Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Петра I"
учебно-методический материал по истории (11 класс)

Оксана Николаевна Молчанова

Период правления Петра Первого историки оценивают по-разному. Одни считают его великим реформатором, другие тираном. Данная методическая разработка, в виде игры-суда, поможет обучающимся с разных сторон посмотреть на политику Петра Первого и сделать собственный вывод о его правлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл суд над Петром I44.71 КБ

Предварительный просмотр:

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по теме  «Внутренняя политика Петра I»

Тема урока:

Внутренняя политика Петра I

Тип урока:

Урок- суд

Цели урока:

Образовательная:

Показать, что внутренняя политика Петра I способствовала укреплению русского государства

Развивающая:

Привить студентам навыки анализа прочитанной литературы и изученного материала

Воспитательная:

Воспитать творческую активность студентов при изучении темы «Внутренняя политика Петра I»

Оборудование урока:

-выставка литературы

Межпредметные связи:

Обществознание

Тема «Религия как феномен культуры»

Внутрипредметные связи:

«Иван III и создание единого централизованного Российского государства», «Внутренняя политика Ивана IV Грозного»

Ход урока

I. Организационный момент- 3 мин.

II. Объявление учителем темы и целей урока, объяснение правил игры и распределение ролей – 9 мин.

 

 III. Урок-суд – 1 час 5 мин.

План

1. Вступительное слово судьи (библиографическая справка)

2. Вступительные речи обвинителя и защитника.

3. Речь подсудимого.

4. Допрос свидетелей защиты и обвинения.

5. Заслушивание мнения экспертов.

6. Последнее слово подсудимого.

7. Резюме судьи, уточняющего присяжным их задачу.

8. Вынесение вердикта присяжными

IV. Подведение итогов урока- 3 мин.

  1. Судья (библиографическая справка):  Петр I Великий, император России (30.05.1672-28.01.1725), русский царь с 27 апреля 1682 г., российский император с 22 октября 1721 г., государственный деятель, полководец и дипломат. Единственный сын от царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной.

Петр I был дважды женат. В 1689-1998 гг. на Евдокии Федоровне Лопухиной и в 1705-1725 гг. на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I). Имел от первого брака сына Алексея Петровича и от второго дочерей Анну и Елизавету.

В 1682 г. был возведен на престол после смерти бездетного царя Федора Алексеевича в обход своего свободного старшего брата Ивана. Однако их сестра царевна Софья Алексеевна и родственники первой жены Алексея Михайловича – Милославские использовали стрелецкое войско в Московском восстании 1682 г. (дворцовый переворот).

В детстве Петр I получил домашнее воспитание. Физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью, учился легко и охотно. С помощью дворцовых мастеров он освоил много ремесел (столярное, токарное, оружейное, кузнечное, часовое, типографское).

Особую роль в становлении личности Петра I сыграли военные потехи, для чего были созданы отряды «потешных», ставшие в последствии гвардией и ядром русской регулярной армии. Значительное влияние на формирование взглядов и интересов Петра I оказали иностранцы, которые явились его учителями в различных областях знаний.  

Петр I с юных лет знал немецкий язык, а затем изучал голландский, английский и французский языки.

В 1697-1698 гг. во время первой заграничной поездки прошел курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама, изучал кораблестроение, архитектуру и черчение планов. Петр I закупал в других странах книги, приборы, оружие, приглашал на работу иностранных мастеров и ученых.

В период с 1700 по 1725 гг. император вел Северную войну со Швецией за выход в Балтийское море. В результате многочисленных военных действий с Карлом XII, императором Швеции, Петр I выиграл Северную войну и Россия стала торговать по Балтийскому морю с европейскими странами. Было открыто «окно в Европу».

Петр I удачно провел следующие реформы:

  1. Введение рекрутской системы.

Недостаток финансирования обусловил новую систему комплектования армии. В зависимости от потребностей сельское и городское население поставляло рекрута с определенного количества дворов. Служба рекрута была пожизненной, что обеспечивало высокую боевую выучку и позволяло перейти к формированию регулярной армии, т. е. армии, располагающей единообразной системой комплектования, обучения, экипировки, вооружения и снаряжения.

