Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка на тему

Смирнова Наталья Борисовна

Мастер-класс

«Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся  через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»

 

        I.         Теоретическая часть.

Что понимается под клоуз-тестом?    Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором. Как правило, используется в методике преподавания иностранных языков. Клоуз-тест на уроках русского языка позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.

   В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.

   Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов - смысло- и текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов - свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концептуально значимого смысла текста.

Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз-тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.

    Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов,  обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»).        Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.

Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как:

ü способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию

(сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам), 

ü информационная компетенция,  

ü коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).

В какой учебной ситуации может использоваться клоуз-тест? а) на уроке русского языка:

-  при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию);

-  как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию;

-  при обучении чтению и пониманию текстов разных типов;

-  при подготовке к ЕГЭ и ГИА: части В, С (от клоуз-теста к сочинению-размышлению);

-  при изучении тем «Лексика», «Текст», «Средства связи в тексте»,

 «Типы текста», многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др; - как предварительная работа с языковым анализом текста: дети сначала вникают в смысл текста, а потом переходят к грамматике, орфографии, синтаксису, пунктуации, к комплексному анализу текста;

-  при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении; в) при диагностике…

-  контекстного мышления и коммуникативных навыков,

-  читательского и «писательского» уровня у учеников,

-  умения устанавливать внутритекстовые связи,

-  способности понимания текста, его смысла,

-  понимания смысловой, композиционной целостности текста,

-  затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом - какой тип затруднения испытывает учащийся).

   Главным условием построения качественного клоуз-теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста. Не угадать, а именно найти, опираясь на контекст, зная законы построения текста, законы функционирования ключевых слов.

   Сначала предлагается вопрос на первичное восприятие общего смысла текста с пропусками. Этот вопрос задаётся на этапе перед заполнением пропусков. Такой вопрос, с одной стороны, заставляет ребят увидеть главное в тексте, уловить наиболее общее, невзирая на пропуски. С другой стороны, для учителя это диагностический вопрос: если дети на него отвечают, то можно приступать к заполнению пропусков. Часто это вопрос об основной мысли, теме текста, задание на подбор заголовка.

Какова технология работы с тестом?

•      Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?).  

•      Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста.

•      Индивидуальное выполнение  клоуз-теста (отводится ограниченное время). 

•      Фиксация возникающих в классе вариантов (письменно, таблица: Мои версии.

Версии моих одноклассников. Авторская версия).

•      Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово). 

•      Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом. 

•      Чтение текста без пропусков. 

•      Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств.

•      Рефлексия деятельности: предметная (Что удалось понять?), операциональная (Как, с помощью каких средств это удалось понять?), личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?).

Клоуз-тесты могут быть обучающие и диагностические.

    Диагностический клоуз-тест возможно проводить только после систематической работы обучающего характера. Регулярность совместной, обучающей работы с клоузтестом  - примерно 1 раз в 2 недели в течение 3-4 мес. В результате такой работы дети знают признаки ключевых слов, понимают критерии оценки версий по вставке слов, умеют выдвигать и объяснять свою версию по вставке слова, умеют принимать чужую версию, сопоставлять разные версии, умеют различать среди пропусков ключевые слова и неключевые, умеют отвечать на вопрос об основном смысле текста по тексту с пропусками. Если такое обучение состоялось, можно проводить диагностику.

   В качестве обучающего момента необходимо использовать памятку по выполнению клоуз-теста.

Памятка (для учащихся)

§  Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).

§  Восстанавливая пропущенное слово, имейте  в виду, что пропущенное слово, как правило, -  ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.

§  Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.

§  Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.

§  С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.

§  Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.

   При работе с клоуз-тестом очень важно выдерживать принцип от простого к сложному. Начинать можно с тестов, в основе которых одно - два высказывания, то есть очень короткий текст. Затем постепенно увеличивать объём.

   Дети, обученные работе с клоуз-тестом, успешно применяют имеющиеся навыки в других ситуациях текстовой деятельности, например, при написании изложения: слушая текст, они фиксируют ключевые слова, фрагменты текста, а затем именно по ним восстанавливают текст. Поэтому клоуз-тест эффективен как способ подготовки к изложению, сочинению. 

О критериях оценки

При выполнении клоуз-теста предметом оценки является умение ребёнка встраиваться в текстовую (авторскую) концепцию и подбирать слова, не противоречащие

1)  грамматике (умение работать с ближайшим от пропуска контекстом – встраиваться в словосочетание и предложение),

2)  логике (умение работать с контекстом соседних предложений),

3)  текстовому смыслу (умение работать со смыслом текста в целом, понимать авторский замысел, концепцию текста).

