Итоговый урок по теме "Эпоха Петра" в 7 классе
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Лихоманова Светлана Ивановна

Урок в форме аукциона проходит всегда в хорошем темпе, ребятам нравится зарабатывать на своих знаниях, а для учителя конечно это большая подготовка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr.docx350.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ г.Владимира " средняя общеобразовательная школа № 13"

Урок-аукцион по теме «Эпоха Петра Великого»

                                           (итоговый урок)

7  класс

Учитель Лихоманова С.И..

Цели урока

1. Повторение, обобщение и закрепление учебного материала в форме игры.

2. Подведение итогов изучения блока и контроль знаний учащихся.

Задачи:1. Активизация изучения и закрепления исторических понятий, определений, событий, фактов и их хронологии, многих экономических понятий.

2. Учащиеся должны ознакомиться с процедурой проведения аукциона, использования кредита под определенный процент.

3.Развитие навыков: работы с исторической картой, документами, реакции на ситуативность, умение формулировать и конкретизировать ответ на вопросы.

4.Воспитание объективности в самооценке, толерантности, непредвзятого отношения к предпринимательству.

Материальное обеспечение урока:

  1. Карточки-номера участников аукциона.
  2. Журнал учета движения лицевых счетов участников аукциона.
  3. Журнал учета движения денежных средств на лицевом счете банка.
  4. Лицевой счет участника аукциона.
  5. Исторические карты.
  6. Обозначения рабочих мест (таблички), нагрудные значки (визитные карточки) банковской группы, ассистента, арбитражной комиссии.
  7. Карточка-анализ проведенного урока для каждого учащегося (карта самоконтроля и предложений по усовершенствованию урока).
  8. Гонг – деревянный молоток и подвешенный на опоре металлический диск.
  9. Наглядная (большого формата) сводная таблица “Движение по лицевым счетам участников аукциона”.
  10. Денежные купюры достоинством 50, 100, 500 рублей (у.е.).

Содержание игры-аукциона

Все участники перед началом аукциона получают в банке (функции банкира выполняет учащийся) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30% годовых (до конца проведения аукциона) в размере 1000 у. е. Это означает, что в конце аукциона его участники, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 у. е.

Расписываясь в банковской книге «Выдача кредитов», участники одновременно получают номер участника аукциона. Правильный ответ на купленный в ходе торгов вопрос приносит участнику аукциона определенный доход.

Перед началом проведения очередного тура ведущий объявляет порядок проведения торгов и характер предлагаемых лотов.

Правила игры

Аудитории задается конкретный вопрос.

Право ответа на вопрос может купить любой из участников, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов.

Первоначальная цена лота - 100 у. е. Торговый (аукционный) шаг - 100 у. е.

Называя свою цену, участник должен поднять карточку со своим номером.

Участник, купивший лот, выплачивает в банк сумму, за которую он выкупил данный лот.

За правильный ответ участник получает денежное вознаграждение в банке.

Если участник аукциона неверно ответил на поставленный вопрос, то он выплачивает в банк штраф в сумме 100 у. е., а этот вопрос снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, выплаченные за этот вопрос, участнику не возвращаются.

Если у участника закончились деньги, то он может с разрешения ведущего взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 у. е. под 50% годовых.

За некорректное поведение на аукционе штраф 100 у. е. (некорректность поведения оценивается ведущим аукциона).

Возможен вариант безналичных расчётов. Банкиры (из числа учащихся) ведут учёт движения денежных средств. Банковская группа заранее готовит необходимую документацию, где должно быть отражено: кредит, штраф, вознаграждение за правильный ответ, цена купленного вопроса, итоговая суммарная прибыль. Участники могут вести свои лицевые счета.

Критерии оценок

если участник заработал свыше 4000 у. е., то он оценивается на «отлично» с выставлением оценки в журнал;

от 3000 до 4000 - оценка «хорошо»;

от 2000 до 3000 - оценка «удовлетворительно».

