Главные вкладки

    открытый урок по истории"Отечественная война 1812 года"
    план-конспект урока по истории на тему

    Данная разработка предполагает большое поле для деятельности учителя. Лучший вариант, если есть возможность, провести данный урок в течение 2 часов. Если такой возможности нет, то можно спланировать урок в зависимости от подготовленности учащихся, темпа урока, отбора материала, наиболее целесообразного с точки зрения учителя для данного класса. Материал урока дает большие возможности воспитанию гражданско-патриотического чувства у учеников. 

    Разработка данного урока позаоляет:

    1.   Обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года.

    2.   Определить характер войны и главную причину победы.

    3.   Рассмотреть  и   акцентировать  внимание  школьников   на важнейших событиях  и проблемах   Отечественной войны 1812 года, определить их значение.

    4.   Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.

    5.   Рассмотреть итоги и значение победы русского народа. Выделить положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн  и   проследить изменение роли России в международных отношениях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл открытый урок по истории238.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по истории России  на тему:

    «Отечественная  война  1812  года»

    Battle of Borodino.jpghttp://www.hrono.ru/img/19vek/napoli_leto.jpg558386

       

                                 

                                             

                                                                          Работу  выполнил:

                                                           Учитель  истории  и обществознания

                                                         МБОУ «СОШ №5»  х.Псекупс  г.Адыгейска

                                                                Хуако  Ирина  Кадирбечевна

    Содержание  методической  разработки

    1.Пояснительная  записка.

     - Обоснование  необходимости  и  значимости  данной  темы.

     

    -  Характеристика  учебных   и  материальных   ресурсов ,необходимых  для  усвоения  данной  темы  урока.

    2. Цели , задачи  и  ожидаемые  результаты    урока.

    3. Ход  урока.

    4. Основная  методическая  часть    разработки  урока.

    5. Список  использованных  ресурсов.

    6. Приложения.

    7.Презентация  к  уроку

    http://pmvs.ru/published/publicdata/PRAVMEDPRAV/attachments/SC/products_pictures/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B01812%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.jpg

    Цель  урока 

    Обобщить факты доблестной борьбы народа  России  в  годы  Отечественной  войны  1812  года;воспитывать чувство патриотизма , национальной  гордости  и  уважения   к боевому прошлому Родины.

    Задачи  урока

    Образовательные:

    1. Обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года.
    2. Определить характер войны и главную причину победы.
    3. Рассмотреть  и   акцентировать  внимание  школьников   на важнейших событиях  и проблемах   Отечественной войны 1812 года, определить их значение.
    4. Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.
    5. Рассмотреть итоги и значение победы русского народа. Выделить положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн  и   проследить изменение роли России в международных отношениях.

    Развивающие:

    1.Развивать  у учащихся умение работать  с текстом учебника,  схемами , таблицами  ,историческими источниками  ,компьютером.

     2. Правильно формулировать свои мысли; готовить сообщения с привлечением нескольких источников

    3.Составлять хронологический и синхронический конспекты

    Воспитывающие: 

    1.Воспитывать чувства патриотизма   и   гордости за народ  нашего  Отечества.

    2.Формировать  чувства самоотверженности  и   самопожертвования.

    3.Прививать чувство ответственности за свои поступки и дела

    4.Способствовать  формированию  чувства  неприязни к войне, как способу решения  международных   проблем.

    Оборудование:

    • карта «Отечественная война 1812 года»
    • карты и схемы учебника (В.И.Буганов, П.Н. Зырянов “История России. Конец XVII – XIX век”), хрестоматия по истории России XIX века ;
    • словари, справочники
    •  «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия»
    • Портреты полководцев М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая-де-Толли, А.П.Тормасова, героев войны
    • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»  2001 (2СD) – (БЭКМ, пятое издание)
    • Мультимедийный проектор, экран, , карточки ( см. Приложения)
    • Презентация  урока

    Требуемая  ИТ  подготовка Техническое обеспечение:

    • персональный  компьютер
    • мультимедийный проектор и экран

    Программное обеспечение:

               Microsof Power Point,  Microsoft Word

             

    http://alternathistory.org.ua/files/131009_Moskowskiy_nabeg_Napoleona.JPG

                                                     Ход  урока

         I.Организационный  момент.

         II. Входной контроль. Опрос.

        III. Объяснение  нового материала.

           

      1 Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

                   

      2.Причины войны, характер  войны    и   цели  ее  участников.

