазм

Ожидание скорой победы

Участие женщин (на промышленных предприятиях, медсестры)

Положение в России: отношение к войне монархических партий, оборонцев (Плеханов), центристов (Мартов), пораженцев (Ленин).

5. Окончание Первой мировой войны.

Ключевые моменты:

Выход России из войны- март 1918г. сепаратный Брестский мир с Германией.

Вступление в войну США.

Германия предпринимает последнее наступление под командованием Гинденбурга и Людендорфа.

Войска Антанты- контрнаступление (французский генерал Фош)

Революции привели к распаду Австро-Венгрии, падение Германской империи.

11 ноября 1918 г. перемирие в Компьенском лесу.

ВЫВОДЫ.

Причиной войны стало стремление великих держав к переделу мира. Впервые человечество оказалось втянутым в глобальное противостояние, война затронула большинство стран мира. Беспрецедентными были человеческие потери. Неожиданным для императоров  стал крах европейских империй, считавшихся прежде незыблемым. Мир вступил в новую полосу революций и потрясений, открытую революцией 1917 года в России.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ-10 мин.

Методическая часть

Содержательная часть

Фронтально, устно

Фронтально, устно

Фронтально, устно

Фронтально, устно

Фронтально, устно

Фронтально, устно

Фронтально, устно

-когда началась Первая мировая война?

- как звали германского императора и австро-венгерского?

-назовите фронта Первой мировой войны и покажите их на карте

-перечислите военные операции 1914 г.

-где впервые были использованы удушливые газы?

-в каком сражении впервые использовали танки?

-перечислите последствия Первой мировой войны.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§6-7, чтение, пересказ. Заполнение таблицы «Цели участников Первой мировой войны». Сообщение на тему по выбору : «Ленин В.И.» «Брусилов А.А.»

Приложение. Работа с документами.

1 группа.

В начале ХХ в. западный капитализм исчерпал возможности развития вширь за счет захвата новых территорий и рынков сбыта. Мир был разделен между «старыми» колониальными державами – Англией, Францией, Испанией, Португалией и другими…Однако экстенсивные формы развития капитализма продолжали отстаивать свое право на существование. «Молодые» промышленные державы, прежде всего Германия, стремились к переделу захваченных территорий, вытеснению конкурентов с привычных рынков сбыта. Это вызвало обострение межгосударственных отношений, а внутри стран «второго эшелона» капиталистического развития – новое  оживление государственного традиционализма, великодержавного самосознания. Еще в 1889 г. был заключен союз Германии с Австро-Венгрией и Италией. В то же время отношения России и Германии ухудшились. Причиной этого было стремление Австро-Венгрии при поддержке Германии утвердиться на Балканах в традиционной сфере влияния России…

И.Н. Ионов. Российская цивилизация IX -начало XX века. М.Просвещение1995. С.302.

2 группа

В начале ХХ в. в ходе борьбы за сферы влияния, источники сырья, рынки быта и мировое господство крайнего обострения достигли отношения между ведущими империалистическими державами. Наибольшего накала достигли взаимоотношения между Германией и Великобританией. К 1914 г. площадь колониальных владений Германии составляла 2,9 млн. кв. км, Великобритании – 33,5 млн. кв.км, Франции – 10,6 млн. кв.км. Молодые капиталистические станы развивались куда более стремительными темпами. Однако они находились в состоянии стойкой изоляции или замыкались в узких региональных рамках, которые с каждым годом становились для них все теснее. Возникла диспропорция между промышленным потенциалом и возможностями вывоза товаров и капиталов  в Африку, Азию, Полинезию, Австралию. Молодые капиталистические страны не могли смириться с подобным положением и потребовали передела сфер влияния. Старые колониальные державы, в свою очередь, начали прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить свои владения и воспрепятствовать экономической и политической экспансии молодых государств…

А.В. Веко История России с древнейших времен до наших дней. Минск 2001.С.510.

  

3 группа

… Россия была недовольна той политикой австрийской экспансии на Балканах, в которой Германия поддерживала свою союзницу…

В 1908 г. Австро-Венгрия произвела аннексию населенных сербами Боснии и Герцеговины. Это вызвало недовольство в России и в особенности в Сербии, ибо сербские патриоты помышляли о соединении всех югославян в одном государстве.

После Балканских войн 1912-1913 гг., вызвавших полное перераспределение территорий на Балканах, Австрия настояла на образовании независимого государства Албании… Интервенция Австрии и ее явное стремление к преобладанию на Балканском полуострове создало напряженную атмосферу на Балканах.

С.Г. Пушкарев. Обзор русской истории М.1991.С.364

4 группа

…Наиболее последовательную и широкоформатную программу экспансии выдвинули немецкие военно- политические круги. Это не было какой – то исторической случайностью или результатом врожденной агрессивности германского народа. Готовность Берлина опереться на силу оружия, употребить его в наступательных целях во многом определялось известным отставанием Германии в прямой эксплуатации богатств и подневольного населения земного шара. Широкие массы немецкого общества были не удовлетворены тем, что Англия, Франция  и Россия контролируют гигантские территории колоний и зависимых стран в Азии, Африке, а Германия обладает «бедными» колониями «третьего сорта». Непомерные аппетиты по части овладения далекими  и более землями проявляли видные деятели немецкой индустрии финансов. Ухудшение международных позиций страны после создания Антанты и постепенного отхода Италии и Румынии от ориентации на Германию стимулировало намерение берлинского руководства развязать войну – ведь она все равно неизбежна?! Также сказывалось обострение соперничества с США и крах попыток приобрести базы и опорные пункты в Западном полушарии.

