ЕГЭ по истории. Варианты выполнения С6 по критериям
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему

Санников Анатолий Андреевич

алгоритмы сочинения задания С6

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s6_po_kriteriyam.doc71.5 КБ
Microsoft Office document icon godunov_zadanie_s6.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрим некоторые варианты выполнения С6 по критериям.

К1. Время жизни исторического деятеля

Выставляется 1 балл, если:

Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетие века; точное указание лет жизни не требуется).

Например:

А) А.Адашев - дата рождения неизвестна, умер в 1560г.

Б) А.Адашев жил в первой половине-середине XVI в.

В) Время жизни А.Адашева: начало XVI в.- 60-е годы XVI в.

ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведенные выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля.

Например: А.Адашев около 1550 г. стал казначеем, возглавил финансовое ведомство. Проводил активную внешнюю политику, руководил дипломатической подготовкой присоединения Казанского и Астраханского ханств, инженерными работами во врем осады Казани в 1552г. Неоднократно участвовал вместе с И.М. Висковатым в переговорах с Ливонией (1554-1558гг.), а затем с Польшей (1558 г.) и Данией (1559 г.). В 1560 г. А.Адашев был отправлен Иваном IV в почетную ссылку - в Ливонию воеводой большого полка.

ИЛИ Правильно указан век, но допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат лет жизни).

 Например: Время жизни А.Адашева: начало XVI в. - 80-е годы  XVI в.

ИЛИ В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание периода правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности.

Например: А.Адашев входил в круг лиц, которые составляли неофициальное правительство - Избранную раду в 1540-1550-х годах во время правления Ивана Грозного.

Ответ оценивается в о баллов за критерий К1

Указан только век времени жизни исторического деятеля.

Например: А.Адашев жил в XVI в.

Допущены неточности при указании хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века).

Например: Годы жизни А.Адашева: середина XV в.- 40-е годы XVI в.

Время жизни исторического деятеля указано неправильно.

Например: А.Адашев жил в начале XVII в.

Время жизни исторического деятеля не указано.

Например: А.Адашев - известный государственный деятель России.

ИЛИ При правильном указании времени жизни факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий к2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании той эпохи, в которую жил исторический деятель.

Например: А.Адашев жил в первой половине-середине XVI века, он был противником реформ Ивана Грозного, выступал против присоединения Казанского и Астраханского ханств, участвовал в разгоне Избранной рады в 1550-1560 гг.,активный участник опричнины.

Критерий К 2. «Характеристика основных направлений деятельности»

Определить направления деятельности можно, исходя из основных сфер активности исторического деятеля, например: внутренняя и внешняя политика; экономические, социальные реформы, культурная политика. Другой критерий выделения сфер деятельности - это цели, поставленные перед собой историческим деятелем: борьба с революционными выступлениями, развитие армии и флота, укрепление государственного аппарата, борьба за освобождение и т.д. Они могут быть представлены на основании различных аспектов профессиональной деятельности или как определенные этапы реализации творческих способностей. Каждое из указанных направлений нужно охарактеризовать, что означает перечислить факты, события, действия исторической личности в рамках этого направления. При этом важно не путать характеристику исторического деятеля с его биографией, не «забивать» ответ мелкими, малозначащими фактами, не имеющими отношения к тем направлениям деятельности, которые вы описываете.

Одной из проблем может стать выбор плана и формы подачи материала. Тут возможен как хронологический, так и тематический подход. Первый оправдан в тех случаях, когда речь пойдет о характеристике деятельности, протекающей преимущественно в одной сфере, где изменения прослеживаются только с временной позиции. Речь в данном случае может идти о полководцах или деятелях культуры. Тематические характеристики дают возможность представить разные стороны деятельности исторического лица, выйти за пределы простого перечисления фактов его биографии.

При подготовке ответа нужно быть готовым к определенным сложностям, непосредственно связанным с выбранными историческими персоналиями.

  1. Проблема несоответствия личных взглядов, политических предпочтений правителя и той политике, которая осуществлялась в годы его правления.

Например: В случае с Николаем II, занимавшим четко выраженную охранительную позицию, возникает противоречие между реформистской политикой, реализуемой С.Ю.Витте и П.А. Столыпиным, ориентированной на развитие буржуазного сектора, и достаточно невнятной позиции царя как в отношении реализуемых реформ, так и во внутренней политике в целом.

  1. Проблема соответствия указанного направления деятельности и его характеристики.

Например: Выбор аграрной реформы в качестве направления деятельности П.А. Столыпина требует ее полной характеристики, включая цели, основные мероприятия, результаты, оценки. Однако, если ученик в качестве напрвления указывает деятельность П.А. Столыпина по предотвращению революционных выступлений или же содействие развитию промышленности и сельского хозяйства, то в этом случае аграрная реформа может быть названа в качестве конкретного примера осуществления последнего направления без детальной характеристики.

