Россия при Павле I.
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Петер Татьяна Геннадьевна

Дать представление о большом влиянии личных понятий и пристрастий монарха в России на всю внутреннюю и внешнюю политику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavel_1.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 6.

Тема: Россия при Павле I.

Цели урока:

1.Рассмотреть особенности внутренней и внешней политики Павла I.  Дать представление о большом влиянии личных понятий и пристрастий монарха в России на всю внутреннюю и внешнюю политику.

2. Называть характерные и существенные черты социально-экономического развития и политического устройства России. Давать оценку исторической личности.

3. Воспитывать интерес к предмету, умение работать в группе.

Ход урока.

- Сегодня мы совершим экскурс в эпоху правления Павла I. Нам предстоит выяснить, каким был данный император, его личные качества и пристрастия. Как они повлияли на все его царствование.

( Включить эпизод фильма Л.Парфенова «Павел I»)

- Почему так недолго правил император Павел I?

Работа в группе  10 минут.  

1.Работа с учебником с.205-206 п.»Романтический император».

- Прочитайте, обсудите и ответьте на вопросы:

А) Дайте краткую характеристику лилных качеств Павла I.

Б) Чем вы можете объяснить противоречивые черты характера этого императора?

2.Работа с источником.

Правление Павла I.

Однажды весной, после обеда, бывшего обыкновенно в час, император гулял по Эрмитажу и остановился на одном из балконов, выходивших на набережную. Он услыхал звон колоколов, во всяком случае не церковных, и , справившись, узнал, что это был колокол баронессы Строгановой, созывавший к обеду. Император разгневался, что баронесса обедает так поздно, в 3 часа, и сейчас же послал к ней полицейского офицера с приказом впредь обедать в час.

(Головин В.Н., Мемуары)

- О каких чертах правления Павла I и свойствах его характера свидетельствует этот эпизод?

3. Работа с источником.

Правление Павла I.

Многое из того, что делалось главой государства в конце 1790-х годов, показалось бы дворянству нормальным или исторически неизбежным на полвека раньше. Однако с тех пор выросло уже по меньше мере два «дворянских поколения, воспользовавшихся законом о вольности дворянства и Жалованной грамотой.  Целый слой, привыкший к вольности».

(Н.Я.Эндельман, Грань веков)

- Почему правление Павла I оказалось непопулярным в дворянской среде?

4.Работа с документами в учебнике с.213-214.

 «Современный американский историк Р.Мак-Грю о  ПавлеI»  и «Из письма Великого князя Александра Лагарпу (1797 год)»

-Прочитайте документы и ответьте на вопрос №6  к ним.

Выступление каждой группы 3-5 минут.

- Каким был данный император, его личные качества и пристрастия?

- Как они повлияли на все его царствование?

- Чтобы нам ответить на второй вопрос , необходимо рассмотреть внутреннюю политику

 Павла I.

Работа с таблицей.

Учебник с.206-208. Прочитайте пункт и заполните таблицу:

«Внутренняя политика Павла I»

Мероприятия

Содержание

Изменение порядка престолонаследия

Перемены в высшем эшелоне власти

Изменения в положении крестьян

Ограничение дворянских прав и привилегий

Проверка  самостоятельной работы

«Внутренняя политика Павла I»

Мероприятия

Содержание

Изменение порядка престолонаследия

Права на престол принадлежат царствующей династии мужского пола по нисходящей линии.

Перемены в высшем эшелоне власти

Отстранение от власти сподвижников Екатерины, назначение новых сенатских чиновников, улучшение работы государственного аппарата.

Изменения в положении крестьян

Госуд.крестьяне получили по 15 десятин земли, сокращена барщина до 3-х дней, запрещалось работать крестьянам в выходные и праздничные дни. Запрещалось продавать крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами – ссылка.

Ограничение дворянских прав и привилегий

Запрещался свободный переход из армейской службы в гражданскую  без специального разрешения Сената, утверждаемого царем. Дворяне были обложены налогами на содержание местной администрации.

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос: « Как  личные качества и предпочтения императора Павла I  повлияли на все его царствование?»

Итог урока.

На следующем уроке мы рассмотрим Внешнюю политику Павла I.

