Классный час на тему "Россия на пути к свободе и справедливости"
классный час по истории на тему

Занятие преследует воспитательно-гуманистические, эмоционально ценностные, гражданско-правовые цели. Преподаватель делает ставку на прием сопоставления: есть и было, было и будет.

    Начиная рассказ о преимуществах граждан в России в настоящее время, к которым все привыкли и воспринимают как данность, преподаватель акцентирует внимание студентов на том, что так было не всегда, и предлагает выяснить исторические корни нарушения прав и свобод человека.

    Занятие представляет сложное сочетание трех видов коллективной деятельности студентов:

  1. научно-исследовательской (проведение накануне классного часа социологического опроса с целью выяснить отношение сердобчан к репрессиям и свободе выбора);
  2. творческой (участие в конкурсе плакатов с призывами идти на выборы накануне занятия и подведение итогов конкурса на занятии);
  3. аналитической (просмотр документального фильма «ГУЛАГ – женский альбом» и его обсуждение).

   Общим итогом занятия стало моральное потрясение, состояние шока от услышанного и увиденного. Студенты группы, которые отличались излишней подвижностью, рассеянностью и невниманием, оказались очень сосредоточенными, задумчивыми. Тема настолько всех взволновала, что на момент обсуждения фильма студенты не находили слов, чтобы выразить свое негодование от увиденного. Но постепенно состояние  стопора сменилось возмущением, непониманием подобного отношения к людям. Болезненней всего была воспринята тема детей в ГУЛАГе.

    Выяснив в процессе занятия, что корни нарушений прав и свобод человека находятся в истории Российского самодержавия и Советского Союза, студенты в один голос выразили нежелание повторения ошибок прошлого и понимание необходимости активного участия в политической жизни страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  ПЕНЗЕНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕНЗЕНСКОЙ  ОБЛАСТИ

«СЕРДОБСКИЙ  МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ  ТЕХНИКУМ»

(ГБОУ  СПО  «СМТ»)

Классный час

 на тему:

 «Россия на пути к свободе и справедливости»

                                                                 Разработано преподавателем

                                                                                   ГБОУ СПО «СМТ»

                                                                                   Т.А.Гончаровой

Методический замысел и обоснование темы классного часа:

   Занятие преследует воспитательно-гуманистические, эмоционально ценностные, гражданско-правовые цели. Преподаватель делает ставку на прием сопоставления: есть и было, было и будет.

    Начиная рассказ о преимуществах граждан в России в настоящее время, к которым все привыкли и воспринимают как данность, преподаватель акцентирует внимание студентов на том, что так было не всегда, и предлагает выяснить исторические корни нарушения прав и свобод человека.

    Занятие представляет сложное сочетание трех видов коллективной деятельности студентов:

  1. научно-исследовательской (проведение накануне классного часа социологического опроса с целью выяснить отношение сердобчан к репрессиям и свободе выбора);
  2. творческой (участие в конкурсе плакатов с призывами идти на выборы накануне занятия и подведение итогов конкурса на занятии);
  3. аналитической (просмотр документального фильма «ГУЛАГ – женский альбом» и его обсуждение).

   Общим итогом занятия стало моральное потрясение, состояние шока от услышанного и увиденного. Студенты группы, которые отличались излишней подвижностью, рассеянностью и невниманием, оказались очень сосредоточенными, задумчивыми. Тема настолько всех взволновала, что на момент обсуждения фильма студенты не находили слов, чтобы выразить свое негодование от увиденного. Но постепенно состояние  стопора сменилось возмущением, непониманием подобного отношения к людям. Болезненней всего была воспринята тема детей в ГУЛАГе.

    Выяснив в процессе занятия, что корни нарушений прав и свобод человека находятся в истории Российского самодержавия и Советского Союза, студенты в один голос выразили нежелание повторения ошибок прошлого и понимание необходимости активного участия в политической жизни страны.

    Тип занятия:

- обобщения и систематизации единичных и разрозненных знаний в систему, осмысления и понимания исторических явлений и процессов.

    Форма занятия:

- классный час.

Цели и задачи:

  1. воссоздать картину нарушений прав человека в истории нашей страны, раскрыть масштабы и бесчеловечный характер репрессий в СССР через судьбы конкретных людей;
  2. развивать навыки научно-исследовательской работы студентов;
  3. развивать умения анализировать информацию из разных источников, делать выводы, четко формулировать свою точку зрения;
  4. воспитывать чувство патриотизма, гражданские качества личности, неприятия насилия в любых его формах, осознание ценности человеческой жизни и свободы, чувство ответственности за судьбу своей страны и близких.

  Приемы деятельности преподавателя:

- эвристическая беседа;

- образное повествование;

- моделирование ситуации;

- обобщающая беседа.

