Древние германцы и Римская империя
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnie_germantsy_i_rimskaya_imperiya.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 6

Тема: Древние германцы и Римская империя.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • изучить занятия германцев в период варварского общества;
  • выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины;
  • ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств.

Основные понятия: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, род, племя, герцог, дружина.

Оборудование: карта «Европа в V-VII вв.», атлас «история Средних веков, карта №1; учебник Е.В.Агибалова / Г.М.Донской; методическое пособие Н.Ю.Колесниченко.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся по теме «Введение»
  1. Устный опрос.
  • Что изучает история Средних веков?
  • какой период охватывает Средневековье?
  • По каким источникам учёные изучают историю Средних веков?
  • Что поможет нам узнать о том, как жили в Средние века и чем занимались?
  1. Тест.
  1. Изучение нового материала.

План:

1. Занятия.

2. Выделение знати.

3. Конец  Западной Римской империи (Великое переселение народов).

1.   В первые века н.э. германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а так же на части Скандинавского полуострова. Эту территории покрывали дремучие леса и непроходимые болота.  Селились германцы на полянах, у опушек, около рек и озёр, на побережьях морей. Их посёлки обычно состояли из одной усадьбы, причём « каждый окружает свой дом пространством» (Тацит). Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ,  которая решала свои  « Германцы любят, чтобы скота было много: в этом  единственный и самый приятный для них вид богатства» «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» - писал Цезарь о германцах. Они разводили коров, свиней,  Овец, а из птиц – кур, гусей, голубей. Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы. Германцы обрабатывали свои участки до истощения почвы, затем забрасывали и расчищали новый. Германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов. Из комочков железной руды они ковали орудия труда и оружие .Посуду , одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники. Мастера умели так же строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому помогали рабы из числа пленных. Германцы давно торговали с римлянами: покупали: изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожу, особенно янтарь и меха.

Как называли римляне германцев, готов, вандалов?

Варвар – грубый, жестокий, невежественный человек. Придумали это слово древние  греки. Эллины дразнили все негреческие  народы – «Вар-вар», римляне – «Бар-бар». Так появилось это название. Славяне также попали под это понятие.

Задание: самостоятельная работа с  учебником: Прочитайте п. 3 на стр. 13 и ответьте на вопрос: « Какими были взаимоотношения у германцев с родичами?»

2.  Племенем управляло народное собрание. Все взрослые мужчины по зову старейшин в лунную ночь  сходились на обширной лесной поляне.

- Какие же вопросы могло решать собрание мужчин?

        1) объявлять войну и заключать мир

        2) выбирало военных вождей

        3) разбирало споры

        4) обсуждали события и законы

- Собрание мужчин судило по старинным законам. За предательство или трусость –смерть.

        В начале нашей эры у германцев появилась знать ( первые люди племени) Это были старейшины родов и военные вожди племени ( ярлы, герцоги – ведущие войска) Постепенно вошло в привычку выбирать вождей из одних и тех же знатных семей. На своих пирах они заранее обсуждали важные дела. Рядовые члены племени по обычаю звоном оружия и криками отвергали предположения.

        Все свободные мужчины у германцев носили оружие. Во время войны они становились воинами – собирали народное ополчение во главе с вождём, который должен был отличаться воинскими умениями и доблестью. Вожди стали набирать себе постоянные военные отряды – дружину. Дружинники приносили вождю клятву верности, считали позором предать своего вождя.

Тацит писал: « Они считают леностью и малодушием приобретать то, что можно добыть кровью.»

Работа со схемой из методического пособия Н.Ю.Колисниченко стр. 13.

  1.  Римская  империя  с  одними  германскими  племенами  заключала  договоры  о  союзе  и  принимала  на  службу,  с  другими,  которые  предпринимали  набеги  на  Римские  земли,  воевала.

  С  конца  IV  века  германцы  от  набегов  перешли  к  завоеваниям.  Это  произошло  потому,  что  из  глубин  Азии  двинулись  племена  кочевников – гуннов,  которые  хотели  захватить  хорошие,  плодородные  земли  и  военную  добычу. Поэтому  германцы  снимались  с  родных  мест  и  отправлялись  в  далекие  походы.  Впереди  шли  мужчины-воины,  за  ними  двигались  повозки  с  вещами,  женщины,  дети,  рабы,  гнали  стада  скота.  Так  началось  Великое  переселение  народов – время  массовых  перемещений  племен. Под  ударами  кочевников  земледельческие  народы  покидали  обжитые  места,  вступали  в  борьбу  с  соседями  и  усиливали  натиск  на  Римскую  империю.  В  середине  V  века  гуннов  возглавил  вождь  Аттила.  Вместе  с  подчиненными  ему  племенами  Аттила  двинулся  в  Галлию.  В  451  году  римляне  со  своими  союзниками  нанесли  гуннам  большое  поражение,  и  гуннский  военный  союз  распался.

  Задание:  Рассмотреть  границы  Римской  империи  до  ее  раздела,  определить,  каким  цветом  обозначались  эти  границы.

В  395  году  Римская  империя  разделилась  на  Западную  и  Восточную,  она  ослабела  и  уже  не  могла  сдерживать  натиск  германских  племен,  которые  римляне  называли  варварами – непонятно  говорившими.

 

Задание:  Найти  на  карте  границу  раздела  Римской  империи,  посмотреть,  как  обозначена.

 В  455  г.  одно  из  германских  племен – вандалы – захватило  Рим  и  подвергло  его  разграблению  и  разрушению.  Погибли  также  и  многие  другие  города.  С  тех  пор  словом  «вандализм»  называют  бессмысленное  разрушение  и  уничтожение  культурных-  ценностей.

  В  476  г.  один  из  варварских  вождей  сверг  последнего  императора  Западной  Римской  империи  Ромула  Августула  и  отправил  знаки  его  императорской  власти  императору  Восточной  Римской  Империи. Западная  Римская  империя  перестала  существовать.

  К  началу  VI  века  германские  племена  расселились  по  всей  территории  Западной  Римской  империи

Задание: Найти  и  прочитать  в  учебнике,  где  расселились  германцы,  посмотреть  по  карте  территории,  каким  цветом  обозначены  эти  территории,  крупные  города.

Вывод: в IV-VI  вв. германцы переселялись со своей исторической родины на территорию Римской империи и создавали здесь свои государства. Со времён Великого переселения народов и началась в Европе история Средних веков.

  1. Закрепление изученного материала.
  • Вопросы после § 1.

  1. Домашнее задание.
  • Прочитать  § 1.
  • Выучить новые слова.
  • Рабочая тетрадь  Задание 2, 3.
  • *Рассуждение на тему «Почему римляне считали германцев варварами?»
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние германцы и Римская империя

Конспект урока для 6 класса -ИСТОРИЯ...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Кризис Римской империи в III (3) веке", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»...

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Тема урока« Древние германцы и Римская империя » О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать.Что такое « великое переселение народов» I. Деревни древних ...

Древние германцы и Римская империя

ДрДревние германцы и Римская империяевние германцы и Римская империя...