Методическая разработка урока в 7 классе "Россия при Павле I".
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Урок посвящён периоду правления Павла I, при котором произошли значительные изменения ка во внутренней жизни, так и внешнеполитической. Урок сопровождается презентацией "Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок "Россия при Павле I".118.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Тема урока: «Россия при Павле I»  (1796 – 1801)

Образовательная: охарактеризовать противоречия внутренней и внешней политики императора Павла I. Обусловленность этой политики не только особенностями характера Павла I, но и также социально-экономическим развитием страны на рубеже XVIII-XIX вв; раскрыть крепостническую сущность политики самодержавия в этот период; объяснить особенности международного положения России.

Развивающая: развивают умение давать характеристику исторической личности, выделять главное, формулировать выводы

Воспитательная: на примере беспримерного подвига А.В. Суворова и его армии показать мужество и героизм русской воинской славы, а также полководческого искусства флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Формирование мировоззрения, нравственных качеств, любви и интереса к предмету и знаниям; формирование коллективной направленности деятельности.

Оборудование: презентация «Россия при Павле I», карта «Российская империя во второй половине XVIII века»

МПС: литература, МХК, русский язык

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний

Количество часов: 1 час

Литература: Валишевский К. Сын Великой Екатерины. М., 1990.
Казанцев С.М.
 О политическом режиме Российской империи в 1796—1801 гг. / Вестник Ленинградского государственного университета. Экономика. Философия. Право. 1980, вып. 1.
Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1992.
Ключевский В.О. Курс русской истории // Сочинения: В 9 т. Т. V. М., 1989.
Оболенский Г
. Император Павел I. М., 2000.
Песков А.М.
 Павел I. М., 2000.
Сергеев В.И. Павел I. Ростов-на-Дону, 1999.
Скоробогатов А.В.
 Павел Первый в российской исторической литературе. Казань, 1998.
Сорокин Ю.А
. Павел I // Вопросы истории. 1989. № 11.
Шильдер Н.К. Император Павел Первый. М., 1996.
Эйдельман Н.Я
. Грань веков. М., 1986.

  1. организация начала урока

   Эпиграф:

"Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое."

"Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее." Император Павел.

                                                        ход урока

  1. подготовка учащихся к усвоению знаний:

учитель читает эпиграф к теме.

 Эти слова принадлежат последнему императору России XVIII века, который правил на рубеже двух веков – XVIII и XIX. Это было короткое царствование. С именем этого императора мы завершаем изучение истории России XVII- XVIII веков, его деятельность  оценивалась неоднозначно, как и его современниками, так и в последующее время.

Это Павел I - сын императора Петра III и императрицы Екатерины II.

Открыли тетради, записали число и тему нашего урока «Россия при Павле I»

 

Мы работаем по плану:

  1. личность Павла I
  2. внутренняя политика
  3. внешняя политика
  4. заговор против Павла 11 марта 1801г.

3. изучение нового материала

 Павел I – своеобразная и трагическая фигура на русском престоле. Долгое время его представляли неуравновешенным деспотом на троне, всё правление которого сводилось к запрету ношения французских шляп и употреблению слова "гражданин". В последнее время в исторической науке возник интерес к этой загадочной личности. Были открыты новые документы, сопоставлены противоположные мнения современников о Павле I. Новейшие исследования позволяют предположить, что Павел I и его отец Пётр III - самые оклеветанные фигуры на русском престоле; Павел I как личность намного глубже, чем принято считать, а его деятельность уже невозможно рисовать только тёмными красками.

Несмотря на небольшой срок правления, Павел успел многое сделать, но его политика, как внутренняя, так и внешняя носила противоречивый характер. Наша с вами задача постараться раскрыть этот клубок противоречий, выявить основные направления политики, дать оценку его деятельности как императора и познакомиться с ним как с человеком. Задача довольно непростая, но тем интереснее для нас, ведь, по сути, мы с вами открываем новую страницу в истории жизни российских императоров XVIIIв.

Учитель: сегодня мне будут помогать вести урок ваши товарищи.

