Духовно-нравственные ценности – основа формирования УУД на уроках русского языка и литературы
методическая разработка на тему

Тимофеева Марина Владимировна

Методическая идея на конкурс "Учитель года 2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timofeeva_metodich_ideya.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственные ценности – основа формирования УУД

на уроках русского языка и литературы

 Мир не стоит на месте. Каждые десять лет объем информации удваивается. Все изменятся, меняется общество, человек, а, следовательно, меняется школа, как отражение общества.

И, сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий, которые ему помогут в дальнейшей практической жизни. Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

В. В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию отметил важность формирования нравственности в образовании и воспитании. Говоря о базовых задачах образования он, процитировал  Д.С. Лихачева: " Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую".

Будущее любой страны решается за школьной партой. Как воспитывать детей? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии.

Ответ на этот вопрос я нашла в системе Е. Н. Ильина, актуальность которой обусловлена возвращением важности воспитательной функции урока и в богатейшем наследии академика Д.С. Лихачева, который рассматривал воспитание и образование,  как процесс приобщения человека к нравственным ценностям, духовности и культуре родного народа и человечества.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитание нравственной, творческой личности, способной к самопознанию, к саморазвитию. 

Для её достижения необходимо решить следующие задачи: создать условия для формирования духовно-нравственных качеств учащихся, содействовать формированию мотивов нравственного поведения и потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Уроки русского языка и литературы – это всегда уроки добра, нравственности и красоты, основанные на базовых национальных ценностях, таких как патриотизм, гражданственность, семья, труд, творчество, наука. Считаю, что главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Я всеми силами стремлюсь, чтобы ученики, несмотря на несовершенство окружающего их мира, верили в Добро, Дружбу, Любовь и Справедливость.

Предметы гуманитарного цикла метапредметны и многофункциональны  по своим целям и задачам,  в них звучат голоса писателей и поэтов разных исторических эпох и литературных направлений, поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самым главным остается проблема души и духа человека и целого народа.  

Для решения этой проблемы я использую  технологию гуманно личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления.  Считаю, важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Для восприятия красоты окружающего мира человек должен быть душевно красив, глубок,  стоять на правильных жизненных позициях.

Как бы далеки не были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, затронутые в их произведениях, звучат злободневно и в наше время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели В. Шукшин, А. Платонов, К. Паустовский, В. Астафьев, В. Распутин и другие.  Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном,  об обыденном и высоком, из которых складывается наша жизнь. 

Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. На уроках русского языка я использую разнообразные приёмы, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Например:  сострадание, уважение, забота, чувство вины, порядочность, и. т.д. 

При обобщении темы «Союз как части речи»,  усилия направляю не только на усвоение материала, но и на создание условий для усвоения такой этической категории, как союз человеческих сердец.

На своих уроках я применяю технологию критического мышления, технологию продуктивного чтения, здесь незаменимы приемы; кластер , синквейн,  укрупнение смысловых единиц  текста (этот навык  пригодится при подготовке ЕГЭ).

Такие уроки содействуют развитию личностных и коммуникативных УУД. Обсуждая проблемные вопросы я предлагаю ученикам поработать с мини-текстами взятыми из классической литературы. На открытом уроке мы будем работать с автобиографическим  текстом В. П. Астафьева.  

    Работая над формированием базовых ценностей, делаю акцент на словесном творчестве учащихся, развиваю логическое, критическое, творческое мышление, формирую умение выражать свои мысли письменно. Большое внимание уделяю анализу текста, учу ребят увидеть проблему поднимаемую автором, творчески подходить к выявлению жизненной позиции автора и обосновывать её с точки зрения своего опыта, подкрепляя примерами из художественной литературы.

В процессе воспитания и обучения рождаются самые разнообразные индивидуальные и коллективные творческие проекты. Комбинируя проектный метод и артпедагогику, учу детей творчеству, ибо искусство творить во все времена было важнейшим средством приобщения  к духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Ярким подтверждением этому являются районные литературные праздники, творческие конкурсы «Живая классика», «Искусство слова» и др.

 

Отмечу, что любой урок в системе преподавания русского языка и литературы как предмета, формирующего духовный мир человека, становится уроком сотворчества, партнерства, уроком свободы, где всякий может и должен показать себя, не подстраиваясь под кого-то.  

Только через учебный диалог можно достичь культурного, нравственного и духовного взаимообогащения как обучающихся, так и учителя.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все - таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А может, они меня учат.

Я могу учить именно потому, что одновременно учусь сама, учусь у своего опыта, который сегодня пытаюсь обобщить.

Результатом моей работы стали:

  • живой интерес к русскому языку и литературе и развитие положительной мотивации учебной деятельности,
  • повышенный уровень воспитанности учащихся,
  • активность обучающихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях,
  • умение создавать исследовательские и проектные работы, презентации.

 

Мне близка мысль Е.Н. Ильина, который говорил: «Меня никогда не волновало, что дети несут в школу... Меня волнует, что ты понесешь с моего урока домой…»  Кем ты станешь в будущем…

След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. Молодость всему открыта, и у нас должно хватить мудрости заложить основы духовности, нравственности, внутренней чистоты, желания творить и сопереживать. Ведь школа это территория мастерства и творчества будущего.

В заключении желаю  всем здоровья и добра, педагогического мастерства и творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена формированию УУД на уроках русского языка и литературы...

методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы

Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...

Формирование у учащихся основной школы ценностей патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы  учителя по формированию у обучающихся  ценностей патриотизма и гражданственности на уроках русского языка...