           

    3.Ход  войны:

                - подготовка сторон  к войне;

                -  характеристика двух  армий;

                -  начало  войны;

                -  сражение  под  Смоленском;

                -  Бородинское  сражение: ход , итоги  и  значение;

                -  совет  в  Филях  и Тарутинский  маневр

                - партизанское  движение:  «малая  война»

                - сражение  плод  Малоярославцем

                -отступление  французской  армии

                - завершение  войны

           

     4. Итоги Отечественной  войны  1812 года.

    IY. Подведение  итогов  урока.

    1. Резюме. Завершающий контроль.
    2. Анкетирование.
    3. Рефлексия.

    Y. Домашнее  задание

    Основная  методическая часть  разработки  урока

                                                     Эпиграф урока:

                                                       “Война двенадцатого года настала. Кто же нам помог?

                                                         Остервенение народа, Барклай, зима ,Иль русский Бог?”

                                                                                                                                А.С. Пушкин

    I. Проверка домашнего задания

    Вопрос:   перечислите  неудачи  и успех  внешней  политики  России накануне  войны.

    К неудачам русской внешней политики следует отнести: поражение под Аустерлицем и Фридландом; разгром союзников России Австрии и Пруссии; Тильзитский мир с Францией, который нанес ущерб российской экономике. С другой стороны, Наполеон, победив в сражениях Россию и Пруссию, не вторгся в пределы России уже в 1807 г. и не заставил Россию воевать на два фронта, что можно считать относительным успехом.

    Среди несомненных успехов следует назвать победы в войнах со Швецией, Персией и Турцией, в результате которых к России были присоединены Бесарабия, Финляндия, Грузия и часть Закавказья.

    В целом результаты российской внешней политики были противоречивы. На восточном и северном участках Россия добилась несомненных успехов. В Европе Россия не смогла противостоять наполеоновской Франции, но и не понесла сокрушительного поражения, сохранив силы и моральный дух для будущих сражений и побед.

    II. Изучение нового материала

    1. Учитель .Объяснение нового  материала учитель начинает с указания на то, что в истории войны 1812 г. еще много дискуссионных и неясных вопросов, с которыми предстоит познакомиться на уроке.

    Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях, сначала направленных против революционной Франции, а затем - против наполеоновской Франции. Участвуя в двух войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России отнюдь не было подорвано. Российское дворянство очень негативно относилось к Тильзитскому договору и было воинственно настроено в отношении Наполеона и Франции. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.

    -    Давайте перечислим причины новой войны России с Францией.

    Ученики отвечают на основе сведений, полученных на прошлом уроке.

    Учитель дополняет. Затем предлагает начертить в тетрадях таблицу:

    Слайд  №3  (  см.  Приложение  №  1)

            Слово  учителя.  Говоря о причинах Отечественной войны 1812 г., необходимо   подчеркнуть, что она явилась следствием серьезных противоречий между Россией и Францией.. Главным противником Наполеон считал не Россию, а Англию. Исходя из сказанного, Наполеон стремился нанести военное поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым Россия была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде. Активным устремлениям французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику.

    Давайте попытаемся решить, с какой   целью Наполеон напал на Россию? Определить это нам поможет документ № 1

    Учащиеся. Работа  с  документом  ( приказ  Наполеона см.  Приложение  №2)

    Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее чем Франция.

    Вопрос: Исходя из причин, определите характер войны.  

        Ответ: захватнический.

    Учитель. По следующему  вопросу учитель отмечает, что уже с 1810 г. и Франция, и Россия начали подготовку к войне.

    В июне 1812 г. на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигала 678 тыс. человек (включая резервы)Перешли границу 448 тыс. воинов, которые и приняли участие в боевых действиях на российской территории с июня по декабрь 1812 г. Ядром французской армии являлась старая гвардия (10 тыс. человек).

    В армию «двунадесяти языков» входили контингенты Французской империи, Итальянского королевства, королевства Неаполя и обеих Сицилии, королевства Пруссии, Австрийской империи, королевства Дании, королевств Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Вестфалии и др.

    Учащиеся. Привлекая полученные ранее знания, составить краткую сравнительную характеристику французской и русской армий, сопровождая ответы краткими комментариями.

    Французов в великой армии было менее половины. Большинство французских полков имело значительное число новобранцев. Качество французского вооружения было лучше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемы В отличие от французской армии русская армия комплектовалась на основе рекрутских наборов. Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская, но по качеству оно уступало французскому вооружению. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Командный состав был не менее опытным, чем французский. Среди талантливых военачальников 1812 г.: М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский,Д. С. Дохтуров и др.        .

