методическая разработка урока в 10 классе "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Кускеева Елена Бадмаевна

Цели урока:

1.  Создать представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. 

2.  Познакомить учащихся с героями Отечественной войны. Сформировать  представление об участии наших земляков в войне 1812 года.

3. Рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_1812_goda_metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx57.24 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. Использование современных образовательных технологий.

Урок № 1

1.ФИО                    Кускеева Елена Бадмаевна

2.Место работы     МКОУ «Аршань - Зельменская СОШ»,

Сарпинский район Республика Калмыкия

3.Должность         учитель истории и обществознания

4.Предмет             история  

5. Класс                 10 класс

 6.Тема                 «Отечественная война 1812 года». (« Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»). (2 часа).

Цели урока:

1.  Создать представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года.  

2.  Познакомить учащихся с героями Отечественной войны. Сформировать  представление об участии наших земляков в войне 1812 года.

3. Рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы.

 Задачи урока :

1.  Подвести учащихся к пониманию того, почему эта война стала для русского народа «Отечественной».

2.   Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.

3.  Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и сопереживания к судьбам российского  народа.

4.  Воспитание чувства гордости за свою Родину, за наших земляков – участников этой войны.

5  Прививать чувства ответственности за свои поступки и дела.

Задачи по формированию  УУД:

познавательные:                                                                                                                                               умение  работать с различными источниками;

применять знания в новой ситуации;                                                                                                                               иметь и защищать свою точку зрения;

закрепление   навыков интеллектуальных знаний (рассуждение, анализ ситуации и задания, сравнение, умение делать выводы);

коммуникативные:

 формулирование,  и умение аргументировано  отстаивать свое мнение, высказывать свою точку зрения;

умение планировать совместную деятельность в группе при выполнении заданий;

регулятивные:

 развитие навыков самооценивания;

применение эффективных способов решения познавательных задач;

формирование навыков  сотрудничества, регулирование совместных действий участниками группы;

личностные:

развивать навыки  осмысливания исторических событий и делать лично для себя нравственный вывод;

подвести учащихся к необходимости иметь историческую память, важность преемственности поколений,

проявлять благодарность предкам;

навыков сотрудничества со сверстниками;

развитие самостоятельности

Педагогические технологии: 

– традиционная,

– проектная,

– компьютерная технология,

– технология межпредметных связей,

Межпредметные связи: литература, МХК, география, обществознание, информатика

Форма организации деятельности:

– фронтальная,

– групповая

– индивидуальная

Методы

–     словесные,

–    наглядные,

–    практические

Предполагаемый результат:

После завершения проекта учащиеся смогут:

– иметь чёткое  представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года;

 – ответить на проблемный вопрос: «кто же нам помог»?– уяснить причины победы русского народа над врагом;

– глубже понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;

– смогут оценить сущность проблемы цивилизационного выбора будущего России;

– уяснить, в переломные моменты истории, когда решалась судьба России: быть или не быть -  российский народ показывал свои самые лучшие качества, война превратилась в Отечественную - за спасение своей родины от врага.

 –  анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;

– использовать Интернет и различное программное обеспечение для создания презентаций.

Оборудование:   мультимедийный проектор,   карта «Отечественная война 1812 года», презентация (см. Приложение), пакеты документов (см. Приложение 1),    Приложение2), тексты басен Крылова (см. Приложение 3)  

 Использованные  материалы:

 1. Война 1812 года Будаков В. Родине поклонитесь.- М., 1989

2.Бычков Л.Н. Крестьянское партизанское движение в Отечественной войне 1812 года.- М., 1954

3.Глинка Ф.Н.  Письма русского офицера.- М., 1985

4.Глинка С.Н. Записки.- М., 2004

5.Кутузов М.И. Письма. Записки.- М., 1989

6Любецкий С.М. Русь и русские в 1812 году.- М., 1994

7.Клятву верности сдержали.- 1987

8.Русские мемуары 1800-1825.- М., 1989

9.Ростопчин Ф.В. Ох, французы!!!.- М.,1992

10.Безотосный В. Русская разведка в 1812 году// Вокруг света., 2012.-

11.Интернет – ресурсы, источники Материал из Википедии

Методические рекомендации к проведению урока. 

