Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Александрова Екатерина Валерьевна

Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-9 классы» (М.: Просвещение, 2011) и составлен к учебнику: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: Просвещение, 2010.  Разработка содержит план-конспект урока, мультимедийную презентацию, видеоролик.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет   История России   Класс 6 класс

Тема урока Образование единого Русского государства.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок по данной теме  является ключевым в разделе «Московская Русь в XIV – начале XVI вв.», так как на данном этапе произошло завершение объединения русских земель и освобождение их от ордынского владычества.

Тема: «Московская Русь в XIV – начале XVI вв.»

1

Начало усиления Московского княжества

2

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

3

Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в.

4

Создание единого Русского государства.

5

Русское государство в конце XV – начале XVI вв.

6

Церковь и государство в конце XV – начале XVI вв.

7

Культура Руси XIV — начала XVI вв.

Тип урока:  Урок изучения нового материала

Цель урока:  изучение процесса образования единого Русского государства и оценка роли личности Ивана III в этом процессе.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Учащиеся должны знать:

  • хронологические рамки процесса становления единого Русского государства;
  • характеристику исторической личности Ивана III;
  • даты: 1462-1505, 1471, 1478, 1480, 1485, 1510, 1514, 1521, 1505-1533;
  • причины, ход и значение Стояния на реке Угре 1480 года;
  • земли, присоединенные Иваном III и Василием III;
  • определение понятия «государство» и его признаки;
  • памятники архитектуры, связанные с этим периодом.
  • значение создания единого Русского государства.

2. Развивающие:

Учащиеся должны развивать:

  • навыки работы  исторической картой и интерактивной картой;
  • умения логических операций мышления (анализ, синтезе, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом;
  • умения  творчески применять полученные знания;
  • навыки самостоятельной работы, групповой работы на основе товарищества, вежливости, дисциплины;
  • художественные и выразительные свойства языка;
  • умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости;
  • навыка самооценки, создание ситуации успеха при работе в группах.

3.  Воспитательные:

  • Воспитать и научиться качествам лидера на примере работы в группах и роли личности в истории;
  • Воспитать чувства патриотизма, толерантности, миролюбия;
  • Осознание национальной идентичности;
  • Формирование грамотности и культуры речи и общения;
  • Воспитание оптимизма, решительности, креативности у учащихся.

  Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результативность этапов урока

1.Организационный этап

2 мин.

На экране появляется тема урока «Создание единого Русского государства». (слайд 1)

Групповая

Приветствие учащихся, фиксирование явки в журнале, разделение класса на группы (по заранее подготовленному списку).

Приветствие учителя и одноклассников, рассаживаются по группам и выбирают лидера группы, записывают свои фамилии в Лист самооценки. (прил. 1)

Собранность учителя. Готовность класса к работе. Учащиеся поделены на 3 группы, их задачей на этом этапе является выбрать лидера группы.

2. Вводно-мотивационный этап

3 мин.

На экране появляется фотография памятника «Тысячелетие России» (1862 г), изображение Ивана III. (слайд 2,3).

 Цели и задачи урока. (слайд 4)

Объяснительно-иллюстративный, проблемный, беседа

Коллективное обсуждение

Учитель рассказывает историю памятника.

Почему памятник назван «Тысячелетие России»?

 Обращает внимание на личностей, изображенных на нем. Среди перечисленных показывает изображение Ивана III. Как вы думаете, почему этот правитель запечатлен на этом памятнике?

Отвечают на вопросы учителя.

862 г. – призвание Рюрика и начало Русского государства.

Отмечают. Что изображенные исторические личности вошли в историю, как великие и значимые.

Понимание, что  современная история  Российского   государства  своими корнями уходит в эпоху, речь о которой пойдет на  уроке. Создание мотивации у учащихся: изучение такого этапа, как Основание единого суверенного государства Русского и роль Ивана III.

Постановка цели и задач  урока.