  1. Реформа государственного аппарата (учреждение Сената и  коллегий).

В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий — центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти — исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент — детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718.

В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721, после окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества».

Была создана коллегия, отвечающая за церковь – Синод.

  1. Областная реформа.

Сущность областной реформы состояла во введении промежуточной инстанции между уездами и приказами – появились губернии и провинции. Страна была разделена на 8 губерний во лаве с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти.

  1. Преобразования в экономике.

Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности. Однако ее развитие в условиях военного времени привело к приоритетному развитию отраслей тяжелой индустрии, которые по окончании войны существовать без поддержки государства уже не могли. Фактически закрепощенное положение городского населения, высокие налоги, насильственное закрытие Архангельского порта и некоторые другие правительственные меры не благоприятствовали развитию внешней торговли. В целом продолжавшаяся в течение 21 года изнурительная война, требовавшая крупных капиталовложений, получаемых в основном путем чрезвычайных налогов, привела к фактическому обнищанию населения страны, массовым побегам крестьян, разорению торговцев и промышленников.

4. Преобразования в области культуры

Время Петра I — это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Особое значение имело строительство каменного Петербурга. Участие принимали иностранные архитекторы. Был разработанный царем план, по которому создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. В 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725).

2.ОБВИНИТЕЛЬ:  Петр I, император России, обвиняется в жестокости и беспощадности. Император думал о благе Отечества, но не думал о народе. Он собирал подушную подать, но не размышлял о том, что голодуют люди, сдающие ее. Устраивал рекрутские наборы, радовался появлению регулярной армии, но не видел, как плачут матери солдат и как переживают рекруты, навсегда покинувшие свой дом.

Величайшим преступлением было снятие колоколов с церквей. Как можно снять с церквей колокола, если народ верит в Бога и для его психики тяжело такое отношение к религии. Вспомните Ивана III, который жил в еще более тяжелое время, чем  Петр I. Царь освобождал Россию от монголо-татар, но уважительно относился к церкви, советовался с патриархом и не снимал никакие колокола.

Реформы   Петра I носили классовый характер и были направлены на возвышение дворянства в феодальном обществе, на возвеличивание его роли в армии и в государстве.

Жизнь в антогонистическом обществе, основанном на жестокой эксплуатации, произволе и классовом угнетении, течет по своим законам. Указы, которыми Петр пытался объяснить людям, как лучше и проще добиться блаженства всех подданных, не достигали цели. Вместо желаемой «гармонии» рождались новые непримиримые социальные противоречия, вместо всеобщего согласия вспвхивала классовая борьба, которую не в силах были остановить ни новые учреждения   Петра I, ни его новые регламенты и указы.

Как можно обвинять Петра I в жестокости, если он поднял государство. Вспомните Ивана IV Грозного, который разорил Россию и утопил в репрессиях. Его нужно обвинить в жестокости, а не человека, работающего на благо государства. Вы думаете, что великие дела вершатся просто и легко. Благо государства невозможно без отрицательных сторон.

ЗАЩИТНИК: Внутренняя политика Петра I отличалась некоторыми существенными особенностями, проистекавшими из его социально-политических взглядов. Одна из особенностей состояла в том, что царь считал себя слугой государства, он ему служил.

Под службой государству Петр подразумевал все сферы своей разнообразной деятельности: участие в сражениях и дипломатических переговорах, в сочинении законов и в кораблестроении, в проведении административных реформ и в распространении просвещения. Своим отношением к службе царь подавал пример подданным: если находился на поле брани, то «живота своего не жалел», если учился кораблестроению, то отдавал всего себя любимому делу, если сочинял законы, то переделывал их множество раз, пока не достигал четкости и ясности формулировок.

Показывая руки послу, недавно прибывшему из-за границы, Петр произнес фразу, показывающую суть его отношения к царствованию: «Видишь, братец, я и царь, да у меня на руках мозоли, а все оттого: показать вам пример и хотя б под старость видеть мне достойных помощников и слуг отечеству».