Данный урок проведён в классе, где нет возможности доступа к сети Интернет. Поэтому  учащимся дано было опережающее задание. Учащиеся по желанию выбрали темы своего проекта, создали группы, определили их название, что определило  тематический подбор материала (пакета документов) для каждой группы.

На уроке используются различные обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения, которые позволяют формировать универсальные учебные действия - УДД : Личностные. Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные. Задание темы рассчитано на два урока.

Тип урока: урок изучения нового материала

 Основные понятия:  Отечественная война, партизанское движение, народное  ополчение, стратегия, тактика

Эпиграфы:  (Приложение  слайд 1,2)

Ход урока:

I/Организационный момент. Учитель определяет готовность учащихся к уроку, создает положительный настрой на урок. 

Звучит музыка П. И. Чайковский — Увертюра «1812 год».

Вступительное слово учителя.

Когда я была студенткой исторического факультета, я побывала в Казанском соборе. Там  находится могила М. И. Кутузова, и в этом же зале знамена французские, времён Наполеона, взятые в боях русских солдат с французами.

Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о них. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому, что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня с вами будем говорить  (познавательные УУД) 

Учащиеся определяют тему урока. «Отечественная война 1812 года» Мы перелистаем героические страницы истории Отечественной войны с Наполеоном,   которым в этом, 2012 году исполнилось двести лет.

Шесть месяцев 1812 года, в которые наполеоновская армия вторглась в пределы России, дошла до Москвы, вступила в русскую столицу, а затем была изгнана с территории нашей страны, во многом определили характер эпохи.

Учащиеся просматривают кадры презентации(слайд 1-2 )

  • «Настал 1812 год, памятный каждому русскому, тяжкий потерями, знаменитый славою. »   А.П. Ермолов
  • « … великая война 1812 года, когда обе из тяжущихся сторон – и колоссальное могущество Наполеона и национальное существование России, - сошлись решить вопрос: быть или не быть».   В. Г.Белинский
  • «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла и будет стоять Русская земля!» А Невский.

Учитель: Вспомним алгоритм учебных действий, по которому мы с вами работаем на уроке.

Учащиеся отвечают :

  • Проблема (Тема).
  • Цель.
  • План действий.
  • Действия.
  • Результат.  
  • Вывод.
  • Самооценка

Работаем по алгоритму учебных действий, который мы с вами выработали и  который помогает нам чётко и эффективно  работать на уроках.

Учащиеся определяют проблему. Нам надо уяснить, каковы  причины победы русского народа в Отечественной войне 1812 г..

Учащиеся определяют цель: ответить на вопрос А.С. Пушкина:

(слайд 1) «Гроза двенадцатого года

 Настала – кто тут нам помог?

 Остервенение народа,

 Барклай, зима иль русский бог».

 

Учитель: А каков план наших действий?    

Учащиеся отвечают, что  они работали дома, получив опережающее задание,

 готовились к этому уроку, использовали учебник, читали дополнительную литературу, подбирали  материал, отвечали на вопросы викторины, составляли презентацию.

Учитель: Сегодня мы работаем в группах, каждая из которых  исследует отдельные  направления темы.  (Группы 1,2,3, 4 ) , (тематические папки – подборки на столе у каждой группы)

 Группа  №1 «Репортеры» (приложение 1)

Группа №2 «Стратеги» (приложение 2)  

Группа  №3 «Историки» (приложение 3)  

Группа  №4 «Потомки» (приложение 4)

II Изучение нового материала.

Учащиеся работают в исследовательских группах- 10 минут  

Учащиеся, посовещавшись в группах, предлагают план изучения темы  

Запись на доске плана урока:

  • Вторжение
  • Бой за Смоленск
  • Бородино
  • Совет в Филях
  • Оставление Москвы. Пожар
  • Сражение под Малоярославцем
  • Березина.  
  • Отступление.
  • Гибель «Великой армии»
  • Бегство Наполеона
  • Битва Народов.
  • Крушение наполеоновской династии.

Учащиеся записывают в тетради тему и план  урока.

