Духовно – нравственное развитие личности в процессе изучения истории.
статья по истории по теме

Иванина Татьяна Павловна

Статья опубликована в журнале "Одарённый ребёнок" №3, 2011 год. Москва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanina_tatyana_pavlovna.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванина Татьяна Павловна, учитель истории высшей

 квалификационной категории БОУ «Гимназия № 43»

города Омска, Отличник народного просвещения,

победитель конкурса лучших учителей в рамках

приоритетного национального проекта «Образование»,

 Заслуженный работник образования Омской области.

Духовно – нравственное развитие личности в процессе изучения истории

Успех развития общества связан с количеством входящих в его состав одарённых, талантливых людей. Создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Изучение «Рабочей концепции одаренности» [3, с.38] на курсах «Психолого – педагогические основы выявления и развития одарённости детей и подростков» [2, с.72], которые проводились с коллективом учителей нашей гимназии,  способствовало получению мною теоретического и методического основания для  практической работы.

В частности, классификация видов одарённости по критерию «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики» является очень важной для понимания своеобразия природы одарённости, для выявления и развития которой необходимо качественное изменение характера познавательной деятельности детей и подростков. Осуществить эти преобразования невозможно без осознания учителем роли всех трёх психических сфер (эмоциональной, мотивационно – волевой, интеллектуальной), обеспечивающих эффективность выполнения учащимися любого вида деятельности, в чём я смогла убедиться на собственном опыте. Каким образом это можно осуществить на уроках истории?

Развитие умения воспринимать факты прошлого в исторических образах способствует развитию эмоциональной сферы учащихся. Решению этой задачи я уделяю огромное внимание: яркое образное изложение, богатый наглядный материал, музыкальное сопровождение, литературные произведения, фото и кинодокументы, исторические источники, отрывки из кинофильмов, мультимедиа, Интернет ресурсы создают условия для соответствующего  восприятия важнейших исторических фактов, вызывают у школьников сопереживание, стремление определить свое личностное отношение к фактам и историческим деятелям прошлого.

На мой взгляд, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных, противоречивых явлений, определения своих позиций и умений конструктивно взаимодействовать с иными мнениями [1, с.37 - 54]. Поставить учеников в реальную ситуацию выбора, чтобы они поняли, что выбирают, осознали позицию каждой стороны. При этом акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на разрешении противоречия и последующем ответственном самоопределении. Чтобы выбирать по-настоящему, надо сострадать, сопереживать, мучиться выбором. Например, при обсуждении жёсткого приказа Народного комиссара обороны Союза ССР № 227 «Ни шагу назад!» от 28 июля 1942 года [4, с.125], я предлагаю мальчикам оценить его с позиции фронтовика, а девочек с позиции женщин, которые попадут в оккупацию при отступлении Красной армии. «Да, страшно, но Родину (маму, бабушку и сестру) надо защищать», - вывод сделал парень, который не мечтает сегодня о службе в армии.  Просмотр эпизодов из кинофильма С.Бондарчука «Они сражались за Родину» (из 83 - х девятиклассников фильм не видел никто, тем более не читали Михаила Шолохова), сцены гибели под танком молодого солдата и беседы Лопахина со старухой не оставили равнодушными ребят, помогли им осознать свою роль в защите отечества. У них возникли вопросы: «Отчего кто-то предаёт свою Родину, чтобы спасти свою шкуру, а кто-то, не жалея жизни, даже перед лицом смерти остаётся предан своим принципам? Война не просто меняет людей - она выворачивает наизнанку их сущность. Трус скажет, что война не оставила ему выбора и он не мог поступить иначе. Храбрец - тот, кто не страшился выбора - жить как скот, или умереть как человек - и выбирал последнее. Ибо выбор существует всегда». Предлагаю ребятам прочитать дома повесть В.Быкова «Сотников» и посмотреть фильм Л.Шепитько «Восхождение» для поиска ответов на возникшие вопросы, написать эссе.

Привожу фрагмент беседы солдата Лопахина со старухой, чтобы учащиеся смогли прочувствовать силу воздействия художественного слова Шолохова и искусства кино, правдиво отражавших страшные страницы нашей истории.

«Меня, соколик ты мой, все касается. Я до старости на работе хрип гнула,  все  налоги  выплачивала  и  помогала власти не за тем, чтобы вы сейчас бегли, как оглашенные,и оставляли бы все на разор да на поруху. Понимаешь ты это своей пустой головой?

Лопахин закряхтел и сморщился, как от зубной боли.

- Наверно, в армии у тебя никого нет, а то бы ты иначе рассуждала.

