Формирование у учащихся основной школы ценностей патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы
консультация по русскому языку на тему

Лапина Оксана Адольфовна

Из опыта работы  учителя по формированию у обучающихся  ценностей патриотизма и гражданственности на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lapina.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся основной школы ценностей патриотизма и гражданственности  на уроках русского языка и литературы

Процессы реформирования в современном обществе  затронули все сферы жизнедеятельности личности. Преобразования в сфере идеологии интенсифицировали процесс гуманизации культуры и науки, что повлекло за собой пересмотр существующих ценностей, норм социального взаимодействия, и как следствие, (закономерность) нашло свое отражение в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), в Стандартах нового поколения, в новом Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

Реформирование и модернизация российского образования характеризуется широким научным, теоретическим и практико-ориентированным определением направлений развития воспитания и обучения, осуществляемого «в интересах человека, семьи, общества и государства», «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 2012г.], где особое место занимает вопрос духовно-нравственного развития  и воспитания личности.

Согласно «Концепции духовно-нравственного  воспитания  и развития личности гражданина России» (2009г.), национальный воспитательный идеал современного общества – «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ» [с.4].

Мы, учителя русского языка и литературы, обладаем неоспоримым преимуществом  перед всеми радетелями за формирование у учащихся ценностей патриотизма и гражданственности,  приобщение молодого поколения к национальным русским традициям непосредственно через уроки русского языка и литературы 

Согласно  психолого-педагогической и методической литературе, внеурочная деятельность по русскому языку и литературе  помогает учителю более тщательно изучать воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

В основу   деятельности  учителя русского языка и литературы  могут быть положены информационные  технологии, где в качестве главной цели выступают формирование у учащихся уважительного отношения к родному языку  как главному носителю и хранителю культурной памяти человечества, формирование  у учащихся ценностей патриотизма и гражданственности, усвоение ценностей семьи и семейных отношений.

Становление и развитие личности происходит в социокультурном пространстве, вне которого она абстрактно не существует. Если человек живет в России, то он должен осваивать и понимать основные особенности, черты русского характера, изучать обряды и традиции, изучать родной край. Художественная философская и педагогическая мысль России всегда была ориентирована на воспитание гражданских качеств личности. Одна из целей обучения русскому языку – формирование культуроведческой компетенции учащихся, воспитание чувства гражданственности, которое формируется не только при опоре на территорию проживания, на людей, но и на системутаких идей, которые касаются общественной жизни. На уроках русского языка, литературы важно употреблять не только такие понятии, как «родина», «отчизна», но и «наша страна», «Россия»; целесообразно вести разговор  о таком понятии как «малая Родина», о знаменитых земляках – писателях и поэтах, достопримечательностях родного края. В связи с этим был разработан факультативный курс для учащихся 9 класса «Литературное наследие» (в рамках регионального учебного предмета «Литература Смоленщины») На  занятиях, которые  носили проектно – исследовательский, краеведческий характер,  учащиеся  знакомились с фактами  биографии смоленских поэтов, с художественным миром поэтов-земляков и  литературными  местами Смоленщины. Применяя различные формы организации курса, хорошим помощником в этой работы  стало применение ИКТ в различных видах деятельности. Практика  занятий в рамках работы факультатива показала, что использование ИКТ технологии позволяет:

  • создавать устойчивую мотивацию учащихся к обучению русскому языку и литературе;
  • формировать  исследовательские умения школьников;
  • развивать коммуникативные и организационные навыки работы с информацией; ИКТ компетенции (в частности с краеведческим материалом);

        Учащиеся 5-6 классов выполняют творческие работы «Край мой родной», «Я – гражданин России», «Я живу в России», учащиеся 7-8 классов работают над творческими  проектами «Гроза двенадцатого года»,  «Мы помним!» Во время таких работ учащиеся рассуждают о том, что во все времена находились люди, которыми гордились и гордятся до сих пор не только жители нашего города, но и страны.

        Из сочинений учащихся:

        «Мы не вправе забывать тех парней, жизнь которых оборвалась в пламения АфганистанаЮ Чечни. Надо не только помнить о них, а быть достойными их подвига. Я горжусь своими земляками, которые погибли не ради славы, а ради дога и чести перед родиной». ( Ольга К.)

        «Жизнь сегодняшних ветеранов, их подвиги в годы войны – пример для нас. Хочется любить свою родину, как любили её они, хочется быть поленым своему народу, что-то делать для того, чтобы улучшить жизнь нашего города, страны и всего народа». (Ирина В.)

        На уроках по развитию речи обсуждаются вопросы современной жизни, политики, культуры и т.д. По теме «Моя семья» ребята подготавливают презентации, рассуждают об уважении к старшему поколению, беседуют о профессиях бабушек, дедушек, о том, что каждый человек должен честно и добросовестно работать для людей, государства, рассказывают о медалях и наградах своих близких за добросовестный труд. Учащиеся не раз принимают участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах, получают призовые места.

Данные виды работ нацелены на пробуждение и формирование гражданина-патриота, умеющего ценить, беречь культурное наследие своей страны, приумножать его.

Литература

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение», 2009

Чернова Т.А. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. – М.:Планета,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы с презентацией....

Внеурочная деятельность как одно из наиболее приоритетных направлений формирования мотивации учащихся основной школы к изучению математики на уроках.

Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования ...

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся  через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...

«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практическо...

Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью на уроках русского языка и литературы.

образовательные технологии, которые адекватны возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье наших детей....