Олимпиадные задания. История. 7 класс
олимпиадные задания по истории (7 класс) по теме

Андрейченко Олеся Николаевна

Задания олимпиады составлены на основе общеобразовательных программ, охватывают все разделы курса «Истории Отечества» за 6 класс. Требуют от участника олимпиады знания фактов, владения специальной терминологией, исторических закономерностей, понимания связей между явлениями, умения работать с различными источниками информации. Задания позволяют выявить начитанность, общий культурный уровень участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_istorii._7_kl._shkolnyy_etap-2012.docx258.74 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка

к школьному этапу Всероссийской олимпиады по истории

7 класс

Задачи проведения олимпиады – стимулировать интерес учащихся к истории, активизировать мыслительную деятельность, развивать познавательные способности, выявить наиболее талантливых, интересующихся историей школьников.

Задания олимпиады составлены на основе общеобразовательных программ, охватывают все разделы курса «Истории Отечества» за 6 класс. Требуют от участника олимпиады знания фактов, владения специальной терминологией, исторических закономерностей, понимания связей между явлениями, умения работать с различными источниками информации.

Задания позволяют выявить начитанность, общий культурный уровень участников.

Основные типы заданий, использующихся в олимпиаде:

  • тестовые вопросы;
  • задания на соотнесение двух рядов данных;
  • объяснение логического ряда событий, имен, понятий и т. п. (принцип образования рядов, определение лишнего в ряду);
  • задания на знание понятий и правильность их написания;
  • текст с пропусками;
  • работа с литературными и историческими источниками.

Максимальное количество баллов – 72 балла.

Время проведения – 60 минут.

Всероссийская олимпиада школьников по истории. Школьный этап.

7 класс (История России с древнейших времён до конца XVI века)

Задание  1. Выберите один правильный ответ. (2 балла)

     1.1) Регулярная дань, собираемая на Руси для ханов Золотой Орды:

     а) ясак                               б) оброк                                     в) выход        

     1.2) приглашённый в Новгород князь:

    а) вершил суд                  б) командовал войсками          в) отвечал за сбор налогов с населения

Задание  2. Выберите один  неправильный ответ. (2 балла)

2.1). Для изобразительного искусства Древней Руси были характерны следующие виды:

  1. Мозаика
  2. Фреска
  3. Скульптура
  4. Иконопись

2.2). Последствия установления  монголо-татарского ига на Руси:

  1. Отрыв и изоляция русских земель от Европы
  2. Восстановления единства русских земель
  3. Власть князей приобрела "восточные" черты
  4. Искусные мастера-ремесленники угонялись в Орду

Задание 3. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ. (4 балла)

1).964 г., 965 г., 971 г.

2).1478 г., 1485 г., 1510 г., 1514 г., 1521 г.

3).Окольничий, думные дворяне, думные дьяки

4). Великое княжество Литовское, Тверское княжество, Московское княжество

4. Исключите лишнее и объясните свой выбор. (8 баллов)

1).Древляне, поляне, франки, радимичи, кривичи

2).Холоп, рядович, тысяцкий, челядин, закуп

3).Капище, идол, Перун, монах, масленица

4).Рюрик, Олег, Игорь, Святослав

5.Расставьте даты названных событий в хронологической последовательности.  

(2 балла)

Начало Ливонской войны; созыв первого Земского собора; начало похода Ермака в Сибирь;  

присоединение Казани; издание Иваном Фёдоровым первой печатной книги в России

     6.1.Соотнесите имена и события (одно имя лишнее). (8 баллов)

Имена князей

Событие

А).Иван Калита

Б).Симеон Гордый

В).Иван Красный

Г).Дмитрий Донской

Д).Иван III

1).Получил право на сбор дани со всех русских земель

2).Стал именоваться «государем всея Руси»

3).Подтвердил в Орде ярлык на Великое княжение Владимирское

4).Трижды отражал угрозу Москве со стороны Литвы

6.2.Соотнесите термин и его объяснение (одно лишнее). (8 баллов)

Термин

Объяснение

1).Фреска

2).Мозаика

3).Скань

4).Эмаль

А).Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

Б).Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

В).Живописная картина малых размеров

Г).Прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

Д).Ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность

6.3.Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям. (6 баллов)

6.3.1…причнина, зем…ина, Зем…к…й с…бор

6.3.2.П..местье, ре…ент, сл…б…да

6.3.3.Стр..льцы, к…рмление, сам…державие

6.4.Назовите имя этого человека. (2 балла)

 Как некогда Илья Муромец сражался с враждебной Руси степью, так и наш герой бьётся и побеждает хана татарского Кучума. Народные певцы сложили о нём сказы, поэт Кондратий Рылеев посвятил ему думу. Он увидел в атамане вольных казаков героя, который не щадит жизни, «за Русь святую погибая».

7.Текст с ошибками. Найдите в тексте 4 ошибки. (4 балла)

       Зимой 1237 г., после разгрома Индии, Мамай повел свои войска на Северо-Восточную Русь. Перейдя Волгу, они оказались на границе Рязанского княжества. Ханские послы потребовали от рязанского князя Юрия Игоревича десятую часть «во князех и в людех, и в конех, и в доспехах». Князь Юрий созвал совет из всех русских князей, который принял решение разбить монгольское войско на границе с Рязанью. Хану же был послан такой ответ: «Только когда нас не будет, все то ваше будет». Собралось общерусское войско и выступило в поход.

8.Задания по работе с иллюстративным источником. (10 баллов)

После побоища … с половцами.

Художник В.Васнецов

1).В каком году произошло изображённое событие?

