Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Ягофарова Людмила Маратовна

Рабочая программа составлена на основе базовой программы основного общего образования по истории и авторских программ "Новая история" А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной и программы "История России" 6 - 9 классы (Данилов А.А., Косулина Л.Г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_7_klass.doc345 КБ

Предварительный просмотр:

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 280 ИМЕНИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

____________


_______________/Севастьянова Ю.Б./

«    » ____________2013 г                                                   «      »_____________2013 г


Рабочая программа

интегрированного учебного курса

по истории Нового времени с кон.XV по XVIII вв. и истории России с кон. XVI по XVIII вв.

7 класс

Учитель: Ягофарова Л.М.

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей истории и обществознания

Протокол № ________

от «____»___________________2013 г.

2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ      ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории  составлена на основании Федерального Государственного образовательного стандарта основного образования 2013 г, базовой  программы основного общего  образования по истории, авторских программ: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной (сборник Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012)  «История России 6-9 кл.» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

        Учебная программа рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию. Программа курса охватывает период с 1500-1800 гг., с периода начала Великих географических открытий до периода Великой Французской буржуазной революции.  Основное содержание изучаемого в 7 классе курса «Новая история. 1500—1800» составляет процесс развития общества в период раннего Нового времени: кризис традиционного общества, появление первых ростков зарождающегося индустриального общества, сосуществование и противоречия старого и Нового, их различия и, главное, человек Нового времени.

Задача курса -  показать пути развития европейского общества от Средневековья через Возрождение, Реформацию, эпоху Просвещения, революции к парламентской демократии и реформам.

В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах. 

   

 Цели курса:

  1. В результате изучения курса Новой истории учащиеся 7 класса должны получить знания:
  • о периодизации Нового времени,
  • о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации;
  • об особенностях ментальности человека Нового времени;
  • о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным;
  • о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества;
  • о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий;
  • о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»;
  • о международных конфликтах, приводивших к войнам;
  • об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости;
  • о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека;
  • об изменениях в повседневной жизни людей.

  1. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем:
  • методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории);
  • выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины);
  •  анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов;
  • сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования);
  • разным способам работы с учебной книгой.

В процессе изучения курса Новой истории учащиеся должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;
  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  •  обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
  • уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
  • уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история  изучается  30 часов, история России - 40 часов (по 2 часа в неделю). Курсы изучаются последовательно: сначала новая история, затем история России.

   Европа и мир в начале Нового времени  

13

Ранние буржуазные революции. Международные отношения  

5

Эпоха Просвещение. Время преобразований  

8

Колониальный период в Латинской Америке

2

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации  

2

 Россия на рубеже  XVI -  XVII веков

5

Россия в XVII в.

9

Россия при Петре I

9

Россия в 1725-1762 гг.  

5

Россия в 1762-1801 гг.

12

История является одним из наиболее важных предметов учебного плана ОУ РФ. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин.

Преподавание ведется по концентрической модели исторического образования, которая предполагает изучение единого непротиворечивого курса отечественной и всеобщей истории. В рамках основной школы реализуется  первый концентр (5-9 класс).

Цель концентра - создание целостной картины мира через личное восприятие; понимание через среду, личный опыт.

При изучении курса истории используются учебники А.Я. Юдовская,   П.А. Баранов «Новая история   1500 – 1800», (учебник соответствует требованиям I концентра, в нем использована развивающая система обучения, разработаны разноуровневые вопросы и задания для учащихся, книга хорошо иллюстрирована, имеет оригинальные цветные карты), учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История  России конец XVI – XVIII  вв.» (освещает все предусмотренные школьной программой для 7 класса вопросы истории России, большое внимание авторами уделено проблемам развития русской культуры и быта народа; является первой частью единого комплекта учебников данных авторов с 6 по 9 класс, что обеспечивает преемственность в обучении истории России в основной школе), которые соответствуют требованиям государственного стандарта исторического образования, обязательному минимуму содержания образования. Они включают необходимый фактический и теоретический материал, снабжены фрагментами исторических документов, имеют развернутый методический аппарат: иллюстрации, карты, вопросы для повторения. Учебники включены в федеральный перечень учебников РФ на  2012-2013 учебный год, рекомендованы  МО РФ.

