Духовно-нравственные основы гражданственности
методическая разработка по истории по теме

Духовно-нравственные основы гражданственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennye_osnovy_grazhdanstvennosti.doc48 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Тема выступления: Духовно-нравственные основы гражданственности.

         

                                                       

     Внесение изменений в гражданское образование требует вдумчивой оценки того, что происходит сегодня. В нашей стране складывается общество, характерные черты которого – конкуренция, рыночные отношения, жесткий бизнес. Это заставляет государство изменить способы побуждения граждан и исполнению ими правовых норм, вследствие чего идет глубокая перестройка поведения человека.

     Школа переживала разные времена. И «разбрасывала камни», и «собирала» их. Что-то менялось. Что-то на долгие годы оставалось незыблимым. Появлялись новые предметы, потом они исчезали, а их место занимали другие. Сегодня идут споры о том, вводить ли  в школьную программу основы православной культуры и основы ислама.

   Вопрос о содержании обучения и воспитания  всегда волновал, и будет волновать педагогическую теорию и практику. И он тесно связан с вопросом об образовательном идеале.

    До недавней поры ни у кого не было сомнения то, что школа должна ориентироваться на «человека просвещенного». И поэтому главное место школьного урока занимал учебный предмет. Сейчас же, когда общество переживает духовный кризис, система предметориентированного образования просто зашла в тупик.

    Отечественная школа переживает драму воспитания.

    Один из уязвимых моментов в гражданском образовании - отсутствие ясности  в ценностных ориентирах. Старая система ценностей разрушена,  а новая еще только складывается. Быстро переориентировать гражданское образование невозможно, ибо если законы и правовые нормы устанавливаются путем принятия решений, то их нравственное содержание- результат многовекового развития культуры. Должно пройти время, чтобы их содержимое поросло новыми нравственными смыслами. Ушли в прошлое октябрятско-пионерско-комсомольские традиции, о которых многие педагоги вспоминают с ностальгическим трепетом.

     В школу «без спросу»  ворвались ценности глобального мира. Педагоги, что  называется не успели глазом моргнуть, как оказались перед  проблемами клипового сознания детей, их стремление убежать от живой жизни в виртуальную реальность, или реальность, зараженную жаргонно-примитивной речью, потребительским настроением.

     Как воспитывать  таких детей? Какие педагогические средства выбрать, чтобы противостоять мощнейшим «воспитывающим» средствам, среди которых есть такой монстр, как  телевидение, нередко пропагандирующее насилие и низменные чувства.

    Идея воспитания во все времена была связана с мыслью о том, чтобы человек становился лучше. Родители педагоги хотят видеть своих воспитанников духовно-нравственными, культурными, добрыми, мужественными, ответственными, справедливыми. Но на пути  к этим благородным целям они зачастую заботятся только о развитии ума, забывая питать душу. И это приводит к тому, что  дети предпочитают «здоровой еде» суррогаты.  А взрослые недоумевают, почему те убегают от полезных советов в другой, искаженный мир. Они не понимают, почему их дети не видят  преимущества  духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни.

     Как часто в нашей учительской практике приходиться наблюдать: ребенок имеет все и как у всех: сотовый телефон, хорошие вещи, карманные деньги. Родители готовы всегда выдавать деньги ребенку на разные поездки в музей, театр, но… когда предлагаешь поехать родителям вместе  с детьми в театр, кино, на природу, получаешь в извинительной форме  никак не могу, нет времени и т.п. Конечно, это касается не всех родителей.  Два подхода к воспитанию: один - жить жизнью детей, проявлять интерес к их делам, интересам, самим быть примером для детей. Другой - самоотстраниться от детских дел и увлечений вечной занятостью или равнодушием.

     Актуальная задача воспитания гражданственности и патриотизма может успешно решаться  путем соединения усилий различных общественных организаций, семьи и школы, родителей и педагогов.

    Особое место в гражданском и патриотическом воспитании занимает учитель истории и обществознания. Гражданская культура школьников формируется во многом именно при изучении таких предметов как история и обществознание. Приобщение к гражданской культуре и есть воспитание. Компетентному гражданину свойственна гражданственность - идейно-нравственное качество  личности, характеризующееся свободой и ответственностью, зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью к  судьбам своего народа, осознанием себя полноправным гражданином  своей страны.

     Задача нравственного  образования - помогать открывать себя, содействовать  духовному и личностному росту ребенка. Из школы он  должен выносить более или менее ясное понимание того, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, каковы задачи его деятельности.

    Он должен научиться пониманию другого человека, толерантности, коммуникативному действию, которые могут быть  психологическими основаниями предупреждения конфликтов.

    Думается, что педагогическая практика школьного и семейного воспитания сегодня нуждается в обогащении новым содержанием. И таким новым содержанием может стать гуманитарная культура как накопленный отдельными людьми  и целыми нациями опыт «очеловечивания» человека.      Он зафиксирован в самых разных материальных и духовных продуктах. Проблема лишь в том, что эти продукты- мифы, истории, книги, картины, произведения музыки, предметы быта-были введены в само воспитательное пространство отношений педагога и детей. Это с одной стороны. А с другой стороны следует помнить, что дети создают свою собственную культуру-индивидуальную и коллективную. Именно сама данная идея- пересоздание мира, сотворение себя в этом мире, то есть культуротворчество - составляет ядро такого гуманитарного воспитания.

     Воспитательные возможности гуманитарной культуры еще недостаточно изучены. Ребенок, принадлежащий к своей семье и к конкретному роду вобрал в себя определенные черты и смысл семьи и рода. Ему еще предстоит определиться, оценить свою родословную, чтоб на определенном возрастном этапе своей жизни понять глубокий смысл  пушкинских стихотворных строк-заповедей

        Два чувства дивно близки нам

        В них  обретает сердце пищу.

