Методическая система учителя: "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания".
статья по истории по теме

Шааф Оксана Владимировна

Структура методической системы: цели,задачи,содержание, результат. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая система учителя истории и обществознания МКОУ «Антоновская СОШ» Нижнеомского района Омской области  Шааф О.В.

Я,  учитель истории и обществознания, краеведения, изобразительного искусства, работающий в данном ОУ более 20 лет.   За это время я видела как изменялась школа, менялись требования к учителю и ученику, качеству образовательной среды, технологиям.  Анализируя результаты проводимого в школе анкетирования, я увидела, что у детей возникают затруднения с освоением большого объема информации.  В связи с этим, стали падать качественные показатели знаний по предметам гуманитарного цикла. Я определила проблему: с одной стороны, традиционная система обучения дает прочные знания, но с другой стороны, из-за возросшего объема информации, нужны  новые технологии для обучения. 

Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.

Исходя из этой концепции,  создана моя методическая система: «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания».

Она состоит из трех компонентов.

Цель и задачи  методической системы.

 Она определена госзаказом, и заложена в госстандартах:

  1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ». В этом документе говорится о том, что необходимо: «создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование».
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой говорится следующее: «В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем».
  3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». В этом документе говорится о том, что: «В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных».
  4. ФГОС содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Исходя из всего вышесказанного, выстраиваю свою цель:  через совершенствование ЗУН, которые дают ИКТ, способствовать формированию гармоничной и успешной личности ребенка не только в образовательном процессе, но и в  дальнейшей учебе, в профессиональной деятельности. Задачи: 1. Изучить методическую литературу, опыт своих коллег по использованию ИКТ; 2.Определить педагогические средства, которые позволят обучающимся повысить уровень своих знаний и почувствовать ситуацию успеха, сняв напряжение; 3.Определить результаты своей деятельности.  

 3.Содержание.

  Работаю над данной темой с 2010 г., т. к.1) произошло снижение интереса к обучению у учащихся школы;  2)  в условиях образовательной среды  нашей школы произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедиа проектор, экраны, новые компьютеры, Интернет. «Использование ИКТ» стало ведущей методической темой почти всех  моих коллег. Появился интерес к новым технологиям и у родителей обучающихся.  Чтобы показать эффективность ИКТ я  провела мастер-классы  в рамках методической темы в ОУ для родителей и своих коллег: « Проектные технологии в обучение и воспитании: как я это делаю?», апрель, 2010 г.; «Игровые технологии: игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий», 2011 г.; «  ИКТ на уроке: сколько можно и как нужно?», ноябрь,2012 г.  Вывод: ИКТ позволяют на новом и более эффективном уровне использовать разнообразные образовательные технологии.

 Использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имею возможности, потому что в моём кабинете пока нет компьютера. Но по возможности  обращаюсь в кабинет информатики и там провожу свои уроки.

Изучаю методическую литературу: предметно-содержательные журналы "Современный урок" за 2007-2012 год; « Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ» (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Зарегистрировалась на образовательных сайтах и создала собственный, использую интернет и компьютер для самообразования. Использую опыт коллег  в школе, районе, области.

Прошла курсы повышения квалификации: « Преподавание истории в условиях модернизации школьного образования» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,72 ч., 20.09.2008-20.12.2008гг.; «Реализация ФГОС общего образования при обучении истории и обществознанию»,108 ч., БОУ ДПО «ИРООО», 11.02.2013-01.03.2013 г. На всех вышеперечисленных курсах большое внимание уделялось использованию ИКТ в учебном процессе.

Тема "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания наук социально-гуманитарного цикла" является одной из главных тем в работе РМО.  На заседаниях проводились, обсуждались и анализировались уроки истории и обществознания с применением ИКТ. В рамках этой темы я обобщила свой опыт на РМО, показав, как с помощью ИКТ можно готовиться к  Олимпиадам, ЕГЭ: « Анализ результатов муниципального этапа олимпиады по истории в 5-8 кл.», декабрь, 2010 г.; « Анализ видеофрагментов  уроков по подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию», 15.03. 2012 г..

Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных  моментов:

  1. Повышение положительной мотивации к предметам.( результаты анкетирования обучающихся в 2013 г. по теме: «Школьные предметы» показали, что из 76 опрошенных детей, 70 чел. назвали предмет «история» и «обществознание»)
  2. Использование наглядности на уроке.
  3. Установление межпредметных связей с информатикой.
  4. Учитель способствует организации проектной деятельности учащихся. (участие и высокий результат по итогам проектной деятельности в ТКП)
  5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание  на отбор  учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  6. Улучшается подготовка к олимпиадам и ГИА, ЕГЭ из-за возможности делать тесты онлайн, создать базу тестов и заданий на бумажных носителях)

В работе есть свои минусы:

  1. Слабая МТ база кабинета истории.
  2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.
  3. На подготовку к урокам  уходит много времени, т. к. требуется критический взгляд на материалы из Интернет-источников. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход.  При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: в чем преимущество этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным - это более эффективный подход, его следует использовать.