    Учитель включает в урок работу с портретной галереей полководцев. На доске или на стене помещены портретные изображения военачальников русской армии и под каждым — образная цитата об этом персонаже.

    Учащиеся делают заранее подготовленные краткие сообщения, включающие яркие страницы военных биографий.

    Учащиеся.  Работа  с  заданием  ( см.Приложение  3)

    Запись на доске:

    Начало войны: 12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.

    Запланированный доклад ученика на несколько минут «Планы сторон. Дрисский лагерь». При докладе ученик должен показывать планируемые операции сторон на карте.

    Учитель сообщает: Теперь посмотрим, как на самом деле протекали военные действия.

    Работа с учебником, настенной картой, схемой 9 на вклейке учебника (или соответствующей картой в атласах) и заполнение контурных карт: вначале учитель показывает расположение русских войск и армии Наполеона накануне вторжения, затем, опираясь на учебник (§ 57, с. 133-134), показывает на карте места сражений и путь отступления русских армий. Ученики отмечают это на контурных картах.

    Запись на доске:

    22 июля - соединение русских армий в Смоленске.

    Учитель сообщает: Соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии поодиночке. Общее командование принял на себя Барклай де Толли как военный министр. Теперь русская армия могла позволить себе дать генеральное сражение.

    Запись на доске:

    4-5 августа - сражение под Смоленском.

    В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины.  Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Смоленск был «ключом» к Москве - сильной крепостью. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.

    Работа с картой: учитель показывает путь отступления русской армии вплоть до с. Бородино.

            Работа с учебником: учитель или кто-то из учеников читают о назначении Кутузова главнокомандующим и его прибытии в армию.

    Учитель дополняет: Вот как пишет современник-француз о назначении Кутузова главнокомандующим: «..В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».

    ЗАДАНИЕ

    Рассмотрите карту-схему «Бородинское сражение». Попытайтесь, не привлекая учебник и опираясь только на карту («читая карту»), объяснить выбор данной позиции Кутузовым. Выясните, как была укреплена позиция?

    В дополнение к ответам правомерно привести следующие факты: не располагая информацией о том, куда Наполеон нанесет главный удар, Кутузов стремился прикрыть Старую и Новую Смоленскую дороги, идущие на Москву. За день до битвы инженерные войска навели 4 моста через овраги, расположенные перпендикулярно к позиции, и устроили 15 удобных спусков, что делало возможной, быструю переброску войск с правого фланга на левый и в центр.

    При обсуждении необходимо обратить внимание школьников на то, что, пока возводились укрепления, 24 августа часть русской армии героически сдерживала врага на Шевардинском редуте.

    Рассказ учителя (или заранее подготовленное ученическое сообщение) может строиться в соответствии с планом.

    План изучения Бородинского сражения

    1. Цели сторон. Соотношение сил
    2. Ход сражения
    3. Итоги

    Слайд №        Цели сторон

    Главная цель Наполеона

    Главная цель М. И. Кутузова

    Разгромить в генеральном сражении русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир

    Остановить наступление французов и защитить Москву

    Приложение №4 ( речи  Кутузова  и  Наполеона)

    Соотношение сил

    Учитель .Вопрос о численности войск на Бородинском поле является дискуссионным. Ряд историков при подсчете сил русской армии принимают во внимание только численность регулярных частей. Другие прибавляют численность казаков и ополченцев. В армии Наполеона находилось 15 тыс. нестроевых солдат.  Силы, в какой-то степени, были равны: 150—157 тыс. солдат со стороны русских и 130— 134 тыс. со стороны французов.

    Работа с контурной картой. Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сражения, которое решил дать М.И.Кутузов.  

    Запись на доске и в тетрадях

    26 августа 1812 г. - Бородинское сражение.

    Ход сражения.  Изучение хода сражения (рассказ учителя и работа учащихся с картой, сообщения или самостоятельная работа учащихся с учебником)может сопровождаться привлечением отрывков из документальных источников и литературных произведений

    Запланированный доклад ученика «Бородинское сражение». Ученик должен использовать  схему сражения  ( слайд  №  Приложение  №5)и при рассказе опираться на нее.

    Учитель дополняет: Очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сражения. В местах наиболее ожесточенных сражений - у Семеновских флешей и у батареи Раевского земля местами была буквально закрыта трупами.