Правильность ответа определяет ведущий аукциона либо, в спорных случаях, арбитражная комиссия (как правило, состоящая из двух или трех самых сильных учащихся).

Ход урока

Оформление доски: тема, дата. Эпиграфы, написанные на доске

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С. Пушкин)

Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным.

Между тем надобно изобразить его

самим собою, чтобы он сам собой стал

велик.

(В.О. Ключевский)

1. Вступительное слово преподавателя.

-  Вступительное слово учителя: Эпоха Петра I, этого «работника на троне», неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина). Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург. Новые времена – новые песни: медь церковных колоколов, наполнявших Москву малиновым звоном, по приказу Петра I была перелита в пушки, победный грохот которых ознаменовал рождение новой цивилизации. (Учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф, записанный на доске). Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени. (Зачитывается 2-й эпиграф, записанный на доске.) Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос: « Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?». (Зачитывается 3-й эпиграф, записанный на доске).

- Мы изучили раздел “Эпоха Петра Великого”. На данном занятии вы должны повторить,обобщить свои знания по данной теме, закрепить в памяти исторические понятия, определения,необходимые факты, даты.

Все действие сегодня будет происходить в форме игры-аукциона. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Наверное, был прав Шекспир. Действительно,все люди в душе – артисты.

Таким образом, у меня к вам сегодня просьба –прежде всего поиграть от души, с присущим вам молодым, здоровым азартом.

2. Организационный момент.

  1. Объяснение правил проведения аукциона .
  2. Развести заранее назначенные и проинструктированные группы учащихся по рабочим (учебным) местам, заранее оснащенным всем необходимым.
  3. Объявить и организовать выдачу денежного кредита по журналу учета движения денежных средств на лицевом счете банка под роспись участников аукциона.

3. Основная часть.

Основная часть урока проводится в два этапа с применением определенных приемов и форм.

В промежутке времени между этапами игры-аукциона преподаватель с помощью ассистента, банковской группы и пресс-центра проводит промежуточные итоги игры-аукциона.

Ведущий аукциона объявляет начало проведения аукциона.

1-й тур. “Открытый лот”.

 Ведущий аукциона объявляет первый вопрос,объявляет денежное вознаграждение за правильный ответ на данный вопрос. Ведущий уточняет. Что согласно правилам игры аукционный шаг равен 100у.е., стартовая цена вопроса – 100 у.е.

Ведущий аукциона обращается к участникам аукциона: “Кто желает купить объявленный лот,т.е. право ответа на прозвучавший вопрос?”

Участники поднимают свои карточки-номера.

Происходит розыгрыш вопроса.

(Если не будет желающих купить объявленный лот,то данный лот (вопрос) снимается до окончания аукциона, в конце аукциона он может прозвучать вторично.)

По окончании торгов по первому лоту участник,выкупивший его, отвечает на поставленный вопрос.В случае правильного ответа участник аукциона получает денежное вознаграждение. Если участник аукциона неверно ответил на вопрос, то он,согласно правилам игры выплачивает штраф – 100у.е., а вопрос снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи.Деньги, выплаченные за этот лот (вопрос)участнику аукциона, неправильно ответившему на него, не возвращаются.

2. Затем подобным образом разыгрываются все вопросы.

3. По завершении торгов первого тура ведущий подводит итоги, привлекая при этом банковскую группу, членов арбитражной комиссии.

№ п.п.

вопрос- лот

 О каких событиях пишет автор, назвать его и найти соответствующую иллюстрацию (приложение № 4.1-й вариант - на столе разложены 8 иллюстраций, ученики выбирают нужные; 2-й вариант – на экране компьютера представлены слайды с иллюстрациями).                             

цена лота

1

 «Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный; клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.»

100

2

«Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море:

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

100

3

«…Предписываю собирать за особое вознаграждение найденные в земле или воде каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть…также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее, все, что зело (очень) старо и необыкновенно…» (Для хранения этого в Петербурге построили здание.)

