Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Кадацкая Галина Александровна

Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_voina_1812.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по истории.

Учитель: Кадацкая Галина Александровна

Тема: «Отечественная война 1812 года. Бородинская битва».

Цель урока: Дать представление учащимся об Отечественной войне 1812 года;

.

Учебная цель урока: Использование тестов на уроке истории с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Задачи урока:

 I. Образовательные:

  • С использование тестов повторить изученный ранее материал по истории России (деятельность князей, древние города, монголо-татарское иго, Смутное время).
  • Обобщить знания детей о трех великих битвах в истории России: Куликовская битва, Ледовое побоище, Полтавская битва.
  • Дать представление о нашествии Наполеона на Россию.
  • Дать представление о Бородинском сражении.
  • Дать представление об исторических личностях в истории России начала XIX века: Императоры Александр 1, Наполеон, М.И. Кутузов, Д.В.Давыдов и др.
  • Пополнить знания учащихся по русской литературе: М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин.
  • Ввести в лексикон детей термины: Отечественная война, флеши, батарея, партизанское движение.

II. Развивающие:

  • Развивать навык работы с различными видами тестов.
  • Развивать внимание, мышление, память, воображение.

III. Воспитательные:

  • Воспитывать чувства любви и гордости за свою Родину и ее жителей.
  • Воспитывать любовь к изучаемому предмету – истории.
  • Воспитывать чувство товарищества.

1. Орг.

Момент

  1. ОНМ

4.Закрепление

-Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуемих. Проверьте свою готовность к нашему уроку. Садитесь.

-Давайте вспомним, сколько веков из истории России мы с вами уже изучили?

Верно. И сегодня мы с вами переходим в век 19.

Но прежде чем мы прейдем, давайте повторим то, что мы с вами уже изучили по истории России. Сначала вы поработаете с тестами, а потом по результатам этой работы мы заполним таблицу, которая расположилась на доске, но пока еще пуста. (Учитель объясняет, как работать с тестами).

-Итак, давайте проверим вашу работу.

(Учитель открывает на доске закрытые ключевые слова: Куликово поле, Чудское озеро, Полтава).

Скажите, чем объединяются эти слова?

-К каким битвам?

-Наша таблица посвящена великим битвам в истории России. Давайте попробуем заполнить ее.

(Учитель вместе с учащимися заполняет таблицу).

-Как вы считаете, почему одна колонка в таблице осталась незаполненной?

-Верно. В течении сегодняшнего урока мы с вами заполним колонку про еще одну битву.

  • Начало XIX века в Европе ознаменовано тем, что во Франции правит император Наполеон. Он был очень хорошим военачальником. Ему удалось собрать огромную армию и за очень короткое время подчинить себе практически все европейские государства. Осталась только одна Россия. Послушайте, что говорил Наполеон: «Я буду господином мира. Остается одна Россия, но я раздавлю ее».
  • Как вы думаете, что решил сделать Наполеон?

-Давайте вернемся к таблице и впишем то, что мы уже узнали.

-Действительно, 12 июня 1812г. многоязычная «великая армия» Наполеона вторгается в пределы Российской империи.

-В России в это время правит император Александр 1.

-Как вы думаете, на что рассчитывал Наполеон, когда говорил о том, что «раздавит Россию»?

-Верно. Наполеон планировал завершить кампанию 1812г. за один месяц. Но этого не произошло. Как выдумаете почему?

-Русские войска ожесточенно сопротивлялись. Но все-таки были вынуждены отступать. Одно из первых – самых ожесточенных сражений произошло за г.Смоленск. Оно произошло с 4 по 6 августа. Посмотрите, за тот самый месяц армия Наполеона прошла только половину пути. В Смоленске Наполеон произнес следующие слова: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за горло; заняв Москву, я поражу ее в сердце». Куда решил идти Наполеон?

-В это время главнокомандующим русскими войсками император Александр 1 назначил М.И.Кутузова. Скажу о нем лишь одно – он был учеником А.В.Суворова.

-Как вы думаете относились к нему в русской армии?

-Русская армии, ликовала по этому поводу. Среди солдат была распространена шутка: «Пришел Кутузов бить французов».

-Давайте вернемся к таблице. Что мы можем еще заполнить?

-Кутузов решил дать Наполеону генеральное (главное) сражение. Для этого сражения он выбрал поле недалеко от Москвы, у села Бородино. (Таблица).

-Поле было выбрано не случайно: оно было холмистым, по нему протекала речушка с крутыми берегами, было много полос леса. Это усложняло задачу Наполеону. Но Кутузов еще более усложнил его задачу. Посмотрим на план.

Были построены укрепления: Багратионовы флеши, батарея Раевского. (Названы так позднее по именам командующих).

-Итак, 26 августа 1812г. рано утром началось сражение. Французские войска начали наступать. Посмотрите, куда направил главный удар  враг?