 Целеполагание

Учитель: У вас в тематической подборке материалов есть документы. Прочтите их. Выскажите свое мнение   

Учащиеся Знакомятся  с историческими фактами  

«Когда у находившегося на далеком острове Святой Елены Наполеона спросили, какое время своей жизни он считал самым счастливым, он произнес в ответ лишь одно слово: «Тильзит» «Тильзит!.. (при звуке сем обидном / Теперь не побледнеет росс». А.Пушкин

Летом 1807 года Наполеон просил руки великой княжны Екатерины Павловны.  Но русский императорский дом под благовидным предлогом отказал. Император французов был обижен. В декабре 1810 года Россия установила заградительные пошлины на ввоз предметов роскоши – основной товар, поставляемый из Франции.

С 1810 году значительная часть французской армии расквартировалась в герцогстве Варшавском  (граничило с Россией).  

– Какие идеи появились у вас на основе этих фактов?

Учащиеся Работа в группе. На основе исторических фактов выявляют причины исторических событий  выявляют  противоречия:  

1.Наполеон возлагал большие надежды на мир с Россией, но они не оправдались. Почему?

2. Россия не скрывала негативного отношения к Тильзитскому миру?

3. Заключив мир, Россия и Франция не стали добрыми союзниками.

Учитель: А теперь группы представляют свои проекты, защищают тему. Представление.

 Группа  №1 «Репортеры» (объясняют название группы и определяют круг вопросов, которые  члены группы будут докладывать, как результат их исследования)

Взаимодействуют с другими группами: дают задание всем учащимся составить таблицу «Главные  события Отечественной войны 1812 года »  

Ведут репортаж о главных событиях Отечественной войны 1812 года (по плану урока)   Используют  кадры презентации.

Вторжение.

10 июня Наполеон продиктовал приказ о наступлении. На всем пространстве, почти возле самого Немана стояли пехота, конница и артиллерия. Запрещено было разводить огни и велено хранить величайшую тишину, чтобы никакой бивачный дым, никакой шум не выдавали присутствие неприятельских полчищ на рубеже России. Солнце село, наступила темнота, и Наполеон начал руководить переправой. При нем были пущены на воду понтоны, в несколько часов навели мосты, и после полуночи, 12 июня, они заколыхались под тяжестью войск, и малой доли которых не суждено было воротиться на родину.

Так началась война, превзошедшая все войны, какие доселе освещало солнце.   

Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.

Чтение наизусть стихотворения М Ю Лермонтова «Бородино». (Приложение )

В 6 часов утра 12 июня 1812 года полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию, переправившись через пограничную реку  Неман.

Россия – мирная страна, войне никто не рад:

 Крестьяне хлебушек растят,
Дворяне все на бал спешат,
Все, впрочем, как всегда!
  

Ведут репортаж о главных событиях Отечественной войны 1812 года (по плану урока) (Приложение 1) 

(Репортаж  о событиях ) Вторжение. Бой за Смоленск. Бородино. Совет в Филях. Оставление Москвы. Пожар. Сражение под Малоярославцем. Березина.  Бегство Наполеона.

Гибель «Великой армии». Битва Народов. Крушение наполеоновской династии.

Группа №2 «Стратеги»(приложение 2 )

Анализируют стратегию (генеральную линию) и тактику                                                             ( методы)  сторон, участниц войны, делают  вывод  о целесообразности конкретных действий и их результатах .

Проблемное задание: Сравнить стратегию  Наполеона и Кутузова. Сделать вывод.

Причины войны. Армия  вторжения.  Соотношение сторон. Армии. Цели сторон (стратегия).   Тактика Наполеона.  Тактика Кутузова. Срыв плана Наполеона.

Бородино . Значение. Историческое значение Совета в Филях. Оставление Москвы.

Тарутинский маневр. Сражение под Малоярославцем Гибель «Великой армии»

Учащиеся. К 1812 году император французов Наполеон I покорил и подчинил своему влиянию почти все страны Европы. Его Великую армию в России называли армией «двунадесяти языков». Но для русского солдата все они были «французами». «Не пройдёт и месяца, как мы будем в Москве»,- говорил Наполеон своим солдатам. Поэтому Наполеон рассчитывал разбить каждую армию поодиночке.  Но его план был сорван.

Да, действительно, Наполеон писал: «Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы»

Наполеон говорил: «Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце».

К 1812 году император французов Наполеон I покорил и подчинил своему влиянию почти все страны Европы. Его Великую армию в России называли армией «двунадесяти языков». Но для русского солдата все они были «французами».