2).Кто возглавлял русское войско?

3).Почему русские потерпели поражение?

4).В каком литературном произведении описано данное событие?

5).Какова основная мысль этого произведения?

    9.Выполните задания по карте. (8 баллов)

  1. Определите, карта какого сражения здесь представлена?
  2. В каком году оно произошло?
  3. Кто командовал русскими войсками? Как в этом сражении проявился его полководческий талант?
  4. В чём историческое значение данного сражения?

    10. Задание на анализ документа. (8 баллов)

 «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями… А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу как звери .. и браков у них не бывало, но устраивались игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе же по сговору с ними…»

Вопросы и задания:

  1. Как называется документ, из которого приведен данный фрагмент?
  2. К какому периоду времени он относится?
  3. Выпишите названия племён, упоминающихся в тексте.
  4. Почему автор по-разному описывает обычаи полян и всех остальных славянских племён?

  Максимальное количество баллов – 72 балла.

История. Ответы на вопросы. Школьный этап. 7 класс

(История России с древнейших времён до конца XVI века)

 Задание 1. (2 балла)

1.1.в

1.2.б

 Задание 2. (2 балла)

2.1.3

2.2.2

 Задание 3.По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (4 балла)

1).Походы князя Святослава

2).Присоединение к Москве земель, или завершение объединения земель вокруг Москвы

3).Чины Боярской Думы

4).Центры объединения русских земель

 Задание 4. Исключите лишнее и объясните свой выбор.

По 1 баллу за правильно названное слово и 1 баллу за объяснение выбора.  Всего 8 баллов

1).Франки – германское племя. Все остальные – союзы славянских племён

2).Тысяцкий. Все остальные – категории зависимого населения Киевской Руси.

3).Монах. Имеет отношение к христианству, остальные – к язычеству

4).Рюрик. Он не был киевским князем

  Задание 5. Расставьте даты названных событий в хронологической последовательности. (2 балла)   1549 г., 1552 г., 1558 г, 1564 г., 1581 г

  Задание 6.1. Соотнесите имена и события (одно имя лишнее). За каждую верно угаданную пару по 2 балла. Всего 8 баллов.

   А - 1;  В - 3;  Г - 4;  Д – 2

  Задание 6.2. Соотнесите термин и его объяснение (одно лишнее). За каждую верно угаданную пару по 2 балла. Всего 8 баллов.

   1Б,  2А,  3Д,  4Г

   Задание 6.3. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям. (6 баллов)

6.3.1.Опричнина – территория, которую Иван IV выделил в особый удел с особым войском и государственным аппаратом;

Земщина – часть территории государства, не включённая в опричнину и управлявшаяся боярами;

Земский собор – собрание представителей различных сословий Московского государства, созывавшееся правительством для рассмотрения важнейших государственных вопросов;

6.3.2.Поместье – условное земельное владение, которое давалось за государственную и военную службу без права продажи, обмена, наследования;

Регент – лицо, управляющее государством при малолетнем или больном монархе;

Слобода – район города, заселённый ремесленниками одной специальности;

6.3.3.Стрельцы – постоянное войско, созданное Иваном IV, вооружённое огнестрельным (пищалями) и холодным (бердышами) оружием.

Кормление – система содержания должностных лиц за счёт местного населения;

Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на неограниченной власти царя.

 Задание 6.4. Назовите имя этого человека. (2 балла)

Ермак Тимофеевич

 Задание 7.Текст с ошибками. За каждую найденную ошибку по 2 балла. Всего 4 балла.

  1. - События происходят после разгрома Волжской Болгарии, на Индию монгольские войска не ходили.
  2. - Ханом в это время был Батый.
  3. - На совет к рязанскому князю прибыли только князья муромский и пронский, остальные не откликнулись на его просьбы.
  4. -  В поход выступили только рязанцы со своим небольшим войском

       Задание 8. Задания по работе с иллюстративным источником. (10 баллов)

1).1185 г.

2).Князь Игорь Святославович Новгород-Северский

3).Отсутствие единства между русскими князьями в борьбе против половцев

4).«Слово о полку Игореве»

5).Призывы к единению русских князей

     Задание 9. Выполните задания по карте. По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего 8 баллов.

    1).Ледовое побоище;

    2).5 апреля 1242 года;

    3).Александр Невский; знание боевых приёмов врага, инициатива в выборе места, усиление флангов конницей;

    4).Было отбито нападение на северо-западные рубежи Руси, потерпела неудачу попытка подчинить Русь папскому престолу, велико моральное значение победы. 

    10. Задание на анализ документа. По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего 8 баллов.

  1).Повесть временных лет.

  2).Начало XII века.

  3).Поляне, древляне, радимичи, вятичи, северяне.

  4).Сам автор проживал в Киеве – территории расселения полян,  был христианским монахом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания, история России, 8 класс

Олимпиадные задания для 8 класса по истории Россиии с древнейших времён до конца XVIII века. Направлены на знание фактов, оределение причинно - следственных связей, знание краеведческого материал...

олимпиадные задания 7 класс

задания можно применять на олимпиадах и  на контрольных работах по обществознанию...

олимпиадные задания 6 класс

Данные задания можно использовать для проведения олимпиад школьного тура...

Олимпиадные задания. История. 9 класс

Олимпиадные задания. Школьный этап. История. 9 класс. 2014 год....

Олимпиадные задания История Древнего мира 5 класс

Олимпиадные задания История Древнего мира 5 класс...

олимпиадные задания история 9 класс

олимпиадные задания история 9 класс...