Урок по Истории Древнего мира в 5 классе на тему: "Жизнь в Римской империи"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Ермакова Надежда Владимировна

Данная разработка урока позволит познакомить учащихся с расцветом городов Италии в период ранней империи на примере памятников архитектуры императорского Рима и Помпеи, а также

отметить достижения римлян в строительной технике, которые используются и в наше время. На уроке используется мультимидийная презентация, карта Римской империи, тест и задания на этапе

закрепления полученных знаний, карточки для рефлексии. Это урок изучения нового материала, но учащиеся получают опережающие задания, что способствует активизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока:

Обучающая:

  1. Познакомить учащихся с расцветом городов Италии в период ранней империи на примере памятников архитектуры императорского Рима и Помпеи;
  2. Отметить достижения римлян в строительной технике, которые используются и в наше время.

Развивающая: 

  1. Развитие умения, у учащихся, работать с учебными мультимедийными дисками по истории; познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по истории; обучение способам самостоятельной исследовательской работы.

Воспитательная: 

  1. Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

Оборудование урока:

  1. компьютеры;
  2. компакт-диск “Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”;
  3. карта “Древний Рим”;
  4. учебник: Колпаков С.В., Селунская Н.А. История Древнего мира. М.: “Дрофа”, 2003;
  5. маршрутные листы у каждого учащегося;
  6. листы самооценки и рефлексии у каждого учащегося;
  7. индивидуальные задания-карточки;
  8. мультимедийная презентация “Вечные города Римской империи” (на основе презентации с сайта lesson-history.narod.ru).

Ход урока

Тема сегодняшнего урока – “Вечные города”. Мы совершим путешествие по городам Римской империи. Чтобы увидеть и узнать больше, мы будем работать в двух группах. Каждый из вас сейчас получит маршрутный лист урока (Приложение 1), там обозначены основные этапы вашего путешествия, ваши действия, те задания, которые вы должны будете выполнить в течение урока и критерии выставления оценок за урок.

Класс делится на 2 группы, половина учащихся (с высокой мотивацией к учению), садится за компьютеры, работая с мультимедийным диском “Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”, изучают тему “Рим (“вечный город”) – столица средиземноморского мира”, вторая половина (с низкой мотивацией к учению) слушает новый материал, излагаемый учителем по мультимедийной презентации “Вечные города Римской империи” (Приложение 3).

Мы побываем с вами в двух городах Римской империи – ее столице Риме и Помпеях, познакомимся с городскими зданиями и памятниками архитектуры, некоторые из которых сохранились до наших дней, узнаем, что такое “общественные термы”, раскроем смысл крылатого выражения “хлеба и зрелищ”.

Вместе с вами через некоторое время мы должны ответить на вопрос: “Какие города в Римской империи можно назвать “вечными”? Почему?”.

Рим – столица Римской империи (а мы знаем, что Римская империя была самым крупным государством древности) и ее крупнейший город (до 1 млн. человек). Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан. На иллюстрации вы видите макет города, воссоздающий центр Рима в годы расцвета империи. На макете особенно выделяются здания Колизея и Большого Цирка, где проводились колесничные соревнования. Левее Колизея расположены шесть императорских форумов. Справа извивается многоарочный акведук императора Клавдия – один из 11 акведуков, удовлетворявших потребности города в воде. Большое здание, обнесенное стеной, между Колизеем и акведуком – храм Божественного Клавдия.

В Риме было построено огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи. Триумфальные арки установлены в честь побед над врагами. Под ними победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными.

Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров. На фотографии – колонна императора Траяна, сохранившаяся до сих пор. Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна.

Символом города стало здание Колизея (от латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Такие большие здания, римляне смогли строить благодаря, изобретенным им, новому строительному материалу: бетону (смеси песка, камня, кирпича, вулканической пемзы и воды, которая, после высыхания воды, застывала и становилась очень плотной), а также новым технологиям строительства арок и куполов.

Именно благодаря этим технологиям в 118-128 гг. при императоре Адриане был построен Пантеон – храм, посвященный всем богам империи. Сюда могли прийти любые граждане Рима и поклониться своим богам. Купол Пантеона возносится на 43 метра ввысь к круглому окну-глазу (oculus), открывающемуся в центре пролета, диаметром 8,5 метров. Тяжесть свода была учтена при строительстве: по мере подъема купола к вершине, его бетонная масса, составляющая 5000 тонн, постепенно уменьшается: если в основании слой бетона достигает 6 метров, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 метра, а в бетон на куполе добавлено больше вулканической пемзы – легкого и прочного материала. Это здания, предназначенные для торжеств и религиозных церемоний.

А как же жили римляне?

