Статья "Все плюсы использование информационных технологий на уроках истории "
статья (история) на тему

Статья о роли информационных технологий в обучении.И как развить познавательный  интерес к истории через компьютерные средства обучения.В статье рассказывается о методах и средствах обучения используемых на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья36 КБ

Предварительный просмотр:

Все плюсы использование информационных технологий на уроках истории

Сейчас одной из актуальных тем в образовании является, новые информационные технологии  в обучении, применение мультимедиа технологий на уроках и во внеурочной деятельности. И, безусловно, они качественно изменили образовательный процесс. Хочу рассказать, какие  возможности  мультимедийных технологий я использую в    своей работе. Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфо-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Анализ эффективности использования мультимедиатехнологий в образовательном процессе на уроках истории позволил систематизировать материал и формы его применения.

В последние годы от педагогов стали ждать активного внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс. Однако их использование все-таки остается эпизодическим. К сожалению, урок истории невозможно часто проводить в компьютерном классе, а режим фронтальной работы с классом с использованием одного компьютера и проектора  не подразумевался многими из разработчиков ЦОР. Кроме того, даже диски, являющиеся приложением к учебному пособию, не всегда построены с учетом логики урока и возможности их использования. Может быть, именно поэтому чаще всего педагогами используются отдельные модули, например, из коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые дополняют авторские мультимедийные разработки.

Наиболее распространенным и часто используемым продуктом в школе является мультимедийная презентация, которые  я составляю сама или ученики, получая задание на дом. Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается При изучении истории она становится важным средством визуализации, и собственно представления информации.  Современные учебные презентации становятся уже не просто набором слайдов с картинками и текстом. Наибольшего эффекта можно добиться, создавая интерактивные презентации, с использование многочисленных технических  средств  (триггеры, гиперссылки, анимированные указки и т.п.). Аствацатуров Г.О., например, предлагает разные приемы для создания многоуровневых интерактивных презентаций: прием «Лупа», листание, шторка, тест, интерактивный плакат. Например, при изучении темы «Отмена крепостного права в России» такой интерактивный плакат позволит с помощью гиперссылок перейти к статистической информации, посмотреть карту, перейти к другой презентации для рассмотрения вопроса на основе краеведческого материала. Такое занятие позволит гибко и оперативно изменять модель урока. Самым известным интерактивным приемом является создание анимированного кроссворда. При создании кроссворда можно использовать видеоряд для постановки вопросов.  Для историка крайне важно использовать в своей работе карты исторических событий. Существующие диски, конечно, в определенной мере решают проблему, однако иногда необходимо использовать карту, которой нет на диске или использовать какой-то участок карты. Создание мультимедийного слайда помогает решить конкретные задачи урока с использованием такой карты. Интересным и эффективным может быть применение таких карт для обучения работе с контурной картой. Продуктивной данная работа является на интерактивной доске.

Интересными могут быть интернет - уроки. Использование интернета на уроках возможно как для on-lain тестирования при подготовке к итоговой аттестации и единого государственного экзамена, так и для виртуальных экскурсий и работы с галереями изображений.  Интересным может быть, например, использование материалов сайта «Президент России – гражданам школьного возраста» (http://kids.kremlin.ru/), сайтов музеев и заповедников, которые часто предлагают виртуальные экскурсии и выставки. Так, рассматривая на уроках истории вопрос о развитии традиций древнерусской архитектуры в памятниках зодчества 18 века можно использовать интерактивные ресурсы сайта музея-заповедника «Кижи» (http://kizhi.karelia.ru/). Раздел сайта «Виртуальные музейные путешествия» предлагает посетителям изучить природу и рассмотреть панораму заповедника, посетить дом карельского крестьянина. Есть на сайте и фотогалереи. Такой урок запомнится надолго и может стать толчком к более глубокому изучению истории.

Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

Большие возможности предоставляет и использование ресурсов сайта http://tours.kremlin.ru. В разделе «Россия» представлена информации о государственных символах страны, а раздел сайта «Кремль» потрясающе интересно представляет панораму Московского Кремля, подробно представляет архитектурные памятники на территории Кремля. За кадром звучит голос замечательного актера Алексея Владимировича Баталова. В разделе «Президент России – гражданам школьного возраста» есть, например, информация о Дне народного единства  и подробное объяснение сюжета памятника Минину и Пожарскому. В интерактивном режиме можно познакомить детей с особенностями политического устройства страны и позаниматься в «Школе Президента».

Очень интересным для меня стал и прием работы с фотоиллюстрациями. Их демонстрация возможна в режиме слайд-шоу и может иллюстрировать объяснение учителя или стать источником изучения на уроке. Примером такой работы может быть использование реальных исторических фотографий начала ХХ века на уроке истории Сибири по теме «Сибирь в начале ХХ века». Это позволило не только вызвать интерес к изучаемой теме, но и подробно изучить особенности быта людей того времени, подробно изучить архитектурные особенности строений. Дети очень живо интересуются необычной для них одеждой, орудиями труда и даже особенностями природной среды того времени.

Интернет сегодня для педагога – очень важный источник информации. Кроме того, работа в сети Интернет становится одним из важнейших элементов в проектной деятельности. Вместе с учениками 6 класса мы реализовали проект «Творчество моих земляков ». Идея проекта родилась в ходе изучения раздела обществознания «Труд и творчество». На уроке мы воспользовались интерактивным сервисом Всемирного фонда российской культуры «. Идея разработать проект, результатом которого станет общешкольная игра-путешествие по станциям «Творчество моих земляков» осуществлялась с использованием ресурсов всемирной сети. Ребята искали материалы для кроссворда, рассказа о таких видах творчества, как резьба по дереву, старорусское ткачество. Выяснилось, что в России множество людей  занимающихся восстановлением русской культуры,в том числе и на нашей малой Родине. Стадия поиска информации позволила узнать много нового и совершенствовать навыки работы с поисковыми системами. Учащиеся получили большое количество информации о творческих людях нашего района.

Чаще всего я используются видеофильмы. Исторические хроники, мультфильмы, ролики социальной рекламы. Встраиваю их в презентацию, и  они являются частью мультимедийного продукта.  

Мультимедийные технологии  популярны  в работе учителя. Однако  необходимо помнить, что использование компьютера на уроке – не самоцель и не «модная» новинка.  Электронные средства обучения сути обучения не меняют. Как и прежде, я как учитель  планирую  и проектирую  урок. А использование новых технологий – всего лишь инструмент, который нужно использовать профессионально.  Применение мультимедиатехнологий позволяет педагогу не только вызвать интерес к уроку и изучаемому материалу, но и способствует творческому росту педагога.

Список литературы:

1. Аствацатуров Г.О. Мультимедиадидактика и современный урок. Технологические приемы. Волгоград: Учитель, 2011

 

2.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – 3-е изд., – М.: Академия, 2007.

3. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения  в информационном общзестве.М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

«Использование информационных технологий на уроках истории»

Главная задача образования сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки и...

Статья «Использование информационных технологий на уроках истории»

Главная задача образования сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки и...

Статья "Все плюсы использование информационных технологий на уроках истории "

Статья о роли информационных технологий в обучении.И как развить познавательный  интерес к истории через компьютерные средства обучения.В статье рассказывается о методах и средствах обучения испо...

выступление "Повышение качества знаний через использование информационных технологии на уроках истории"

в данной статье описывается опыт использования информационнных технологии на уроках истории и повышение качества образования через использование ИТ-технологии....

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)

Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...