Урок сообщения новых знаний. Тема "Сталинградская битва" 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

На данном уроке формируется у обучающихся общее представление о Сталинградской битве,

 разъясняются планы немецкого командования; рассказывается о героической борьбе сталинградцев; показываются особенности борьбы за Сталинград; даётся общее представление о разгроме немецкого войска под Сталинградом и его историческом значении; поясняется суть понятия «коренной перелом»;

 развивается внимание; познавательные способности; диалогическая и монологическая речь, используется дополнительный материал при изучении темы;

 воспитываются чувства патриотизма, гордости и восхищения героями Сталинградской битвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока – сообщение новых знаний.

Тема: Сталинградская битва.

Цель: Формировать у обучающихся общее представление о Сталинградской битве.

Задачи: Образовательные: разъяснить планы немецкого командования; рассказать о героической борьбе сталинградцев; показать особенности борьбы за Сталинград; дать общее представление о разгроме немецкого войска под Сталинградом и его историческом значении; пояснить суть понятия «коренной перелом».

Коррекционно-развивающие: развивать внимание; познавательные способности; диалогическую и монологическую речь, используя дополнительный материал при изучении темы.

Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, гордости и восхищения героями Сталинградской битвы.

Основные знания: Лето 1942 – февраль 1943г. – битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Основные термины и понятия: эскадрилья.

Оборудование и материалы: карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.», атласы по истории Отечества. XX век. Таблица «Главные битвы войны», тетради, ручки, карандаши, линейки.

Ход урока.

Организационный этап.

Цель – подготовка обучающихся к работе на уроке, насторой на работу, организация внимания.

  1. По звонку занять своё место.
  2. Взаимное приветствие.
  3. Определение отсутствующих.
  4. Проверка готовности к уроку (рабочее место – наличие учебных принадлежностей, рабочая поза, внешний вид).
  5. Коррекция внимания: назвать количество треугольников на представленном рисунке.
  6. Сообщение темы и цели урока. Запись в тетради числа и темы урока.

Подготовка к усвоению новых знаний.

Цель – организация познавательной деятельности обучающихся.

  1. Игра «Четвёртый лишний».

Определить лишнее понятие: Ленинград, «Дорога жизни», мужество, трусость.

Изучение нового материала.

Цель – формирование у обучающихся конкретного представления о ходе, результатах и значении Сталинградской битвы.

Вводная беседа:

Вспомните три главных направления движения фашистских войск по советской территории после перехода границы. ( Северное – на Ленинград, Центр – на Москву, Южное – Северный Кавказ и низовья Волги).

После победы под Москвой Красной армии удалось отбросить врага и перейти в наступление. Но сил и средств у советской армии не хватало. Немцы прорвали нашу оборону и двинулись к Волге.

Знакомство с планом изучения нового материала. (Меловая запись на доске).

  1. Положение на фронте (лето 1942 г.).
  2. Оборона Сталинграда.
  3. Прорыв обороны города, бои в городе.
  4. Героизм советских солдат. Дом Павлова.
  5. Бои за Мамаев курган.
  6. Наступление советских войск.
  7. Победа под Сталинградом и её значение.

Работа с таблицей «Главные битвы войны».

Название битвы

Время

Значение

Сталинградская битва

Август 1942 г. –

Февраль 1943 г.

Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

Создание таблицы в тетради, запись названия битвы. (Дальнейшее заполнение таблицы по ходу урока.)

Сообщение новых знаний.

Весной 1942 года немцы неуклонно продвигались вперёд по советской территории. На юге страны они взяли Керчь и Севастополь. Они захватили Орёл, Харьков и Таганрог. Советские войска с боями отступали. Бойцы Красной армии были измотаны в непрерывных боях, силы их были на исходе. (Показ на карте городов, занятых немцами.)

        Немцы подступили к Ростовской, Воронежской и Орловской областям. Руководство страны объявило эвакуацию жителей этих областей. (Показ на карте городов).

        Фашисты стремились захватить Кавказ и низовья Волги. Они хотели лишить советских людей главного водного пути, по которому в центральные районы страны везли хлеб и нефть. Но на пути немцев стоял город Сталинград. По своему расположению Сталинград протянулся по правому берегу Волги. Захватить город означало перекрыть великую реку.

Работа с картой и атласом.

