Главные вкладки

    Методическая разработка занятия " Реконструкция военного мундира времен войны 1812 года"
    методическая разработка (6 класс) по теме

     Романова А.Н.

    Опыт исторической реконструкции в музее « Живая память» ГОУ СОШ № 563 ЮЗОУО г. Москвы.

      Проблема исторической реконструкции – воссоздания предметов старины на основе доступных и достоверных исторических источников - стала очень популярной в последние годы. Об этом свидетельствуют многочисленные фестивали, выставки, книги, материалы  в средствах массовой информации.

       Копия(от copie — множество) — предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета, выступающего по отношению к копии подлинником (оригиналом).

       В музейном деле понятие К. используется и как воспроизведение музейного предмета, по возможности, точно передающее черты подлинника. Существуют экспозиции и музеи, созданные на основе таких копий. Созданные таким образом копии могут включаться в качестве музейных предметов в основной фонд музея.  Такие копии важны при создании экспозиций для определённых категорий посетителей. Особой формой воспроизведения, отличной от копирования, являются модели и макеты.

       Особенно они интересны для детей, лучше воспринимающих предмет через яркие объемные образы.

           На занятиях кружка музееведения при школьном этнографическом музее « Живая память» учащиеся,  изучая  разнообразные изобразительные и письменные источники, начали самостоятельно создавать своими руками музейные предметы (макеты костюма).                 Объектом изучения стала история русского военного костюма XVIII-XIX веков.Результатом стало создание макетов русского военного мундира.

            К 200-летию Бородинской битвы были созданы макеты военных мундиров  русской армии. Были подготовлены макеты мундиров и воссозданы образы литературных героев романа Л.Н.Толского « Война и мир»  Пети Ростова (мундир Павлоградского гусарского полка) и Василия Денисова ( Ахтырский полк), а также героя Бородинской битвы генерала Раевского.

             В процессе работы решались следующие задачи  - найти и изучить  отдельные виды русского военного  костюма начала XIX веков, овладеть основами моделирования военных костюмов из различных материалов, изготовить наглядный материал  к выставке в школьном музее. В нашей работе мы использовали методику  художницы Андреевой А.Ю. ,[i] но использовали не бумагу, а разные виды ткани, кожу, замшу, мех  и иные материалы.                   

            Этапы работы:

          Iэтап.  Поиск и накопление информации.

          II этап. Обработка  и осмысление научного материала:

    а) Изучение доступной литературы о русском военном костюме времени Отечественной войны 1812 года и методах исторической реконструкции.

    б) Знакомство с экспозицией музеев

    в) Подбор изобразительного и литературного материала.

         IIIэтап. Технологический.

         а) Разработка технологии и изготовление макетов военных костюмов.

         б)  Подбор средств реализации замысла (бумага, ткань, кожа, замша и т.п.)

        IV этап. Реализация замысла, фиксирование этапов. Презентация.

             Работа была начата весной  и завершена осенью  2011г. Макеты военных костюмов можно использовать на уроках истории, литературы, МХК, ИЗО, технологии в разных классах начальной и средней школы.

            Используемый материал: ткань разного цвета, разноцветная тесьма; кожа и замша разного цвета ; натуральный и искусственный мех; картон; клей – ПВА, прозрачный « Момент-кристалл», клеящий карандаш; ножницы маленькие и большие, макетный нож и  металлическая линейка для работы с картоном. Разнообразная фурнитура искусственный и натуральный мех.

            Технология изготовления:

    1.      Изготовление картонной основы.

    Все основы для кукол выполнены из толстого картона. Для того, чтобы выполнить основу, надо наложить на рисунок кальку и обвести изображение карандашом, потом кальку с рисунком приклеить клеящим карандашом на картон и вырезать по контуру с помощью макетного ножа и ножниц. Получилась картонная основа. Выкройку мундира разложить на ткани, обвести, вырезать с припусками. Затем наложить на основу и приклеить с помощью ПВА или « Момента» с изнаночной стороны. Если мундир стоит из нескольких слоев, то приклеивается попеременно сначала нижний, потом все остальные.