  1. Проблема объективности при создании портрета исторического деятеля.

Например: Согласно советской традиции граф А.А.Аракчеев оцениваетсякак одна из самых одиозных личностей российской истории. В подтверждение этого взгляда рассматривается его деятельность, направленная на организацию военных поселений, поддержка православной партии при дворе, борьба с масонством и т.д. При этом игнорируется его заслуги в организации русской артиллерии, вклад в организацию снабжения армии во время Отечественной войны 1812г., административная деятельность.

Критерий К3. «Указание результатов деятельности»

Здесь важно помнить, что результаты деятельности должны быть представлены в соответствии с теми направлениями, которые были охарактеризованы и не могут быть заменены оценками деятельности. Как один из вариантов допускается представление результатов не отдельным блоком в работе, а после характеристики каждого из направлений. В этом случае при характеристике направления могут быть выделены цель, мероприятия, итоги.

Примерный алгоритм написания сочинения по критериям задания С6:

Алгоритм характеристики правителя

1.Время жизни

2.Титул, положение

3.Основные направления деятельности

а)внутренняя политика

б)внешняя политика

или

- в экономической сфере (цель, мероприятие, результат)

- в социальной сфере

- в политической сфере

- в культуре

4.Результаты деятельности

- чего добился

- как оценивают (наличие однозначных оценок, противоречивые оценки, остается неоцененным по достоинству); позиции современников, потомков, ученых.

Алгоритм характеристики деятеля культуры

1.Время жизни

2.Особенности эпохи

- идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве

- отражение общественных проблем в произведениях

3.Творческие достижения и влияние на современников и потомков

4.Место в российской и мировой культуре.

Алгоритм характеристики государственного деятеля

1.Время жизни

2.Звание, чин, сфера деятельности

3.Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество)

4.Результаты (завершенность реформ или неудача, к каким последствиям привели), оценки деятельности современников, историков.

Алгоритм характеристики военачальника

1.Время жизни

2.Звание

3.Военные кампании, в которых участвовал

4.Заслуги

- в чем проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка планов военных операций)

- в чем заключалась новизна применяемой тактики

- деятельность, направленная на укрепление армии, флота

5.Результаты и значение деятельности



Предварительный просмотр:

К1.Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный ответ по К1.

1.1.Время жизни Бориса Годунова: 2-ая половина XVI в. - начало XVII в.

1.2. Борис Годунов жил в начале  XVII в.

1.3. Борис Годунов правил с 1598 по 1605 гг.

1.4.Время жизни Бориса Годунова  XVI в.

К2.Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных Бориса Годунова охарактеризуйте каждое направление его деятельности (приведите примеры, факты, события).

- расправа с боярской оппозицией ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- попытки стабилизировать положение в стране: _____________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- внешняя политика: ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- попытки ликвидировать культурную отсталость России: ______________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- борьба с Лжедмитрием I: _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К3.Характеристика результатов деятельности:

Задание 3.Охарактеризуйте результаты деятельности Бориса Годунова в соответствии с критерием К3.

Результаты деятельности: __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Напишите сочинение о Борисе Годунове по критериям задания С6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Вариант 10

ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ:автора, полного названия публикации, издательства, названия журнала полностью Исходя из конкретного типа и мощности выбранного двигателя, уже на данном этапе і порядково...

Исследовательская деятельность учащихся: структура, критерии оценивая, сроки выполнения.

Исследовательская деятельность учащихся: структура, критерии оценивая, сроки выполнения....

Подготовка к ЕГЭ ( письмо и эссе) структура, стратегии выполнения, критерии оценивания

Подготовка к ЕГЭ ( письмо и эссе) структура, стратегии выполнения, критерии оценивания...

Подготовка к ЕГЭ (письмо и эссе) структура задания, стратегии выполнения, критерии оценивания

Подготовка к ЕГЭ (письмо и эссе) структура задания, стратегии выполнения, критерии оценивания...

Обучение учащихся выполнению задания С в соответствии с отдельными критериями К4, К5

Статья показывает опыт работы учителя по Обучению учащихся выполнению задания С в соответствии с отдельными критериями К4, К5...

Муниципальный этап ВОШ по литературе. Примерные варианты выполнения творческого задания (фактический и теоретический материал + мемуары, интервью, дневниковые записи и беседа).

Фактический и теоретический материал посвящён биографии и творчеству Александра Галича. Актуальность работы неоспорима не только по причине столетия великого барда, драматурга, сценариста, борца за пр...

критерии оценивания выполнения заданий устной части

Устная часть экзамена в 9 классе состоит из четырех частей.  За первое задание можно набрать 2 балла, за второе - 4балла, за третье - з балла, за четвертое - 2 балла. Отдельно оценивается  п...