  Наглядность и оборудование занятия:

- компьютер, презентация на тему: «Россия на пути к свободе и справедливости», документальный фильм «ГУЛАГ – женский альбом», фото лучших творческих работ (плакатов) студентов.

   Ход занятия:

   Вступительное слово преподавателя:    

   Мы живем с вами в процветающей стране, в государстве, в основе которого лежат принципы демократии, где у каждого есть возможность выбора. Будь это образование, профессия, место работы, место путешествия, политические предпочтения  и т.д. Но так было не всегда.

   Сегодня на занятии мы увидим, через какие страшные испытания пришлось пройти нашим соотечественникам на пути к гражданскому обществу и правовому государству.

  Одним из важнейших признаков гражданского общества и правового государства  является полное и всестороннее соблюдение прав человека.

   Какие из прав человека можно отнести к числу главных и неотъемлемых? Ответы студентов: (право на жизнь, право на свободу и на личную неприкосновенность).

  Преподаватель:

   Это три основных права человека, ограничение и нарушение которых не должно допускаться ни при каких обстоятельствах.

   Характерной особенностью карательной политики российского государства на протяжении столетий было то, что наряду с судебным разбирательством власти всегда широко практиковали внесудебные расправы. Особенно часто внесудебные репрессии применялись к людям, которых обвиняли в государственных, или политических, преступлениях. Например, по Закону от 19 мая 1871 г. жандармское ведомство, занимавшееся расследованием политических преступлений, получило право в случае недостаточности улик для передачи дела в суд применять меры административного воздействия. Без суда и следствия по решению верховной власти, жандармского руководства или местной администрации неугодного или опасного в политическом отношении человека могли отправить в ссылку или подвергнуть какому-нибудь другому наказанию.     Крайней мерой наказания являлась смертная казнь. А что такое смертная казнь? Ответы студентов.

Преподаватель: Верно! В результате смертной казни человек лишается своего священного права — права на жизнь. На протяжении всего XIX в. было казнено около 900 человек. Количество смертных приговоров увеличивалось по мере роста революционного движения.

   Здесь истоки будущей трагедии русского народа, той трагедии, которую он пережил в годы сталинского террора. Отсюда началось и самое страшное — обесценивание человеческой жизни. Казнь не может, не должна быть бытовым явлением ни при каких обстоятельствах, ни при каком политическом строе. Если казнь осуществляется, то она должна быть исключительным, чрезвычайным явлением. В советское время  все держалось в строжайшем секрете, счет шел на сотни тысяч расстрелянных. О том, что человеческая жизнь — это главная ценность, речь не шла вовсе.

   Современная общественная полемика относительно необходимости и оправданности смертной казни началась в нашей стране в период перестройки, на рубеже 1980—1990-х гг. Этот вопрос не решен и по сегодняшний день, он по-прежнему является предметом дискуссий. В настоящее время в нашей стране смертная казнь не применяется и заменяется пожизненным заключением.

   Правда, современное российское общество еще не готово признать человеческую жизнь абсолютной и безусловной ценностью. Согласно социологическим опросам, в наше время большинство населения страны все-таки выступает за то, чтобы сохранить смертную казнь. А мы с вами посмотрим, как в нашем городе относятся к смертной казни, репрессиям и возможности выбора.

  Анализ социологического опроса делает Захарова А.

  Преподаватель: Вернемся к истории. Как уже отмечалось, обесценение человеческой жизни началось с Первой русской революции. Следующей ступенькой была Первая мировая война, потом революция 1917 г., Гражданская война и, наконец, «большой террор», который развязали против своего народа оказавшиеся у власти большевики. В сравнении с ужасающими фактами советских репрессий казни и нарушения прав человека в период самодержавия могут показаться незначительными. Но современникам они такими не казались. Всегда нужно помнить, что, когда речь идет о понятиях «права человека», «право на жизнь», нельзя оперировать количественными показателями: там — меньше, тут — больше. Каждая человеческая жизнь имеет непреходящую ценность. Универсальным средством решения внутриполитических проблем становилось насилие во всех его формах — от «пролетарского принуждения» до «красного террора. Впервые внесудебные расправы были узаконены правительственным декретом от 21 февраля 1918 г. Основаниями для ареста могли стать профессия, национальность, родство, социальное положение, принадлежность к партии и т.д. В советском законодательстве появляются термины «классовый враг», «враг народа». Никаких четких критериев за этими понятиями не было.

   Наиболее распространенной мерой наказания в советское время было заключение в лагерь. Первые лагеря назывались по-разному — «лагеря принудительного труда», «концентрационные лагеря», «лагеря особого назначения». Они появились уже вскоре после революции — официальные документы о них были приняты в мае 1919 г., причем с самого начала репрессии планировались вплоть до разнарядок по губерниям и уездам. Планирование     репрессий впоследствии, особенно в 30-е гг., широко вошло в карательную   практику советского государства.

