Главные вкладки

    Общественное движение в России во второй половине XIX века
    план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

    Романова Наталия Григорьевна

    Урок по истории Отечества в 10 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Класс: 10

    Тема учебного занятия: Общественное движение в России во второй половине XIX века.

    Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

    Тип учебного занятия: Изучение нового материала.

    Форма учебного занятия: Философский стол.

    Цели учебного занятия:

    1. Образовательные:

    1) Выяснить особенности развития либерального и консервативного движений;

    2) Выяснить причины перехода народников к терроризму, как методу борьбы с властью.

    1. Развивающие:

    1) Развивать навыки работы с текстом учебника, определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

    2) Развивать навыки анализа документов XIX века с учетом специфики лексики того времени, навыки использования литературных произведений того времени в качестве исторических источников.

    1. Воспитывающие:

    1) Показать опасность терроризма, как метода решения любых проблем;

    2) Воспитание толерантности, умений дискутировать, выслушивать мнения оппонентов и отстаивать свое мнение.

    Задача учебного занятия: познакомить учащихся с общественно – политическими течениями в России во второй половине XIX века.

    Межпредметная связь: обществознание

    Оборудование: 

    1. Компьютер
    2. Мультимедийный проектор
    3. Таблички с названиями общественно – политических течений.
    4. Таблички с именами видных представителей общественно – политических течений.
    5. Карта успеваемости ученика.

    Дидактические материалы:

    1. Мультимедиа-презентация урока в PowerPoint.
    2. Карточки с вопросами и заданиями для каждой группы.

    Учебник:

    Данилов А.А. Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2007. – 252 с., [16] л., ил. § 39-40. Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы.

    Использованные ресурсы:

    http://xix-vek.ru (История России XIX века. Письменные, статистические и графические источники.)

    Подготовка к уроку.

    Класс за неделю до урока делится на 3 группы: либералы (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, С. А. Муромцев), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров,  П.Н. Ткачев; Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская), консерваторы (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев): ученики выбирают карточками с именами известных представителей общественно - политических течений. И готовят сообщения об их политических воззрениях и выполняют задания на карточках.

    Парты устанавливаются полукругом – «Философский стол».

    На партах устанавливаются таблички с названиями общественно - политических течений.

    Ученики рассаживаются в соответствии с названиями общественно - политических течений, которые они представляют.

    Каждая группа рассказывает о «своих» политических взглядах (ученики дают ответы от первого лица), затем все ученики класса обмениваются выводами, мнениями, репликами.

    После выступления каждой группы, весь класс выполняет задания по теме.

    У каждого ученика есть «карта успеваемости ученика», куда он заносит все свои баллы, полученные в течении урока, которые в конце урока превращаются в отметки: 10 и более баллов – «отлично»; от 5 до 9 баллов – «хорошо»; менее 5 баллов – «удовлетворительно».

    Ход учебного занятия.

    1 Этап

    учебного

    занятия

    Время

    2 мин.

    Организационный момент

    Тема урока Общественное движение в России во второй половине XIX века.

    1.Организационный момент

    Деятельность учителя

    Настраивает учеников на урок.

    Ставит основной вопрос урока: Если бы вы жили в России XIX века, то приверженцем какой идеологии

    вы бы стали?

    2 Этап

    учебного

    занятия

    Время

    30 мин.

    2.Изучение новой темы

    Деятельность учителя


    Деятельность учащихся





    Деятельность учителя


    Деятельность учащихся












    Деятельность учащихся





    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся












    Деятельность учащихся



    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся









    Деятельность учащихся




    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся



    1.Координирует действия учащихся.


    Время 10 минут

    Первыми выступают группа «либералы» (дают определение термина «либерализм»)

    Карточка №1. Либералы.

    1. В чем состояли отличия русского либерализма от западноевропейского?

    2. Каковы основные идеи либералов России второй половины XIX века?

    3. Какие методы они использовали для достижения своих целей?

    Отвечают на вопросы оппонентов, делают выводы.

    По ходу рассказа учеников демонстрирует слайды презентации урока.



    Задание для всего класса.

    Что вы можете сказать о взглядах русского либерала на основе ответов В.А. Гольцева на анкету журнала «Русская мысль»?

    1. Где бы я желал жить?
    2. В России, но только свободной.
    3. Что я всего более ненавижу?
    4. Деспотизм.
    5. Реформа, наиболее чтимая мною в истории?
    6. Освобождение крестьян в России.
    7. Желаемая мною реформа?
    8. Падения самодержавия в России.
    9. Мой девиз?
    10. Труд и политическая свобода.