300

4

. «Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.»

300

5

«По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся…»

300

2 тур “Закрытый лот”.

Ведущий объявляет начало торгов второго тура по той же схеме, как и в первом туре, изменяется только форма торгов – “закрытый лот”. Участники не знают конкретного вопроса, правила игры остаются прежними, цена вознаграждения за правильный ответ возрастает.

№ лота

Вопрос-лот

Стартовая цена

1

  1. Какое должностное лицо Петр I называл  “оком государевым”? (Генерал-прокурора)

100

2

  1. Какой документ в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (“Табель о рангах”, 1722 г.)

100

3

  1. Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)

100

4

Какой документ требовался дворянам в России в первой четверти 17 века для вступления в брак? (Свидетельство об окончании школы

100

5

  1. Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи)

100

6

  1. Первая в России газета называлась…? (“Ведомости”)

100

7

  1. Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)

100

8

  1. Назовите первый российский музей. (Кунсткамера)

100

9

  1. При Петре Великом вместо приказов были учреждены …? (Коллегии)

100

10

Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр  Михайлов)

100

11

  1. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)

100

12

  1. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? (Навигацкая школа)

100

13

  1. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)

100

14

  1. Орган государственной власти, созданный Петром I и заменивший Боярскую Думу? (Сенат)

100

15

  1. В 1717 году вышла в свет книга о правилах хорошего тона. Как она называлась? (“Юности честное зерцало”)

100

16

  1. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)

100

17

  1. Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)

100

18

  1. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

100

3 тур “Черный ящик”.

Учитель:

Благодаря знакомству с европейской культурой и бытом много нового появилось в жизни жителей России. Они познакомились с новыми доселе неизвестными им продуктами питания, растениями.  Что это за продукты? Внесите чёрный ящик

Вопрос-лот

цена

В конце XVII века Петр I прислал этот продукт  в столицу  из Голландии якобы для рассылки по губерниям для выращивания. Но продукт не получил распространения в России во времена Петра I. Крестьяне называли его «чёртовым яблоком» и считали большим грехом употребление его в пищу. Начало широкого распространения этого продукта положил указ Сената в 1765, в период правления Екатерины II.  

                                                                                          (картофель)

300300

                                                                                 

2

  В России этот напиток оказался при царе Алексее Михайловиче и служил средством от многих болезней, в том числе от мигрени. Однако именно употреблять этот напиток связывают с именем Петра I. Он, по утверждениям историков, насильно поил «горьким пойлом» приближенных. Екатерина Великая не только пила его каждый день, но и использовала в косметических целях.  В некоторых странах существует праздник, посвящённый этому напитку.  12 сентября он отмечается в Коста-Рике, 19 сентября в Ирландии и 1 октября в Японии.

                                                                                                (кофе)

300

3

Впервые это растение в Россию ввозят купцы из Англии ещё во времена правления Ивана Грозного. При правлении царя Михаила Романова из-за повального употребления этого растения среди знати, отношение к нему быстро меняется. Его ставят вне закона,  сжигают, а купцы, продающие его, подвергаются телесным наказаниям и штрафам.  Петр, познакомился с этим растением  в Англии. Приобщился к нему. Но царь руководствовался принципом: научился сам - научи другого. И Петр решил приобщить соотечественников к употреблению этого растения. Правда, на устойчивый и, главное, широкий спрос на табак у себя в стране ему рассчитывать не приходилось. В Московской Руси это растение было особо  популярно среди «стрельцов и гулящих всяких людей». При Петре же потребление его  лишь начинало входить в моду при дворе.

                                                                                                (табак)

300

4 тур«След в истории»

Учитель:

Люди – творцы истории. В эпоху Петра I  было немало исторических личностей, оставивших свой след в истории. Среди них выдающиеся государственные деятели,  обладавшие незаурядными способностями, великие полководцы, способные принимать судьбоносные решения, люди  преданные своему Отечеству. А знаете ли вы имена исторических деятелей петровской эпохи?