Петр представлял и цель своей службы – достижение «общего блага». Под этим понятием император подразумевал способность каждого подданного в зависимости от сословной принадлежности беспрекословно и четко выполнять обязанности, возложенные на него государством. Идея службы отечеству пронизывает законодательство петровского времени, охватившее все сферы жизни подданных: хозяйственную, семейную, духовную, нравственную и т. д.

Петру I были известны и рычаги, при помощи которых можно было достичь желаемого им общего блага. Главнейшими из них являлись разумные законы, регламентирующие жизнь подданных, и органы государственной власти, контролирующие их исполнение.

3. Петр I: Я считаю унизительным для себя защищаться. Все, что я делал, было для блага Отечества. У меня никогда не было эгоистических целей. Я никогда не хотел быть богатым за счет кого-либо. Я желал создать сильное могущественное государство – Россию. Для этого потребовались рекрутские наборы, подушная подать, «Табель о рангах» и т. д.

Вы  забыли, что во времена начала моего правления Русь была очень слабой. Щвеция лидировала в Балтийском море и мы не имели выхода в Европу.  Только жесткие меры и наведение порядка в стране могли сделать нас сильными  перед лицом внешнего врага.

Не забывайте, что я пришел в бедную, застрявшую в долгах Россию, но после моей         смерти не осталось ни копейки государственного долга и страна стала сильным, мощным на международной арене государством.

4.Свидетели обвинения:

Булавин Кондратий: До прихода к власти Петра I мы, казаки, жили очень свободно. Правительство не трогало нас. Цари понимали, что мы боремся с набегами крымских татар. Беглых крестьян не возвращали с Дона их владельцам. Сейчас правительство отправило на Дон карательную экспедицию, поручив ей сыск беглых и возвращение их на прежнее место жительства. Суровые действия карателей во главе с Юрием Долгоруковым вызвали наше недовольство.

Мы восстали не потому, что были непокорны и недисциплинированны, а потому, что не могли терпеть произвола со стороны правительства у нас дома.

Крестьянин: Конечно, во времена Петра I мы молчали, так как были забитыми и покорными, да и кто мог произнести слово против самого императора. Сейчас идет суд истории и я могу сказать все, что думаю. Петр I был очень жестоким. Император говорил, что им движет благо Отечества, но он никогда не щадил людей. Он не видел, что мы живем в величайшей бедности. Финансовая реформа была очень тяжелой для нас, а подушная подать –  большой. Мы с трудом собирали налоги. К тому же, император приказал посчитать население по мужским душам, начиная от младенцев и заканчивая стариками. Получалось, что если в нашей семье было больше мужчин, чем женщин, мы платили больше других семей в деревне. Как мог младенец, за которого платили подушную подать, работать на поле или содержать семью.

Рекрут: Петр I ввел рекрутские наборы, которые были очень тяжелыми для нас. С нескольких дворов один человек был обязан идти в солдаты. Служба рекрута была пожизненной, что обеспечивало высокую боевую выучку и позволяло перейти к формированию регулярной армии. Но император не учел тот факт, что он оставил без средств существования наши семьи и сделал нас несчастными. Например, в нашей семье были в основном женщины и выполнять тяжелую работу по хозяйству приходилось в основном мне. После того, как мать пролила много слез, провожая меня в армию, она совсем слегла. Дом пришел в запустение. Я постоянно думал о доме, переживал и был очень несчастен.

Церковнослужитель: В народе ходили легенды о царе Антихристе. Люди говорили, что когда будущий царь был младенцем, дьявол подошел к люльке и подменил ребенка. Наверное, это правда, учитывая то, что натворил Петр. Он приказал снять колокола с церквей и отлить из них пушки. Такой насмешки над церковью никто никогда не видел. При такой постановке вопроса не могло быть и речи о независимости церкви, ее материальной и политической самостоятельности. В 1721 г. вместо меняющихся один за другим патриархов была создана Духовная коллегия, переименованная в Синод. Членов Синода назначал царь, они были приравнены к чиновникам прочих светских учреждений: получали из казны жалованье, приносили присягу на верность царю и обязывались безоговорочно выполнять все его повеленье. Как и в Сенате, в Синоде присутствовало «око государево» - обер-прокурор, светское лицо, надзиравшее за его деятельностью.