 Сообщение ученика

Павел I родился в 1754 г., его главным воспитателем стал граф Н.И. Панин. С четырёх лет Павла стали обучать разным наукам. От природы он был одарённым, добрым, сердечным. Ещё в детстве Павлу пришлось пережить сильнейшие потрясения: смерть отца Петра III от рук фаворитов матери, восстание Е.И. Пугачёва, выдававшего себя за его отца. Его отец, Пётр III, был свергнут с престола и задушен, когда Павлу было 7лет. Екатерина старалась внушить маленькому Павлу, что его отец был пустым, никчёмным человеком. Но ...Павел любил отца таким, каким тот был. Павел ждал престола, ведь он являлся прямым наследником, но Екатерина, по сути, незаконно захватила трон в 1762г. Родовым имением Павла была Гатчина, где он жил со своей семьёй. Его супруга Мария Фёдоровна была женщиной удивительной красоты, обожала своего супруга и посвятила ему свою жизнь. Она подарила ему 10 детей, среди них два её сына, Александр и Николай – будущие императоры. Мария Фёдоровна была племянницей прусского короля Фридриха II Великого. Павел Петрович познакомился с прусским королём лично. Пруссия в это время становилась сильным государством, её армия была одной из сильнейших в Европе. Павел Петрович стал поклонником прусского короля и его военной системы.

Учитель: версии рождения Павла I

В связи с тем, что Павел появился на свет почти десять лет спустя после свадьбы Петра и Екатерины, когда многие уже были уверены в бесплодности этого брака (а также под влиянием свободной личной жизни императрицы в будущем) ходили упорные слухи о том, что настоящим отцом Павла I был не Пётр III, а первый фаворит великой княгини Екатерины Алексеевны, граф Сергей Васильевич Салтыков.

 Исторический анекдот: сами Романовы относились к этой легенде (о том, что Павел I не был сыном Петра III) с большим юмором. Есть мемуарная запись о том, как Александр III, узнав о ней, перекрестился: «Слава Богу, мы русские!». А, услышав от историков опровержение, снова перекрестился: «Слава Богу, мы законные!».

Сообщение ученика

С детства, отлучённый от родителей Павел был лишён родительской любви и ласки, от матери он получил только презрение. Любые попытки Павла принять участие в государственном управлении Екатерина II всячески пресекала.

В 1777 г. у Павла родился желанный первенец - Александр. Младенец по требованию Екатерины был отнят от матери и отца и отдан на попечение особых воспитательниц. Павлу и Марии Фёдоровне разрешалось навещать ребёнка в определённые дни и часы. Так у родителей были отняты и другие дети. Павел был оскорблён как отец, как муж, как семьянин. Старший Александр стал любимцем венценосной бабки. Его она и стала готовить после себя на престол. Екатерина посвятила в свои планы Александра. Но Александр любил отца и всё ему рассказал.

6 ноября 1796г. Екатерина II умерла. На престол взошёл 42-летний Павел I Петрович. От престола его отделяли долгие годы унижений, насмешек, презрения матери и её окружения.

4. первичная проверка усвоения знаний

Беседа с учащимися:

  1. ребята, какое сложилось у вас впечатление об этом человеке?
  2. какие события повлияли на Павла, что в будущем это отразилось на его политике? (смерть отца, отсутствие материнской любви, незаконное вступление на престол его матери)

переход: таким образом, эти события наложили отпечаток на его правление.

Царствовать Павел I стал с крутой ломки порядков матери. Указы следовали один за другим, словно император знал, что ему отмерен малый срок.

Сейчас мы с вами разберём, какие указы и мероприятия проводились во внутренней политике Павла. Прежде всего, давайте посмотрим, кого коснулись данные указы.

Открыли с. 206-207 и посмотрите

Учащиеся должны назвать должны назвать крестьян, дворян, военных.

Переход: это и будут основные направления внутренней политики, которые мы заполним в таблице.