- Самой кровопролитной была схватка за Багратионовы флеши. Как вы думаете, когда были захвачены эти укрепления?

Была захвачена и батарея Раевского. Но ее орудия продолжали обстреливать врага? Почему?

-Успешное проникновение в тыл врага совершила русская конница.

-Бой длился целый день. Вот как впоследствии писал об этом дне М.Ю.Лермонтов:

 Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

-Только к вечеру прекратилась битва. Французы потеряли меньше, чем русские войска.

-Что бы вы сделали, если знали, что ваша армия потеряла в битве больше, чем армия противника?

-Кутузов решил отступить к Москве. Но здесь возник новый вопрос: дать за Москву новое сражение или сдать Москву без боя?

1 сентября 1812г. в дер. Фили состоялся военный совет. Представим, что мы с вами совет. Ваше мнение по этому вопросу?

-Кутузов дал приказ отступать. Войска отошли от Москвы.

-Итак, желания Наполеона сбылись: он хотел войти в Москву, он ждал жителей Москвы с ключом от города. Вот что написал об этом А.С.Пушкин:

Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

-Наполеон не только не дождался ключей Москвы, но и войдя в Москву нашел ее пустой. Почему?

-Наполеону оказалось нечего делать в Москве. Он решает уйти.  И тут начинается пожар, тот самый о котором пишет А.С.Пушкин. Об этом пожаре есть много версий

-Из Москвы для отступления есть два пути: тот, по которому он наступал и нетронутая дорога. По какой дороге пошли бы вы? Почему?

-Наполеон тоже. Но Русская армия, возглавляемая Кутузовым, не дала ему этого сделать. Французы отступали по той же, разоренной ими, дороге, отступали зимой в морозы и были совсем не похожи на ту «Великую армию».

-Русская армия вела преследование врага, да еще и простые русские люди собирались в отряды и внезапно нападали на французов. Такие отряды назывались партизанскими.

-21 декабря 1812 года Кутузов писал Александру 1: «Война закончена за полным истреблением неприятеля». Мы с вами начали изучение нового материала словами Наполеона , закончили словами Кутузова.

-Эта война в истории России называется Отечественной. Почему?

Эту войну за освобождение своей Родины вел весь русский народ, невзирая на различия в положении и в богатстве.

-Давайте вернемся к таблице, сравним все колонки и заполним последнюю строчку. Скажите, надо заполнять ее отдельно по битвам или можно сделать один общий вывод? Почему?

-А напоследок, мы еще раз вернемся к тестам. Тесты эти на новый материал. Можно пользоваться учебником, таблицей.

(Учитель объясняет как выполнять задания).

5. Подведение итогов.

-18 веков

Учащиеся работают самостоятельно с тестами.

Дети читают вопросы и выбранные ответы, с объяснениями

-Все они относятся к битвам.

Дети помогают.

-Нам надо ее заполнить.

-Он решил напасть на Россию и покорить ее.

-Рассчитывал на быстрое завоевание.

-Встретил сопротивление

-На Москву.

Ученики высказывают свое мнение.

-Кутузов.

-На укрепления.

Ученики отвечают.

----«------

Ученики отвечают

------«-----

-Жители ушли вместе с армией.

Ответ на  вопрос

-Один общий вывод. Потому что в  итоге русские все равно побеждали.

Если есть время проверить полностью, если нет, то дети читают только ключевые слова.

*Портрет.

Вопрос о «многояз. армии»

*Работа с картой

*Портрет

Если будут затруднение

Провести параллель с походами Батыя.

*Портрет.

*Работа с планом.

*Помощь учителя

*Рисунок.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.

                        ТЕСТ. ПОВТОРЕНИЕ.

1.Главный город древней Руси?

С) Новгород

П) Киев

2. Князь, крестивший Русь?

У) Олег

О) Владимир

3.Как правильно – монголо-татрское…

Л) иго

З) ханство

  1. Первый царь – это Иван…

Т) Грозный

Д) Калита

  1. Как называлось войско Минина и Пожарского?

Е) народная армия

А) народное ополчение

  1. Какой город построил Петр 1?

В) Санкт-Петербург

Л) Полтава

  1. Как называлась война со шведами?

Ь) Южная

А) Северная

Выбранные буквы внеси в таблицу и прочитай ключевое слово:

                     

                                   1    2    3    4    5    6    7

                          ТЕСТ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Определи последовательность событий Отечественной войны 1812 года и проставь рядом соответствующие цифры:

Вступление Наполеона в Москву

Оборона Смоленска

Бородинская битва

Отступление французской армии

Назначение Кутузова главнокомандующим

Пожар в Москве

Военный совет в Филях

                              ТЕСТ. ПОВТОРЕНИЕ.

  1. Как жили восточные славяне в древности?

