Я - право имею
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Урок литературы, истории, обществознания как залог компетентности преподавателя и классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.urok_._ya_-_pravo_imeyu.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы, истории и обществознания на тему: «Я – право имею»

Цели урока:

-стимулирование познавательной активности учащихся;

-выявление склонностей и способностей учащихся для участия в политической жизни государства;

-выведение учащихся на международное коммуникативное и образовательное пространство;

-умение анализировать исторические и политические события в России;

-содействовать воспитанию у учащихся самостоятельности, умения работать в группе;

-способствовать развитию критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран для показа слайдов; использование эпиграфа; выписка из Федерального закона.

Ход урока

1 этап. Организационный

Вступительное слово преподавателя (говорит о целях урока) Мне хочется  начать наш урок с эпиграфа: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.  Отечеством мы зовем  Россию потому,  что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Много есть на свете, кроме России, всяких   хороших государств и  земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина» (К.Д. Ушинский).

Нет на свете Родины красивей,

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

   Велика и прекрасна наша Родина – Россия! Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура – все это наша Россия. Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин (зачитывает отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «О советском паспорте»). Приведите, пожалуйста, несколько мнений о том, что такое гражданин.

Ответы учащихся:

-«Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством» (Аристотель, философ).

-«Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия» (Гельвеций, философ).

-«Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин» (В.Г. Белинский, литературный критик).

-«Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином» (В.А. Сухомлинский, педагог).

   Сегодня на уроке мы совершим экскурс в историю демократических традиций страны. Вспомним о давних демократических традициях нашего государства.

2 этап. Работы творческих групп учащихся

Учащиеся 1-ой группы: Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника.

   21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний. Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов. Избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».

   Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание  Первого избирательного закона. В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 года определялись основные моменты выборов. В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог. От участия в выборах согласно закону отстранялись: лица женского пола; лица моложе 25 лет; обучающиеся в учебных заведениях;  воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе; иностранные подданные. При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.

   Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок». Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.

Учащиеся 2-ой группы: Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 года. Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций:

- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;

- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;

- избирательными правами наделялись также военнослужащие;

- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;

-уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.

   В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным.

Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.

   Права человека определяются и регламентируются основным законом государства – Конституцией. У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органах власти. Каждый человек по достижении им 18-летнего возраста автоматически приобретает право избирать и быть избранным, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах. Никто не вправе их отнять! Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Каким же образом проходит процедура выборов?

   У каждого мероприятия есть своеобразный план действия, алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе. ГОЛОСОВАТЬ  необходимо, так как это:

- важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе;

- возможность формировать государственную политику;

- возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.

   Выборы – это процедура формирования государственного органа или наделение полномочиями должностного лица, осуществляемые посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом. В России путем выборов замещается должность Президента  и глав муниципальных образований, формируется Государственная Дума Федерального Собрания, парламенты субъектов РФ, органы местного самоуправления. Порядок формирования выборных органов государства называют избирательной системой. Она включает избирательное право и избирательный процесс.

3-й этап. Осмысление

Слово преподавателя: Нормативно-правовую основу избирательного права и избирательной системы в РФ составляют: Конституция РФ; Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации». На уровне субъектов РФ действуют  соответствующие законы субъектов. Поговорим об избирательном праве и избирательном процессе. Что вы о них знаете?

Ответы учащихся: Избирательное право - это принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. Оно может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами. Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе). В РФ выборы проводятся на основе всеобщего, прямого,  равного избирательного права при тайном голосовании.

   Равное избирательное право – это означает: каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях, то есть один избиратель – один голос. Каждый избранный депутат представляет, примерно, одинаковое число избирателей.

   Прямое избирательное право означает: каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Выборы могут быть и непрямыми (косвенными), когда избиратели формируют коллегию выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют за кандидата. Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

   Избирательный процесс представляет собой порядок и основные стадии в организации выборов. Он включает следующие основные этапы:

-название выборов (выборы депутатов Государственной Думы РФ назначаются Президентом РФ);

-организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей (при смешанной или мажоритальной системе);

-создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

-регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

-выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

-предвыборная агитация;

-процесс голосования по избирательным участкам;

-подведение итогов голосования;

-установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

4-й эта. Рефлексия.

Слово преподавателя: Распределение мандатов по итогам голосования может производиться при помощи мажоритарной или пропорциональной системы подсчета голосов. При мажоритарной системе избранным по данному избирательному округу считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство (абсолютное, относительное или квалифицированное) голосов. В основу пропорциональной системы положен принцип пропорциональности между поданным за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами (документами, удостоверяющими законность полномочий депутата). При  этой системе кандидаты (списками) выдвигаются только политическими партиями,  и избиратели голосуют за список той или иной партии в целом. Перейдем к другому вопросу. Зачем государству президент?

Ответы учащихся: Президент – глава нашего государства. Государство создано гражданами для того и только для того, чтобы защищать и охранять права своих граждан. Никаких других целей и задач у государства нет и быть не может. Поэтому, всё, что делает Президент, как глава государства, должно делаться для того и только для того, чтобы права и свободы граждан не нарушались. Если Президент добивается, чтобы у нашей страны была сильная армия, то это для того, чтобы какие-нибудь враги не пришли к нам и не нарушили права и свободы мирных граждан. Если Президент настаивает, чтобы полиция ловила преступников, то это потому, что, ещё не наказанные преступники могут нарушить права и свободы честных граждан.
А если Президент требует от любого гражданина России соблюдения Конституции и других законов, то это потому, что каждый гражданин, не соблюдающий законы, нарушает права и свободы всех остальных граждан своего государства.