основные направления

положительное

противоречивое

1. реорганизация государственного аппарата

указ о престолонаследии

2. крестьянский вопрос

им разрешили жаловаться на помещиков,

ограничил цены на товары,

царь установил «приемные дни»,

списал недоимки,

барщина ограничивалась 3 днями в неделю,

продавать крестьян без земли запрещалось,

за жестокое обращение с крепостными виновных отправляли в монастырь.

роздал за 4 года 600.000 государственных крестьян.  

распространение крепостного права на Причерноморье и Предкавказье

3. политика в отношении вооружённых сил

поднялся авторитет и престиж военной и государственной службы; в определении на должности главную роль стали играть образование, деловые качества, укрепились органы судопроизводства и местный аппарат управления.

одевать русских солдат в неудобные немецкие мундиры и парики с косами и буклями, была установлена жёсткая дисциплина и муштра

4. дворянский вопрос

указы в отношении дворян «Разжалованная грамота дворянству»:

уволил со службы несовершеннолетних,

запретил свободный переход из военной службы в гражданскую,

ввел на дворян налоги,

запретил обращаться к нему с просьбами,

ввел телесные наказания

обязательная служба для дворян

уклонение от военной службы рассматривалось как серьёзное нарушение государственных законов,

репрессировал12000 недовольных

5. отношение к революционерам

из заключения был освобождён Н.И. Новиков, а А.Н. Радищеву было разрешено вернуться из сибирской ссылки в своё имение.

запретил ввоз литературы из-за границы и все частные типографии, запрещена французская одежда

Класс разбить на 5 групп, каждая группа получает направление внутренней политики и находит указы и мероприятия, касающиеся данного направления.

Учитель: ребята, для вас творческое задание. Подумайте, какой самый первый указ в день коронации 5 апреля 1797г. издал Павел, который касался конкретно его?

Как вы думаете, почему этот указ стал самым важным для него? (устанавливал твёрдый порядок наследования по мужской линии)

Учащиеся работают в парах 7 минут.

Примерные ответы учащихся

  1. первичное закрепление знаний по внутренней политике – обобщение ответов учащихся.

Вывод учителя: Внутренняя политика Павла I только на первый взгляд кажется непоследовательной и противоречивой. При внимательном рассмотрении в ней чётко прослеживается желание императора установить в стране законность и порядок. Павел I всё время торопился, и это создавало впечатление метаний из стороны в сторону.

Переход: но не только внутренняя политика отличалась непоследовательностью, внешняя также отличалась своей непредсказуемостью. Несмотря ни на что, именно в годы направления Павла приходится полководческое искусство А.В. Суворова и флотоводца Ф.Ф. Ушакова.

Сообщение ученика о Суворове А.В.

Учитель: Еще, будучи наследником престола, Павел упрекал свою мать в ведении наступательных войн, предлагает ограничиться обороной. Цесаревич призывает Екатерину не расширять границы государства, а заняться улучшением внутреннего устройства. Действительно, в начале своего правления Павел заявил об отказе от военных действий, но скоро Россия была втянута в борьбу с революционной Францией.

1797-1800г. – борьба России за ослабление Франции.

Учитель: а сейчас поработаем над составлением простого опорного конспекта:

год

событие

результат

1798г.

антифранцузская коалиция

Россия, Австрия, Англия, Османская империя, Неаполь

1798г.

эскадра под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова

Победа Черномроской эскадры в Средиземноморье

1799г.

итальянский поход А.В. Суворова

Освобождение Северной Италии от французов

1799г.

швейцарский поход А.В. Суворова

Выход к границам Франции

1800г.

Изменение внешнеполитического курса

переориентация на союз с Францией

1801г

отношения с Англией

прекращение торговли

Учащиеся заполняют опорный конспект – третья колонка, после которого отвечают на вопрос:

  1. в чём причина изменения курса  (обострение отношений с коалицией: Австрия, Англия)
  2. каковы были последствия этого изменения для России?
  • Выход России из войны. Разрыв дипломатических отношений с Австрией и Англией.
  • Подготовка русской армии к походу в Индию
  • Заключение мира с Францией. Участие России в союзах против Англии и Австрии.

