Урок литературы в 5 классе. Лермонтов М.Ю. "Бородино". Вводный урок по истории Отечественной войны 1812 года.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Михеева Татьяна Леонидовна

Урок по теме М.Ю.Лермонтова "Бородино" требует исторического экскурса в историю  России. Даный урок с презентацией поможет учащимся познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturyv_5_klasse._lermontov_borodino.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

«Лермонтов М.Ю. «Бородино».
Вводный урок литературы по истории Отечественной войны 1812 года»

Подготовила  Михеева Татьяна Леонидовна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ НАО «СШ с. Ома»

Слайд 1. 

Дома вы прочитали стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Какому событию посвящено это стихотворение? Хотите ли вы побольше узнать об Отечественной войне 1812 года.

Сегодня мы познакомимся с историей Отечественной войны 1812 года.

Слайд 2

23 июня 1812 года  между 8 и 9 часами вечера армия Наполеона переправилась через реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года.

Слайд 3

(наполеон)

Слайд4

(армия)

В этой войне столкнулись две силы. С одной стороны — полумиллионная армия Наполеона, состоявшая только наполовину из французов и включавшая кроме них представителей почти всей Европы. Армия, опьяненная многочисленными победами. Армия, которую возглавляли прославленные маршалы и генералы во главе с Наполеоном.

Слайд 5

Ей противостояла русская армия, которая в начале войны представляла по численности одну треть французской. Генералы русской армии, многие из которых прошли суворовскую школу, участвовали в нескольких войнах, которые вела Россия в конце XVIII и начале XIX века.

Слайд 6

Противодействовали две стратегии. Наполеон характеризовал свою тактику как умение в нужный момент, в нужном участке фронта сосредоточить больше войск, чем у противника.

Слайд 7

И с нашей стороны — знаменитое суворовское определение: воюют не числом, а умением.

Слайд 8

Начало войны было успешным для Наполеона. Его войска заняли город Вильно. Русские войска отступили к Смоленску, уничтожая склады с боеприпасами и продовольствием. Крестьяне окрестных деревень уходили в леса. Война сразу же приняла национальный характер

Слайд 9

Командующий русскими войсками Барклай де Толли уклонялся от генерального сражения, сохраняя армию и стремясь к соединению с армией Багратиона. Армии Барклая и Багратиона встретились в Смоленске. В боях под Смоленском русская армия проявила величайшую стойкость.

Слайд 10

Надежда Наполеона на молниеносную войну рухнула. После взятия Смоленска он предложил мир, но не получил ответа. Французская армия двинулась на Москву. Между тем в русской армии произошли перемены.

Слайд 11

Вместо Барклая де Толли во главе русских войск был поставлен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.  Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет.

Слайд 12 (на коне)

Кутузов продолжал отступление, концентрируя силы и уклоняясь от генерального сражения, к которому стремился Наполеон. По мере продвижения к Москве французская армия таяла, так как приходилось оставлять гарнизоны в занятых городах для защиты от населения, начавшего борьбу с французами.

А военный маневр все продолжался.  До Москвы– 120 километров.

Слайд 13 (Кутузов)

Дальше отступать нельзя. 26 августа было дано генеральное сражение у села Бородино, переломившее дальнейший ход событий.

Слайд  14 (наполеон)

Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.

Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу. В маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских.

Слайд 15

В продолжение 15 часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, люди появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.

Слайд 16

Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще  Наполеон, и никто из его генералов.

Слайд 17

Русская и французская армии были истощены. Кутузов принимает решение отойти за Можайск.

Слайд 18

С нашей стороны потери составили почти 25 тысяч человек, в том числе  13 генералов.

Слайд  19

Неприятель потерял убитыми и ранеными более 40 тысяч рядовых. 42 генерала.

Слайд 20

Страшное зрелище представляло собой место битвы. На тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно собирали урожаи и пасли скот крестьяне, лежали теперь несколько десятков тысяч мертвых в разных положениях и в разных мундирах.

В этой битве двух великих армий не выиграл никто.

Слайд 21 (КУТУЗОВ)

И хотя русские продолжили отступление, они дали понять славной и доселе непобедимой армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину до последней капли крови

Слайд 22

И Наполеон это понял. А еще Наполеон понял, что его армия больше не является непобедимой.

Наполеон говорил: "Самое страшное из всех моих сражений - это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми

Слайд 23

После военного совета в Филях русская армия по решению Кутузова была выведена из Москвы. Кутузов говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерею же армии Россия потеряна». 

Слайд 24

Наполеон  рассчитывал получить ключи от Москвы, но напрасно простоял он  несколько часов на Поклонной горе.

Наполеон сказал: «Я никогда не понимал русских! Они ведут войну не по правилам: они должны были цветами и пирогами встречать победителей. Едем в город! Я хочу сам всё увидеть!

Но Москва была пуста!

Слайд 25 Слайд 26

   Александр Пушкин писал:  

   Напрасно ждал Наполеон,

   Последним счастьем упоенный,

   Москвы коленопреклоненной

   С ключами старого Кремля:

   Нет, не пошла Москва моя

   К нему с повинной головою.

   Не праздник, не приемный дар,

   Она готовила пожар

   Нетерпеливому герою.

Слайд 27

Наполеон давно мечтал закончить эту войну и трижды посылал АлександруI предложения о заключении мира, но ответа не получил ни разу.  Русский царь молчал.

Слайд 28

Французская армия пробыла в Москве месяц. А потом спешно стали покидать столицу.

Слайд 29

Зима 1812 года выдалась в России особенно морозной, со снегопадами и лютыми ветрами. Едва передвигая ноги, бывшая Великая армия видела теперь свое единственное спасение в бегстве.

Слайд 30

Русская армия сопровождала убегающую Великую Армию, нанося ей поражение за поражением. Большой урон наносили партизаны.

Слайд 31

Великая армия фактически перестала существовать. Наполеон бросил остатки своей армии, переоделся в штатскую одежду и под чужим именем в скромном возке ускакал в Варшаву.

Слайд 32

Кутузов говорил: Я счастлив, предводительствуя русскими. Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с этим мужественным народом!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории "Отечественная война 1812 года".

Конспект урока, небольшой самоанализ, презентация....

конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

Разработка урока по истории "отечественная война 1812 года"

Разработка урока по истории для 8 класса "Отечественная война 1812 года" с применением технологии проблемного обучения...

Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"...

План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»

Приводится  план-конспект урока  истории в 8 классе с  использованием групповой  формы  обучения с  элементами  ролевой игры...

открытый урок по истории"Отечественная война 1812 года"

Данная разработка предполагает большое поле для деятельности учителя. Лучший вариант, если есть возможность, провести данный урок в течение 2 часов. Если такой возможности нет, то можно спланировать у...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...