Вот домус – жилище богатого римлянина. Обычно это было 2-3-этажное строение со множеством отдельных помещений. В центре прямоугольного дома находился закрытый дворик – атриум, в котором располагался бассейн. В помещении, расположенном рядом с атриумом – таблинуме хозяин каждое утром принимал клиентов, ждавших его благодеяний.

В Риме впервые стали строить многоэтажные и многоквартирные дома для простого люда – инсулы. Причем расселение людей в таких домах происходило согласно их социальному положению в обществе: чем беднее человек, тем выше он жил, тем меньше была арендная плата за жилье. В инсулах могли располагаться торговые заведения, лавочки, таверны. Из-за деревянных перекрытий инсулы не отличались прочностью и легко горели при массовых городских пожарах. Поэтому впервые в мире римлянам пришлось организовать пожарные команды, выезжавшие на тушение пожаров. Разыскать нужный дом было непросто: не было табличек с названиями улиц и номеров домов. Дома были уныло однообразными, а улицы – грязными и узкими. Опасности подстерегали прохожих на улицах – из окон летела битая посуда, отбросы, лились помои. Окна в домах не имели стекол и в непогоду закрывались ставнями, тогда даже днем приходилось зажигать светильник. Воды в квартирах не было, ее брали в городских фонтанах. Кухонь как таковых тоже не было, пищу готовили на жаровнях с древесным углем. Бедняки часто ели всухомятку или на ходу, покупая еду у уличных разносчиков.

Центральное отопление впервые появилось в древнем Риме, сначала в домусах. Вот как оно действовало. Во время строительства на нижнем этаже устанавливались специальные камины. Теплый воздух нагревал пол и трубы, специально сделанные в стенах здания. Нагретый камень очень долго сохранял тепло, тем более что таких морозов, как у нас, в Риме не бывало.

Проведя день в духоте тесных улиц под знойным южным солнцем, римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Ежедневно они посещали термы – так назывались бани. В 3 веке в Риме существовало более 1000 частных и 11 общественных бань, входная плата в них была мала. Самые большие и роскошно отделанные термы строились по повелению императоров. Как же выглядели термы внутри? В удобных раздевальнях посетители отдавали свою одежду на хранение рабу-сторожу, так как опасались банных воров. Несколько отдельных помещений с разной температурой: кальдарий, терпидарий, фригидарий (соответственно с горячей, теплой и холодной водой в бассейнах) ждали своих гостей в каждой терме. У каждого посетителя были свои банные принадлежности, необходимые для очищения: горшочек с маслом для натирания кожи, скребницы, чтобы счищать грязь и пот, мелкий ковш вроде сковороды для обрызгивания холодной водой. Дело в том, что мытья в нашем понимании этого слова у римлян не было, не было мыла и мочалок. Да и бани были предназначены не только для очищения тела, но и для отдыха возвышенных душ. Здесь можно было встретиться с друзьями, обсудить последние новости, посетить библиотеку или залы для занятий, поесть, сделать модную прическу у цирюльника. Таким образом, посещение терм затягивалось на несколько часов. А где же брали люди свободное время? Дело в том, что свободные граждане Рима не работали, ни бедные, ни, тем более, богатые. Их обеспечивало государство – богатейшая Римская империя, они получали бесплатный хлеб, для них устраивались бесплатные развлечения, граждане же, не желающие работать, требовали от государства “хлеба и зрелищ”. Известен случай, когда народ забросал камнями процессию одного из императоров, требуя хлеба и зрелищ. Это выражение стало крылатым. Зрелища, любимые римлянами, – гонки колесниц, которые проводили в Большом Цирке, а гладиаторские бои – в Колизее.

Гладиаторы бились или один на один или группами. Тех, кто отступал или уклонялся от схватки, гнали плетьми и раскаленным железом. Обычно гладиаторы не обращали внимания на полученные раны и сражались до полной победы, когда противник или погибал, или опускал оружие в знак того, что он признает свое поражение. Побежденный мог просить о пощаде, поднимая вверх указательный палец. Первоначально его судьбу решал эдитор. В I в. до н.э. это право перешло к зрителям, которые либо опускали большой палец вниз, голосуя за смерть, либо махали платками, требуя помилования. Павших волокли крючьями с арены через Врата Смерти (Porta Libitinensis) в особое помещение (споларий), где добивали тех, у кого еще сохранились признаки жизни.

Почему Рим можно назвать “вечным городом”?

Я еще раз напоминаю вам, что Римская империя была крупнейшим государством в мире, римлянами было основано множество городов, в которых появились те же сооружения, что и в Риме – форумы, арки, базилики, термы, каменные мосты. Но мы гораздо меньше знали бы о городской жизни в империи, если бы не Помпеи – небольшой город на юге Италии, который в 79 году при извержении вулкана Везувий, погребенный под многометровым слоем пепла. Катастрофа погубила жителей Помпей, но сохранила для потомков детали их быта, множество окружавших их вещей.

