Главные вкладки

    «Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»
    статья по русскому языку по теме

    Борзёнкова Наталья Анатольевна

    «Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сообщение

    на тему:

    «Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»

     

    Подготовила:

    Борзёнкова Н.А.

    учитель русского языка и литературы

    2013 год

    Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

    Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву. Сейчас учитель стоит перед большим выбором:как же его сделать, какой приём или методику выбрать?

    Прежде чем выбрать какую – то технологию нужно изучить её теоретическую основу, присмотреться, применить отдельные приёмы, а уже потом использовать в своей работе, как целостную систему.

    В  своём докладе попытаюсь рассказать о педагогической технологии, которую часто использую на своих уроках.  

    Термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский. Критическое мышление (в данной технологии) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а  что отвергнуть.  Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

    Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.

    Данная педагогическая технология состоит из трех фаз:

    Вызов

    Реализация (осмысление)

    Рефлексия

    Что принципиально нового несет технология критического мышления?

    Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в                                                                                  приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.  Мы рассмотрим два из них это методы  ИНСЕРТ и КЛАСТЕРЫ.

    Метод Инсерт (insert) 

    I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;

    N – noting: системная разметка "+" – новое;

    S – system: для эффективного "–" – думал иначе;

    E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.

    R – reading

    T – thinking

    Инсерт,  относится  к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.

    При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

    Пометки должны быть следующие:

    v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

    – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

    + если то, что вы читаете, является для вас новым;

    ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

    После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д

    V

    +

    (-)

    ?

     В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
    Этот прием работает и на стадии осмысления. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
     

    Кластеры

    Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

    Не  имеет окончания

    Не изменяется

    Самостоятельная часть речи

    Синтаксическая роль:

    Обстоятельство, несогласованное определение

    Наречие

    Отвечает на вопросы:

    Где? Куда?

    Как? Откуда? когда? И др.

    Правила очень простые.

    В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

    Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

    Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

    Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

    Последовательность действий при составлении кластера

    Последовательность действий проста и логична: 

    1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word,  слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

    2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

    3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

    В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

    В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

    Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

    Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

    Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

    Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

    Возможны следующие варианты: 

    Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

    Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

    Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

    В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

    Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

    Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. 

    Синквейн 


    Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. 

    Сиквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. 


    Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве: 


    1) инструмента для синтезирования сложной информации; 


    2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 


    3) средства развития творческой выразителности. 


    Правила написания синквейна: 


    1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 


    2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 


    3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 


    4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 


    5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы). 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"

    Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

    Доклад: "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий."

    на пути применения современных технологий в учебном процессе является: • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с к...

    Доклад: "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий."

    на пути применения современных технологий в учебном процессе является: • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с к...

    Повышение качества обучения через использование мультимедийных технологий на уроках английского языка

    Обобщение педагогического опыта по вопросам использования мультимедийных технологий в обучении английскому языку....

    Презентация«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор, повышающий качество филологического образования»

    Данная презентация знакомит с основными целями инновационного обучения и технологиями, лежащими в основе инновационного обучения....

    Научная статья на тему: "Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях"

    ктуальность исследования заключается в том, что за это время внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологий) стало доступно на уроках физической культуры, как бы несравнимо это ни звучало. Сост...