Великий вождь Наполеон

 К нам двадцать вел своих народов.

 В минувшем нет таких походов:

 Восстал от моря к морю стон

 От топа конных, пеших строев;

 Их длинная, густая рать

 Всю Русь хотела затоптать…

Группа 2.Документ № 3.  Слайд. Александр I: Мы готовились к войне, но нападение было неожиданным.

 Превосходство стратегии Кутузова.

Учащиеся приводят басни Крылова, который так  умело показывает тактику Кутузова

Попытки Наполеона начать мирные переговоры высмеивал известный баснописец И.А. Крылов

В басне «Волк на псарне», которую в русской армии все читали наизусть. Ответ ловчего Волку приводил всех в восторг:

… Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкурку с них долой.

Учащиеся делают вывод о стратегии Наполеона. Сравнивают со стратегией Кутузова

Совет в Филях. Совет в деревне Фили

Ваша светлость, так что же, опять отступление?

Кутузов (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр! С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Приказываю отступать!

Учащиеся оценивают историческую роль Кутузова в разгроме Наполеона, его  военный талант, прозорливость и предвидение. Он взял ответственность за отступление из столицы на себя. Личностные УУД

 Учитель:  Итак, французы в Москве, давайте определим дальнейшие пути действия Наполеона .

Взаимодействие групп.  Проблема. 

Учащиеся приводят аргументы в защиту своего мнения.  

Ученики называют возможные варианты действия Наполеона.  

Первый путь: Зимовать в Москве.

Второй Путь: Подписать мир с Россией.

Третий путь: Зимовать на юге России.

Четвертый путь: Выход из Москвы.

Ученики анализируют  возможные варианты действия Наполеона.

Учитель: Проблемный вопрос: Почему Наполеон и Кутузов по разному понимали значение генерального сражения при Бородино?

Группа  №3 «Историки».  

На конкретных примерах показывают роль личности    и народных масс в истории: Александр , Наполеон, Кутузов, герои Отечественной войны, партизаны. 

Группа 3 Историки. О роли  личностей и народных масс в истории. Группа 3 Документ № 1 Приказ Наполеона:

 «Воины! Вот сражение, которого желали. Победа в ваших руках: она нужна нам. Она доставит вам изобилие, хорошие зимние квартиры и скорое возращение в отечество,  

Группа 3 Документ № 3 Обращение М.И. Кутузова:

«Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!»

Учитель :Прошу рассказать  о  полководцах.( приложение 3)

Учащиеся.   В Зимнем дворце находится уникальный памятник Отечественной войны 1812 года: в одном из музейных залов представлено более трехсот портретов русских военачальников и офицеров – участников Бородинской битвы. Михаил Илларионович Кутузов возглавил русскую армию, сражавшуюся с Наполеоном, в 67 лет. Для Петра Ивановича Багратиона, любимого ученика Александра Васильевича Суворова, бородинское сражение, 151-е на его счету, стало последним. Большинство русских генералов, участвовавших в этом сражении, были очень молоды: Ермолову в 1812 году исполнилось 34 года, Давыдову и Волконскому – по 28, самым юным генералом в армии был Александр Иванович Кутайсов. Этот высокий чин смельчак получил в 22 года, а в 27 лет он командовал всей артиллерией на Бородинском поле, где и убит.

Михаил Илларионович Кутузов  

Посол судьбы, явился ты полком –
И пред твоей священной сединою
Безумная гордыня пала в прах.

Жуковский В.А.

Попытки Наполеона начать мирные переговоры высмеивал известный баснописец И.А. Крылов в басне «Волк на псарне», которую в русской армии все читали наизусть. Ответ ловчего Волку приводил всех в восторг:

… Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкурку с них долой.

Исчезла последняя надежда продиктовать свою волю Александру I и добиться мира. Маршалу Мортье было приказано взорвать Кремль, уцелевшие здания, погреба, склады. Был разрушен Арсенал, часть Кремлевской стены, Водовзводная башня, часть Никольской башни, повреждена Грановитая палата. Специально изготовленные снаряды были заложены под храм Василия Блаженного, кремлевские соборы, Чудов монастырь. Эти памятники старины удалось спасти казачьим частям Ивана и Василия Дмитриевичей Иловайских. Стараниями казаков был спасен от взрывов Новодевичий монастырь. Приняв рапорт об уходе французов из Москвы, Кутузов произнес: «С сей минуты Россия спасена!».