3. Актуализация

5 мин

Решение схемы «Наследники Дмитрия Донского», знание даты 1425-1462, характеристика периода феодальной войны московских князей. (слайд 5,6, 7)







Определение понятия «государство» и его признаков (из курса обществознания) (слайд 8)

Опрос





















Кластер (на интеракт. доске)

Индивидуальная, коллективная









Групповая

Предлагает заполнить таблицу, проверяет и показывает на экране правильные ответы, опрашивает другого ученика устно.








Записывает кластер на экран, акцентирует внимание на таких признаках, как единая территория и суверенитет.

Работа с интерактивной доской.  Первый ученик заполняет имена в схеме, второй ученик указывает последовательность правлений, третий ученик отвечает устно на вопросы.


Коллективное заполнение кластера по теме: «Государство и его признаки»

Составляя таблицу «Наследники Дмитрия Донского» подойти к личности Ивана III, дате его правления. Выявить проблему значимости складывания единого государства.


Составление кластера на основе знаний обществознания. (прил.2)Выявление изучаемой области: единая территория и суверенитет 

4. Изучение нового материала

20 мин

1Личность Ивана III (оценки Н.Карамзина, Н. Костомарова)(слайд 9, 10)

2. Даты и порядок присоединения земель (Новгород. Тверь, Псков. Ярославль, Смоленск, Рязань). (слайд 11)

3. Присоединение Новгорода и Твери.(слайд 12, 13, 14, 15)

4. Работа с интерактивной картой

(слайд 16)














  Стояние на Угре (1480

Проблемный, частично-поисковый,

исследовательский











Групповая, индивидуальная работа












Индивидуальная работа с конт. Картами интерактивной картой

Учитель раздает по группам исторические документы (прил. 3), координирует работу в группах.

Показывает на экране слайд, где выделяются ранее присоединенные земли.

Задает вопросы, дублированные в презентации, переходит по Гиперссылке на картины по теме «Присоединение Новгорода».

Проверяет правильность указания территорий на интерактивной карте.

Учащиеся анализируют 2 исторических источника и выписывают личные качества Ивана III.

На рабочем листе выбирают ранее присоединенные земли.(Прил. 4) Работают с текстом учебника и ищут поставленные вопросы и даты в тексте. Отмечают

присоединенные земли на интерактивной карте.

Складывается разносторонняя оценка личности Ивана III, его характера.

Учащиеся самостоятельно узнают новые присоединенные территории, анализируют учебный материал, работают с историческими картинами.

На интерактивной карте отмечен процесс объединения земель вокруг Москвы.

5. Свержение ордынского владычества:

Причины столкновения с ордой

(слайд 17, 18)





Просмотр видео «Стояние на Угре»: дата, ход противостояния и его результаты. (Фильм. Слайд 19, 20)

Памятник заступникам Руси (1980 г)- слайд 21

Ролевая игра «Оживи картину»










Анализ видеоматериала

Групповая, индивидуальная работа

Учитель представляет картину на слайде, выбирает 3 учащихся ее озвучить.

Переходит по Гиперссылке к фильму. Задает вопросы к фильму: Назовите дату Стояния на Угре?

Почему это событие получило такое название?

Можно ли считать Ивана III победителем?

Найдите на карте место сражения?

Показывает современный памятник защитникам Руси.

«Оживляют» картину: «Иван III разрывает ярлык перед ханскими послами». 1 ученик – Иван III, 2 и 3 ученики - ханские послы.


Просмотр фильма, дают ответы на вопросы, анализируют и высказывают свое мнение. Показывают и отмечают на интерактивной карте место сражения.

Постановка проблемы: отсутствие суверенитета у Русского государства.

Работая с иллюстративным материалом, учащиеся самостоятельно подходят к причинам столкновения русских земель с Золотой Ордой.

Изучение «Стояния на угре» с помощью видеоматериала.

5. Закрепление

5 мин

1485 год – появление названия «Россия», а Иван III наречен «государь всея Руси».

Смог ли Иван III создать единое суверенное государство?

Восстановление хода «Стояния на Угре».

Повторение основных этапов, дат изучаемого периода.

Буриме, ПОПС-формула, тест (интерактивный). Методы критического мышления

Групповая

Раздает задания группам. Консультирует в выполнении заданий. Проверяет.

