конспект урока: Общественное движение в России во второй половине XIX века.
план-конспект занятия по истории (10 класс) по теме

Захарова Cветлана Александровна

Учитель знакомит ребят с  Общественное движение в России во второй половине XIX века , с именами известных представителей общественно - политических течений. (5 минут)

1)Слайд 1-4

Либералы.Утверждение либеральных идей в России связано с «оттепелью» - со временем подготовки и проведения реформ в царствование Александра II. Носителем либеральной идеологии в России были просвещенные дворяне, в том числе находящиеся на государственной службе ( в Западной Европе – буржуазные слои населения)

Видные деятели: историки и правоведы К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, публицист В. А. Гольцев, ученый-юрист С. А. Муромцев

2)Слайд 5-8

Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

Теоретики народничества – Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен

3)Слайд 9-12 Н.Г.

Народники – разночинная интеллигенция, которая соединяла радикальную программу действий с идеями утопического социализма.

Чернышевский, А.И. Герцен

4)Слайд 13-18

Народовольцы – члены народнической террористической организации «Народная воля» (1879-1883 гг.), которые устроили настоящую охоту на Александра II (8 покушений).

Г.В. Плеханов, В.И. Засулич,А.Д. Михайлов, А.И. Желябов,

В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А.Морозов.

5)Слайд 18-20

Зарождение рабочего движения.

Рабочий класс, пролетариат – класс капиталистического общества, лично свободный человек, который продает свое умение к труду.

6)слайд 20-25

Зарождение социал-демократии

Марксизм – система взглядов, созданная немецкими мыслителями К.Марксом и Ф. Энгельсом о построении коммунистического общества путем социалистической революции и переход власти в руки пролетариата.

В.И. Ульянов– Ленин и Ю.О. Мартов

7) слайд 26-35

Консерватизм.

Консерватизм – общественно - политическое течение сторонников сохранения абсолютной (самодержавной) монархии, противников реформирования жизни российского общества. Публицист М.Н. Катков, правовед и обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев.

 Каждому ученику выдается лист с заданиями, учитель объясняет задания и говорит ученика  что

отметка за выполненную работу выставляется учителем с учетом уровня сложности: максимальная отметка за первый уровень — три (ответы только на первые вопросы в каждом задании), за второй — четыре (ответы только на первые и вторые вопросы), за третий  (выполнены все задания)— пять.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия: Общественное движение в России во второй половине XIX века.

Учитель: Захарова Светлана Александровна

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Тип учебного занятия: Изучение нового материала.

Форма учебного занятия: Самостоятельная работа с учебником.

Цели учебного занятия:

    Образовательные:

1) Выяснить особенности развития либерального и консервативного движений;

2) Выяснить причины перехода народников к терроризму, как методу борьбы с властью;

3) Познакомить учащихся с основами марксистского учения.

    Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

2) Развивать навыки анализа документов XIX века с учетом специфики лексики того времени, навыки использования литературных произведений того времени в качестве исторических источников.

3) Развить умение самостоятельной организации обучения.

    Воспитывающие:

1) Показать опасность терроризма, как метода решения любых проблем;

2) Воспитание толерантности, умений дискутировать, выслушивать мнения оппонентов и отстаивать свое мнение.

Задача учебного занятия: познакомить учащихся с общественно – политическими течениями в России во второй половине XIX века.

Межпредметная связь: обществознание

    Использованная литература:

1. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. Россия и мир. 10 класс. М., Дрофа, 2004.

2. Школьная энциклопедия. История России. 18-19 вв. М., ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

3. Конституция Российской Федерации.

Использованные ресурсы:

http://xix-vek.ru (История России XIX века. Письменные, статистические и графические источники.)

Ход учебного занятия.

1 Этап учебного занятия

 Организационный момент.Настраивает учеников на урок. Поверяет посещаемость.

Учитель знакомит ребят с  Общественное движение в России во второй половине XIX века , с именами известных представителей общественно - политических течений. (5 минут)

1)Слайд 1-4

Либералы.Утверждение либеральных идей в России связано с «оттепелью» - со временем подготовки и проведения реформ в царствование Александра II. Носителем либеральной идеологии в России были просвещенные дворяне, в том числе находящиеся на государственной службе ( в Западной Европе – буржуазные слои населения)

Видные деятели: историки и правоведы К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, публицист В. А. Гольцев, ученый-юрист С. А. Муромцев

2)Слайд 5-8

Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

Теоретики народничества – Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен

3)Слайд 9-12 Н.Г.

Народники – разночинная интеллигенция, которая соединяла радикальную программу действий с идеями утопического социализма.