   В 20-е гг. в нашей стране была очень популярна такая частушка:

Не грусти, мой дорогой,

что мы теперь голодные.

Раньше были мы рабы,

а теперь свободные.

  Именно свобода и стала главным объектом посягательства со стороны государства. Из года в год росла роль внесудебных органов.

   Именно в то время появилась новая версия старой поговорки: «На «нет» и суда нет, а есть Особое совещание». Это означало, что если человек говорил «нет», т.е., отрицал свою вину, то его дело в суд не передавалось, дело передавалось в Особое совещание — орган внесудебной репрессии, который получил право карать вплоть до расстрела. Бывали случаи, когда за одно заседание осуждали до тысячи человек. До сих пор бытует поговорка, которая сложилась в те годы: «Был бы человек, а статья найдется». Человека могли подвергнуть репрессиям, в том числе самым жестоким, за нарушение трудовой дисциплины, за рассказанный анекдот, просто за то, что тот нерусский. Со временем процесс расправы был упрощен до предела. Людей отправляли на расстрел не только без какого-либо суда — по решению одного человека. Шел 1929 г. В истории нашей страны этот год был действительно примечательным. Сталин назвал его «годом великого перелома», и здесь он не ошибся, поскольку именно с 1929 г. на территории советского государства стало создаваться новое государство, как его назвали потом, «государство в государстве». Речь идет о ГУЛАГе — Главном управлении лагерей. Иногда название менялось, но аббревиатура «ГУЛАГ» применялась на протяжении нескольких десятилетий. Сейчас она известна всему миру. Впервые в научный оборот и мировую лексику его ввел Александр Солженицын, опубликовав свой знаменитый труд «Архипелаг ГУЛАГ». И сейчас это слово используется не только для характеристики советской репрессивной системы, ушедшей в историю, часто говорят о современном ГУЛАГе, наши тюрьмы и колонии также называют ГУЛАГом. Это понятие стало интернациональным, и оно означает систему мест лишения свободы, где права человека жестоко подавляются, где бесправие и произвол возведены в закон. Никто, кроме очевидцев, жертв концентрационных лагерей не сможет реальнее и красочнее  рассказать обо всех пережитых ужасах. Чтобы окунуться в эпоху, со стороны  оценить страшные события того времени я предлагаю вам посмотреть документальный фильм из серии «Человек и время» и дать свои комментарии увиденному.

Просмотр фильма.

Комментарии студентов:

  -  Советское законодательство было слишком суровым. Кража независимо от размера  приравнивалась государственному преступлению. Даже за самое незначительное хищение могло быть назначено наказание 10 лет и больше лишения свободы или смертная казнь.

- Я сегодня поняла тех родственников, которые потеряли во времена репрессий своих близких. А самое страшное, что погибли они не от рук врагов, а от своих же соотечественников.

-  Во время просмотра фильма я пришел к выводу, что так мало знал о том страшном времени. И чтобы до всех донести, что подобное недопустимо, об этом нужно больше снимать фильмов, писать в книгах и газетах.

- Хорошо, что мы живем в другое время, и у нас нет такого. Я не хочу, чтобы подобное повторилось ни со мной, ни с моими родными, ни с кем-либо вообще!

Преподаватель:  Таким образом, мы видим, что исторические корни  нарушений прав человека очень глубоки, уходят в историю Российской империи и особенно в историю Советского Союза. Отсутствие достаточных судебных гарантий, несоразмерность наказания и преступления, жестокость наказания, бесчеловечность содержания заключенных, посягательства на свободу невиновных граждан и аресты без всяких оснований — все это идет из глубины нашей истории.

   Видимость права, конечно, была и в советское время: была принята Конституция, проведены были даже выборы, если можно назвать выборами выбор единственной кандидатуры в бюллетени. Но если во все прошлые века, избрав, а точнее, беззаконно утвердив на властном Олимпе своих правителей, народ лишался возможности высказывать в дальнейшем свое мнение, попадая, естественно, у противоправного правительства в бесправное положение, а на утверждение своей позиции посредством бунтов не всегда хватало энергии, не говоря уж о бессудной силе государства, то теперь Россия, кажется, получила шанс на иной тип развития.