При этом каждое из вставленных ребенком слов может показывать противоречивость / непротиворечивость вставки по каждой из этих трех позиций. В результате определяется та или иная степень соответствия вставленных слов тексту.

Таким образом, в оценку входит соотнесенность трех уровней соответствия:

1.  Соответствие / несоответствие ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – как правило, это грамматический параметр вставки.

2.  Соответствие / несоответствие контексту соседних предложений – как правило, это лексический, логико-смысловой параметр вставки.

3.  Соответствие / несоответствие смыслу целого текста, авторской концепции.

Каждое слово оценивается из 5 баллов. Максимум (5 баллов) ставится, если слово не противоречит авторской концепции, всем трем названным позициям.

Баллы снимаются:

-  если слово не соответствует авторской концепции - снимается 2 балла;

-  если слово лексически и логически не соответствует смыслу соседних предложений – снимается 1 балл;

-  если слово не соответствует ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – снимается 1 балл;

 

   Работа над клоуз-тестом прошла на уроке успешно, если:

ü  ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста;

ü  была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки; учитель мотивировал каждого ученика на работу;

ü  дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся диалог на основе прочитанного;

ü  ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся; был высокий уровень учебной мотивации;

ü  варианты вставленных слов были разнообразны, оригинальны (не менее интересны, чем авторский вариант) и стали основой  для обсуждения;

ü  к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем в начале;

ü  возможно продолжение разговора по содержанию текста; ü -учащиеся смогли оценить себя как читателей; сделан анализ после проведения теста; произошло движение вперёд в освоении клоуз-теста;

ü  учащиеся смогли сформулировать собственную позицию по проблеме текста;

ü  работа принесла удовлетворение всем участникам учебного процесса (учитель тоже продвинулся в понимании и смысла текста, и законов его устройства, и себя как читателя);

ü  работа над клоуз-тестом не стала самоцелью, а была подчинена какой-либо учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости от учебной ситуации;

ü  больше половины класса справились с работой;

ü  работа по конкретному тесту включена в контекст систематической работы.

   Хочется поделиться опытом работы с клоуз-тестом на уроках русского языка.

 

II. Практическая часть

     Данный тест  рекомендуется использовать на начальном этапе знакомства с клоузтестом в 5-6 классах. Материалы адресованы учащимся, изучающим в курсе русского языка раздел «Словообразование», а также могут использоваться в старших классах на факультативных занятиях по проблемам авторского словообразования – словотворчества. Попутное повторение пунктуации и орфографии (правописание приставок, изменяемых и неизменяемых на письме). Этот тест предназначен для учащихся 5 класса при изучении раздела «Лексика».  

Шаги по работе с клоуз-тестом 1. Знакомство с понятием «клоуз-тест»

Перед тем, как раздать тесты, познакомим учащихся со значением слова «клоузтест»; автором методики использования «клоуз-теста» в обучении иностранным языкам - американским ученым Тейлором. Объясняется, как нужно восстанавливать пропущенное слово (которое чаще всего ключевое), – чтобы оно находилось во взаимосвязи с другими словами текста и поддерживалось ближним и дальним контекстом. После самостоятельной работы по восстановлению слов была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов.

2. Формулировка цели урока: преобразовать данный текст в вариант, который ближе всего соответствовал бы оригиналу.

3. Обучающимся раздаются тесты

     Даже (1)…     , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2)    …    ».  Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в  (3)  …     по деревне в направлении фермы (4)    …     , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)   …      на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по    (6) …     телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.     (7)  …     машина – телевизор начинал работать  (8)    …      . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)     …     . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)

 

4. Карта текста

 

1.      Данный тест рекомендуется использовать как обучающий методике восстановления клоуз-теста.

2.      Пропущенные слова: а) машина, б) молоко, в) обед, г)пустая, д) помехи, е) экрану,  ж) удалялась,  з) нормально, и) одинаково.

3.      Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов.

4.      Варианты выбора (показываются на слайде на 2 этапе работы с текстом в качестве подсказки):

1)  трактор, телега, машина, электричка;

2)  Хлеб, Милиция, Молоко, Cовхозная;

3)  обед, пыли, завтрак, объезд;

4)  громыхая, с молоком, пустая, с доярками;

5)  удары, помехи, звуки, раздражения;

6)  крышке, антенне, голове, экрану;

7)  удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;

8)  плохо, нормально, волшебником, утром;

9)  странным образом, одинаково, в обед, по-разному.  