В итоге церковной реформы Синод превратился в обычное правительственное учреждение, в котором заседали чиновники в рясах. И хотя он, подобно Сенату, назывался правительствующим, его компетенция была значительно скромнее сенатской и распространялась только на дела веры. Президентом Синода Петр поставил престарелого местолюбителя патриаршего престола Стефана Яровского, уже не способного выполнять свои обязанности; к тому же через год он уже умер. Фактическим руководителем Синода был его вице-президент Феофан Прокопович. Монахов Петр называл тунеядцами и требовал от них службы государству: содержания школ, богаделен, занятий ремеслами.

Молодой дворянин: Петр I изобрел способ принудить нас учиться – указом было запрещено священнослужителям регистрировать брак, если жених был неграмотным. Например, я не имею склонности к учебе и не вижу в этом в этом счастья. Зачем мне покидать родной дом, уезжать от родителей за границу, целыми днями читать умные книги, мучатся, если я не имею к этому склонности. Кроме этого я слышал, что учиться нужно на пятерки. Известен случай, когда молодой дворянин приехал из-за границы и император стал принимать у него экзамен. Парень учился слабо и ответить не мог. Император набил его и обругал. Слуга дворянина подслушивал под дверью и попросил ответить за него.   Петр I экзаменовал прислугу и был доволен его ответом. Крепостной крестьянин занял пост во флоте выше, чем дворянин.

Царевич Алексей: Я сын Петра I от первого брака царевич Алексей. Воспитывался в окружении первой жены царя Евдокии Лопухиной. В 1715 г., когда у меня родился сын, отец понял, что появился новый кандидат в наследники и предложил мне постричься в монахи. Внешне я проявлял покорность, согласился стать монахом и отказался от престола. В действительности я считал монастырь удобным местом, где можно ожидать смерти отца, чтобы потом предъявить свои права на престол.

В 1716 г. я, притворившись, что еду по вызову отца в Копенгаген, бежал в Вену к своему шурину австрийскому императору Карлу VI. П.А. Толстой и А.И. Румянцев, по поручению отца, вернули меня в Россию. Я надеялся на сочувствие князей Голициных, Долгоруких и других. Находясь в Австралии, я строил планы захвата престола при военной помощи государств, враждебных России.

Суд, состоявший из 127 светских сановников, признал меня виновным в измене и приговорил к смертной казни. Приговор не был приведен в исполнение, так как я умер под пытками. Император был настолько жестоким и ненавистным, что не пожалел родного сына.  

Евдокия, супруга Петра I: Перед своей поездкой за границу, муж порвал со мной. Он считал, что я темная и необразованная, ниже его уровня, ни к чему не стремлюсь. Он разлюбил меня и заглядывался на иностранок. Муж предложил мне уйти в монастырь, так как в наше время разводы были запрещены. Я отказалась. Даже руководивший политическим сыском Ромадановский, в распоряжении которого находился Преображенский приказ, не смог склонить меня исполнить желание царя и добровольно принять схиму. Приехав из-за границы муж четыре часа разговаривал со мной, всячески угрожая и запугивая меня. Через три недели скромная карета доставила меня из Кремля в Суздаль, где я была подстрижена в монахини женского Покровского монастыря под именем Елены.

Свидетели защиты:

Долгорукий Юрий: Казаки во главе с Булавиным обнаглели окончательно. Они принимали беглых со всей России. Люди, нарушившие закон, оказались под их покровительством. Мы не являлись карательным отрядом, а искали беглых, которых укрывали казаки. Любой военный должен быть строгим и я ничего противозаконного не делал, кроме того, что требовал соблюдения закона.