1 группа – составляет сочинение из предложенных выражений.

Вторая группа – составляет ПОПС-формулу. (заголовок заранее написан)

3 группа – решает тест и проверяет его на экране. (Прил. 5)

Самостоятельное закрепление нового материала в разных направлениях:

Написание мини-сочинения.

Высказывание точки зрения в научной форме.

Решение теста и закрепление основных понятий и дат.

6. Выводы

1 мин

Цитата Н. Карамзина (слайд 26)  

Наглядный, объяснительный

Коллективная

Зачитывает цитату на экране.

Знакомство с высказыванием об Иване III, выражают свою точку зрения

Ответ на вопрос вводно-мотивационной части: Почему Иван III находится на памятнике «Тысячелетие России»?

7. Рефлексия

2 мин

Приложение 6.

Метод критического мышления

Индивидуальная

Раздает листочки с началом высказываний. Просит продолжить выбранные предложения.

 Выбирают предложения и продолжают их. Выражают свои мысли, эмоции,  настроения, впечатления от урока.

Подведение итогов урока, учащиеся делятся полученными знаниями, навыками, умениями. В лист самооценки выставляют оценки (лидер, самооценка) – Прил.1 

8. Домашнее задание

2 мин

  1. ППараграф 20
  2. РРабочая тетрадь
  3. ННаписать историческое эссе «Иван III – великий государственный деятель…» (по выбору)

Метод «Три уровня дом. задания»: Рассказ, частично-поисковый, критическое мышление

Индивидуальная,  дифференцированная

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают в дневники домашнее задания. Задают вопросы учителю.

Домашнее задание предполагает несколько уровней: пересказ, выполнение упражнений в рабочей тетради (контурные карты и тест), третья форма – творческая работа по личности Ивана Ш.

       

           



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Лист самооценки.

Список группы

Самооценка

Оценка лидера

Оценка учителя

   

Приложение 2.

        

Приложение 3.

Н. Костомаров в Русской истории писал:

     «Иван был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытный. Чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен.

Из сочинения историка Н.М. Карамзина.

«...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории...

Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней...

Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды..., сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня... Литву, сокрушая вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские...

Приложение 4.

Выберите из списка земли, сохранявшие независимость:

  • Смоленск
  • Псков
  • Нижний Новгород
  • Ярославль
  • Коломна
  • Белоозеро
  • Рязань
  • Новгород Великий
  • Тверь
  • Переяславль

При Василии III
(1505 – 1533):
 (соотнесите)

  1. 1510
  2. 1514  
  3. 1521

А) Рязань 

Б) Псков 

В) Смоленск

Приложение 5.

Смог ли Иван III создать государство?
Что ему еще предстояла сделать?

  • Я считаю…
  • Потому …
  • Я могу доказать это на примере…
  • Я делаю вывод, что …

Буримэ

Ахмат, возобновить выход, «как быть: мир или военный поход?», 1480 год, «на противоположных берегах», ордынское владычество, заступники Руси, «воедино русские земли», Россия.

Тест

  1. Найдите лишнюю дату:

1. 1223  2. 1380  3.1480

2.  Самостоятельность Новгорода была ликвидирован в:

  1. 1477               2. 1475            3. 1478

3. Конец зависимости Руси от Орды связан с:

  1.  Куликовской битвой
  2. Битвой на реке Воже
  3. Стояние на реке Угре
  4. Битва на реке Шелони

4. На что была направлена политика Ивана III?

  1. На получение ярлыка на великое княжение
  2. На заключение дружбы с князьями Руси
  3. На объединение русских земель
  4. На заключение союза с Золотой Ордой

Рефлексия.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
  • Мое настроение….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"

Разработка урока для 6-го класса по теме:« Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества».Тип урока: комбинированныйЦель урока:подвести учащихся к пониманию необходимости ...

Методическая разработка интерактивного урока географии в 5 классе

план-конспект, презентация, карточки для актуализации знаний...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...

Конспект урока истории "Образование единого Русского государства"

Тип урока - комбинированный. На уроке изучаются напрвления внутренней и внешней политики Ивана 3....

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...