Щ) Колхозами
Ч) Общинами
Ц) Стадами

  1. Самое первое русское государство называлось…

Ю) Русь
Я) Московская Русь
У) Киевская Русь
3. С каким событием связано имя князя Владимира в истории?

Д) Крещение Руси
Т) Строительство Москвы
П) Окончание монголо-татарского ига
4. Основное занятие жителей Новгорода?

З) Служба в  армии
Ц) Земледелие
С) Торговля

5. От кого освобождало Москву    ополчение Минина и Пожарского?

Г)  Шведы
К) Поляки
Н) Монголо-татары

6. Род  войск, созданный Петром 1?

О) Флот
А) Пехота
И) Артиллерия
7. Фамилия самого успешного военачальника Екатерины II?

Э) Романов
Е) Суворов
Й) Кутузов

Выбранные буквы внеси в таблицу и прочитай ключевое слово:

                                               1    2    3    4   5     6    7

                                      ТЕСТ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Подчеркни события, относящиеся к Отечественной войне 1812 года:

Полтавская битва, оборона Смоленска, взятие Казани, военный совет в Филях, Бородинская  битва, созыв народного ополчения, поляки в Москве, пожар в Москве, партизанская война, строительство флота для победы, строительство укреплений на поле под Москвой.

                        ТЕСТ. ПОВТОРЕНИЕ.

1. Одно из основных занятий восточных славян?

Г) Мореплавание                  Т) Строительство
Д) Торговля                           К) Земледелие
2. На какой реке стояла первая столица Руси?

У) Днепр                                Ю) Москва
Ы) Нева                                  А) Волга
3.В каком году крестилась Русь?

М)  1380 г.                             Н) 1147 г.
Л) 988 г.                                 Р) 1242 г.
4. Кто  управлял Новгородом?

И) Вече                                  Е) Князь
А) Дружина                           О) Ополчение
5. Как называется время, когда в государстве нет царя, и царит голод, беззаконие?

В) Война                                 К) Смута
Ф) Иго                                     Ч) Террор
6. Из-за чего началась Северная война?

А) из-за Черного моря            О) из-за Балтийского моря
У) из-за невыплаты дани

Е) из-за желания Петра 1 присоединить новые земли
7. Чего больше всего хотел сделать Петр 1 в начале царствования?

Ф) Расширить границы России      Б) Построить новый город
В) догнать европейский страны

8. Какое звание имел А.В.Суворов?

У) Майор                                           А) Адмирал
И) Генерал                                         О) Генералиссимус

Внеси выбранные буквы в таблицу и прочитай ключевое слово:

                                      1    2     3    4  5    6    7    8

                            ТЕСТ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Вставь в текст пропущенные слова:

В начале …  века императором Франции был ………………. . 12 июня ……. года его войска вторглись в пределы …………….. . Первой битвой этой войны была битва за город ………………. . Главнокомандующим русскими войсками был ……………… . Решающее сражение состоялось на ………………… поле. Там были посроены Багратионовы ………… , ……………….. Раевского. После этого состоялся военный совет в ………….., на котоом решался вопрос: ……………………………………………………………….. .

                             

Таблица для составления на уроке:

  Ледовое

  побоище

Куликовская    

      битва

Полтавская

    битва

Бородинская  

      битва

МЕСТО

Чудское озеро

Куликово поле

Полтава

Бородино

ДАТА

5 апреля 1242

8 сентября 1380

1709

26 августа 1812

ПРОТИВНИК

рыцари

Монголо-татары

шведы

Французы

КОМАНДУЮЩИЙ ПРОТИВНИКА

-------------

Хан Мамай

Карл XII

Наполеон

КОМАНДУЮЩИЙ РУССКИХ ВОЙСК

Александр Невский

Дмитрий Донской

ПетрI

М.И.Кутузов

ИТОГ

     П          О           Б          Е            Д           А

Примечание: таблица составляется в течение всего урока; в начале, на этапе повторения, заполняются колонки о Ледовом побоище, Куликовской и Полтавской битвах, затем в процесесе изучения нового материала – колонка о Бородинском сражении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года.Бородинская битва.Презентация.

Данная презентация используется на уроке истории в 8 классе коррекционной школы 8 вида....

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"...

Урок литературы в 10 классе "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение" (по роману-эпопее Л.Толстого "Война и мир").

Методическая разработка к уроку литературы с использованием современных технологий....

План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»

Приводится  план-конспект урока  истории в 8 классе с  использованием групповой  формы  обучения с  элементами  ролевой игры...

Урок истории "Отечественная война 1812 года!

Урок технологии развития критического мышления.  Обучающимся частично известен материал, так как изучали «Отечественную войну 1812 года» в 4 и 8 классах, поэтому целесообразно использо...

Технологическая карта урока истории «Отечественная война 1812 года»

Технологическая карта урока истории «Отечественная война 1812 года», часть1...