    2.      Руки, рукава.

    Их следует вырезать из не очень толстого картона. Выкройку рукавов разложить на ткани, обвести, вырезать с припусками. Обтянуть картонную основу тканью, приклеить с обратной стороны с помощью ПВА или « Момента».

    3.      Сапоги вырезать из нетолстого картона. Наложить выкройку на кусочек кожи или замши, обвести, вырезать с припусками, обтянуть  картонную основу кожей или замшей и приклеить.

    4.      Головные уборы вырезать из не совсем толстого картона. Если головной убор состоит из нескольких деталей, ты вырезать каждую деталь в отдельности, сделать выкройки, обтянуть кожей, используя, где нужно отделочные материалы, шнуры, аппликации.

    5.      Сборка ведется последовательно – к готовой основе с мундиром приклеиваются : рукава – обувь – головной убор - различные детали ( ремни, пуговицы и т.д.)

     

             При работе над данным проектом была использована различная библиография, изобразительные  источники, ресурсы Интернета.

            Материал представлен в виде постера  -  «Образы 1812 года ( К 200-летию  Отечественной войны 1812 года), рабочих материалов (выкроек, рисунков, фотографий, шаблонов, описаний и пр. ), что дает возможность его широкого реального использования на уроках ИЗО, МХК, истории, а также  во внеурочной деятельности.

    Библиография

    ·          Бегунова А.  Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I, М., Молодая Гвардия, 2000.

    ·         Лубченков Ю.Н. Война 1812 года, «Белый город», 2009

    ·         Лазарев А. Герои 1812 года, « Белый город», М., 2008

    ·         Отечественная война 1812 года в графике художников-современников. Издательство Государственного Исторического музея.

    ·         «100 битв, которые изменили мир», выпуск №1,2011г, Бородино – 1812.

    ·         Набор открыток "Русская армия 1812 года".Выпуск 2.Художник и автор О.К.Пархаев.

    ·          http://www.kulichki.com. Сайт Гусарский клуб. Гусарский исторический музей. "Сабля, ташка, конь гусарский..." П. К. Бенкендорф. Краткая история лейб-гвардии гусарского его величества полка Ю. Веремеев. Униформа русской кавалерии 1812 года. Гусары 09.09.2010, 18.09.2010, 28.10.2010.

    ·         Ильин-Томич А. А. Давыдов Денис Васильевич // Русские писатели: 1800—1917.    Биографический словарь. М., 1992. Т. 2. Г—К. С. 68—71. http://www.portal-slovo.ru/philology/43647.php  .Портал «Слово».11.11.2010.

                    http://gorod.tomsk.ru/index-1252118477.php. Гусарские знаки различия.10.01.2011



    [i]Андреева А.Ю. Костюм русской знати. От Византии до модерна. – СПб.:»Паритет»,208.-176с.: ил.+цв.вкл.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка к уроку на тему: "Отечественная война 1812 года"

    Эта методическая разработка, посвящена войне 1812 года....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!»

          Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!» Цель: Углубление знаний об историческом событии в нестандартны...

    Разработка урока по истории России «Отечественная война 1812 года»

    Двухчасовое занятие позволяет сформировать общее представление о войне 1812 года, причинах, ходе и итогах....

    методическая разработка урока-игры по истории "Отечественная война 1812 года в лицах"

    в данной методической разработке предствлены задания для учащихся по теме "Отечественная война 1812 года". урок можно провсте в виде игры "Своя игра"...

    Методическая разработка занятия на тему "Первая мировая война"

    Методическая разработка открытого занятия «Первая мировая война»...

    методическая разработка урока в 10 классе "Отечественная война 1812 года"

    Цели урока:1.  Создать представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. 2.  Познакомить учащихся с героями Отечественной войны. Сформировать  представление об участии наших...


     

    Комментарии

    Данный проект завоевал 3 место на конкурсе " Ярмарка идей на Юго - Западе" в 2011 году.

    Очень красиво и интересно. Молодцы!