Страшные картины раскрывались перед взорами археологов, вот одна из них. По всей видимости, погибла семья. Мужчина попытался приподняться, чтобы дотянуться до жены и ребенка, но в этом сгорбленном положении задохнулся гибельными испарениями.

В результате раскопок археологов, начатых еще в XVIII веке, нашим взорам открывается такая картина: амфитеатр, в центре города – форум, триумфальные арки, места для голосования, термы, храмы, дома богатых и влиятельных жителей, а на окраинах – простых помпеян.

Множество предметов быта и искусства найдены археологами в Помпеях, в домах, откуда как будто только на несколько минут вышли жители.

Почему Помпеи можно назвать “вечным городом”?

Какие города в Римской империи можно назвать “вечными”? Почему?

После прослушивания новой темы учащиеся первой группы садятся за компьютеры, выполняют тестирование и решают кроссворд с диска “Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”, вторая группа получает вопросы и задания в письменном виде (Приложение 2), ученики выполняют их, сдают учителю для проверки.

Домашнее задание: прочитать § 54. Предложить учащимся (индивидуально или по группам) проложить и оформить в виде экскурсионного буклета, планкарты, афиши, стенгазеты и т.д. маршрут путешествия по “Вечному городу” или городам, погибшим в результате извержения вулкана Везувий — Помпеи или Геркуланум, с характеристикой наиболее значительных и ярких архитектурных памятников.



Предварительный просмотр:

1 Вариант

Тест

  1. Знаменитый амфитеатр в Риме

А) Терма

Б)  Форум

В) Колизей

      2.   Вставьте вместо пропусков:

В _____________ не только мылись. Это были своеобразные клубы, где обсуждали последние новости, занимались спортом. При них были библиотеки и залы для занятий. Входная плата была очень ________________.

       3.Сооружение в честь победы над врагами

            А) Пантеон

            Б) Триумфальная арка

            В) Большой цирк

       4. «Храм всех богов» в Риме

            А) Колизей

            Б) Пантеон

            В) Большой цирк

       5. Свободные мелкие земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет у владельцев крупных имений

            А) «рабы с хижинами»

            Б) плебеи

            В) колоны

       6. Колонна, построенная в честь победы над даками

           А) Колона Траяна

           Б) Колона Цезаря

           В) Колона Октавиана

       7. Арена в Риме, где проходили гонки на колесницах

           А) Пантеон

           Б) Форум

           В) Большой цирк

2 Вариант

Кроссворд

  1. Место, где проходили состязания колесниц
  2. Город на юге Италии, погибший в результате извержения вулкана
  3. Храм всех богов Римской империи
  4. Общественная баня
  5. Малоземельный крестьянин, арендовавший землю у землевладельца
  6. Здание, предназначенное для зрелищ
  7. Жилище богача
  8. Вулкан, извержение которого привело к гибели Помпеи
  9. Многоэтажный дом для простого люда



Предварительный просмотр:

Равнодушие                                                                Понравился урок, много нового узнал

Не понравился урок                                                       Было трудно



Предварительный просмотр:

         Представьте себе, что вы посетили большое имение в Италии. Его владелец жалуется нам: «Вы видите в моем имении множество рабов. Все они скверные, никчемные  и никуда негодные людишки.»

«За что ты гневаешься на них?» - спросим мы богача – землевладельца.

«Судите сами, - отвечает он нам. – Ведь рабы лодыри! Волов и остальной скот пасут плохо, дурно обрабатывают виноградники. Положиться на них ни в чем нельзя, да и уследить за всеми трудно: чуть зазеваются надсмотрщики, и эти бездельники бросают работу. Мотыги, серпы и лопаты они не берегут, к тому же все они воры: так и норовят украсть виноград, оливки, зерно!

А на днях я ненадолго уехал. Так послушайте только, что они придумали. Канаву за огородами прикрыли ветками. Подвели к ней лучшего моего быка, тот оступился и упал. А эти негодяи подняли крик, будто они ни при  чем. Когда я вернулся, то приказал виноватых избить палками. Я бы засек их до смерти, да боюсь, что они взбунтуются. В имении рабов несколько сотен, а охрана невелика.»

Вопросы:

  1. Каким было отношение рабов к труду, орудиям труда, скоту? Почему оно могло быть именно таким?
  2. Почему труд рабов становится невыгодным для рабовладельцев?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Урок по истории Древнего мира. 5 класс. Тема: Жители Древнего Египта, подданные фараона. Вислогузова Е.С.

Цели урока:Обучающие:Показать трудности жизни простого народа;Познакомить с бытом, образом жизни представителей знати. Развивающие:Развивать умения логически мыслитьделать выводыработать с картой...