- Это у меня-то нет? Пойди спытай у соседей, что они тебе скажут. У меня три сына и зять на фронте, а четвертого, младшего сынка, убили в Севастополе-городе, понял? Сторонний ты, чужой человек, потому я с тобой по - мирному и разговариваю, а заявись сейчас сыны, я бы их и на баз не пустила. Благословила бы палкой через лоб да сказала своим материнским словом: «Взялись воевать — так воюйте, окаянные, как следует, не таскайте за собой супротивника через всю державу, не срамите перед людями  свою старуху-мать!».

Фрагменты из кинофильмов использую систематически, особенно при изучении истории Великой Отечественной войны, так как они оказывают огромное эмоциональное воздействие и способствуют развитию внутренней мотивации. При проведении  контроля  по теме «Великая Отечественная война» в 11 классе предлагаю выполнить задание: «Узнай период войны или сражение по подвигу героя» и  предлагаю нарезку из фрагментов фильма «Освобождение» Ю.Озерова.

При изучении темы «Оккупационный режим и движение Сопротивления в СССР и странах Европы» даю одиннадцатиклассникам задание: найти дополнительный материал для сравнения этих явлений. Ребята собрали интересный материал, который помог им сделать вывод на уроке, что на Западе и Востоке были две разные войны одновременно. Гитлер никогда не планировал уничтожение народов Европы, а один только город Ленинград за блокадную зиму 1941 - 1942 года потерял вдвое больше, чем англичане и американцы за всю войну с  гитлеровцами. Поэтому формы сопротивления, масштабы, итоги и значение этих движений были разные. Наша цена победы над нацизмом намного выше, чем всех других стран. Вновь вернулись к обсуждению темы подвига и предательства в фильме «Восхождение», который теперь посмотрели почти все ученики. А я рассказала ребятам о тех чувствах, которые пережила, когда стояла на кладбище советских воинов в  польском городе Вроцлаве (бывший немецкий Бреслау). Мой папа, восемнадцатилетним мальчишкой, участвовал  в этих боях, где погибло несколько десятков тысяч бойцов, а я думала, что мне здорово повезло, что он остался жив, потому что меня бы просто не было.

Важным фактором, влияющим на творческое развитие школьников и на выявление потенциальной одаренности  является система внеклассной воспитательной работы по истории.

Остановлюсь на использовании метода проектов, в основе которого, как известно, лежит исследовательская деятельность учащихся. Он ориентирует на их самостоятельную работу и предполагает презентацию достигнутых результатов.

Нами были реализованы проекты «Крестьяне Омского Прииртышья в начале XX века», «Омск в 50-60 годы XX века», «Образ жизни моих родителей», «Изменение условий жизни жителей Омска и области в 40 - 50 – е годы XX века» и другие.

Особое место занимает сбор материала о Великой Отечественной войне. Так родились четыре сборника с фотографиями героев, рассказами о них и их воспоминаниями о том времени. В «Книге памяти» собрали сведения о погибших родственниках, а в книге «Солдаты Победы» о тех, кто пришёл с фронта. «Трудовой тыл» повествует об омском тыле, который не просто помогал фронту, а обеспечивал ему победу, а «Дети и война» - о трудном детстве.

Стало традицией в День Победы проводить театрализованную презентацию проектов. Были поставлены спектакли «Война глазами моих родных», «Омский тыл в годы войны», «Дети и война», «Женская доля», «Фронтовые будни», «Дорогами войны», «Фронт и тыл в одном строю», «Победа» и другие. Они все абсолютно разные, так как в основе лежат судьбы близких людей ребят каждого класса.

Открытию в Омске в 2010 году памятника «Труженикам тыла» посвящён наш проект  «Омский тыл в годы Великой Отечественной войны»,  где мы постарались отразить вклад омичей в Победу: участие в сражениях за Родину; размещение эвакуированных предприятий, госпиталей, детских домов, учреждений, театров и граждан; производство танков, самолётов и другого снаряжения для фронта; производство продуктов сельского хозяйства; лечение раненых в омских госпиталях; подписка на государственные военные займы; сбор денег на покупку танков и самолётов для фронта; отправка посылок с подарками для воинов; помощь освобождённым районам; тимуровское движение пионеров. Но, главное, что удалось показать, - это моральные и физические трудности, которые вынесли женщины, дети, на чьи хрупкие плечи  валились непосильные испытания. После спектакля выступали ветераны и благодарили актеров за то, что они не только помнят о войне сами, но и рассказывают достоверно об этом другим, и ещё, за то, что они впервые увидели рассказ именно о них – тружениках тыла. Одна бабушка мне сказала: «Я сейчас перед Вами на колени стану, потому что Вы заставили мою внучку заинтересоваться моей нелёгкой жизнью». Для меня это высшая оценка моей деятельности.

