технологическая карта урока истории: Отечественная война 1812 г.
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Рязанцева Светлана Викторовна

Подробная технологическая карта урока: Отечечтвенная война 1812 г. Использовалась технология: смыслового чтения. Детям дано опережающее задание, посмотреть фильм по ссылке "1812г.Нашествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Тема: Начало Отечественной войны 1812 года

Класс:

Учитель: Рязанцева С.В.

Дата проведения: 24.11.2024г.

Цель: Дать обучающимся представление о начальном этапе Отечественной войны 1812г., как об одном из самых значимых событий отечественной истории - освободительной войне России против наполеоновской агрессии.

Задачи:

Образовательные (предметные УУД): выяснить основные причины и повод войны 1812 года; определить характер войны для обеих воюющих сторон; понять причины отступления русской армии на начальном этапе войны; запомнить даты основных событий этого периода и новые понятия.

Развивающие (метапредметные УУД): решать познавательные задачи на основе анализа информации; извлекать нужную информацию из исторического источника анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы; анализировать таблицы и схемы, уметь читать историческую карту и соотносить её с контурной картой; работать в группе, слышать мнение других, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные (личностные результаты): осознавать трагедию нашествия Наполеона для русского народа, влияние войны 1812 года на судьбы людей и на дальнейшее развитие России; ощутить чувство гордости за свою страну и свой народ.

Тип урока: урок получения новых знаний

Форма урока: семинар с элементами проблемной дискуссии

Используемая технология: смыслового чтения

Оборудование: карта, «Отечественной войны 1812г.», кейсы с историческими материалами для анализа, презентация, учебник история России XIX век Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, дополнительная литература из библиотеки по теме урока, видеофильм «1812г. Нашествие» https://rutube.ru/video/908a67b9d73904c4720d71a003209177/?r=wd (опережающее задание)

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент.

Цель: Проверка готовности учащихся, их настроя на работу, определение темы урока

Приветствует

обучающихся,

мотивирует на успешную работу.

Для определения темы читает отрывок из стихотворения

М.Ю. Лермонтова

«Бородино».

??? Ребята, из курса литературы вспомните отрывок из какого произведения перед вами, кто его автор и какому событию в истории нашего государства оно было посвящено?

??? Кто сможет озвучить тему нашего сегодняшнего урока?  

На экране слайд с отрывком стихотворения:

Скажи-ка, дядя,

Ведь не даром Москва, спалённая пожаром

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят ещё какие,

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

Подготовка учащихся к уроку.

Отвечают (о Бородинском сражении)

Отвечают (стихотворение «Бородино»,  М.Ю. Лермонтов,

Отечественной войне 1812 года)

Тема урока: Отечественная война 1812 года

Самостоятельно преобразуют один вид информации в другую

Л: построение

личностных планов во временной

перспективе

Р: постановка

учебной задачи на основе того, что туже известно и того, что предстоит

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и одноклассниками

2. Актуализация знаний.

Цель: Повторение пройденного материала

??? - Каков результат участия России в третьей и четвертой коалиции против Наполеона?

- Какую войну на ваш взгляд называют Отечественной? И актуальна ли данная тема в наше время?

- Был ли договор выгоден для России? Как соблюдался?

- По какому алгоритму необходимо разбирать тему «Война»?    

После ответов, обучающихся учитель обобщает ответы и делает акцент, что изучение войн принято рассматривать по следующему алгоритму:

Сегодня у нас первый урок по данной теме, и мы с вами рассмотрим следующие вопросы: 

1. Причины, повод и характер Отечественной войны 1812года

2. Соотношение сил накануне военных действий

3. Планы сторон и причины отступления России в начальный период войны

На экране слайд:

1. Причины войны

2. Повод к войне

3. Характер войны

4. Участники и соотношение сил

5. Ход военных действий (хронология событий)

6. Итог войны Условия мирного договора

7. Причины победы или поражения

8. Значение и последствия

Ответы детей на поставленные вопросы.

Подписание Тильзитского мира, 1807 г., Россия оказалась в невыгодном, подчинённом положении от Наполеона

Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, формулировать роль основные направления внешней политики России

К: умение слушать, излагать свое мнение, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Р: участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов

Л: формирование духовно  -нравственных чувств, адекватной самооценки.

3. Создание проблемной ситуации.

Цели: мотивирование учащихся на изучение Отечественной войны,

как важнейшего события в истории России

Обоснование актуальности изучаемого события.

??? Ребята, что мы уже знаем об этом событии?

