Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Павла I" 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс)

Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Павла I" 8 класс ( Презентация, технологическая карта, приложение).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внутренняя политика Павла 1 1796-1801 гг.

Слайд 2

Почему деятельность императора Павла 1 невозможно оценить однозначно ?

Слайд 3

1796-1801

Слайд 4

Закон 1797 г. – новый указ о порядке престолонаследия: престол переходит представителю царствующей династии мужского пола (сыновьям или братьям в порядке старшинства порядке престолонаследия Это предотвращало возможность дворцовых переворотов

Слайд 5

На ключевые должности в государстве были назначены доверенные лица Павла 1 смещены ставленники Екатерины II . А.А.Аракчеев П.А.Пален И.П.Кутайсов

Слайд 6

Гатчина при Павле I

Слайд 7

Павел I одел русских солдат в немецкие мундиры и парики с косами и буклями . За основу – принята модель прусской армии Жесточайшая дисциплина.

Слайд 9

В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку. Указом 1797 г. дворян обязали платить налог для содержания органов местного самоуправления в губерниях.. «Разжалованная грамота» дворянству

Слайд 10

1.Для солдат сократили число телесных палочных наказаний 2. Низшие чины могли жаловаться на офицеров 3.Отличившиеся солдаты увольнялись до окончания срока службы, получали в награду по 100 рублей и земельный надел в 15 десятин. Положение солдат

Слайд 11

Плюсы Минусы Противоречия крестьянской политики

Слайд 12

1797 г. – Манифест об ограничении барщины тремя днями в неделю и запрещено привлекать крестьян к работам в воскресные и праздничные дни. Были запрещены телесные наказания для лиц, достигших 70-летнего возраста Крестьянский вопрос

Слайд 13

Бюрократизм - система управления чиновнической администрации, оторванной от народа и защищающей интересы господствующего класса. В стране введен порядок, при котором все дела решались чиновниками и даже полицейскими

Слайд 14

Павел I был убежден, что он должен не только управлять своими подданными, но регламентировать их жизнь, хозяйство, быт. По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, сапоги. Петербург по указам должен был засыпать в 10 ч. вечера и просыпаться в 6 утра .

Слайд 15

Почему деятельность императора Павла 1 невозможно оценить однозначно ?

Слайд 16

1796- 1801



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: « Внутренняя политика Павла 1»

Класс: 8 «В»

Педагог:  Конончук Елена Ринатовна

Цель для ученика:

формирование представления о внутренней политике Павла 1;

проследить основные направления внутренней политики;

определение противоречий в политике императора.

Цель для педагога:

  • Определить факторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императора Павла I;
  • Проследить основные направления внутренней политики Павла I;

Воспитательные.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: комбинированный

Опорные понятия, термины: Гатчина, бюрократизм, « Разжалованная грамота дворянству»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: дать личностную характеристику императора Павла I; проанализировать основные преобразования во внутренней политике, отметив их противоречивость; подвести итоги деятельности Павла I.

Метапредметные:  формировать умение самостоятельно определять цели и задачи урока и познавательной деятельности, планировать пути достижения целей; умение использовать  универсальные методы работы.

Продолжить формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; давать ответы по сквозным вопросам; систематизировать материал; решать проблемные задачи; работать с текстом учебника и вести записи в тетради.

Личностные:  поддерживать стремление учащихся участвовать в коллективной и индивидуальной работе, поддерживать интерес к предмету; воспитывать чувство патриотизма.

Формы контроля: комбинированный опрос, опережающие индивидуальные задания.

Домашнее задание: параграф 24, даты, термины, вопросы.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Показатели результативности

  1. Мотивационно-целевой этап

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку  и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают  цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Личностные:

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие

Регулятивные:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Коммуникативные:

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

 

Активная работа обучающихся в обсуждении заданных вопросов

  1. Операционно- деятельностный (содержательный) этап

Организует беседу по пройденному материалу:

( прием « Тонкие и толстые вопросы»)

–Чью эпоху мы изучали на предыдущих уроках?

- годы ее правления?

- Что такое «Просвещенный абсолютизм»?

- Почему политика Екатерины 2 носила противоречивый характер?

