«Право имею?»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Зотова Наталья Анатольевна

Влияние идей Наполеона Бонапарта на формирование теории Р.Раскольникова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_po_lit.docx65.2 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 10 классе

                                                                  Эпиграф : «Мы все глядим в Наполеоны»

                                                                                     ( А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Тема « Право имею?»(Влияние идей Наполеона Бонапарта на формирование теории Р.Раскольникова)

Тип урока: урок обобщения знаний

Форма урока: урок – суд

Технология: игровая

Цель урока: рассмотреть причины возникновения теории Раскольникова; роль влияния наполеоновских идей на теорию Раскольникова.

Задачи:

-  формирование навыков суждения, развитие навыков самостоятельной работы;

-      обучение вопросно – ответной форме повествования;

-     развивать умение актуализировать ранее полученные знания, определять причинно- следственные связи, делать аргументированный выбор, доказывать свою точку зрения.

-       обобщить знания по теме.

Ход урока

1. Слово учителя.  

-Ребята, сегодня мы проведём не просто урок, а урок – суд. -  Вам заранее было предложено разбиться на группы и выбрать в ходе суда соответствующую роль. Прошу вас занять свои места.

Кадр из фильма 2007 года.

 - Ну что ж, мы начинаем.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы думаете, в чем его смысл?

2.Ответы учащихся ( Наполеон Бонапарт принадлежит к числу тех ист.личностей, к которым применимо определение «человек- легенда»  . Интерес потомков неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. Значимость такого рода личностей для истории определяется не только тем  влиянием, которое они непосредственно оказали на ход мировых событий, но также  и воздействием , которое оказал его образ на воображение и умы людей.        

3. Учитель:

Продолжить разговор хочется словами В.Шкловского : «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления».

-Возникает  много вопросов, например:

 1)Через что перешагивает Р., совершая преступление?

2)Почему он совершил преступление?

3)Что толкнуло героя на этот путь?

4)Если преступление-это попытка доказать что-то прежде всего себе, то какой смысл этого преступления?

Давайте попытаемся ответить на некоторые из них.

Итак, о Наполеоне. Кто это?(Алена и ее презентация)

- А что же Раскольников? Каков  он?

Ответ учащегося, который был в роли Раскольникова.

- А что скажет сторона обвинения?

Ответы учащихся.( Ничего не делал, чтобы улучшить положожение Вынашивал свою теорию. Готовился испытать ее на практике. Не подумал о своих близких…)

- Что ж, значит Р такой плохой?

Ответы стороны защиты.(Причины, доведшие Р. До преступления.

..где жил? Презентация САШИ и ЯНЫ

..как жил?

..окружение?

..город. «пейзаж»…

..бедственное положение

5.Учитель:

Перекрестный допрос подсудимого.

Вопросы задают сторона обвинения и сторона защиты. Идет презентация о жизни Раскольникова, показываются картины Петербурга.

Учитель:

- А верит ли Раскольников в Бога?

6.Ответ учащегося.

7.Учитель: Мы выслушали обвиняемого, обвинение, защиту. Теперь слово  жюри присяжных.

Кадр из фильма 2007 года.

- Так имел ли право Раскольников, используя идеи Наполеона, создать теорию о разделении людей? Теорию, которую можно проверить убийством?

Ответы учащихся. Работает группа «Независимые наблюдатели».

8. Жюри присяжных выносит вердикт.

9.Учитель:

- Есть какие-либо добавления?

Ответы учащихся.

- Я хочу сказать, что главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием  за униженных и оскорблённых пронизаны произведения Достоевского . Мне кажется, он никогда не написал бы своих романов, в том числе и «Преступление и наказание», если бы не стоял на эшафоте, если бы сам не прошел через искус насильственных изменений общества. Лишь тот, кто всё это испытал на  себе, мог так остро чувствовать опасность власти идеи над человеком. Человек у Достоевского  затевает спор с идеей. Идея, порождённая самим же человеком, стремится овладеть своим творцом, она получает невиданные права на него. Это рабство по отношению к идее и осуществляется писателем в данном случае на примере Родиона Раскольникова.

- Еще хочется добавить , что Достоевский отрицает внутреннюю свободу, какую предоставляет человеку право на кровь. На мой взгляд, именно эта внутренняя свобода, свобода от моральных законов человеческого общества, и порождает войны, тоталитарное мышление, тоталитаризм. Мы, граждане великой России, должны задуматься над этим. Наша страна прошла через ужас тоталитаризма. Достоевский сумел предугадать , к чему приведет человечество вот такая идея, подобная идее Раскольникова. Конечно, человеческая цивилизация, наверное, никогда не освободится от насилия, но, тем не менее, мы на опыте Родиона Раскольникова должны задуматься над вопросом: всегда ли может достигнута высокая, благородная цель путем насилия, преступления или лжи?

9.Учитель:

-На сегодняшнем уроке обсуждение темы закончено. Но это вовсе не значит , что мы к ней не будем обращаться и не только на уроках литературы. Возможно, эта тема заставит задуматься кого-то о своём поведении, об отношении к другим, позволит пересмотреть свои ощущения и взгляды. Нужно только помнить , что идеи должны быть созидательными, а не разрушительными, как в случае с Раскольниковым.

Записывается домашнее задание.

 Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...