выступление "Повышение качества знаний через использование информационных технологии на уроках истории"
статья по истории по теме

в данной статье описывается опыт использования информационнных технологии на уроках истории и повышение качества образования через использование ИТ-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon it-th.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Колычева Екатерина Ивановна

Пермский край, г. Березники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

учитель истории

Kolycheva83@mail.ru

Аннотация: в данной статье я попыталась описать свой опыт использования на уроках информационных технологий.

Основные понятия: информационно-коммуникативные технологии, презентация, электронные таблицы, проектное обучение.

Школа «информационного века» -  это, школа,  в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способный решать новые, не встречавшиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. В новых ФГОС ….

Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых информационных технологий – применение электронных средств для работы с информацией, наряду  с традиционными информационными технологиями.

Совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов выходят за традиционные рамки урока и внеклассных  мероприятий. Все шире используется виртуальное общение. Самостоятельная работа школьника, его работа в группе, обмен материалами с учителем происходят не только в реальном общении, но и через Интернет. В любой момент ребенок может послать электронное сообщение своему учителю, консультанту и рассчитывать на адекватный ответ.

Информатизация образования ведет к изменению существенных сторон образовательного процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных условиях. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся. Следить за динамикой обучения и развития учащихся. Но следует сказать, что компьютер должен служить как вспомогательное средство, а ни в коем случае не заменять роль учителя на уроке.

Анализируя результаты деятельности учащихся 9, 10. 11 классов я пришла к выводу, что у ребят отсутствует интерес и мотивация к получению знаний на уроке истории.  Отсюда качество знаний находится на низком уровне, и учащиеся показывают не высокие результаты на экзаменах.

Как заинтересовать ребенка и повысить мотивацию обучения на уроках  истории? Я предположила, что этого можно добиться при использовании на уроках новых инновационных интерактивных технологии, постоянного использования межпредметных связей, использования информационно-комуникативных технологии.

Современный ребенок – это ребенок «информационного» общества и нам учителям это необходимо учитывать. Поэтому я решила использовать на своих уроках ИКТ как средство повышения мотивации учащихся, а, следовательно, и повышения качества знаний.

Сначала передо мной встал выбор новых форм работы, которые бы позволили добиться активизации мыслительной деятельности школьника, при этом повысив собственную мотивацию к учению. Для этого я стала активно на своих уроках использовать ИКТ, что значительно повысило интерес к предмету и активизировало познавательную деятельность учащихся.

Информационные технологии позволяют по новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям информационных технологий, которые:

  • повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
  • организуют и направляют восприятие;
  • создают эмоциональное отношение учащихся к учебе;
  • делают доступным такой материал, который ранее был не доступен;
  • обладают информационной насыщенностью;
  • возможность преодолевать существенные временные и пространственные границы;
  • показ изучаемых событий в развитии, динамике;
  • реальность отображения действительности;
  • выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность;
  • использование межпредметных связей.

Сначала я использовала ИКТ на уроках в процессе проверки домашнего задания и объяснения нового материала, но сейчас ведется работа по использованию информационных технологий на этапе закрепления навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.

На своих уроках я использую:

  1. Презентации - это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов, для создания презентаций используются такие программные средства как PowerPoint, Open Impress, Flash. Например, при изучении темы «Политическое устройство России во второй половине XVII века» (7 кл.) учащиеся делятся на две группы, получая задания изучить состав и полномочия Боярской   Думы и Земского собора. Учителем заранее готовиться материал, затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные вопросы. Данный метод позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные знания на уроке, что однозначно повышает интерес к предмету.  При создании презентации формируются важнейшие в современных условиях навыки:
  • критическое осмысление информации;
  • выделение главного;
  • систематизирование и обобщение материала;
  • грамотное представление имеющейся информации.
  1. Дидактические материалы – это тесты, исторические задачи, исторические документы и т.д.
  2. Программы-тренажеры – в основном используются для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
  3. Электронные энциклопедии – в них объединены функции  демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронными аналогами обычных справочных печатных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов, электронные энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями:
  • удобная система поиска
  • удобная система навигации по гиперссылке
  • возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты
  1. Электронные учебники и учебные курсы, используются как источник дополнительной информации и возможность работать учащимся в самостоятельных условиях.
  2. Обучающие игры и развивающие программы, к ним относятся интерактивные программы с игровым сценарием (использую на 5-6 классах)
  3. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главная их достоинство – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

Личностно-ориентированное обучение, объединяет разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформировать и решить проблему. Проблемное обучение способствует формированию основных компетенций современного человека. Сегодня на своих уроках я активно использую метод проектов, это повышает заинтересованность учащихся, тем более, что при этом они обязательно используют компьютер, Интернет и другие источники информации, готовят презентации по защите своих проектов.

В проектной работе целью обучения становиться, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследование, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи.

Учимся использовать в проектной работе электронные таблицы. Это мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения числовой информации, представленной в табличной форме. Материалы, разрабатываемые в электронных таблицах, включают в себя: кроссворды, таблицы «линии времени», социологические диаграммы и др.

Работаю с программой по составлению кроссвордов HotPotatoes. Она дает возможность ребятам самостоятельно решать кроссворды, сразу видеть свой результат, который выдается по окончанию работы.

Собираем информацию для создания образовательного веб-сайта по истории.

Систематическое использование на уроке информационных технологии способствует:

  1. Повышению познавательной активности учащихся на уроке;
  2. Повышению качества знаний по предмету;
  3. Сохранению устойчивой мотивации учащихся;
  4. Повышению производительности урока;
  5. Возможности использования проектной деятельности на уроке;
  6. Изменению отношения учащихся к учителю.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Литература:

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
  2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – 3-е изд., – М.: Академия, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»

«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»...

Повышение качества образования на основе использования информационных технологий на уроках истории

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникативных технологий...

Повышение качества обучения через использование мультимедийных технологий на уроках английского языка

Обобщение педагогического опыта по вопросам использования мультимедийных технологий в обучении английскому языку....

Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологи...

Научная статья на тему: "Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях"

ктуальность исследования заключается в том, что за это время внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологий) стало доступно на уроках физической культуры, как бы несравнимо это ни звучало. Сост...

Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физкультуры.

Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физкультуры....