    Запись в тетрадях: Флеши – полевые  земляные   укрепления .

    Приложение  №:6,7

    Второй акт великого столкновения разыгрался вокруг Курганной высоты.

    Для  помощи  войскам  генерала  Н.   Н.   Раевского М. И. Кутузов приказал казакам М. И. Платова и конному корпусу Ф. П. Уварова совершить рейд в тыл французов. Однако результатами совершенного рейда главнокоман-дующий остался недоволен. В рапорте Александру I он сообщал, что войска Уварова не могли «что-либо важное предпринять... потому что казаки, кои и кавалерийским корпусом должны были действовать... так сказать, не действовали».Из всех генералов, участвовавших в сражении, только Уваров и Платов не были представлены Кутузовым к награждению.

    Вопрос о потерях также является спорным и до сих пор обсуждаемым в исторической науке: число потерь колеблется от 20 до 40 тыс. у французов, от 30 до 50 тыс. у русских.

    Итоги сражения. Слайд №   «Из 50 данных мною сражений, — говорил Наполеон, — это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов».

    Историки спорят: кто победил в этой «битве гигантов»? Для ответа на этот вопрос учащимся следует вновь обратиться к целям сторон. Очевидно, что главных целей не добился никто. Это, однако, ничуть не принижает проявленных русскими солдатами доблести и мужества. Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских.

    Учитель сообщает: После Бородинского сражения Наполеон продолжал удерживать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После Бородинского сражения до исхода французов из Москвы не состоялось ни одного масштабного сражения. Французы слишком растянули коммуникации и оказались отрезанными от баз снабжения. Большой урон французским войскам наносили действия партизанских отрядов.

    Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о совете в Филях и решении оставить Москву, с. 137.

    Работа с историческим источником: прочтите документ в конце § 57 - 3-й абзац на с. 139 -до слов «... на атаку».    '

    Запись в тетрадях: 2 сентября - совет в Филях. Решение - оставить Москву.

    Слайд  №      Оставление Москвы, плюсы и минусы

    Плюсы

    Минусы

    1.        Сохранение армии и возможно
    сти дальнейшего сопротивления;

    2.        Дальнейшее изматывание про
    тивника;

    3.        Возможность оторваться от про
    тивника и пополнить армию.

    1.        Захват противником древней столи
    цы, что могло оказать большое мо
    ральное воздействие на русских;

    2.        Разорение Москвы;

    3.        Захват крупного богатого города и
    крупного опорного центра

    Учитель сообщает и показывает на карте, ученики отмечают на контурных картах: Вслед за армией стало покидать столицу и гражданское население. Город казался вымершим. Отступая из Москвы, Кутузов с помощью обманного маневра смог на некоторое время оторваться от французского авангарда во главе с Мюратом. Армия скрытно перешла с Рязанской дороги на Калужскую, пополнила в Калуге запасы продовольствия и расположилась лагерем на прочной позиции у Тарутина, в 80 километров от Москвы, прикрыв плодородные южные губернии и тульские оружейные заводы. Это был знаменитый Тарутинский маневр. Наполеон вступил в почти полностью опустевшую Москву, в которой вскоре начался огромный пожар, уничтоживший 3/4 построек.

    Учитель предлагает классу вспомнить известные строки об этом событии, написанные А. С. Пушкиным:

    Напрасно ждал Наполеон,

     Последним счастьем упоенный,

    Москвы коленопреклоненной

    С ключами старого Кремля:

     Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.

     Не праздник, не приемный дар,

    Она готовила пожар

     Нетерпеливому герою.

    Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был пуст. В различных частях города вспыхнули пожары (показывается репродукция картины В. В. Верещагина «Зарево Замоскворечья»  слайд  №  ). Вопрос о причине пожаров не получил однозначного ответа у современников и историков. Еще до окончания войны правительственная пропаганда обвинила в сожжении Москвы Наполеона. Наполеон объявил пожары делом рук столичного губернатора Ф. В. Ростопчина. Распространялась версия о стихийном возникновении пожара.

    4 октября Наполеон направил в лагерь Кутузова в село Тарутино своего генерал-адъютанта Жака Лористона за пропуском для проезда в Петербург, напутствовал    приказом: «Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно,   во  что   бы   то   ни   стало,   спасите  только честь».        

    На рассвете 8 октября 1812 г. наполеоновская армия начинает отступление из Москвы. Исчезла последняя надежда продиктовать свою волю Александру I и добиться мира.