Дополнительными средствами обучения являются атлас, рабочие тетради.

Курс новой истории  ставит целью:

  • Ознакомление учащихся с событиями новой истории, фактами, биографиями исторических деятелей нового времени, основными процессами развития человеческого общества;
  • Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, уважение к традициям и культуре народов мира

Курс истории России ставит целью:

  • Ознакомление учащихся с событиями истории конца XVI века до  XVIII века, фактами, биографиями исторических деятелей;
  • Формирование целостного представления об историческом пути России
  • Изучение материальной и духовной культуры русского народа;
  • Воспитание патриотизма и гражданственности, привитие интереса к Отечественной истории.

Цель учителя:

  • Сформировать знания в рамках программы;
  • Сформировать умения работы с источниками, исторической картой, умение называть характерные, существенные черты, сравнивать исторические события, хронологические умения;
  • Воспитать интерес к истории и культуре народов стран мира и России, ценностные ориентиры и убеждения.

Требования к основным знаниям и умениям учащихся содержатся в «Оценке качества знаний по истории за курс основной школы»:

Новая история

1.1. Называть хронологические рамки нового времени

2.1. Называть:

  1. имена   наиболее   известных  

а) правителей;
б) общественных и религиозных деятелей;  

в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры нового времени;

  1. участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в новое время.
  2. Показывать на исторической карте местоположение государств нового времени.
  1. Описывать занятия и образ жизни людей в новое время в Европе  и Востока.
  2. Составлять  описание    памятников нового времени:

а) жилых и общественных зданий;

б) предметов быта;

в) произведений искусства.

5.1. Называть характерные, существенные черты:

5.1.1.политического устройства   общества в новое время  в Европе и на Востоке;

5.1.2.социального положения людей;

5.1.3.представлений  человека нового  времени о мире; религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в новое время.

5.4. Объяснять значение понятий:  Абсолютизм, Реформация, Высокое Возрождение, Контрреформация, Революция, Монархия, Религиозные войны, Просвещение, Промышленный переворот, Колонии,  Война за независимость, Диктатура,  Европейская колонизация.

История России с   конца XVI –XVIII вв.

1.1. Указывать:

а) хронологические рамки России в новое время.

б) правления Бориса Годунова, Петра I, Екатерины II,  сражений русских воинов против завоевателей, крестьянские войны.

2.1. Называть:

а) место, обстоятельства, участников событий, указанные в п. 1.1;

б) царей, политических, общественных и военных деятелей;

в) наиболее значительных представителей и достижения культуры  России в новое время.

3.1. Называть, показывать на исторической карте:

  1.  территорию России на рубеже  XVI – XVII вв.;
  2. основные  города, политические центры;
  3.  крупнейшие сражения (Северная война, Смоленская война, Русско – Турецкая война и т.д.);
  4.   территорию   Русского   государства   в   XVII – XVIII вв.
  1. Описывать   занятия,   образ   жизни   населения России.
  2. Составлять описание памятников   культуры:  

а)  жилых построек,  храмов;  

б) предметов труда и быта;

в) произведений художественной культуры.

  1. Соотносить  факты  и  общие  процессы борьбы смутное время;  развития Русского государства; закрепощения крестьян.
  2. Называть характерные, существенные черты:
  1.  экономических  и  социальных  отношений  в России,   положения  разных групп населения;
  2.  Дворцовые перевороты;
  3.  политического устройства Русского государства на разных периодах.
  1. Объяснять значение понятий: Смута, «Боярский царь», «Тушинский вор», Семибоярщина, Крестьянские войны, Мануфактура, Белые слободы, Крепостничество, Самодержавие, Бунташный век,  Дворцовые перевороты, Просвещенный абсолютизм.

 6. Приводить оценки: значения правлению Петра  I; деятельности Екатерины II.