Рефлексия.

Д/з:

§29, вопросы1-4. Документы с.212, вопросы №1-3 к документам.

1.Работа с учебником с.205-206 п.»Романтический император».

- Прочитайте, обсудите и ответьте на вопросы:

А) Дайте краткую характеристику лилных качеств Павла I.

Б) Чем вы можете объяснить противоречивые черты характера этого императора?

2.Работа с источником.

Правление Павла I.

Однажды весной, после обеда, бывшего обыкновенно в час, император гулял по Эрмитажу и остановился на одном из балконов, выходивших на набережную. Он услыхал звон колоколов, во всяком случае не церковных, и , справившись, узнал, что это был колокол баронессы Строгановой, созывавший к обеду. Император разгневался, что баронесса обедает так поздно, в 3 часа, и сейчас же послал к ней полицейского офицера с приказом впредь обедать в час.

(Головин В.Н., Мемуары)

- О каких чертах правления Павла I и свойствах его характера свидетельствует этот эпизод?

3. Работа с источником.

Правление Павла I.

Многое из того, что делалось главой государства в конце 1790-х годов, показалось бы дворянству нормальным или исторически неизбежным на полвека раньше. Однако с тех пор выросло уже по меньше мере два «дворянских поколения, воспользовавшихся законом о вольности дворянства и Жалованной грамотой.  Целый слой, привыкший к вольности».

(Н.Я.Эндельман, Грань веков)

- Почему правление Павла I оказалось непопулярным в дворянской среде?

4.Работа с документами в учебнике с.213-214.

 «Современный американский историк Р.Мак-Грю о  ПавлеI»  и «Из письма Великого князя Александра Лагарпу (1797 год)»

-Прочитайте документы и ответьте на вопрос №6  к ним.

Работа с таблицей.

Учебник с.206-208. Прочитайте пункт и заполните таблицу:

«Внутренняя политика Павла I»

Мероприятия

Содержание

Изменение порядка престолонаследия

Перемены в высшем эшелоне власти

Изменения в положении крестьян

Ограничение дворянских прав и привилегий

Работа с таблицей.

Учебник с.206-208. Прочитайте пункт и заполните таблицу:

«Внутренняя политика Павла I»

Мероприятия

Содержание

Изменение порядка престолонаследия

Перемены в высшем эшелоне власти

Изменения в положении крестьян

Ограничение дворянских прав и привилегий

Работа с таблицей.

Учебник с.206-208. Прочитайте пункт и заполните таблицу:

«Внутренняя политика Павла I»

Мероприятия

Содержание

Изменение порядка престолонаследия

Перемены в высшем эшелоне власти

Изменения в положении крестьян

Ограничение дворянских прав и привилегий

Работа с таблицей.

Учебник с.206-208. Прочитайте пункт и заполните таблицу:

«Внутренняя политика Павла I»

Мероприятия

Содержание

Изменение порядка престолонаследия

Перемены в высшем эшелоне власти

Изменения в положении крестьян

Ограничение дворянских прав и привилегий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 7 классе "Россия при Павле Первом"

Урок истории в 7 класе"Россия при Павле Первом" с применением технологии критического мышленияи презентации...

презентация к уроку "Россия при Павле Первом"

Презентация к уроку "Россия при Павле Первом" для 7- ого класса...

Россия при Павле I

урок усвоения и первичного закрепления новых знаний...

Урок истории в 7 классе по теме "Россия при Павле Первом"

Разработка урока и презентация к уроку истории в 7 классе по теме: "Россия при Павле Первом" (базовый общеобразовательныйй уровень).План урока:«Романтический император».Внутренняя политика ПавлаI.Внеш...

урок истории "Россия при Павле 1"

урок истории России в 7 классе...

Методическая разработка урока в 7 классе "Россия при Павле I".

Урок посвящён периоду правления Павла I, при котором произошли значительные изменения ка во внутренней жизни, так и внешнеполитической. Урок сопровождается презентацией "Внутренняя и внешняя политика ...

Конспект урока по истории 7 класс. Россия при Павле. Крестьянская и казачья колонизация

Конспект урока по истории 7 класс. Россия при Павле. Крестьянская и казачья колонизация...