Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Сойма Елена Александровна

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Древняя Спарта

Цели:

- познакомить учащихся  с местоположением, населением, общественным и государственным устройством Спарты; сравнивать его с Афинским государством;

- продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника;

-  развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, составлять рассказ;

- воспитывать чувство уважения к истории других стран.

Ход урока:

 I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме « Зарождение демократии в Афинах»

Самостоятельная работа

  1. О ком идет речь:

«Народ ждал, что он произведет полный раздел всего. Знать же рассчитывала, что он сохранит прежний порядок или лишь немного его изменит…» (Аристотель)

    2.В каком году этот человек, избранный архонтом в Афинах, провел реформы?

   3.Что такое   ареопаг, реформы; кто такие архонты, граждане?

   4.Вставьте нужные слова:

     «Законы … заложили в Афинах основы …, что означает «власть …»

Учитель: Итак, мы познакомились с реформами Солона, которые он проводил в Афинском государстве. Греция была небольшой страной, но полисов там было много. Наиболее значительными среди них были Афины и Спарта. Греки говорили: наша Родина –Эллада, так они называли Грецию, стоит на двух ногах: Афины и Спарта. Сегодня мы познакомимся со Спартой-крупнейшим греческим полисом, узнаем, как жило население, как осуществлялось управление; сравним Спарту с Афинами.

III. Изучение новой темы

План:

1.Местоположение  Спарты.

2.Спартанцы и илоты.

3.Управление в Спарте.

4.Спарта –военный лагерь. Воспитание спартанцев.

    С помощью ИКТ-технологий создать яркие, запоминающиеся образы, связанные с историей Древней Спарты (см. Приложение 1)

  1. Местоположение  Спарты.

Работа с картой.

Учитель: Обратите внимание на карту.  Покажите на карте Спарту и словами опишите ее местоположение.

Работа с учебником: О происхождении названия п-ова Пелопоннес греки сложили миф. Прочитайте его.

 Спарта является древнейшим городом Греции, возникшим еще в IX в. до н.э. во время последней волны переселения дорийских племен. Коренные жители Лаконики ахейцы были завоеваны дорийцами.  Завоеватели, которых было меньше, чем покоренного населения, поселились на одном месте – на реке Эврот, где возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покоренное население илотами. В VII в. до н.э. спартанцы после ожесточенной войны присоединили еще одну область Мессению, которая также вошла в Спартанское государство.

Закрепление:1. В какой части Греции, на каком полуострове, в какой области находилась Спарта?

  1. Спартанцы и илоты

Самостоятельная работа с текстом учебника: прочитать п.1 стр.140-141 учебника,

Заполнение сравнительной таблицы «Спартанцы-илоты»

Вопросы

для сравнения

спартанцы

илоты

1

Что имели?

2

Чем занимались?

3

Каким было их

 положение в государстве?

Закрепление:

  Учитель: Спартанцы -это  полноправные жители этого государства, собственно его граждане. Только они имели право на участие в управлении государством.

 Периэки - свободное население, потомки коренных жителей Лаконики. Когда-то они добровольно подчинились дорийцам. Они занимались торговлей и ремеслом и только, чем-то другим им заниматься было запрещено. В управлении государством они не принимали участия и должны были платить дань спартанцам.

  Илоты - закабаленное население, коллективная собственность спартанцев. Они должны были заниматься только земледелием, обрабатывать землю спартанцев, земля была поделена между спартанскими семьями и илоты, предки которых жили на этой земле, обрабатывали участки спартанцев. Некоторые историки называют илотов рабами в Спарте. Но они отличались от рабов из других полисов. Они были греками (в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они закабаляли греков). Жили на земле своих предков, жили семьями, продавать их было нельзя,  они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству.

Вопросы:

1.Почему спартанцы никогда не расставались с оружием?

2. Чем вызвана эта страшная жестокость?

3.За что спартанские юноши убивали ни в чем не повинных илотов, которые работали на них?

3.Управление в  Спарте.

   Учитель: Как и в остальных полисах, в Спарте существовало Народное собрание; в нем участвовали мужчины – спартанцы. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Однако фактическая власть принадлежала не Народному собранию, а Совету старейшин, куда входили спартанцы старше 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их архагетами («предводителями»), а греки из остальных городов называли их царями.