На экране слайд:

В 2025 г. исполняется 2013 лет со дня Отечественной войны 1812 г. На уроке мы попытаемся открыть относительно новое в

данной области и для вас самих.

На экране слайд с темой урока: Отечественная война 1812 г. 

Дети, записывают тему урока в тетрадь.

Ответы детей на вопросы учителя.

Изучая Всеобщую историю, мы узнали, что Отечественная

война 1812 года - это война между Россией и Францией.

Совместно с учителем формулируют проблемный вопрос

П: самостоятельное формулирование

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и одноклассниками

Л: оценка событий, формирование

познавательного интереса

4. Изучение нового Цели: получение учащимися новых знаний по одной их важнейших тем

отечественной истории.

Самостоятельная групповая работа – 12 минут.

Нацеливает учащихся на работу с текстом учебника, историческими документами, исторической картой, иллюстрациями, фрагментами из видеофильма «1812г. Нашествие» (опережающее задание)

Распределяет задания по группам, определяет время работы, помогает составить план работы:

1)        Изучить документы;

2)        Проанализировать, заполнить таблицу;

3)        Поработать с картой, доп. материалом, видео

Класс делится на три группы (по рядам), каждая группа получает свое задание:

Первая - проводит критический проблемный анализ текстов, документов, учебный и дополнительный материал (см. приложение)

Вторая - готовит сообщение на тему: военно - техническая расстановка сил накануне войны.

Достоинства и недостатки комплектования русской и французской армии.

Третья -  готовит краткую защиту вопроса: «Планы сторон в начальный период войны, причины отступления русской армии».

Самостоятельно

работают с текстом

учебника, с документом, с иллюстрациями, с

атласом и контурной картой, отвечают на вопросы, формулируют и записывают причины ОВ

Осуществляют смысловое чтение,

работают с исторической картой, работают с информацией, фиксируют в тетрадях основные события и их результаты в виде опорных схем.

Проводить поиск и анализ информации об ОВ в нескольких источниках: историческая карта, учебный

текст, исторические документы,

иллюстрации

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

П: моделирование, построение

логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их

обоснование.

Р: составление плана и

последовательности действий

П: умение структурировать знания, выбор оптимальных решений, умение осознанно и произвольно строить

высказывания, выбирать вариант решения

К: инициативное сотрудничество в выборе варианта решения

Р: соотнесение результата с заданием

5. Закрепление нового материала.

Сообщения групп.

Цели: развитие умения доказывать и защищать свои идеи, на основе имеющихся знаний отвечать на проблемные вопросы

Устанавливает

регламент выступления каждой группы.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает высказывать свое мнение.

По итогам самостоятельной групповой работы, учитель обобщает ответы и ставит проблемную задачу:

 

Обучающиеся должны прийти к выводу, что это повод, учитель в поддержку этой мысли произносит слова Наполеона:

По факту Наполеон стремился к мировому господству, захватив пол Европы, решил захватить Россию.

По итогам заданий, учитель задает всем обучающимся ряд проблемных вопросов:

1)        Почему армию Наполеона называли «армией двунадесяти языков»?

2)        Ознакомившись с численностью и расположением армий, составьте прогноз, каков же должен быть итог войны? Сделайте вывод и объясните почему?

3)         Попробуйте сделать прогноз возможные действия русской и французской армий в такой ситуации, при таком соотношении сил и материально-техническом обеспечении?

4)        Исходя из слов Наполеона определите, куда он хотел нанести основной удар, «Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце».

.

На экране слайд:

«Тильзитский мир» -  как «яблоко раздора»: это причина или повод к войне?

«Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы»

Таблица с достоинствами и недостатками комплектования русской и французской армии (см. приложение)

Записать в словарь: арьергардные бои – бои с целью задержать противника и обеспечить отступление главным силам.

Каждая группа,

представляет результат своей работы.

Делают выводы.

Ответы детей на поставленные вопросы.

Учащиеся представляют краткую информацию и делают анализ по «Военно-технической расстановке сил накануне войны». Выделяют достоинства и недостатки комплектования русской и французской армии.

Ребята показывают небольшую выдержку из фильма «1812г. Нашествие» и рассказывают о планах Наполеона разгромить русские армии поодиночке в приграничных боях и о решении русской армии отступать, ведя арьергардные бои до воссоединения русских армий, которое произойдет в Смоленске.

Дают оценку выступлений

П: умение осознанно строить высказывания, приводить

доказательства; группировать факты

К: оценка действий партнера

Р: контроль, коррекция выделение и

осознание уровня усвоения

6. Контролирующее задание.