4. Технология работы с тестом 

1. Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?)

Прием «Корзина идей»

 Для чего автор разворачивает текст? (записываются и обсуждаются все варианты, выбирается тот, который соответствует задаче писателя)

2.   Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста.

Прием «Неоконченные предложения»

Главная мысль текста …

Своим текстом автор хотел сказать…

Евгений Гришковец хотел рассказать о том, что…

3.      Индивидуальное выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время – 5 минут). Во время работы используется «Памятка для учащихся» (см. выше)

4.      Создание и ведение «Бортового журнала»

Прием «Бортовой журнал»

Мои версии

Версии моих одноклассников

Авторская версия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Фиксация возникающих в парной и коллективной работе класса вариантов в таблице «Бортовой журнал»

6.      Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово). 

7.      Фиксация результатов работы

Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом (на презентации).

Критерии

Показатели

Баллы

1.Понимание прочитанного

1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного.

2.Искажение почитанного.

3.Прямо противоположное авторскому замыслу понимание прочитанного.

3

 

 

2

1

2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию

1.Ученик самостоятельно и в полном объеме находит нужную для понимания смысла информацию. 2.Ученик находит нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя. 3.Ученик находит нужную информацию только с помощью учителя.

3

 

 

 

2

 

 

1

3.Умение преобразовывать текст

1.Ученик умеет самостоятельно

преобразовывать текстовую информацию.

2.В процессе преобразования текстовой информации ученик действует по алгоритму или образцу. 3.Ученик не умеет самостоятельно преобразовывать информацию.

3

 

 

2

 

 

 

1

4.Количество правильных слов

За каждое правильное слово добавляется по 1 баллу

9

(максимальный балл за слова)

 

8.      Выразительное чтение текста без пропусков. 

     Даже  машина, которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «Молоко».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в  обед  по деревне в направлении фермы пустая , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные  помехи  на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по   экрану  телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.  Удалялась машина – телевизор начинал работать   нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала странным образом . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)

Евгений Гришковец «80 километров от города» 

9.      Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств (если останется время).

10.  Рефлексия деятельности:

 

        III.      Результаты

    Применение данной методики позволило повысить интерес учащихся к русскому языку, повысить уровень речевого развития.

          Можно достичь следующих результатов:

•      развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемнопоискового характера;

•      изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности);

•      мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);

•      создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

•      развить «писательские» наклонности учащихся;

•      ребята участвуют в районных, международных конкурсах, общешкольных  мероприятиях, применяя полученные умения и навыки, также применяют умения и навыки на других предметах;

•      стабильные результаты успеваемости и успешности по русскому языку; повысить результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx292.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз -тестом на уроках русского языка»

Слайд 2

Даже (1)… , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2) … ». Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в (3) … по деревне в направлении фермы (4) … , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5) … на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по (6) … телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. (7) … машина – телевизор начинал работать (8) … . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9) … . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)

Слайд 3

Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов. 1) трактор, телега, машина, электричка; 2) Хлеб, Милиция, Молоко, Cовхозная; 3) обед, пыли, завтрак, объезд; 4) громыхая, с молоком, пустая, с доярками; 5) удары, помехи, звуки, раздражения; 6) крышке, антенне, голове, экрану; 7) удалялась, приближалась, уезжая, ломалась; 8) плохо, нормально, волшебником, утром; 9) странным образом, одинаково, в обед, по-разному.

Слайд 4

а) машина б) молоко в) обед г)пустая д) помехи е) экрану ж) удалялась з) нормально и) одинаково

Слайд 5

В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только).

Слайд 6

Формирования ключевых компетенций и универсальных учебных действий: способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам), информационная компетенция, коммуникативные способности и умения

Слайд 7

В какой учебной ситуации может использоваться клоуз-тест? на уроке русского языка: - при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию); - как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию; - при обучении чтению и пониманию текстов разных типов; - при подготовке к ЕГЭ и ГИА: части В, С (от клоуз-теста к сочинению-размышлению); - при изучении тем «Лексика», «Текст», «Средства связи в тексте», «Типы текста», многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др; - как предварительная работа с языковым анализом текста; - при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении;

Слайд 8

П ри диагностике контекстного мышления и коммуникативных навыков, читательского и «писательского» уровня у учеников, умения устанавливать внутритекстовые связи, способности понимания текста, его смысла, понимания смысловой, композиционной целостности текста, затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом - какой тип затруднения испытывает учащийся).

