Святой Георгий Победоносец
статья по истории по теме

Акимов Александр Юрьевич

Статья о Святом Георгии Победоносце

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatoi_georgii_pobedonosets.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Георгий Победоносец – покровитель российских воинов.

В Древнем Риме, по церковному преданию, при императоре Диоклетиане (284-305 гг.) в армии служил трибун (один из старших командиров в легионе) по имени Георгий.

Он выступил в Сенате с защитой христиан и за это был казнён 23 апреля (по новому стилю –

24 апреля) 303 года в городе Никомидии. Христианская церковь причислила Георгия к лику святых. Дата его казни отмечается как день Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

О жизни и подвигах святого Георгия существует немало легенд и сказаний, среди которых знаменитый подвиг освобождения им красавицы царевны Аи от чудовища – злого змия.

В 988 году на Русь с введением христианства как государственной религии пришел и культ святого Георгия (или Юрия). Святой Георгий – Воин Небесный – стал считаться христианским покровителем русских великих князей и воинов.

Первым русским князем, принявшим второе, церковное имя Георгий, был Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.). В 1036 году, после победы над печенегами, он основал в Киеве монастырь в честь святого Георгия. Монастырь был освящен 26 ноября (по новому стилю – 2 декабря), этот день получил название осенний Юрьев день.

В Западной Европе в годы крестовых походов 1096-1270 гг. образ Георгия Победоносца пользовался большой популярностью.

При сыновьях великого князя Дмитрия Донского (Василии и Юрии, после 1389 г.) на русских монетах и печатях появилась популярная эмблема эпохи – всадник на коне. Изображался он в трёх видах: с соколом, мечом и копьём. В особом почёте был всадник с соколом – охота была распространённым занятием. Всадник с птицей воспринимался как святой мученик Трифон. Однако после многолетних войн с монголами и другими завоевателями, после освобождения Руси от монголо-татар (1480 год) в атрибутике более прочно утвердился всадник с копьём.

В Средние века всадник считался символом вассального государства. Великий князь Иван III (1462-1505 гг.) надеялся получить титул императора, а символом империи был двуглавый орёл.

В печати 1497 года Ивана III впервые известны основные фигуры Российского государственного герба: всероссийский герб – двуглавый орёл (на лицевой стороне печати) и московский герб – всадник с копьём, сражающийся со змием (на оборотной стороне печати).

Иногда изображение герба Москвы неверно трактуется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причина ошибки в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон – с двумя лапами, а змий – с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочному видению изображения как дракона.

Предания по-разному объясняют эмблему Москвы и её уделов. Возможно, изображение на гербе отражает событие, взятое из «Жития святого Георгия» – «освобождение им царевны Аи от змия». По другой версии, на гербе изображён великий князь, борющийся со злом.

В деловых бумагах прошлого изображение в гербе носило название «ездец», т. е. всадник.

Постепенно в сознании людей изображение на гербе Москвы мужественного воина, защитника Отечества, слилось с образом святого Георгия.

На печати 1583 года царя Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.) всадник помещён на груди двуглавого орла.

Английский дипломат Д. Флетчер, в 1588-1589 годах посол в России при царе Фёдоре Ивановиче (1584-1598 гг.), в сочинении «О государстве Русском», опубликованном в 1591 году, писал: «Тому, кто отличится храбростью перед другими или окажет какую-либо особенную услугу, царь посылает золотой с изображением св. Георгия на коне, который носят на рукавах или шапке, и это почитается самою большою честью, какую только можно получить за какую бы то ни было услугу».

С 1769 года в России учреждаются военные награды, покровителем которых избран святой Георгий. К ним относятся: орден св. Георгия, Знак отличия ордена св. Георгия, Георгиевские кресты и медали «За храбрость», Золотое оружие, Георгиевские знамёна, штандарты, флаги (кормовой и знамённый), вымпелы, трубы. Элементом наград является лента, в ней чередуются три чёрные и две жёлтые (оранжевые) продольные полосы. В СССР «георгиевскую» ленту имели орден Славы, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другие медали, а также бескозырки моряков гвардейских боевых кораблей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пробуждение духовности силами искусства. Урок "Георгий Победоносец"

Размышления о роли искусства на занятиях по православной культуре...

Урок православной культуры в 5 классе Тема. Святой Георгий Победоносец.

Цель: дать знания о подвиге, его понимании христианами на примере жизни святого  воина Георгия Победоносца, познакомить с памятниками христианской культуры (иконами, храмами), посвященными ...

Георгий Победоносец - доблестный защитник Отечества

Народный идеал защитника Отечества - Гергия Победоносца...

Интегрированный урок ОПК + физическая культура. Тема: "Святой Георгий Победоносец"

6 мая - Русская Православная Церковь совершает память святого великомученика Георгия, покровителю Русской земли, небесного покровителя русского православного воинства. В честь этого праздника проводит...

Сценарий, презентация тематического вечера "Святой Георгий Победоносец"

Тематический вечер посвящен Святому Георгию Победоносцу, который с древних времен почитается на Руси. Тематическая беседа патриотического направления, проводится перед праздником 9 мая Днем Победы ВОВ...

Занятие Святой Георгий Победоносец

Азбука православной культуры...

Разработка урока "Святые воины.Георгий Победоносец"

Урок по ОДНКНР в 5 классе на тему "Святые воины.Гергий Победоносец" является первым из двух уроков, посвящённым святым воинам.Работа ведётся по учебнику Л.Л. Шевченко "ОДНКНР.Основы пра...