Вопрос-лот

Цена лота

1

500

2

500

3

500

4

500

5

500

6

500

       5тур  « Приметы  времени »

Вопрос-лот

Цена лота

1

  1. В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему?  (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)
  1. У купца она оценивалась в 100 рублей, у дворянина - в 60 рублей, у горожанина  – в 30, а у крестьянина - в 1 копейку. О чём идет речь? (о бороде)

1000

2

В какой книге можно было прочесть следующие правила поведения?                              «Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник, для того, что бодрый господин ободряет и слуг…Рыгать, кашлять и подобныя такие грубыя действия в лицо другаго ни чини…, но всегда либо рот рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой».   («Юности честное зерцало»)                                                         

1000

3

. Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)

1000

4

В XVIII веке широкое распространение получила так называемая “служба без жалования”. Это означало, что дворяне только числились на государственной службе, не выполняя никаких служебных обязанностей. А как, по-вашему, объяснил А.Д.Меншиков отмену жалования всем мелким чиновникам, которые, тем не менее, продолжали свою служебную деятельность? (Меншиков отменил чиновникам жалование, заявив, что они и так берут много взяток.)

1000

5

По этому случаю была сделана новая корона по европейскому образцу, для которой Пётр приказал вынуть часть бриллиантов из своей короны. Её украсили необыкновенной величины рубином вставленным под бриллиантовым крестом. О каком событии говорится? (О коронации Екатерины – супруги Петра)

1000

6. Заключительная часть.

После завершения торгов, ведущий организует подведение итогов по схеме, примененной в первом туре с определением победителя игры-аукциона.

Обсуждение с учащимися результатов игры-аукциона.

Подведение итогов урока.

Заполнение карт самоконтроля и предложений учащихся.

Заключительное слово учителя: Многое успел сделать Петр Великий за годы своего правления и многое ещё бы сделал. Благодаря реформам Петра I преодолена  экономическая и  культурная   отсталость России. Преодолен внутренний кризис путём модернизации страны. Широко развернулась внешняя и внутренняя торговля. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России  в  мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя - реформатора. Ещё долго потомки будут спорить, оценивая деятельность Петра. Но хочется закончить  словами С.М. Соловьева о Петре I: "То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

7. Задание на дом.

Инструктаж по самостоятельной подготовке учащихся к следующему уроку – контрольному тестированию по изученному разделу.

Объявить оценки за урок и выставить их в журнал.

Карта рефлексии:

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что…

Что на ваш взгляд удалось?

Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я:

- научился

- было интересно

- было трудно

Чему вы научились на занятии?

Какие задания вам понравились больше всего?

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Урок

-заставил задуматься…

-навёл меня на размышления…

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

Своей работой на уроке я:

- доволен

- не совсем доволен,

Я недоволен, потому что…

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

-они мне нравятся больше остальных;

- я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями

-они легче остальных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок литературы в 5 классе по творчеству И. А. Крылова.

Урок литературы по творчеству И. А. Крылова. Обобщение знаний о жанре басни, её родоначальниках, структурных особенностях, русских баснописцах, стиле И. А. Крылова....

Итоговый урок музыки в 4 классе "Симфонический оркестр"

«Своя игра-симфонический оркестр»Итоговый урок музыки в 4 классе IIIчетверть по программеВ.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Цели и задачи: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфонич...

Презентация к итоговому уроку литературы в 5 классе по теме "Литература 19 века"

В ресурсе содержатся различные нестандартные задания ,позволяющие заинтересовать учащихся,провести урок в игровой форме....

Тесты к итоговому уроку обществознания в 10 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова по теме "Духовная культура"

Тесты позволяют быстро проверить знания уч-ся, выявить пробелы в знаниях, показать над какими вопросами работать на резервных уроках....

Итоговый урок по геометрии 7 класс. Презентация

Обобщающий урок по геометрии 7 класс....

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...