Слайд 9

Какова технология работы с тестом? Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?). Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста. Индивидуальное выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время). Фиксация возникающих в классе вариантов (письменно, таблица: Мои версии. Версии моих одноклассников. Авторская версия). Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово). Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом. Чтение текста без пропусков. Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств.

Слайд 10

Памятка (для учащихся) Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?). Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, - ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста. Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах. Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически. С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово. Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.

Слайд 11

Прием «Неоконченные предложения» Главная мысль текста … Своим текстом автор хотел сказать… Евгений Гришковец хотел рассказать о том, что…

Слайд 12

Прием «Корзина идей» Для чего автор разворачивает текст? (записываются и обсуждаются все варианты, выбирается тот, который соответствует задаче писателя)

Слайд 13

Критерии Показатели Баллы 1.Понимание прочитанного 1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного. 2.Искажение почитанного. 3.Прямо противоположное авторскому замыслу понимание прочитанного. 3 2 1 2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию 1.Ученик самостоятельно и в полном объеме находит нужную для понимания смысла информацию. 2.Ученик находит нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя. 3.Ученик находит нужную информацию только с помощью учителя. 3 2 1 3.Умение преобразовывать текст 1.Ученик умеет самостоятельно преобразовывать текстовую информацию. 2.В процессе преобразования текстовой информации ученик действует по алгоритму или образцу. 3.Ученик не умеет самостоятельно преобразовывать информацию. 3 2 1 .Количество правильных слов За каждое правильное слово добавляется по 1 баллу

Слайд 14

О критериях оценки При выполнении клоуз-теста предметом оценки является умение ребёнка встраиваться в текстовую (авторскую) концепцию и подбирать слова, не противоречащие 1) грамматике (умение работать с ближайшим от пропуска контекстом – встраиваться в словосочетание и предложение), 2) логике (умение работать с контекстом соседних предложений), 3) текстовому смыслу (умение работать со смыслом текста в целом, понимать авторский замысел, концепцию текста).

Слайд 15

В оценку входит соотнесенность трех уровней соответствия: 1. Соответствие / несоответствие ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – как правило, это грамматический параметр вставки. 2. Соответствие / несоответствие контексту соседних предложений – как правило, это лексический, логико-смысловой параметр вставки. 3. Соответствие / несоответствие смыслу целого текста, авторской концепции. Каждое слово оценивается из 5 баллов. Максимум (5 баллов) ставится, если слово не противоречит авторской концепции, всем трем названным позициям.

Слайд 16

Баллы снимаются: - если слово не соответствует авторской концепции - снимается 2 балла; - если слово лексически и логически не соответствует смыслу соседних предложений – снимается 1 балл; - если слово не соответствует ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – снимается 1 балл.

Слайд 17

Работа над клоуз-тестом прошла на уроке успешно, если: ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста; была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки; учитель мотивировал каждого ученика на работу; дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся диалог на основе прочитанного; ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся; был высокий уровень учебной мотивации; варианты вставленных слов были разнообразны, оригинальны (не менее интересны, чем авторский вариант) и стали основой для обсуждения; к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем в начале; возможно продолжение разговора по содержанию текста;  -учащиеся смогли оценить себя как читателей; сделан анализ после проведения теста; произошло движение вперёд в освоении клоуз-теста; учащиеся смогли сформулировать собственную позицию по проблеме текста; работа принесла удовлетворение всем участникам учебного процесса (учитель тоже продвинулся в понимании и смысла текста, и законов его устройства, и себя как читателя); работа над клоуз-тестом не стала самоцелью, а была подчинена какой-либо учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости от учебной ситуации; больше половины класса справились с работой; работа по конкретному тесту включена в контекст систематической работы.

Слайд 18

Даже машина, которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «Молоко». Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в обед по деревне в направлении фермы пустая , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные помехи на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по экрану телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. Удалялась машина – телевизор начинал работать нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала странным образом . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 километров от города»

Слайд 19

Можно достичь следующих результатов: • развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемнопоискового характера; • изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности); • мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру); • создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; • развить «писательские» наклонности учащихся; • ребята участвуют в районных, международных конкурсах, общешкольных мероприятиях, применяя полученные умения и навыки, также применяют умения и навыки на других предметах; • стабильные результаты успеваемости и успешности по русскому языку; • повысить результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...