Организация поисковой работы по истории имеет свою специфику, которая нашла отражение в содержании и этапах этой работы.

  1.  Выбор темы. Темы предлагаются с учётом изучаемого программного материала или юбилея исторического события, но ребята корректируют их, поэтому темы меняется.
  2.  Составление вопросов для интервью. Все темы носят поисковый характер, где главным источником являются воспоминания родственников, поэтому вопросы тщательно продумываются и точно формулируются. Оговариваются и правила проведения интервью.
  3.  Сбор и представление материала. Основным направлением работы является запись воспоминаний родных и близких людей о далёких событиях, что даёт возможность увидеть историю глазами самих участников. А в нашем случае, речь идёт о близких людях, живших в другую историческую эпоху. Параллельно со сбором воспоминаний идёт сбор и других источников (документов, писем, вещей и т.д.).

На этом этапе часть ребят отходят от проекта, считая, что свою задачу они выполнили. Это происходит с теми, у кого среди родственников не нашлось заинтересованных людей, у кого разорваны семейные узы. У других  мотивации хватило только на осознание «надо», а увлечь его не удалось. К счастью, большая часть «заболевает» проблемой после рассказов родственников. Приходят на урок «переполненные знаниями и эмоциями» о своей семье. Говорят, что «просидели целый день с родителями, с бабой и дедом, смотрели фотографии, для уточнения фактов связались с другими родственниками, которые   присылали письма и т.д.».

  1.  Анализ и структурирование материала, определение его дальнейшего  использования, чтобы максимально донести до других ребят богатейший поисковый материал. Страна жила одной жизнью, отличия были в деталях, поэтому собираемся «за круглым столом» и каждый рассказывает наиболее интересные моменты.
  2. Оформление всего материала в общие сборники, рефераты.  

Можно на этом этапе завершить работу, но собранный учащимися материал о судьбах старшего поколения, родных и близких им людей, взволновал и заинтересовал их, возникла потребность и готовность продолжить эту интересную и творческую работу над проектом, тем более они уже знали, как это сделать, так как видели спектакли старшеклассников. Но они хотят создать свой спектакль о тех же событиях, чтобы выразить своё отношение к подвигу старшего поколения. Особенно радует то, что ребята по собственной инициативе ставят новые, более сложные цели.

  1. Подбор материала в художественных произведениях. Я рекомендую по теме прочитать литературные произведения, посмотреть кинофильмы, поискать в Интернете. Надо, чтобы ребята погрузились в эпоху, узнавали приметы времени.
  2. Составление сценария спектакля. При написании сценария используются описания конкретных судеб людей, подбирается материал из художественных произведений. Сценарий состоит из нескольких сцен, которые объединены общей темой, но герои и исполнители разные. Действующих лиц  много, так как каждый из участников проекта хочет получить роль, часто приходится дописывать новые сцены, включающие новых персонажей.
  3. Распределение ролей, оформление, репетиции. Роль получает каждый участник проекта, кроме того, они сами делают декорации, реквизит, шьют костюмы. Декорациями и реквизитом у нас служат также вещи того времени, которые мы собираем уже много лет: это шторы,  фотографии в рамах, утюги, крынки, прялка, полотенца, одежда из бабушкиного сундука. Практически, у всех участников проявляется ярко выраженный интерес к постановке спектакля, увлеченность, высокая требовательность  к себе и другим, поразительное упорство и трудолюбие, настойчивость, стремление к совершенству.
  4. Спектакль. Здесь очень важно  создать соответствующее эмоциональное состояние погружения в историческую эпоху. Для этого требуется особо тщательная подготовка — продумывание образа, создание костюма, при этом ученик должен иметь представление о судьбе, характере, чувствах, мыслях и взглядах своего персонажа. Большое количество участников создают трудности для учителя, но ребята очень ответственно относятся к своему делу, их главной задачей является достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа, а эффективность игры во многом зависит от степени вхождения учащихся в роль, от их артистичности. Для придания большего колорита актёры в своей речи  используют различные слова, фразы, характерные для данной эпохи. Огромную роль играет музыкальное и мультимедийное сопровождение спектакля.

Презентация в виде спектакля даёт возможность провести реконструкцию исторических событий и осуществить «погружение в историю», т.е. «прожить» какой-то отрезок времени вместе с его героями, посмотреть на исторические события «изнутри». 