 

Беседа с учащимися:

  1. кто был недоволен политикой Павла?

А) Государственные крестьяне борются за возвращение в прежнее состояние

Б) в армии навязана прусская система

В) усилено крепостное право

Г) казарменный порядок в стране

Д) ограничение привилегий дворянства

 Вывод учащихся: деспотизм Павла, недовольство дворянства внутренней и внешней политикой царя привели к государственному перевороту 11 марта 1801г. На престол возведён старший сын Павла Александр.

Рассказ учителя о заговоре 11 марта 1801г. в сжатом виде.

Задание для учащихся:

"Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее."  Можем ли мы согласиться с этим высказыванием Павла ?

Учитель:

Шедевром русской литературы является повесть Ю. Н. Тынянова «Подпоручик Киже», основанная на анекдоте, но живо передающая обстановку эпохи царствования императора Павла I, в Михайловском дворце стоит памятник Павлу работы скульптора Горевого.

Домашнее задание: * 29, составить тест из 10 вопросов

Дополнительный материал:

Политика Павла I по отношению к различным слоям общества была проникнута духом патернализма. Павел I был убеждён, что он должен не только управлять своими подданными, но регламентировать их жизнь, хозяйство, быт. По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, сапоги. Петербург по императорским указам должен был засыпать в 10 часов вечера и просыпаться в 6 утра. Павел I запретил ввоз литературы из-за границы и все частные типографии. С другой стороны, из заключения был освобождён Н.И. Новиков, а А.Н. Радищеву было разрешено вернуться из сибирской ссылки в своё имение.

Всё больше Павла I стали обвинять в неуравновешенности, деспотизме, произволе, усиливались слухи о его помешательстве.

Духовником и наставником Цесаревича был один из лучших русских проповедников и богословов архимандрит, а впоследствии митрополит Московский Платон (Левшин). Благодаря его пастырскому труду и наставлениям в законе Божьем, Павел Петрович на всю оставшуюся короткую жизнь сделался глубоко верующим, истинным православным человеком. В Гатчине до самой революции 1917 года сохраняли коврик, протертый коленями Павла Петровича во время его долгих ночных молитв. Таким образом, мы можем заметить, что в детские, отроческие и юношеские годы Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор и уже тогда пришёл к рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога. Все это отражается в его дальнейшей политике, в его идеях и поступках.

 

Павел I сразу же после вступления на престол стал бороться против фаворитизма матери. Вначале он не терпел в государстве привилегированных лиц. Он начал опалы крупных сановников. Известны его слова: " В России велик только тот, с кем я говорю, и пока я с ним говорю". Но вскоре сам окружил себя фаворитами и фаворитками, среди которых адмирал Г.Г. Кушелев, граф И.П. Кутайсов, Е.В. Мусина - Пушкина, А.А. Аракчеев, Е.И. Нелидова

                                   Закрепление первичного материла

Уровень знаний для сильных учащихся

                                               «Историческая утка»

  • В 1796 году императором стал Павел, который продолжал политику своей матери Екатерины II. Во внутренней политике продолжился век «золотого дворянства», черносошные крестьяне переданы помещикам в количестве 800 тысяч человек. В армии введена французская система. Павел установил твёрдый порядок наследования по женской линии. В 1801 году Павел отправлен в отставку своим сыном Николаем и стал жить в Москве.

Уровень знаний для слабоуспевающих

                                             «Проверь себя»

  • Павел I – это
  • Гатчина – это
  • Н. Панин – это
  • Мария Фёдоровна – это
  • Граф Пален – это
  • Ф.Ф. Ушаков – это
  • А.В. Суворов – это


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока по истории России на тему: «Внутренняя и внешняя политика Павла I»

Цель урока:  познакомить обучающихся с новой творческой формой работы на уроке, формировать умение в нестандартной, творческой форме представить свои знания о периоде правления Павла I...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...

Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Павла I" 8 класс

Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Павла I" 8 класс ( Презентация, технологическая карта, приложение)....