Чернышевский, А.И. Герцен

4)Слайд 13-18

Народовольцы – члены народнической террористической организации «Народная воля» (1879-1883 гг.), которые устроили настоящую охоту на Александра II (8 покушений).

Г.В. Плеханов, В.И. Засулич,А.Д. Михайлов, А.И. Желябов,

В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А.Морозов.

5)Слайд 18-20

Зарождение рабочего движения.

Рабочий класс, пролетариат – класс капиталистического общества, лично свободный человек, который продает свое умение к труду.

6)слайд 20-25

Зарождение социал-демократии

Марксизм – система взглядов, созданная немецкими мыслителями К.Марксом и Ф. Энгельсом о построении коммунистического общества путем социалистической революции и переход власти в руки пролетариата.

В.И. Ульянов– Ленин и Ю.О. Мартов

7) слайд 26-35

Консерватизм.

Консерватизм – общественно - политическое течение сторонников сохранения абсолютной (самодержавной) монархии, противников реформирования жизни российского общества. Публицист М.Н. Катков, правовед и обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев.

 Каждому ученику выдается лист с заданиями, учитель объясняет задания и говорит ученика  что

отметка за выполненную работу выставляется учителем с учетом уровня сложности: максимальная отметка за первый уровень — три (ответы только на первые вопросы в каждом задании), за второй — четыре (ответы только на первые и вторые вопросы), за третий  (выполнены все задания)— пять.

2 Этап учебного занятия Время  40 мин.

2.Изучение новой темы

Деятельность учителя

1.Координирует действия учащихся.

Деятельность учащихся

1)Получают задания на карточках, работают  по тексту учебника, с историческими документами.

2)Отвечают на задания

Задание № 1

№1. Либералы.

Либерализм – общественно - политическое течение сторонников демократических свобод.

1. Каковы основные идеи либералов России второй половины XIX века?

2. Какие методы они использовали для достижения своих целей? (§ 45, стр. 331-333, «Русский либерализм»)

Задание № 2

№ 2. Теоретики народничества.

Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

1. Каковы основные идеи Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена?

2. Чем отличается социалистическая доктрина народничества от марксизма?

 (§ 45, стр. 333, «Народничество»)

Задание №3.

«Хождение в народ».

1. Что такое «хождение в народ»?

2. Почему «хождение в народ» потерпело неудачу?

 (§ 45, стр. 334, последний абзац – стр. 335 (завершение абзаца), «Народничество»)

Задание № 4. Народовольцы.

1. Когда и как возникла организация «Народная воля»?

2. Каковы были ее цели и методы их достижения?

3. Добились ли народовольцы убийством АлександраII 1 марта 1881 г. своей цели?

 (§ 45, стр. 335, последний абзац – стр. 336 (завершение абзаца), «Народничество»)

Задание № 5. Рабочее движение и зарождение социал-демократии

1. Почему рабочий класс становиться новой силой в общественном движении России второй половины XIX века?

2. Что такое забастовка?

3. Под влиянием какой идеологии были созданы программы первых рабочих организаций?

 (§ 45, стр. 336, 1 абзац в пункте «Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии»)

Задание № 6. Зарождение социал-демократии

1. Как шло распространение марксизма в России?

2. Кого можно назвать «первым российским марксистом»?

3. Когда и как возникли в России социал - демократические организации?

 (§ 45, стр. 336, 2-3 абзацы – стр. 337 (завершение абзаца) в пункте «Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии»)

Задание №7. Консерватизм

1. В чем суть взглядов русских консерваторов?

2. Интересы какого сословия отражало консервативное движение?

 (§ 45, стр. 337-138, пункт «Консерватизм»)

Учитель: Предлагает учащимся сделать выводы Об общественных движениях в России во второй половине XIX века.

Выводы выводятся на слайд

    В 80-ые гг. XIX в. либеральное движение в России пошло на спад. Уход с политической арены либералов способствовало тому, что консерватизм становится ведущим направлением правительственной политики.

    Кризис революционного народничества, необходимость поиска новых способов переустройства общества, развитие рабочего движения создали условия для распространения в России марксизма, возникновения социал-демократических групп.