     Насколько велик этот шанс? Исторические возможности не существуют сами по себе. Они зависят от вовлеченности людей в их осуществление, от заинтересованности и той энергии, с которой они включаются в действие. История продолжается. Мы находимся в ее потоке. От нашего выбора и зависит, реализуется ли этот шанс. Не надо думать, что история была вчера. Она сегодня. Нам сейчас гораздо легче. Благодаря тем историческим переменам, которые произошли у нас в стране, мы находимся в более предпочтительном положении, чем наши соотечественники несколько десятилетий назад. Уже поэтому шансы России на пути к установлению полноценного конституционного демократического порядка, к гражданскому обществу велики. В завершении я хочу вам представить лучшие работы конкурса плакатов. Глядя на них я искренне верю, что с такой молодежью, с таким пониманием ею проблемы у России есть все шансы на достойное будущее!

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева А.М. История инакомыслия в СССР. Новейший, период. Вильнюс Весть; М: Весть, 1992.

2. Амальрик А. Записки диссидента. М.: СП Слово, 1991.

3. Кантор В.К. «...Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997.

                                                                                                               Приложение

      Для того чтобы выяснить, что люди знают о репрессиях и как  к ним относятся, мы провели социологический опрос и проанализировали его данные. В нашем исследовании приняли участие 60 респондентов в возрасте от 16 до 51года от школьников и студентов до рабочих, служащих и военных пенсионеров.

Мы задавали следующие вопросы:

  1. Ваш возраст.
  2. Образование.
  3. Среди Ваших родственников есть погибшие в Великой Отечественной войне?
  4. Оправдана ли, по Вашему мнению, такая жертва?
  5. Знаете ли Вы, что такое ГУЛАГ?
  6. Среди Ваших родственников есть жертвы сталинских репрессий?
  7. Существует ли оправдание такой жертве?
  8. Считаете ли вы участие в выборах гражданским долгом каждого?
  9. Какие качества должны характеризовать главу государства?
  10. Хотели бы Вы видеть во главе нашего государства личность, подобную И.В.Сталину?

      90% опрошенных на вопрос о погибших родственниках ответили положительно. И почти каждый из них считает, что подобная жертва была оправдана тяжелым военным временем, той целью, ради которой наши соотечественники сложили головы, а именно зашита родной страны, борьба за мирное будущее детей и внуков. 75% отвечающих даже указали степень родства и  имена погибших в войне, что говорит о преемственности поколений.

Иную картину нам дали ответы на  шестой вопрос о родственниках-жертвах  сталинских репрессий.  У 60% опрошенных среди родственников репрессированных не было. 35% не знают точно (возможно это связано с  тем, что в то жестокое время детям репрессированных давали другие имена, да и вообще, распространяться об этом было непринято и даже опасно). 5% ответили, что репрессированные родственники были, но их судьба им известна лишь по рассказам от одних родственников к другим.

     В один голос все опрошенные негативно высказались о ГУЛАГе, как преступном отношении государства к своим же гражданам, оправдания которому нет и быть не может.

95% респондентов считают участие в выборах гражданским долгом. 5% - ответили, что это дело каждого.

Во главе государства опрошенные хотели бы видеть сильную, ответственную, справедливую личность. Личность же И.В, Сталина , по их мнению, такие качества не характеризуют. Поэтому 100% респондентов отрицательно ответили на 10 вопрос.

     От себя хочется добавить, что страшные страницы прошлого нашей истории не должны умалчиваться, нам и самим нужно чаще расспрашивать своих родственников о том, как и чем они жили. Особенно о преступлениях государства против своего собственного народа. Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были забыты. Знать и помнить – значит не повторять ошибок предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 10 классе «Путь к себе»

Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию....

«Хвала русскому народу! В войне с Наполеоном, Европе путь к свободе указал!»

Данная презентация ученицы 10 класса была подготовлена к изучению "Отечественной войны 1812 года". Так как 10 класс обучается по концентру, то своё видение понимания и изучения материала, дают возможн...

Классный час "Причины конфликтов и пути их устранения"

В основу классного часа положен мультфильм Гарри Бардина "Конфликт", что позволяет активизировать детей к диалогу, высказыванию своих предположений, мнений. В конспекте даётся гиперссылка на сайт, отк...

Классный час для старших подростков "путь к успеху"

Урок проводится в рамках профориентации. Способствует развитию критического мышления, умения рефлексировать....

Классный час по теме : «Толерантность – путь к миру и согласию»

Форма проведения - круглый стол .  Проблемный вопрос: ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ МЫ?Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной  личности;развить способност...

Классный час на тему: «КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПОСЛАНИЮ ПРЕЗЕДЕНТА КАЗАХСТАНА НАЗАРБАЕВА Н.А. ОТ 17 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА  "КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ - 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ"....

Классный час на тему: "Курение и алкоголь- свобода или зависимость, влияние на здоровье человека".

Ознакомить учащихся с проблемами здоровья, возникающие у людей курящих и употребляющих алкоголь....