3. Результат.

Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер "зависает", электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть "план Б", "путь к отступлению" к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.

В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня есть теперь уже в большом количестве:

  1. Всеобщая История , учебное электронное издание. История Древнего мира (V класс).
  2. Всеобщая История , учебное электронное издание. История Средних веков (VI класс).
  3. Всеобщая История , учебное электронное издание. Новая история (7- 8 классы)
  4. История России XIX века (VIII класс).
  5. История России XX век.
  6. Неизвестная война (документальный фильм - ВОВ)

Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.

 Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока "С" направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика. Просматривая фильмы о Великой Отечественной войне ребята с большим интересом воспринимают информацию и отвечают на поставленные вопросы учителя.

Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем. Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.

В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.

Мною составлены презентации по следующим темам:

История России:

  1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV.
  2. Реформы Петра I.
  3. Реформы Александра II.
  4. Экономические реформы 1985-1991 годов.

Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала.

Обществознание:

  1. Глобальные проблемы современного человечества (используется при изучении нового материала).
  2. Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).
  3. Экономическая сфера жизни общества (используется на повторительно- обобщающем уроке по данной теме).
  4. Социальная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).
  5. Духовная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).

  Расширить рамки школьной программы, дополнить и углубить  знания школьников по истории и обществознанию, применяя ИКТ, помогают факультативные занятия и элективные курсы:

  1. «Подготовка к ЕГЭ на уроках обществознания», « Право как социальная норма». На этих занятиях применение ИКТ оправдано возможностью пользоваться интерактивными тестами, материалами из сети работников образования.
  2.  Элективные курсы: «Мир профессий», «Как составить бизнес-план?»(составление плана индивидуального маршрута к профессии, анализ бизнес- проектов, выложенных в Интернете)
  3. Внеклассные мероприятия. (участие, организация мероприятий с использованием интернет-ресурсов)

   Организованная  работа ученического актива с краеведческим музеем им. В.Н. Меньшикова позволяет  поддерживать связь школы с общественностью села. Ребята выступают не в роли потребителя продукта музейной деятельности, а в качестве его активного создателя. Узнавая прошлое близких людей, отыскивая и изучая старинные предметы,  школьники перестают быть беспристрастными наблюдателями, превращаясь в участников исторического процесса. В ходе работы объединяется деятельность детей и взрослых, а значит, сохраняется связь поколений. Результаты своей деятельности дети оформляют в презентации и с помощью их происходит обмен информацией.

  Таким образом, все применяемые в моей работе формы урочной и внеурочной работы усиливают мотивационную установку на актуальность изучения истории и обществознания, расширяют кругозор учащихся, приобщают их к историко-культурным традициям, способствуют совершенствованию процесса социализации личности, реализуют творческие способности учащихся, усиливают мыслительную активность, развивают личность.

Анализируя полученный опыт, я пришла к следующим выводам:

  1. Произошло изменение роли учителя в процессе обучения и воспитания: а) стиль общения стал доверительным, учимся вместе, иногда в умениях в работе с приложением дети превосходят меня, но это не стыдно, а наоборот, приятно, что дети ощущают сотрудничество. Нет напряжения на уроке.

б) Из руководителя команды в сетевых проектах я стала координатором. В этом я вижу рост своих компетенций.

в) Создала свой сайт, зарегистрировалась в интернет- сообществах. Это помогает обмениваться опытом с моими коллегами, обобщать, сравнивать свои успехи с другими.

2. Изменился ученик в сторону развития  мотивации к обучению:

 а) неуспевающих по предмету нет, качество знаний за период работы над темой имеет стабильные показатели.

б) учащиеся с удовольствием участвуют в ТКП, выполняют задания с использованием интерактивной доски, выполняют творческие задания и участвуют в конкурсах.

в)  умеют выступать, создать и защитить проект.

                     г)     Широкое применение тестирования учащихся с 5 класса позволяет познакомить обучающихся с технологией  ЕГЭ.

                 3. Произошло повышение моей самооценки и возрастание авторитета в сельском социуме.

     Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами. Таким образом, все применяемые в моей работе формы урочной и внеурочной работы с использованием ИКТ,  усиливают мотивационную установку на актуальность изучения истории и обществознания, расширяют кругозор учащихся, приобщают их к историко-культурным традициям, способствуют совершенствованию процесса социализации личности, реализуют творческие способности учащихся, усиливают мыслительную активность, развивают личность.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках  только традиционных технологий , существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий. Опыт работы размещен на персональном сайте http://nsportal.ru/oksanavladimirovnashaaf"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными учащимися на уроках истории и обществознания.

Система работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию. Цель работы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности....

Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"

В работе представлены   приемы   и  способы   развития   критического  мышления   на  уроках  истории  и обществознания...

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание  на уроках истории и обществознания»...

Система работы с текстом на уроках истории и обществознания

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непреры...

Система оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания

Система оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...