Работа со схемой

Управление в Спарте

                     Два царя                                       командовали войском

                   (по наследству)

                               

Герусия    Совет старейшин                           решал важнейшие дела,

Геронты   (пожизненно,                                  обладал бесконтрольной

                   не моложе 60 лет)                        властью

                               

                  Народное собрание

              (мужчины-спартанцы)

Выбирало эфоров                    вопросы войны и мира

(следили за деятельностью

должностных лиц)

Вопрос: Чем отличалось управление в Афинах и Спарте?

4.Спарта – военный лагерь. Воспитание спартанцев.

Учитель: Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие- военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт. В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.

Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть.

Работа с историческим документом

Плутарх. Ликург,ХVI

Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали. Чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и неразборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии… Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им не знакомы – за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.

Вопрос:  Почему спартанские мальчики часто были невежественными, ограниченными и жестокими людьми?

 Для спартанцев характерна была краткая (лаконичная) речь. Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем»

 Вопрос: Что хотела сказать этими словами женщина?

Учитель: Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле [2].

Вопрос: Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?

 Вывод: VI век до н.э. Спарта – одно из самых могущественных государств – полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Все, что могла создать Спарта – это сильная армия.

IV Закрепление изученного материала.

Тест.

1.        Город Спарта был основан в

А) Лаконике         Б) Мессении

В) Атике                 Г) на острове Крит

2. Выберите неправильный ответ. Органы управления в Спарте:

А) совет старейшин    Б) Народное собрание

В) ареопаг

3 Выберите правильный ответ. Как в Спарте назывались рабы,

принадлежащие Спартанскому государству?

А) илоты          Б) триеры        В) архонты       Г) демос

4. Объясните смысл спартанского изречения. Со щитом или на щите.

А) мужественно сражаться, погибнуть или победить

Б) во что бы то ни стало вернуться живым

В) победить любой ценой.

5. Назовите город, который соответствует данному описанию.

«Греки не любили приезжать в этот город. В нем не было ни роскошных зданий, ни статуй на площадях. Мужчины были одеты в одинаковые одежды, а мальчики бегали полуголыми и необутыми, всегда голодными и готовыми починиться строгой команде самого храброго из них»:

А) Афины                 Б) Спарта                   В) Микены

6. В Спарте в наибольшей степени ценились виды деятельности:

А) наука                                Б) земледельческий труд

В) труд ремесленника         Г) военное дело        Д) торговля

7. Лаконичная речь:

А) речь краткая, ясная, четкая

Б) речь красивая, яркая, многословная

В) речь таинственная, со скрытым смыслом.

8. В Совет старейшин входили граждане не моложе

А) 40 лет       Б)  50 лет           В) 60 лет             Г) 70 лет

9. Войском спартанцев командовали

А) выборные полководцы     Б) старейшины        В) цари

Найдите в тексте ошибки.

В областях Аттика и Мессения в результате продвижения дорийских племен на реке Эврот возник город Спарта.

Он был очень красив: храмы, украшенные колоннами, бронзовые и мраморные статуи. Самой шумной частью города была рыночная площадь – агора. Здесь спартанцы вели торговлю, проводили народное собрание. В нем принимали участи все граждане Спарты. Здесь выбирали двух царей, архонтов и эфоров. Эфоры следили за исполнением обязанностей архонтами и царями. Спартанцы были очень трудолюбивы. Они занимались земледелием и разведением оливок и винограда, мореплаванием и торговлей с другими полисами. Выборы у спартанцев происходили путем опускания черных (против) и белых (за) камешков в сосуд. Такое голосование греки других полисов называли детским. Афиняне называли спартанцев знатоками, т.к. они всю жизнь учились писать, читать, петь и танцевать.

Домашнее задание: прочитайте параграф 31, ответьте на вопросы.

Составьте рассказ «Путешествие в Спарту»

 

Литература:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира. Просвещение, 2007
  2. О.А.Северина Поурочные планы по учебнику «История Древнего мира. 5 класс», Волгоград,2003.
  3. О.В. Арсаланова, К.А. Соловьев Поурочные разработки по истории Древнего мира,М.:ВАКО,2007.
  4.     Книга для чтения по истории древнего мира. Под ред. А.И. Немировского. – М., Просвещение,1981.

 

 

                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/

Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...