Преподаватель: Можно ли обойтись без президента?

Ответы учащихся: Многие говорят, что можно и государства никакого не устраивать, жить просто так - без Президента, правительства, армии, полиции и законов. То есть вообще безо всяких правил. Но только при одном условии - все люди будут всегда и во всём соглашаться друг с другом и во всём друг другу уступать. А иначе начнутся такие драки и сражения, что даже представить себе страшно. Подумайте хорошенько, хотелось бы вам оказаться в том месте, где всё это как раз начинается? Кто для президента важнее: один человек или государство? На первый взгляд может показаться, что государство важнее, чем один человек, но это, как, ни странно, неправильно. Ведь государство и нужно человеку только для того, чтобы защищать и охранять его права.

   Никакие, даже самые красивые и заманчивые, идеи и цели не могут оправдать нарушение государством прав и свобод граждан. Вот поэтому Президент и должен следить, чтобы не нарушалась Конституция, Основной закон нашего государства, в которой сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Но не только у государства, у каждого человека и гражданина, даже если он пока ещё школьник, есть обязанности, о которых прописано в Конституции. Президент, конечно, должен следить, чтобы каждый человек выполнял эти свои обязанности. Но, естественно, не только Президент, человек и САМ ДОЛЖЕН СЛЕДИТЬ за собой, за тем, чтобы не преступать Закон и не нарушать права других граждан.

   Каждые четыре года в России проходят выборы президента Российской Федерации. Выбирают Президента Российской Федерации все взрослые граждане России, которые хотят и имеют право принять участие в выборах. Пока день выборов Президента не наступил, телевидение и газеты рассказывают о кандидатах в Президенты, то есть о тех, кто хочет стать Президентом. Можно даже вешать на стены домов плакаты с их портретами. Граждане сравнивают кандидатов и советуются друг с другом, кто достоин стать Президентом нашей страны. Но в день выборов Президента никто не имеет права подсказывать гражданину, за кого ему голосовать. В этот день каждый избиратель должен сам решить, кого надо выбрать Президентом.

Преподаватель: Кто может стать президентом?

Ответы учащихся: Президентом Российской Федерации может быть избран взрослый гражданин Российской Федерации, если ему уже исполнилось 35 лет, и он постоянно живёт в России не менее 10 лет. В данный момент на пост Президента много кандидатов: В.В. Жириновский, Г.А. Зюганов, С.Г. Миронов, М.Д. Прохоров, В.В.  Путин.

Заключительное слово преподавателя: зачитывает статью из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Статья 25. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации (см. Приложение 1).

   Я думаю, что постепенно, каждый из вас научится правильно анализировать и оценивать предвыборные программы кандидатов.  От четких и ясных ответов на вопросы избирателей, будут зависеть социальные, экономические,  политические и духовные блага нашего государства.

   Сегодня  в мире глобальный финансовый кризис, который не обошёл и нашу страну. Нашей стране и нашему народу необходим такой ЛИДЕР,  который сможет выйти из самых сложных проблем, сможет грамотно и эффективно управлять страной и который знает, как это делать.   Поэтому слушайте свой РАЗУМ. 4 марта 2012 года ждем вас и ваших родителей на выборы Президента России. Выборы – это важнейший инструмент демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении (звучит Гимн России).

Домашнее задание: написать доклады на тему:

1.«Какая избирательная система – пропорциональная или мажоритарная – представляется справедливее»?

2.»Избиратель как гражданин».

(Фрагменты урока были продемонстрированы на общеучилищной торжественной линейке 20 февраля 2012 года).

Использованная литература

1.Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Б., Кларк Р. Дж., Рэй Д.У. Демократия: государство и общество. Учебное пособие для средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – М.: ИПС Российско-американский институт педагогических систем, 1995.

2.Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов – М.: Издательство БЕК, 1997.

3. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учеб. пособие. – М.: АСТ, 1997.

4.Никитин А.Ф. Право : учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Ф. Никитин. – 5-у изд. – М. : Просвещение, 2008.

5. Сайты интернета.

Приложение 1

Из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»:

Статья 25. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

   При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

   В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списков кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

   Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

«Право имею?»

Влияние идей Наполеона Бонапарта на формирование теории Р.Раскольникова...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

Разработка открытого классного часа "Мои права. Имею право"...

Классный час "Мои права. Имею право"... проведён в рамках районного конкурса "Самый классный классный - 2011". Отмечен, как лучшее воспитательное мероприятие....

Классный час "Мои права. Имею право..."

Классный час "Мои права. Имю право.." направлен на развитие у учащихся представлений о своих правах и о правах других людей. Главная задача урока: воспитание правовой культуры учащихся....

Урок литературы в 10 классе. Теория Раскольникова. Истоки бунта. «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Представленный урок литературы в 10 классе по теме "Теория Раскольникова. Истоки бунта «Тварь ли я дрожащая или право имею?» проводился для районного семинара учителей русского языка и литературы. В з...

Правовой квест "Право имею" посвящён принятие конвенции по правам ребёнка.

Салехард МБОУ СОШ №3 городское мероприятие, среди 7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15822438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]20...