Технологическая карта урока истории «Отечественная война 1812 года»
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Камалов Айдар Ленарович

Технологическая карта урока истории «Отечественная война 1812 года», часть1

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ИСТОРИИ

Предмет: история

Класс:         9

Тема

  Отечественная война 1812 года

Тип урока

комбинированный урок изучения и закрепления нового материала с использованием компьютерных технологий.

Цели

Образовательные: Сформировать у  учащихся знания и добиться понимания ими сложного явления истории России— Отечественной войны 1812 года.

Воспитательные:- формирование представления о народном характере Отечественной войны 1812 года

Формирование  УУД:

- Личностные УУД: -поиск информации, её анализ  и оценка, «встраивание» себя в контекст истории;  

-  Регулятивные УУД у:планирование определенных этапов самостоятельной работы по поиску информации на групповом этапе выполнения задания; 

- Коммуникативные УУД: - групповая деятельность по совместному поиску информации и оценке результатов поиска,

- Познавательные УУД: -развитие способности поиска познавательной информации по проблеме . 

Планируемый результат

Предметные:

 - развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

воспитывать уважение к историческому наследию

Личностные: способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма  на примере подвига российского народа;

-формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

Метапредметные:   Формирование   умения  проецировать историю на современность, совмещать и сравнивать   различные источники информации,

Основные понятия

 «Великая армия», флеши, редут, инфантерия, ополчение,  Бородинская битва, Тарутинский маневр, партизаны.

Межпредметные связи

всеобщая история, литература (Л.Н. Толстой, «Война и мир», М.Ю.Лермонтов, «Бородино»)

Используемые ресурсы:

 

Учебник, компьютер, проектор,  карточки с магнитами  для работы на доске, портреты  героев войны,

видеофрагмент о Бородинском сражении, раздаточный материал  листы бумаги для работы в группах

Организация пространства

 индивидуальная работа, работа группами  (4 группы),  расстановка парт  в соответствии с групповой  работой

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты  УУД

 1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

1. -Сформировать настрой детей на урок

   -Объяснить, задачу урока

1. Готовность к началу урока, концентрация внимания

2. Принятие целей урока, готовность активному обсуждению проблемы

1.Рассадка учащихся по группам, проверка готовности  учащихся к уроку.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

 3. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Регулятивные-

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества

Личностные: -«Я в истории»

 

2. Актуализация знаний по изучаемой теме, проблеме урока.

(14мин)

 

.Групповая работа учащихся

 

3.Постановка домашнего задания и подведение итогов занятия

(3мин)

1.   Умение работать самостоятельно формировать и     высказывать мнение по поставленным учителем проблемам          

Наличие первичной эмоциональной реакции на проблему, её адекватность возрасту и знаниям. Умение выразить свои мысли.

 

2.Умение зафиксировать  проблему или затруднение,  озвучивать критику, отвечать на неё при необходимости самостоятельно сформулировать вывод из рассуждения 

 3. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

1.Проявление внимания к суждениям товарищей

Групповое обсуждение

Групповое обсуждение

Просмотр видеофрагмента

  и ответы на вопросы учителя.

Участие в дискуссии

 

Участие в дискуссии

Высказывания учащихся об итогах деятельности на уроке

1. организация обсуждения заданий  и проблемного обсуждения

Слово учителя

Причины Отечественной войны

  • Противоречия между Францией и Россией.
  • Агрессивная внешняя политика Франции.
  • Стремление Наполеона к мировому господству.

Цели Франции в войне:

Превращение России в зависимую от Франции страну.

  • Отторжение от России части её территории.
  • Завоевание Индии с помощью России, чтобы ослабить Англию.

Характер войны:

Для России Отечественная, защита свободы и независимости своей родины.

Для Франции захватническая и грабительская.

Соотношение сил

Слово учителя

С первых дней война носила всенародный, отечественный характер. В городах шло формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии. В 16 губерниях Российской империи образовались ополченческие отряды. Только в Петербурге в ряды ополчения вступило 13 тыс. человек. По всей России шел сбор материальных ценностей для армии. Сумма пожертвований превысила доходную часть ежегодного бюджета страны и составила100 миллионов рублей.

Народный характер войны проявился в действиях крестьян. Они не только оказывали помощь русской армии продовольствием, но и сами боролись с противником.

Слово учителя

о значении Смоленского сражения для соединения армий

-Видеофрагмент  о Бородинском сражении и его итогах

-Изучение карты сражения

Отрывок стихотворения М.Ю Лермонтова «Бородино»

Подведение итогов работы

Постановка вопроса:

Почему Наполеону не удалось закрепиться в Москве?

Объяснение  содержания и технологии домашнего задания

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Сумели ли мы достичь поставленных целей? Что нового, интересного вы получили на уроке?

Выполнение заданий:

Обсудим вопросы:

Каковы цели и основные направления внешней политики Александра I?

С какими странами связяна внешняя политика  России? (Англия, Франция, Пруссия, Австрия, Турция, Иран, Грузия, Азербайджан, Молдавия, Валахия, Сербия)

Кто самый опасный противник России в этот период? (Франция)

Каковы итоги соперничества с Францией?

Был ли выгоден Тильзитский мир России?

Какие противоречия возникли между Россией и Францией после заключения Тильзитского договора?

Задание

1.Обсудите  и оцените соотношение сил для перспектив воюющих сторон соответствии с документами и картами.

2.Ученикам  ставится вопрос-задача:

-Могли ли французы победить в войне?

 

Предположите по карте, какова была стратегия Наполеона и русской армии?

- Какую реакцию вызвало в прибытие Кутузова в армию?

- Какой план действий был принят Кутузовым?

Учебная дискуссия.

- Как вы считаете, Бородино - это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения?

(Ученики высказывают свое мнение.)

- Как объяснял Кутузов свое решение об оставлении Москвы французам?

- По картам атласа определите, направление движения русских войск после оставления Москвы французам. Что такое Тарутинский маневр и почему он был таким?

Д/З: 1-параграф 4-5,  заполнение  табл. на стр.47.

Составить хронологическую цепочку событий   1812г. с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французами,  ответы на вопросы после параграфа  

2.-письменные задания по вариантам:

-На каких примерах из дополнительных источников можно показать народный характер войны?

-Найдите информацию об участии населения нашего края в событиях Отечественной войны

 

 

 Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью, приёмами аргументации

 Познавательные: - отображение учебного материала;

- выделения существенного;

 -  формирование конкретных и  обобщенных знаний.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,

 формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Познавательные:

-знакомство  с новой информацией;

- с точками зрения на события истории для последующего анализа  и оценки события

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий

Познавательные: -поиск нужной для работы информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории "Отечественная война 1812 года".

Конспект урока, небольшой самоанализ, презентация....

конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

Разработка урока по истории "отечественная война 1812 года"

Разработка урока по истории для 8 класса "Отечественная война 1812 года" с применением технологии проблемного обучения...

Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"...

План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»

Приводится  план-конспект урока  истории в 8 классе с  использованием групповой  формы  обучения с  элементами  ролевой игры...

Урок истории "Отечественная война 1812 года!

Урок технологии развития критического мышления.  Обучающимся частично известен материал, так как изучали «Отечественную войну 1812 года» в 4 и 8 классах, поэтому целесообразно использо...

Урок литературы в 5 классе. Лермонтов М.Ю. "Бородино". Вводный урок по истории Отечественной войны 1812 года.

Урок по теме М.Ю.Лермонтова "Бородино" требует исторического экскурса в историю  России. Даный урок с презентацией поможет учащимся познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 го...