К.Б.Виноградов Кризисная дипломатия//Первая мировая война: пролог ХХ века. М.,1998. С.122-123.

5 группа

… история втягивания государств и народов в войну не может быть понята без анализа глубокого духовного кризиса, возникавшего как реакция на реалии предвоенного мира. Он, как известно, был отягчен многочисленными колониальными войнами, ростом милитаризма и непрерывным бряцанием оружием, беспощадными репрессиями по отношению ко всем проявлениям социального протеста, подавлением движением национальных меньшинств, расправой с населением колоний. В сопоставлении с таким миром война, истинных масштабов которых не были в состоянии предугадать ее «творцы», казалась необходимым этапом, способным устранить опасность государственным интересам и перспективам развития. Если верно, что война вырастала на почве коллизий мировой экономики и политики и была прямым следствием усилившихся империалистических тенденций, то не менее верно и другое – поворот в общественном сознании, происходивший под воздействием национальных и мировых реалий, открывал дорогу войне.

З.П. Якимович О некоторых вопросах методологии исследования происхождения первой мировой войны // Первая мировая война: пролог ХХ века. М., 1998. С.20-21

6 группа

Мы не поймем причин первой мировой войны, если не выйдем за пределы политики, экономики и дипломатии. Дело в том, что сама духовная ситуация эпохи предрасполагала к войне. Повсеместно отмечался рост национализма, подогреваемый правящими кругами, шовинистическое опьянение охватывало широкие круги общественности Европы, национально-освободительное движение малых народов приобрело масштабный характер (на Балканах, в Австро-Венгрии и т. п.). Известно, что пропаганда пангерманизма достигла в предвоенные годы невиданного размаха и интенсивности. Здесь бы я отметил роль прессы в идеологическом подготовлении войны. Практически во всех странах Европы она сыграла провокационную роль, стимулирующую раздувание националистических и шовинистических взглядов и настроений…

П.В. Волобуев. Происхождение первой мировой войны // Первая мировая война: пролог ХХ века. М., 1998.

7 группа

Вопрос о роли колониального фактора в возникновении первой мировой войны содержит еще один аспект. Усиливающиеся контакты с колониальной периферией в большой мере способствовали складыванию в метрополиях накануне и в особенности во время войны новой социально-психологической ситуации, отличительными чертами которой был рост шовинизма и расизма. Наиболее отчетливо эта тенденция прослеживалась в Германии. Именно в этой стране нашла свою почву идеология первого крупного теоретика расизма графа Жозефа де Гобино; в конце ХIХ в. развиваемые им идеи о превосходстве "арийской" или "тевтонской " расы "превратились в настоящий религиозный культ", в городах Германии появились общества Гобино". Перед первой мировой войной по приказу Вильгельма II было даже начато составление расовой карты Германии с целью выявления "истинных арийских элементов…

Накануне Великой войны новая социально-психологическая ситуация сложилась и в других странах, в частности в Турции, бывшей союзницей Германии. Здесь рост массового шовинизма, также подпитывающий официальный курс, тесно переплетался с ростом панисламистских настроений. Религиозный шовинизм пронизывал военно-политические планы правящих кругов Турции. Они были более чем масштабны: разгром Англии в районе Суэца и России на Кавказе, объявление джихада всем "неверным" врагам Турции и в перспективе - объединение с Ираном и Афганистаном, захват Западной Индии, выход на Волгу и Урал в районы с исламизированным населением.

А.М. Пегушев. Происхождение первой мировой войны: к вопросу о роли колониальных противоречий // Первая мировая война: пролог ХХ века. М., 1998. С. 64-65.



Предварительный просмотр:

attach


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия " Реконструкция военного мундира времен войны 1812 года"

Романова А.Н.Опыт исторической реконструкции в музее « Живая память» ГОУ СОШ № 563 ЮЗОУО г. Москвы.  Проблема исторической реконструкции – воссоздания предметов старины на основе доступных ...

Методическая разработка занятия на тему "Первая мировая война"

Методическая разработка открытого занятия «Первая мировая война»...

Методическая разработка "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка выполнена в сосотвествии с требованиями ФГОС, выбор темы обусловлен необходимстью патриотическому воспитанию,любовь к Родине необходимо прививать с раннего детсва,по возможност...

Методическая разработка занятия Тема: «Математика в годы Великой Отечественной войны»

Занятие с целью определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. Задачи: 1)  Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.2)...

Методическая разработка занятия "Герои Великой Отечественный войны"

Занятие "Герои Великой Отечественной Войны" разработано для учащихся 3 года обучения в рамках воспитательной работы в период празднования праздников 23 февраля и 9 мая.Цель занятия: - пробуж...

Методическая разработка урока "Итоги Второй мировой войны"

Методическая разработка включает конспект урока, презентацию, приложения. Может быть использована на уроках истории в 9 и 11 классах....

Методическая разработка занятия "Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж"

Медодическая разработка занятия для школьной студии изобразительного искусства....