    Маршалу Мортье было приказано взорвать Кремль, уцелевшие здания, погреба и склады. Был разрушен арсенал, часть Кремлевской стены, Водовзводная башня, часть Никольской башни, повреждена Грановитая палата. Специально изготовленные снаряды были заложены под храм Василия Блаженного (Покровский собор), кремлевские соборы, Чудов монастырь. Эти памятники старины удалось спасти казачьим частям Ивана и Василия Дмитриевичей Иловайских. Стараниями казаков был спасен от взрывов Новодевичий монастырь.Приняв рапорт об уходе французов из Москвы,Кутузов произнес:«С сей минуты Россия спасена!»

    Малая война

    Учитель  Гибельной для захватчиков стала «малая война», под которой Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов.Инициатива в организации армейских партизанских отрядов принадлежала М. Б. Барклаю-де-Толли. Он же являлся автором первой в 1812 г. инструкции о действиях партизан в тылу врага. М. И. Кутузов поддерживал и развивал эту идею.

    До настоящего времени в исторической науке является дискуссионным вопрос: кто же стал первым партизаном — Д. В. Давыдов или  Ф.,Винценгероде?

    Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о действиях партизанов, § 58, с. 141 и отвечают на вопросы:

    Учитель  Идея создания партизанских отрядов принадлежала Денису Васильевичу Давыдову, который еще перед Бородинским сражением добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников.

    Слайды  «Портрет Д.В.Давыдова и других руководителей партизанских отрядов».

    Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны». На подмосковной земле сражались отряды под командованием Дорохова, Сеславина, Фонвизина, Ефремова и других офицеров.

    Учитель :

    -        Насколько мощным было партизанское движение в России? {Партизанское движение было действительно сильным и всенародным .Партизаны наносили врагу весьма чувствительные удары ,занимал инебольшие города, грозили отрезать французов от своего тыла и баз снабжения.)

    -        Какие два направление в партизанском движении вы можете назвать?(Некоторые отряды возникали совершенно стихийно. Они состояли из крестьян, отставших солдат и руководились как правило невоенными людьми, зачастую самими крестьянами. Организованные партизанские отряды Фигнера, Давыдова,    Сеславина,  Дорохова действовали более организованно, во многом  с ведома командования.)

    Слайды – «Словарь понятий - Ополчение».

    Вопрос классу: Припомните, когда еще участие ополчения в военных действиях, оказалось столь же необходимым?

    Учитель  продолжает: Впервые о создании народного ополчения в 1812 г. заявил сам Александр I. Указ «О создании временного внутреннего ополчения» от 18 июля 1812 г. предписывал создание ополчения в 16 центральных губерниях  европейской России.

    Слайд картины В.Верещагина «Не замай! Дай подойти!», руководители крестьянских партизанских отрядов.

    2. Учитель сообщает: Находясь в лагере под Тарутиным русская армия быстро восстанавливала силы. Прибывали ополченцы и регулярные войска, русская армия получила перевес над французами в артиллерии. Французы попытались прорваться на юг в плодородные южные губернии, однако были остановлены русскими войсками в двух сражениях - под Тарутиным и под Малоярославцем. Последнее сражение предопределило судьбу армии Наполеона, поскольку стало окончательно ясно, что на юг ей прорваться не удастся. Сражение было чрезвычайно упорным, сгоревший город несколько раз переходил из рук в руки. Французы заняли город, однако им не удалось прорваться, русская армия занимало весьма удобную для себя позицию. С этого времени стратегическая инициатива переходит в руки русского командования. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

    Запись в тетрадях:

    Начало октября - сражение под Тарутиным. 12 октября - сражение под Малоярославцем.

    В контурных картах ученики отмечают места и даты сражений.

    -        Чем было вызвано нежелание Наполеона отступать по Смоленской дороге?
    (Не говоря о том, что само по себе отступление было позорным и означало неудачное завершение московского похода, французам пришлось отступать по разоренной дороге, на которой невозможно было пополнить запасы продовольствия и активно действовали партизанские соединения. Но с другой стороны, это был кратчайший путь к собственным тыловым базам.)

    Работа со схемой учебника 10, атласами и контурными картами: ученики следят по атласам за рассказом учителя (учебник, с. 142) и отмечают на контурных картах места и даты сражений, данных при отступлении французов из Москвы). Особо отметьте сражение под с. Красным, в котором был полностью разгромлен арьергард французов, а командующий маршал Даву едва избежал плена.