Офицер: Я не согласен с мнением рекрута. Как можно ставить интересы отдельного человека выше интересов государства. Служба в армии обеспечивала высокую боевую выучку и позволяла перейти к формированию регулярной армии, т. е. армии, располагающей единообразной системой комплектования,  обучения экипировки, вооружения и снаряжения. К тому же я очень прошу обратить внимание на тот факт, что государство было бедным, а для обучения рекрута требовалось много денег. Обучить одного человека и оставить его пожизненно в армии, постоянно совершенствуя его знания, было гораздо выгоднее, чем обучать меняющихся людей.

Ягужинский Павел, генерал-прокурор Сената: Петр I одновременно с Сенатом создал институт фискалов. Фискалы осуществляли тайный надзор за деятельностью всей администрации. Это было очень необходимо государству в сложное время модернизации. В 1722 г. император дополнил надзор фискалов надзором прокуратуры. Задача прокуроров состояла в предупреждении преступлений, они осуществляли гласный надзор над деятельностью Сената. Я непосредственно подчинялся царю и мог быть судим только им. Моя работа была во благо государству. В стране был порядок и каждый человек понимал, что его жизнь зависит от его добросовестности, активности, порядочности и целеустремленности.  

Антуфьев Никита Демидович: Я тульский кузнец-оружейник, родоначальник династии Демидовых. Однажды царю привезли великолепной работы пистолет, у которого вскоре сломался курок. Государь долго и безуспешно искал мастера исправитЬ эту досадную поломку. Ему посоветовали обратиться ко мне. По пути в Воронеж Петр завернул в Тулу, отыскал меня и оставил мне сломанный пистолет. На обратном пути в Москву Петр заехал за готовой работой. Я вручил ему исправленный пистолет. Государь внимательно осмотрел его, остался доволен и невольно произнес: «А пистолет-то какой! Доживу ли я до тех дней, когда и у меня на Руси будут вот так работать». «Авось мы и сейчас против немца постоим»,- спокойно ответил я царю. Петру мои слова показались пустой похвальбой. Он вспылил и в сердцах ударил меня, приговаривая: «Сперва сделай, мошенник, а уж потом хвались». Я не растерялся и так спокойно сказал: «А, ты царь, сперва узнай и потом дерись! Который у твоей милости, тот пистолет моей работы. А твой заморский – вот этот». С этими словами я достал из кармана иностранный пистолет и подал его царю. Петр был настолько удивлен и обрадован, что тут же, попросив прощения, поручил Никите Демидовичу построить в Туле оружейный завод, для чего приказал выдать 5 тысяч рублей.

Вскоре я перевел свое дело на Урал. В 1702 г. Петр передал мне казенный Невьянский завод с землями, лесами и горой Благодать. На заводе было налажено производство лучших в мире боевых ружей – до 100 тыс. штук в год. Тут же готовили ядра и бомбы.

Я поднялся из простых мастеров до владельца множества уральских заводов, став одним из самых богатых людей России. В 1720 г. мои родственники Демидовы получили дворянское знание, а к концу века вошли в круг высшей русской знати и продолжали мое дело.

Головкин Гавриил Иванович: При Петре I я возглавлял иностранную коллегию, заменившую Посольский приказ. Мы занимались приемом иностранных послов и руководили работой свех русских дипломатических представителей за рубежом. Мы поднимали государство, налаживая взаимоотношения с другими странами. Император всегда был вежлив, учтив и грамотен с иностранцами, понимая, что связи с другими государствами необходимы нам в сложный период Северной войны.

Меншиков Александр Данилович: Я фельдмаршал, глава военной коллегии. Военная коллегия ведала комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии. В ее распоряжениинаходились гарнизонные полки. Мы увеличили размеры сухопутной армии до 210 человек.

При Петре мог возвеличиться любой человек. Я родом из очень бедной семьи. Я убежал из дома. Продавал пирожки, перебивался в бедности. Познакомился с царем на потешных полках. Я очень ответственный, дисциплинированный, целеустремленный человек. Благодаря своему трудолюбию я имею массу чинов, я дворянин и второе лицо в государстве.