        Любовь к родному пепелищу,

        Любовь к отеческим гробам,

        Животворящая святыня,

        Земля была б без них мертва!

  Но кто как не педагог, поможет глубже понять его формирующуюся культуру, выращиваемую на традициях  и ценностях своего рода. В этом смысле педагогу-учителю не надо делать открытий «за три моря», чтоб принести на урок, или классный час какой-либо материал. Он всегда «под рукой»- это богатый опыт, все то лучшее и интересное, что есть, несомненно, в каждой семье. Сильными воспитательными приемами оказывается и  воспоминания детей репрессированных родителей и редкие фотографии, рассказывающие о каком-либо периоде истории школы. Очень важно чтоб школьники знали, например, о вкладе выдающихся просветителей в дело образования России, но важнее будет рассказ учителя или самих учеников об основателе первой светской школы в с. Лямбирь - Усманове Летфулле Камалетдиновиче и предложить детям добыть информацию кто из его родных учился в этой школе у Первого учителя -Усманова.

   Любая ценная вещь – реликвия, которую дети принесли на классный час или на урок по просьбе учителя или добровольно это сделали, может оказаться «воспитательными приемами», если они включены в процесс сотворения культуры.

   В педагогике «традиции», о которой шла речь выше, накоплен богатейший опыт достойной человека жизни. Учить детей созерцанию, с которого и начинается любовь человека к миру, к другому человеку, к себе, к жизни. Учить видеть и замечать жизнь вокруг себя - в этом заложен глубочайший смысл и важнейшая проблема воспитания. Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей  грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так  и не добиться этого самого эффекта, потому что ребенок не научился «видеть» и «слышать», то доброе, что ему предлагают другие. Даже доброе дело, если оно не переживается« внутри, может тоже оказаться «для галочки».

         Великий педагог К.Д.Ушинский указывал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души и ее строя».

     Российская традиционная школьная система воспитания с ее мероприятийными подходами, словесных методов, навязанных детям дел, застопорилось, и лучше сказать «буксует».

 В школе сегодня нужна реальная практика формирования духовно-нравственного здоровья. Не просто разговор об этом самом здоровье, а именно практика. Педагогам-практикам нужны новые типы педагогического знания , новые принципы получения знания и отношения к нему. Важны ли сами по себе знания-сведения о духовных истинах? Конечно, нет. Они, как и всякая другая информация, - лишь осколки, обрывки целостности. И вот об этой целостности мы забываем.

    Обращаясь к Великому Макаренко, хочется вспомнить его педагогические предупреждения: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему» Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это  имеет для ребенка большое значение».

    В создании благоприятных условий развития нравственных и духовных ценностей может и должна сыграть пассионарность классного руководителя- умение увлекать за собой, зажечь и поддерживать в учениках интерес к различным видам деятельности, «заразить» его нравственными идеями, устремлениями. В этом случае возникает единство классного руководителя и учащихся, создается культурное пространство для реализации целей.

    Духовно-нравственный потенциал есть в каждом уроке, в каждом учебном предмете. Взирая на вершину горы, мы порой не видим ее основания, того, откуда начинается восхождение. В основание любого урока должно быть прежде всего, благоговейное отношение к жизни, к той жизни, которая совершается прямо здесь и сейчас.

    Наши воспитанники (не без помощи родителей) разучились ценить жизнь и благоговейно к ней относиться. Они стремятся обладать чем-либо, увлекаясь преходящими ценностями. Бездуховный, безнравственный человек не может быть достойным гражданином.

    Воспитание человека с развитым чувством национального достоинства, позицией сопричастности к настоящему и будущему своей Родины, стремящемуся к самореализации в делах, направленных на поддержку новаций в различных сферах социальных преобразований, определяет основной вектор воспитывающего влияния на подрастающее поколение.

   Эти процессы  наиболее успешны, если в образовательных учреждениях происходит становление соответствующих воспитательных систем, создающих такое  пространство  отношений и дел, в которых воспитанники получают «импульс» для своего духовного и нравственного саморазвития, определяющего   степень воспитанности качеств человека-гражданина.

  Именно в рамках этих взаимодействий рождается осознанная гражданская позиция, приводящая к более глубокому пониманию и образованию личностных ценностей ученика. Но каким будет человек, во многом зависит от тех, кому доверена благородная миссия образования личности. Думаю, от нас с Вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы классного руководителя 9 класса МБОУСОШ№22 г.Гуково Мехоношиной Елены Владимировны "Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности".

Разумное и нравственное всегда совпадают.Толстой Л.Н.Что значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека с сильным характером, способного правил...

Духовно- нравственное воспитание - основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося

Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена.   В ситуации кризиса духовного    мира   граждан...

Духовно- нравственное воспитание- основа образования.

презентация с использованием фотографий из личного опыта, иллюстрирующие тему...

"Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности"

В настоящее время большая опасность в нашем обществе - разрушение личности, нравственности. Тема духовно-нравственного воспитания актуальна сегодня и является приоритетным направлением в работе учител...

"Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности"

В настоящее время большая опасность в нашем обществе - разрушение личности, нравственности. Тема духовно-нравственного воспитания актуальна сегодня и является приоритетным направлением в работе учител...

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание - основа национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Выступление на районной научно-практической конференции "Миссия педагога дополнительного образования в условиях реализации национальной инициативы "Наша новая школа".  В данной работе освящаются ...