Слайд о русской и французской армиях

Учитель: Предположите, каков должен быть итог войны? Сделайте вывод и объясните почему.

Группа 2 Документ №4  Из воспоминаний Ф. Глинки

«Наконец прибыл сей лаврами и сединами увенчанный Вождь! Я видел его; я видел знаменитого Кутузова, сидящего на простой скамье подле одной избы; множество генералов окружали его. Радость войск неописана. У всех лица сделались светлее, и военные беседы вокруг огней радостнее…»

По одному из свидетельств он так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: «Мы Наполеона не победим. Мы его обманем.» 17  августа Кутузов принял армию от Барклая-де-Толли в селе Царёво-Займище Смоленской губернии.

Какова роль народных масс в истории? В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру Первому: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря Александр первый подписал Манифест об окончании войны.

Из отрывка романа Л.Толстого «Война и мир»:  «…дубина народной войны поднялась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

П.И.Багратион: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад — ведь все равно умирать же под Москвою!».

Демонстрация слайдов отступления французов

Группа 4 Потомки.

Участники событий 1812 года – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе не должна и не может быть предана забвению.

Участие калмыков в Отечественной войне. (Дополнительный материал  группы «Потомки»).

Подвиг трех калмыцких полков в Отечественной войне 1812 года – славная страница в истории калмыцкого народа. Калмыцкие воины вместе с русскими с достоинством и славой пронесли победоносные знамена от Москвы до Парижа. Это им посвятил поэт Глинка замечательные строки:

«Я видел, как коня степного

 На Сену пить водил калмык,

 И в Тюльери у часового

 Сиял, как дома, русский штык!».

 (На фоне музыки)

В память воинов-калмыков, участников Отечественной войны 1812 года и легендарного земляка-полководца, князя Тундутова, над его прахом  вблизи озера Суварган, недалеко от поселка Ергенинский  

Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских полководцев и офицеров: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, Г.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров, А.П.Ермолов, Д.В. Давыдов и другие.

В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812г.; открыт музей-панорама «Бородинская битва».

В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года.

Отечественная война 1812 г., Бородино не забыты. Народная память избирательна, и такие события, такие героические времена она хранит вечно.

5 февраля 1813 г. Император Александр I учредил медаль «В память Отечественной войны 1812 года» для награждения всех участников боевых действий до 1 января 1813 г Манифестом от 30 августа 1814 г. была учреждена такая же медаль, но чеканившаяся из темной бронзы, что было впервые в истории русских наград. Ею награждались представители дворянства и купечества, содействовавшие победе в войне 1812 года 25 особо отличившихся крестьян - партизан Московской губернии Александр I наградил особой серебряной медалью «За любовь к Отечеству». Она была учреждена 9 февраля 1813 г. Большой вклад в защиту Отечества в войне 1812 г. внесла Русская Православная Церковь. дела состоявшие в духовном сане до 1 января 1813 г. были награждены наперсным крестом «В память войны 1812 года», учрежденным манифестом от 30 августа 1814 г.

Ополченцы 1812 г. с гордостью носили ополченский знак 1812 года, воспринимая его не как знак отличия, а как награду. Офицеры в войну 1812 года награждались разными российскими орденами, почетным золотым холодным оружием («За храбрость»), среди которых особо почетным считался Военный орден Св. Георгия 12 августа 1912 года император Николай II учредил юбилейную медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года».

Презентация « В   памяти потомков» (подготовить презентацию было домашнее задание ).

Стихотворение М.Ю.Лермонтова « Москва! Москва!.. люблю тебя как сын...»

Учитель: Скажите, почему эта война вошла в историю как Отечественная?

 Отечественная война 1812 года закончилась. Так «…кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?» (слова из эпиграфа урока).

В чём историческое значение Отечественной войны для России?

Для стран Европы?” Ученики отвечают: русский народ спас не только свободу и независимость своей Родины – России, но и освободил народы Западной Европы от французского завоевания.

Война закончилась. 1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания.

В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812г.; открыт музей-панорама «Бородинская битва».

В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года. Народная память избирательна, и такие события, такие героические времена она хранит вечно.