- Какие города захватили немцы? (Показ обучающимися на карте в атласах городов).

- Показ на настенной карте г. Сталинграда.  (Обучающиеся находят город в атласах).

Сообщение новых знаний. (Продолжение).

        Летом 1942 года немецкие войска подошли к Сталинграду. Чтобы остановить отступление советских войск, Сталин отдал приказ «Ни шагу назад!». В нём говорилось, что Красная армия не может отдать немцам великую русскую реку Волгу. Поэтому советские бойцы должны стоять насмерть, но не допустить врага к Волге.

- Какой приказ был издан И.В. Сталиным?

Работа с текстом учебника о прорыве обороны Сталинграда, о боях в городе.

(Один ученик читает указанные абзацы, остальные следят. По ходу чтения дают ответы на вопросы.)

        -Когда немцы прорвали оборону Сталинграда?

        -Какие вражеские силы были стянуты к Сталинграду?

Опережающее задание выступление учащегося по содержанию рассказа для дополнительного чтения «Дом Павлова».

Вопросы для беседы с обучающимися после выступления одного из учеников:

        - Какое задание выполняла группа сержанта Я.Ф. Павлова?

        - Сколько времени удерживали бойцы дом?

        - Почему бойцы не уходили из этого дома?

Продолжение рассказа учителя: Советское командование перебросило к Сталинграду свежие части – дивизию под командованием генерала А.И. Родимцева. Это помогло переломить ход боёв. Дивизия Родимцева переправилась через Волгу и атаковала противника. К Сталинграду были направлены новые эскадрильи советской авиации. Наши самолёты начали бомбить расположения немецких войск.

Словарная работа: Эскадрилья – объединение воздушных войск.

Запись слова в тетради.

Физкультминутка.

Работа с учебником:

Чтение абзаца о боях за Мамаев курган.

        - Сколько времени шли бои за Мамаев курган?

        - Почему так важно было владеть этой высотой?

        - Кто руководил операцией по освобождению Сталинграда?

        - Когда была одержана победа под Сталинградом Советскими войсками?

        - Какое значение имела эта победа?

Работа с таблицей:

Запись даты Сталинградской битвы и её значение в составленную ранее таблицу.   (Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.)

Объяснение значение понятия коренной перелом – переход от обороны к наступлению.

Краткое изложение изученного материала. Вывод по теме: После победы под Сталинградом преимущество перешло к Советской армии. С этого момента Красная армия перешла в наступление по всему фронту. Советские люди верили, что победа близка.

Закрепление нового материала.

Цель – закрепление полученных на уроке знаний.

Фронтальная беседа.

        - Когда началась битва под Сталинградом?       (август 1942г. – 2.02.1943 года.)

        - Какой приказ был издан И.В. Сталиным?        («Ни шагу назад!»)

        - На каком участке проходили кровопролитные бои?   (Мамаев курган.)

        - Какие примеры храбрости, героизма совершили советские солдаты?     (Дом Павлова.)

        - Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда?      (маршалы Жуков и Василевский.)

         -Когда была одержана победа под Сталинградом?         (2 февраля 1943 года.)

        - Какое значение имела эта победа?     (После победы под Сталинградом Красная армия перешла в наступление по всему фронту. Советские люди верили, что победа близка.)

Подведение итогов урока.

Цель – подведение итога, как работал класс на уроке.

Комментарии. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание. Разбор и запись задания в дневники: Прочитать материал учебника стр.188 – 193. Ответить на вопросы  стр.193.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множества и операции над ними. Урок получения новых знаний. Алгебра 9 класс.

Разработка содержит презентацию и план конспект урока по теме "Множества и операции над ними". Цели урока: образовательные: знакомство с понятием  множества, подмножества и элементами множес...

Урок открытия нового знания в 4 классе по теме "Состав симфонического оркестра"

Тема урока: Состав симфонического  оркестра.Тип урока: урок открытия нового знанияОсновные цели:Сформировать понятия о составе инструментов входящих в  симфонический оркестр.Тренировать умен...

Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....

Урок открытия нового знания в 5 классе на тему "Фразеологизмы"

Урок на тему "Фразеологизмы" был создан совместно с коллегой Голодяевой О.В.  Данная разработка  была удостоена диплома 1 степени на  6 ФМП "Фразеологизмы вокруг нас" ...

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...