 Домашнее задание: Если бы вы жили в России XIX века, то приверженцем какой идеологии вы бы стали? Объясните мотивы своего выбора (письменно на листах)

Примерный ответ на задание № 1

Основные идеи:

Россия часть европейской цивилизации. Европейский вариант парламентаризма реализовать в России сложно в силу исключительной роли самодержавной власти. Побудить самодержца к проведению либеральных реформ

    Преобразования должны создать условия для формирования гражданского общества и постепенного перехода к конституционной монархии

Методы достижения целей:

    Коллективные петиции и обращения к властям

    Либеральная периодическая печать: газета «Русские ведомости», журнал «Вестник Европы»

    Научно - просветительские общества: «Московское юридическое общество» Муромцева и Гольцева

    Участие в работе органов местного самоуправления, земств

    Примерный ответ на задание № 2

Крестьяне заинтересованы в ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения. Крестьяне будут бороться за землю и волю.  Крестьяне легко усвоят социалистическую идею, соответствующую его общинному сознанию (коллективное владение землей, самоуправление)

Крестьяне составляют большинство населения России и смогут начать строительство социализма, минуя капитализм

Социализм – учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость

Марксизм (К.Маркс)        

Примерный ответ на задание № 3

Народничество

Построение социализма должно осуществляться рабочим классом

Основа социализма – индустриальное общество        

Построение социализма должно осуществляться крестьянством

Основа социализма – крестьянская общин

    Крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ»

    В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов.

    В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт».

    Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873 – 1874 гг.

    Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.

Примерный ответ на задание № 4

«Земля и воля» - тайная народническая организация (1876 – 1879 гг.). Неудача пропаганды в деревне привела к увеличению числа сторонников террора

 «Черный передел» 1879-1881

 «Народная воля» 1879-1883

Г.В. Плеханов, В.И. Засулич и др

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов,

В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А.Морозов

Продолжить пропагандистскую деятельность

Террористическая деятельность

1 марта 1881 года Александр II направился на развод войск в Михайловский замок. На всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва царь скончался.Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

   

Примерный ответ на задание № 5

 В пореформенной России происходил быстрый рост численности рабочих.

    Их бесправное положение порождало конфликты между администрацией и рабочими, приводило к забастовкам (1885 г. – Морозовская стачка). Забастовка – выдвижение коллективом рабочих экономических и политических требований и прекращение работы до их удовлетворения.

    В 70-ые гг. возникли первые рабочие организации: «Южнорусский союз русских рабочих» (Одесса) и «Северный союз русских рабочих (Петербург).

    «Союзы» имели программные документы, составленные под влиянием народнической идеологии и ставили своей задачей борьбу за права пролетариата.

    Первые рабочие организации были ликвидированы полицией.

1883 г. – создание в Женеве Г.В. Плехановым марксистской группы «Освобождение труда». Группа «Освобождение труда» пропагандировала марксистскую теорию в России. На русский язык переводились произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, издавалась «Рабочая библиотека». Плеханов и его соратники считали, что российские рабочие должны принимать самое активное участие в политической борьбе всего общество с самодержавием.

1883 г. – организация болгарином Д. Благоевым в Петербурге группы студентов «Партия русских социал-демократов».

    Примерный ответ на задание № 6.

Марксистские «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса» вели агитацию среди рабочих заводов и фабрик, выпускали прокламации и листовки.

    1895 г. – Объединение В.И. Ульяновым – Лениным и Ю.О. Мартовым социал-демократических кружков Петербурга в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

    1898 г. – В Минске состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), на котором был принят манифест об образовании партии. Вскоре почти все участники съезда были арестованы, единую марксистскую партию создать не удалось.Слайд № 4. Что вы можете сказать о взглядах русского либерала на основе ответов В.А. Гольцева на анкету журнала «Русская мысль»?

Примерный ответ на задание №7

Консерватизм – общественно - политическое течение сторонников сохранения абсолютной (самодержавной) монархии, противников реформирования жизни российского общества

    Консерваторы выражали официальную государственную идеологию.

    Видные представители: публицист М.Н. Катков, правовед и обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев.

    Периодическая печать консерваторов: газета «Московские ведомости». Журнал «Русский вестник».

    М.Н. Катков: сохранять самодержавие, православие, помещичье землевладение; освобождение крестьян и введение местного самоуправления; осуждал конституционные устремления либералов.

    К.П. Победоносцев: вдохновитель консервативной политики, проводившейся в царствование Александра III; организатор гонений на сектантов и протестантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

Презентация: "Общественное движение в России во второй половине XIX века"

Презентация для урока по истории России в 9 классе....

Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"

Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...

Конспект урока "Колонизационное движение в Приамурье во второй половине XIX века" 8 кл.

Сформировать знания о целях, причинах, этапах колонизации Дальнего Востока России и Приамурья во второй половине 19 века, раскрыть понятие «колонизация". Продолжить формирование научного ми...

Тест по истории "Общественное движение в России во второй половине 19 века"

Тест по истории России на тему: "Общественное движение в России во второй половине 19 века"...

8 класс. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века

Методическая разработка урока по истории России XIX века для 8 класса "Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века"...