Цели: осознание каждым обучающимся

степенью овладения полученных знаний

Учитель зачитывает отрывок из поэмы «Бородино» и просит обучающихся проанализировать этот отрывок с точки зрения причин отступления русской армии, используя материал, защиты третьей группы.

На экране слайд:

Мы долго молча, отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки»

После ответов на данный вопрос обучающиеся кратко подводят итоги начального периода войны по вопросам плана урока, заполняя таблицу в тетради.

(см. приложение)

Систематизируют историческую информацию заполняют таблицу

Л: понимание учащимися

значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей и мотивов

П: анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым

результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Применяет прием незаконченного предложения;

Для планирования дальнейшей

деятельности, ребятам предлагается дать ответы на вопросы

Озвучивание оценок за урок

Для оценки собственного участия в работе на уроке отнеси себя к одной из предложенных групп.

«Сегодня на уроке я был, скорее всего, …»

А) новобранец;

Б) бывалый солдат;

В) командир

1.        Чего мне не хватило, чтобы стать бывалым

солдатом/командиром?

2.        Чему мне надо научиться?

«Сегодня я узнал(а) …»,

«Теперь мне понятно

…».

«Я не знал (а) … - теперь я знаю

Анализируют личностные

достижения на уроке, сопоставляют их с оценкой,

данной товарищем

К: умение работать в группе, выражать и отстаивать свое мнение

П: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность

Л: понимание учащимися

значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей и мотивов

Р: прогнозирование результатов уровня усвоения

изучаемого материала.

Домашнее задание

1)        Обязательная часть задания (для всех)

 Используя карту учебника (атласа) на контурной карте необходимо отметить расположение русских войск на западной границе к началу войны, надписать фамилии, командующих войсками и показать путь отступления первой и второй русских армий и место их воссоединения.

2)        Вариативная часть домашнего задания (по выбору):

1.Ответьте письменно на вопрос: «В чем причины неприязни Александра I к М.И. Кутузову?»

2. Подготовит краткое письменное сообщение по теме: «Герои-партизаны войны 1812 года»

Приложение (работа с документами)

- «Приказа Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня1812 г»;

1812 г. июня 10. — Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.

Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англией). Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.

В нашей императорской квартире в Вилковишках, 22 июня 1812 г.

Наполеон.

- «Приказа Александра I по русской армии. Вильно, 13(25) июня 1812 г.»

«Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всём нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь ещё примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остаётся нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего Творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течёт громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами»

«Военно-технической расстановке сил накануне войны»

Позиции

Армия Франции до начала военной кампании в России

Армия России до начала войны 1812 года

Общая численность войск

610–685 тысяч солдат

600 тысяч солдат

Резервы

130–220 тысяч солдат

400 тысяч ополченцев

Численность по стратегическому направлению

610–685 тысяч солдат

212 тысяч солдат

Позиции войск

Сгруппированы на р. Неман

Рассредоточены по границе

Материально-техническое обеспечение

1390 орудий; крупные артиллерийские и продовольственные склады по р. Висла, от Варшавы до Данцига

По стратегическому направлению - 898 орудий;
1600 орудий;

Состав

Хорошо обученные,
опытные солдаты; многонациональный состав –
«армия двунадесяти языков»

Рекруты

Командующий состав

Опытные военачальники: Наполеон I, Макдональд, Богарне, Жером Бонапарт, Ней, Даву, Мюрат, Шварценберг

Опытные военачальники:
1 армия – М. Барклай-де-Толли,
2 армия - П. Багратион,
3 армия - А. Тормасов

                               Отечественная война 1812 года (начальный период)

Хочу знать

Узнал

Остались вопросы

  1. Причины войны

  1. Повод к войне

  1. Характер войны

  1. Военно-техническое соотношение сил накануне войны

  1. Планы Наполеона в начальный период войны

  1. Причины отступления русской армии в начальный период войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"...

План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»

Приводится  план-конспект урока  истории в 8 классе с  использованием групповой  формы  обучения с  элементами  ролевой игры...

Урок истории "Отечественная война 1812 года!

Урок технологии развития критического мышления.  Обучающимся частично известен материал, так как изучали «Отечественную войну 1812 года» в 4 и 8 классах, поэтому целесообразно использо...

Технологическая карта урока истории Кавказская война

Технологическая карта урока истории , реализующегосистемно- деятельностный подход   Класс    __9_    Тема урока    ____Кавказская война__________...

Технологическая карта урока истории «Отечественная война 1812 года»

Технологическая карта урока истории «Отечественная война 1812 года», часть1...