    Учитель сообщает: Покидая Москву, Наполеон имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя из Смоленска - около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Армия Кутузова двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Однако русская армия также была измотана и в последних боях практически не участвовала. Около р. Березины французская армия была окружена с трех сторон русскими армиями. Казалось, у него нет выхода. Пленение Наполеона означало бы немедленное окончание войны.

    Работа с контурными картами: ученики отмечают р. Березину и место сражение с переправившейся армией Наполеона.

    Работа с историческим источником: учитель читает, ученики отвечают

    на вопросы.

    Закрепление  материала  и  подведение  итогов  урока.

    Историческое  значение  победы  в  Отечественной  войне 1812  года.

    Работа  с  заданиями( карточки  и  слайды) Приложение  №9,10,11

    Учитель. Отечественная война 1812 года закончилась. Так “кто же нам помог? Кто сыграл главную роль в победе над врагом? А кто же уничтожил эту многочисленную армию врага? Какая была война, подберите слова – характеристики. Почему война названа Отечественной ? Как бы вы по-другому назвали войну?

    После ответа учеников слайд: народная, отечественная, справедливая, освободительная.

    Учитель  сообщает:

    Завершение Отечественной войны было ознаменовано приказом М. И. Кутузова по армии 21 декабря 1812 г. и Манифестом Александра I от 25 декабря 1812 г.Учитель подчеркивает, что 1812 г. был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа и (как это актуально сегодня) ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 г. во многом определили развитие российской истории на целое столетие. С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования.

    В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812г.; открыт музей-панорама «Бородинская битва».

    В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года. Народная память избирательна, и такие события, такие героические времена она хранит вечно.


    Учитель  завершает урок стихами  А.Кедрина :

    В час испытаний поклонись Отчизне             И тяжек день военной маяты, -
    По-русски, в ноги и скажи :                        Коль пахарь ты,
    - Мать! Ты жизнь моя!                                    Отдай ей все, как Минин,
    Ты мне дороже жизни!                                    Будь ей Суворовым,
    С тобою - жить,                                                Коль воин ты.
    С тобою - умирать!                                          Люби ее, клянись,
    Будь верен ей.                                                  Как наши деды,
    И как бы не был длинен                                  Горой стояли за жизнь ее и честь
                                                                   
                                                                                                                                                   

    Таким  образом, учитель одновременно  с  обучающими  задачами должен

    реализовывать  и  воспитательные. На  этом уроке    учитель  должен

     делать  акцент на  воспитание  чувства  патриотизма. Ведь действительно

     значимо  при  изучении  любой войны   и  подведении  ее итогов,

    обращать  внимание  на  человеческий  фактор. Учащиеся должны

     осознавать, что  человек, мы (люди)- являемся  творцами  своей  истории.

    Следует обратить внимание учащихся на то, что участники событий

    1812 г. — это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все

     свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству

    А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических

     традиций, и память о 1812 г. не должна и не может быть предана забвению.

     

      Проведение  анкетирования.  ( Приложение  №13)

      Рефлексия  ( Приложение  №14)

     

      Домашнее  задание :

    -параграф 57 ,

    -ответить  на  вопросы  в  конце  параграфа,  

    -повторить конспект урока

      Творческое     задание (  по  желанию  учащихся) – написать  эссе  на  предложенные   темы:

    -«  В час испытаний поклонись Отчизне 

    -«Славный год сей минул ,но не пройдут содеянные в нем подвиги»

    Оценки  за  урок ( с комментарием).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по истории "Отечественная война 1812 года".

    Конспект урока, небольшой самоанализ, презентация....

    конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

    "Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

    Разработка урока по истории "отечественная война 1812 года"

    Разработка урока по истории для 8 класса "Отечественная война 1812 года" с применением технологии проблемного обучения...

    Проектная технология на уроках истории. Урок на тему: "Отечественная война 1812 года".

    Работа содержит характеристику технологии проектной деятельности применительно к предмету история,  конспект урока с применением данной технологии, список литературы отдельным файлом....

    Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

    Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"...

    План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

    Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

    Урок литературы в 5 классе. Лермонтов М.Ю. "Бородино". Вводный урок по истории Отечественной войны 1812 года.

    Урок по теме М.Ю.Лермонтова "Бородино" требует исторического экскурса в историю  России. Даный урок с презентацией поможет учащимся познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 го...