- Кого она боялась?

- Что для них сделала?

- Год, о чем?

_-У какого сословия положение ухудшилось?

То есть ситуация сложная и нужны изменения

Исходя из ответов обучающихся, учитель с их помощью формулирует тему урока: « Внутренняя политика Павла 1»

Проблемный вопрос.

Почему деятельность императора Павла 1 невозможно оценить однозначно?

 Личность Павла 1

Указ о престолонаследии Павла 1. Что он изменил?

Преобразования в армии

Крестьянская политика

Усиление бюрократизма

Отвечают на наводящие вопросы. ( примерные ответы)

- Екатерины 2

- 1762-1796

- реформы проводятся по инициативе монарха

- с одной стороны идеи французских просветителей, а с другой стороны незаконный захват власти

- дворян

-« Жалованная грамота дворянам»

-1785

- у крестьян

Сообщение о Павле1 (опережающее задание)

- работа по рядам по документам ( 3 минуты)

Выступления и анализ

- сообщение о крестьянской политике (опережающее задание)

Обучающиеся по ходу выступления заполняют таблицу : Противоречия плюсы и минусы

Работа с учебником стр.60 абзац №3. ( обсуждение)

Регулятивные:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Коммуникативные:

проявляют активность, аргументируют. анализируют: читают  про себя текст учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

 Выделяют причинно-следственные связи, рассуждают. Анализируют информацию. Проработан текст учебника и документов

Умение составлять план по вопросам, отвечать четко, аргументировано по факту, конкретизировать ответы

III. Рефлексивно-оценочный этап

Проблемный вопрос.

Почему деятельность императора Павла 1 невозможно оценить однозначно?

Синквейн – Павел 1

Д.З параграф 24. Термины, даты

Оценки за урок.

Исходя из пройденного материала дают оценку деятельности Павла 1 , объясняя в чем ее неоднозначность.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Познавательные:

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Сформулирован вывод



Предварительный просмотр:

Задания по рядам (работа с текстом).

Гатчина – 1 ряд.

Как реформатор, он решил следовать примеру Петра Великого: взял за основу модель современной европейской армии — прусской. Съездив однажды за границу, Павел Ι раз и навсегда влюбился в прусские порядки и его кумиром стал Фридрих ΙΙ, при котором Пруссия выдвинулась в число великих держав. Он подражал ему во всем: в одежде, в походке, в посадке на лошадь. И даже  своё имение Гатчину он превратил в маленький прусский городок. Гарнизон Гатчины был одет в прусскую форму и обучался по прусскому образцу. Павел думал,  что блестящий мундир «придает бодрость» тому, кто его носит, или, попросту, ему хотелось иметь солдат, одетых так же, как солдаты Фридриха II. Солдат стеснял  мундир. Павел желал, чтобы они были в нем так затянуты, что едва могли бы дышать. В случае падения, они неспособны были сами подняться. Такие же узкие штиблеты жали им ноги, и самим немцам этот смешной наряд, уже вышедший в их государстве из употребления, казался странным.

Мундир и парики – 1 ряд.

Уже через три недели после своего воцарения Павел I стал одевать русских солдат в неудобные немецкие мундиры и парики с косами и буклями, которые полагалось, намочив пивом или квасом, обсыпа́ть мукой. Эта «пудра», обращавшаяся после просушки в толстую кору, причиняла людям сильные головные боли, не давая  в то же время возможности заботиться об элементарной чистоте. По их поводу известна вошедшая в пословицу фраза, приписываемая Суворову: «пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак». Впрочем, совершенно бесполезным изобретением такой парик не был: в косице скрывался стальной прут, защищавший шею от сабельного удара сзади. Адъютант князя Зубова и вдохновенный драматург Алексей Копьев развлекал Москву, показывая на улицах карикатуру новой полковой формы: длинную косу до икр, треуголку в три фута шириной и перчатки с раструбами, в форме огромных воронок. Но за это он поплатился разжалованием.

Была установлена жесткая дисциплина и муштра.

Борьба с привилегиями и казнокрадством – 2 ряд.