    Время 5 минут

    Вторыми выступает группа «народники»(дают определение термина «народничество»)

    Карточка №2.«Народники».

    1. Какие три течения были в народничестве?

    2. Что такое «хождение в народ»?

    3. Почему «хождение в народ» потерпело неудачу?

    По ходу рассказа учеников демонстрирует слайды презентации урока.


    Задание для всего класса.

    Прочитайте отрывок текста и ответьте на вопрос: Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание. Насколько была результативна подобная тактика?

    «Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стеганул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой. Но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отстаивали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье». (Сергей Кравчинский. Из воспоминаний П.А. Кропоткина)


    Время 5 минут

    Карточка № 3 «Народовольцы»

    1. Когда и как возникла организация «Народная воля»?

    2. Каковы были ее цели и методы их достижения?

    3. Добились ли народовольцы убийством АлександраII 1 марта 1881 г. своей цели?

    По ходу рассказа учеников демонстрирует слайды презентации урока.


    Задание для всего класса

    Прочитайте фрагмент программы террористической фракции партии «Народная воля» и ответьте на вопрос: «Убеждают ли вас доводы в пользу террора как средства борьбы с властью? Почему?»

    «Признавая главное значение террора как средства вынуждения у правительства уступок путем

    систематической его дезорганизации, мы нисколько не умаляем и других полезных его сторон. Он поднимает революционный дух народа: дает непрерывное доказательство возможности борьбы, подрывая обаяние правительственной силы; он действует сильно пропагандистским образом на массы. Поэтому мы считаем полезной не только террористическую борьбу с центральным правительством, но и местные террористические протесты против административного гнета».

    Время 10 минут

    Третьими выступают группа «консерваторы» (дают определение термина «консерватизм»)

    Карточка № 4.Консерваторы

    1. В чем суть взглядов русских консерваторов?

    2. Интересы какого сословия отражало консервативное движение?

    По ходу рассказа учеников демонстрирует слайды презентации урока.


    Задание для всего класса

    Ознакомьтесь со следующими документами и ответьте: К какому лагерю общественно-политического течения вы относите Александра III? Почему?

    Из Манифеста от 14 марта 1881 года: «…Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди верного народа, готового положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа,— есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом. Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений…».

    «Александр III повел русский государственный корабль иным курсом, чем Его отец. Он не считал, что реформы 60-70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые по Его мнению были необходимы для внутреннего равновесия России.» С. С. Ольденбург

    Выводы по уроку

    Время

    5 мин.

    В 80-ые гг. XIX в. либеральное движение в России пошло на спад. Уход с политической арены либералов способствовало тому, что консерватизм становится ведущим направлением правительственной политики.

    Кризис революционного народничества, необходимость поиска новых способов переустройства общества, развитие рабочего движения создали условия для распространения в России марксизма, возникновения социал-демократических групп.

    3 Этап учебного занятия

    Время

    6 мин.

    3.Рефлексия

    Деятельность учителя


    Деятельность учащихся

    Координирует ответы учащихся.



    Дают ответ на вопрос:

    Если бы вы жили в России XIX века, то приверженцем какой идеологии вы бы стали? Объясните мотивы своего выбора.

    4 Этап учебного занятия

    Время

    2 мин.

    4.Подведение итогов урока

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Считаю баллы на карточках.


    Выставляет оценки в журнал. Комментирует работу класса в течение урока.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока: Общественное движение в России во второй половине XIX века.

    Учитель знакомит ребят с  Общественное движение в России во второй половине XIX века , с именами известных представителей общественно - политических течений. (5 минут)1)Слайд 1-4Либералы.Утвержде...

    Общественно - политическая жизнь Кубани во второй половине 19 века.

    Данная презентация посвящена общественно - политической жизни Кубани во второй половине 19 века.Начиная с 60-х годов XIXв. критически мыслящие представители интеллигенции Кубани и Черноморья постепенн...

    Презентация: "Общественное движение в России во второй половине XIX века"

    Презентация для урока по истории России в 9 классе....

    Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX века

    урок по кубановедению.  Цель урока: изучить общественно-политическую жизнь Кубани во второй половине XIX века,  общественные движения и социальные эксперименты. В ходе урока изучают деятельн...

    Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"

    Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...

    Тест по истории "Общественное движение в России во второй половине 19 века"

    Тест по истории России на тему: "Общественное движение в России во второй половине 19 века"...

    8 класс. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века

    Методическая разработка урока по истории России XIX века для 8 класса "Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века"...