Участие в спектакле представляет большую сложность для учащихся. Чтобы участники  действовали компетентно, желательно, чтобы они овладели определёнными умениями актёрской игры, расширили свои знания по проблеме, прочитав дополнительную литературу и другие возможные источники. Игра создаёт условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего не было в их непосредственном жизненном опыте. Им приходится перевоплощаться в другого человека, как правило, взрослого, а значит, примерять на себя новый, далёкий от современности образ. Через осознание мыслей, чувств, поступков и высказываний своих персонажей ученики моделируют историческую реальность, при этом получаемые знания для каждого становятся личностно значимыми. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех умений, знаний и навыков.

Таким образом, участие в спектакле представляет собой один из видов деятельности, значимость которой заключается не столько в результатах, а в самом процессе. Ролевая игра способствуют эмоциональной разрядке, снятию психического напряжения, повышает самооценку участника. За многолетнюю практику работы в этом направлении не было случая, чтобы юные актёры не оправдали мои надежды и не раскрылись на сцене в полной мере, заставляя зрителей сопереживать, а во многих сценах - плакать, хотя я не отбираю ребят, в каждой постановке участвует от тридцати до шестидесяти человек. Это позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей, для выявления  потенциальной одаренности, для максимально возможного творческого развития всех учащихся.

На спектакль мы приглашаем гостей: бабушек, дедушек, родителей, учителей, учеников. На мой взгляд, эта форма работы имеет огромное воспитательное значение, так как затрагивает эмоциональную сферу ребенка, ведь речь идет о дорогих им людях.

На последнем, оценочном этапе проводится анализ работы. Здесь могут высказаться все участники: и актёры, и зрители. Необходимо обсудить эмоциональные переживания, ход  спектакля и результативность действий участников. Ответы на вопросы о том, что каждый чувствовал,  понравилось (не понравилось), что  нового узнал», чему научились» и т.д. позволят проанализировать эффективность деятельности. Оценки зрителей всегда восторженные, особенно людей старшего поколения, которые не только «побывали» во времени своей молодости, но и увидели себя в постановке своих детей и внуков.

Проектной деятельностью занимаются все мои ученики, и у каждого к выпускному классу набирается материал по истории семьи. Эта работа способствуют сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения, гармоничному соединению фактического и теоретического материала, творческому усвоению знаний, развитию эмоционального и рационального восприятия исторического материала, творческой активности ребят.

Все виды одарённости в процессе проектной деятельности проявляются наиболее ярко. Поисково – исследовательская активность стимулирует творческое развитие, независимое и свободное от стереотипов мышление, лёгкость и гибкость в оперировании как новой информацией, так и имеющимися знаниями. Ребята успешно участвуют в различных конкурсах, сетевых проектах, научно-практических конференциях, Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории России. XX век».

Использование информационных технологий заметно способствует выполнению поставленных задач, повышает мотивацию учащихся. Совместно с ребятами разработаны и апробированы четыре телекоммуникационных  проекта: «Человек жив – пока о нём помнят», «Победы России», «Негасимый огонь памяти», «Я горжусь тобой, Россия!».

Нельзя не отметить и то, что осуществляется и патриотическое воспитание, причём опосредованно. Патриотические чувства возникают у ребят в процессе познания, под влиянием и руководством учителя, который из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Деятельность каждого ученика приобретает исследовательский, поисковый, творческий характер, что способствует развитию различных видов одарённости.

Процесс социализации, осуществляемый посредством включения ребенка в систему целенаправленных творческих видов деятельности, приводит к усвоению исторически сформировавшихся социальных норм, ценностей, способов поведения человека,  духовно – нравственных способностей личности учащихся.

Список литературы.

1. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М: Знание, – 1985. - 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №1).

2. Ильницкая И.А. Психолого – педагогические основы выявления и развития одарённости детей и подростков. Спецсеминар: программа и задания для самостоятельной работы (вопросы, схемы, таблицы) [Тексты]   – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006. – 131 с.

3. Рабочая концепция одаренности// Одарённый ребёнок. – 2003. - №4. С. 29 – 70.

4. Хрестоматия по истории России, XX век: Пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. — М.: Просвещение, 1999. — 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Воспитание патриотизма как фактор духовно-нравственного развития личности студента на занятиях истории.

В статье рассматриваются конкретные исторические темы, изучение которых способствует воспитанию патриотизма....

Статья на тему "Развитие духовно - нравственных качеств личности в процессе обучения на уроках английского языка"

В данной статье нами проводится обзор наиболее доступных и применяемых технологий, методов и приемов в обучении языку, с помощью которых можно работать над развитием качеств личности. Данная задача пе...

Выступление на конкурсе «Учитель года -2013» Тема методического объединения: «Духовно – нравственное развитие личности на уроках истории»

Тема методического  объединения: «Духовно – нравственное развитие  личности  на уроках истории»...

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...