Павел I затеял военную реформу не только из собственной прихоти. Российская армия была не на пике формы, страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно: в частности, дворянские дети с рождения были приписаны к тому или иному полку. Многие, имея чин и получая жалование, не служили совсем. Армия делилась на гвардейские и обычные армейские части, и жили они совершенно разной жизнью. В гвардии люди числились, но не служили. Гвардейский офицер имел колоссальные привилегии и практически не успевал по-настоящему понюхать пороха и потянуть солдатскую лямку. Он должен был без конца менять мундиры, появляться в свете и при дворе. Екатерина требовала, чтобы гвардейский офицер имел новую карету, запряженную не меньше чем четверкой лошадей, чтобы у него было шесть парадных мундиров, запас фраков, жилетов, модных чулок и туфель и т. д. Даже на вахтпарад офицер мог являться в шубе поверх мундира и с муфтой на руках, чтобы они не мерзли. Трудно все это себе представить, но, тем не менее, это было, и говорить о порядке в гвардии не приходится. Распущенность нравов была совершенно невероятной, любовь к привилегиям делала этих людей малоценными для армии. Если Петр задумал в свое время гвардию как своеобразный институт подготовки офицеров для армии, то теперь все это походило на нечто противоположное петровским идеям. Жестокость в обычных армейских частях была прямо пропорциональна привилегиям в гвардейских частях. Телесные и другие наказания были совершенно обычным делом.

Изменения в армии – 3 ряд.

Павел I провел ревизию личного офицерского состава в армии. Всем офицерам было приказано немедленно явиться на службу. В результате все малолетние офицеры, все формально числившиеся на службе, были уволены из армии, была прекращена практика долгосрочных отпусков. Это вызывало ропот офицерского состава и солдат. Боевой дух армии и военная подготовка упали.

За нерадивость и грубое обращение с солдатами император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии. А телесные наказания приписывал исполнять и сам Суворов в своей «Науке побеждать» (Кто не бережет людей – офицеру  арест, унтер-офицеру и ефрейтору – палочки, а кто сам себя на бережет — тому палочки тоже), он был сторонником строгой дисциплины, но не бессмысленной муштры. Положение русских солдат улучшилось. Для положения солдат Павел сделал больше, чем ожидалось. Павел резко сократил число телесных палочных наказаний, и солдатам стало жить легче. Солдаты получили довольно свободный, удобный и к тому же дешевый мундир, как и офицеры, которые не имели права отклоняться от установленного образца. Павловский офицерский мундир стоил 22 рубля (при Екатерине он стоил 150 рублей, и это было целое состояние: годичный оклад чиновника отнюдь не самого низшего ранга).

Уменьшилось казнокрадство, было повышено денежное  и пайковое содержание, полковым командирам запрещалось использовать военнослужащих для хозяйственных работ и в качестве прислуги. Низшие чины могли жаловаться на офицеров. Отличившиеся солдаты увольнялись до окончания срока службы, получали в награду по 100 рублей плюс земельный надел в 15 десятин.

Многие военные преобразования Павла I в дальнейшем показали себя с самой лучшей стороны и сохранились до начала ХХ в. А в ХХ в. почетный караул в Советской Армии ходил высоким печатным прусским шагом, введенным Павлом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Дистанционный урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Николая I". 8 класс.

Данная разработка солержит конспект урока истории и методические рекомендации по его проведению.Крок разработан и проведен при дистанцинном обучении ребенка-инвалида. Он может быть также использован п...

Дистанционный урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Николая I". 8 класс.

Данная разработка содержит конспект урока, который был проведен дистанционно с ребенком-инвалидом Он также может быть проведен в классе и дистанционно.В конспекте имеются ссылки на интернет-ресуры, в ...

Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс

Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знаком...

Методическая разработка урока истории по теме "Золотая Орда" для 6 класса.

Данная методическая разаработка предназначена для проведения урока по курсу Истории России в 6 классе по теме "Золотая Орда". Данный урок проводится в игровой форме путешествия в Золоту...

Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Петра I"

Период правления Петра Первого историки оценивают по-разному. Одни считают его великим реформатором, другие тираном. Данная методическая разработка, в виде игры-суда, поможет обучающимся с разных стор...