Апраскин Федор Матвеевич, генерал-адмирал, граф: Я глава Адмиралтейской коллегии. Создание нашей коллегии было необходимо в связи с превращением России в морскую державу и созданием военно-морского флота. Под моим наблюдением находились все кораблестроительные верфи и военно-морские крепости. В России не было флота до Петра, а при Петре появился огромный и могущественный флот, которого боялась Швеция.

5.Эксперты:

Историки И. А. Заичкин и И. Н. Почкаев:

Реформы Петра I носили классовый характер и были направлены на возвышение дворянства в феодальном обществе, на повышение его роли в армии и в государстве. Вместе с тем классовая направленность преобразований Петра I не исключает их общенациональной значимости – они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития.

Пребывая всю жизнь в трудах и заботах, проявляя при этом ум, исполненный самых добрых надежд, государь все свои устремления нацеливал на достижение в стране «всеобщего порядка» и «счастливого времени».

Однако жизнь в антагонистическом обществе, основанном на жесточайшей эксплуатации, произволе и классовом угнетении, течет по своим жестким законам. Указы, которыми Петр пытался объяснить людям, как лучше и проще всего добиться блаженства всех подданных, не достигали цели. Вместо желаемой «гармонии» рождались новые непримиримые социальные противоречия, вместо всеобщего согласия вспыхивала классовая борьба, которую не в силах были остановить ни новые учреждения Петра, ни его регламенты и указы.

Историк Н. И. Павленко: В центре преобразований стоит Петр Великий – личность самобытная и незаурядная, подобной которой не знает история не только России, но и Западной Европы. Надо было обладать гигантскими природными дарованиями, чтобы, не получив ни должного  образования, ни воспитания, овладеть вершинами знаний того времени: он поражал современников своей осведомленностью в артиллерии и астрономии, навигации и геодезии, кораблестроении и государственном устройстве.

Личность царя настолько многогранна и противоречива, что изображение его портрета требует использования всей палитры красок – от черной, олицетворяющей негативные черты характера, до нежно-пастельных тонов, отражающих его обаяние. Поступки царя свидетельствовали, что он мог быть скупым и расточительным, крайне жестоким и нежным, вспыльчивым и хладнокровным, расчетливым и бесшабашным.

Ключевский В.О.,  историк: Я затронул вопрос об усилении податных льгот и введения подушных подати. Я  писал о двойном увеличении податной тяжести с введением подушной подати. Это несправедливо и неправильно.

П. Н. Милюкова, историк: Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.

7. Последнее слово обвиняемого: Я выслушал свидетелей обвинения и свидетелей защиты и хочу сказать одно: нельзя ставить личные интересы выше интересов Отечества, чем-то нужно и пожертвовать. Как можно думать о личной выгоде, когда государство в опасности. Неужели Вы не видели, что я не спал, не отдыхал, работал целыми днями, не гнушаясь ни какими делами. Даже самая черная работа была мне приятна, ведь она шла на благо Отечества. Я не буду оправдываться, так интересы Родины для меня всегда были превыше всего. 

8.Судья:  Уважаемые присяжные, сейчас Вы должны вынести вердикт по поводу поступков подсудимого, императора России Петра I. Попрошу Вас быть очень объективными, учесть положительные и отрицательные стороны политики подсудимого и его вклад в историю.

9.Присяжные:  Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Николая I". 8 класс.

Данная разработка солержит конспект урока истории и методические рекомендации по его проведению.Крок разработан и проведен при дистанцинном обучении ребенка-инвалида. Он может быть также использован п...

Дистанционный урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Николая I". 8 класс.

Данная разработка содержит конспект урока, который был проведен дистанционно с ребенком-инвалидом Он также может быть проведен в классе и дистанционно.В конспекте имеются ссылки на интернет-ресуры, в ...

Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"

Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка  и презентация урока....

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

Учебно-методическая разработка урока истории «Россия в эпоху преобразований Петра Первого»

Материал содержит полный конспект урока по теме  «Россия в эпоху преобразований Петра Первого», включая ТКУ и приложения....

Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Павла I" 8 класс

Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Павла I" 8 класс ( Презентация, технологическая карта, приложение)....