Прочтите басню и определите, о каком событии Отечественной войны 1812 года повествует великий баснописец? Докажите свои доводы выдержками из предложенного вам текста .

« Кот и повар»  (о назначении М.И. Кутузова командующим)

«Ворона и курица»  (голодные французы в Москве)

«Волк на псарне» (пребывание Наполеона в Москве)

Архитектура

Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки. Храм был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия, разрушен в советское время, но восстановлен в 1999 году. 

Звучит музыка П. И. Чайковский — Увертюра «1812 год».

Музыка П. И. Чайковский — Увертюра «1812 год» (op. 49 1880, издана в издательстве Юргенсона в 1882).

На титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский»

С. С. Прокофьев — опера «Война и мир». (op. 91, 1941—1943)

Кинематограф. 1912 — «1812 год» (Отечественная война / Нашествие Наполеона / Бородинский бой), режиссёры — Василий Гончаров, Александр Уральский, Ганзен Кай. Фильм снят А. А. Ханжонковым

1915 — «Война и мир», режиссёры — Яков Протазанов, Владимир Гардин

III Заключительный этап урока .

Отечественная война 1812 года закончилась.

Подведение итогов урока. Ребята, как вы думаете, достигли мы цели урока?

Так «кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?» (слова из эпиграфа урока). Кто сыграл главную роль в победе над врагом? А кто же уничтожил эту многочисленную армию врага? Какая была война, подберите слова – характеристики. Почему война названа Отечественной, как бы вы по-другому назвали войну?

Учащиеся называют причины победы русских:

Да, остервенение народа на врага, который пришёл на родную землю, то есть патриотизм, горячая любовь к родине и свободе.

Да, Барклай – де Толли и другие полководцы Отечественной – Кутузов, Багратион, Раевский.

Партизаны Денис Давыдов, Сеславин, Герасим Курин, Василиса Кожина и тысячи других русских людей.

Зима? Вряд ли. Морозы ведь не только для французов были, мороз никого не щадит.

Русский бог? Да Русским помогала вера в добро, справедливое дело. Да и простая вера в бога. Ведь не случайно.    На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.

Вывод делают ученики

Война против Наполеона сразу превратилась в Отечественную. Все люди, солдат, помещик, крестьянин, горожанин или казак, все поднялись на защиту своей Родины и победили. Война стала  народная, отечественная, справедливая, освободительная.

Подведение итогов.

Учитель : Рефлексия. Какие чувства вы испытывали сегодня, почему именно такие:

- гордости, восхищения, - разочарования,   - сострадания, сочувствия, милосердия,    (ответы ребят)

Вы люди неравнодушные, у вас есть гражданская позиция, а главное в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.

А теперь дайте себе самооценку. Как вы  подготовились? Как работали на уроке? (обсуждение в группах – 2 мин) . Руководители групп подают учителю данные о работе учащихся в своей группе.

Учитель объявляет оценки за урок.

Благодарю  за хорошую работу!

Заключение.  Пройдут столетия, время сотрет с лица земли бастионы, навсегда умолкнут пушки, возвестившие победу, но никогда не изгладится из памяти людей подвиг героев Отечественной войны. Благодарная Россия склоняет голову перед их мужеством и славою.

Другой полководец- Гитлер,  мечтая покорить весь мир, напал  на  Россию – Советский Союз. Но также бесславно кончил, как и Наполеон 200 лет назад. Как сказал великий полководец 13 века Александр Невский:  «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла,  и будет стоять Русская земля!»

 

Домашнее задание:  учебник, индивидуальные задания по желанию:

Плакат «Война народная».

Карикатура « Напрасно ждал Наполеон».

Продолжите « Приехал Кутузов бить французов…» (мини-сочинение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Урок мужества "Отечественная война 1812 года»

Задачи:- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к ...

Разработка урока по теме "Война 1812 года"

Урок с использованием парной работы и ЭОР....

Урок, посвященный Отечественной войне 1812 года

«Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года»(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДВУХЧАСОВОЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)...

Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"...

План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»

Приводится  план-конспект урока  истории в 8 классе с  использованием групповой  формы  обучения с  элементами  ролевой игры...

Презентация к уроку "Великая Отечественная война 1812 года" 10 класс

Презентация к уроку "Великая Отечтсетвенная война 1812 года" 10 класс...