В рамках контроля знаний и умений учащихся запланирован текущий и тематический контроль в форме тестирования, т.к. эта форма является основой ЕГЭ.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

1. Учебник  Юдовская А.Я  Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

2. Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс.- М.: ВАКО, 2006.

      3. Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории, 1500-1800: 7 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

            4. Брандт М.Ю. Новая история. Тесты. 7-8 кл.: Учебно-метод.пособие. – М.: Дрофа, 2002.

  1. Грибов В.С. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по новой истории 7 – 8 кл. М., 1998
  2. Репин А.В. Новая история. 7 кл. Пособие для учителя. Саратов, 2007
  3. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800 гг. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2005 г.
  4. Кочетов Н.С. Поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А. Новая история 1500 – 1800. Волгоград, 2004
  5. Давыдова О.В. Тесты по Новой истории. 1500 – 1800: 7 кл. М., 2007
  6. Учебник  Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XVIII вв.: учеб. Для 7 кл. М.: Просвещение, 2010.
  7. Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России для 7 кл. М., 2006
  8. Рабочая тетрадь к учебнику Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. для 7 кл. М., 2011
  9. Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России к учебнику Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. для 7 кл. М., 2006
  10. Зверева Л.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России. 6 – 7 кл. М., 2001
  11. Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 кл. Сост. Волкова К.В. М., 2011
  12. Колесниченко Н.Ю. История России 7 кл: дидактический материал ( контрольные задания, тесты, кроссворды). Волгоград, 2005.
  13. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Мир и Россия в новое время 7 кл: Краткие конспекты уроков для учителя истории М., 2004
  14. Атласы по Новой истории и истории России.
  15. Настенные карты по Новой истории и истории России.
  16. В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

1. Электронный учебник: Новая история, 7 класс.

3. Презентации по курсу Новой истории.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Новая история.    7 класс (30 часов)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Раздел I.  МИР  В  НАЧАЛЕ  НОВОГО  ВРЕМЕНИ.
ВЕЛИКИЕ  ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  ОТКРЫТИЯ.  ВОЗРОЖДЕНИЕ.
РЕФОРМАЦИЯ (14 ч)
 

Тема I. ВЕЛИКИЕ  ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  ОТКРЫТИЯ (2 ч)

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Тема II. ЕВРОПА В НАЧАЛЕ
НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ч)

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Тема III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА  И  НАУКА
ЕВРОПЫ  ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ (4 ч)

От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения*.

Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Тема IV. РЕФОРМАЦИЯ  И  КОНТРРЕФОРМАЦИЯ  В  ЕВРОПЕ.
УКРЕПЛЕНИЕ  АБСОЛЮТИЗМА (4 ч)

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Раздел II. РАННИЕ  БУРЖУАЗНЫЕ  РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ  (БОРЬБА  ЗА  ПЕРВЕНСТВО
В  ЕВРОПЕ  И  В  КОЛОНИЯХ) (4 ч)
 

Тема I. НИДЕРЛАНДСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ
И  РОЖДЕНИЕ  СВОБОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ  ГОЛЛАНДИИ (1 ч)

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Тема II. РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ. УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ (2 ч)

Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Тема III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В XVI—XVIII вв. (1 ч)

Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Раздел III. ЭПОХА  ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч) 

Тема I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. (2 ч)

Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Тема II. ПРОМЫШЛЕННЫЙ  ПЕРЕВОРОТ  В  АНГЛИИ (1 ч)

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Тема III. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ  КОЛОНИИ  В  БОРЬБЕ
ЗА  НЕЗАВИСИМОСТЬ.
ОБРАЗОВАНИЕ  СОЕДИНЕННЫХ  ШТАТОВ  АМЕРИКИ (2 ч)

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Тема IV. ВЕЛИКАЯ  ФРАНЦУЗСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ  XVIII в. (3 ч)

Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.

Раздел IV. КОЛОНИАЛЬНЫЙ  ПЕРИОД  В  ЛАТИНСКОЙ  АМЕРИКЕ.
ТРАДИЦИОННЫЕ  ОБЩЕСТВА  ВОСТОКА.
НАЧАЛО  ЕВРОПЕЙСКОЙ  КОЛОНИЗАЦИИ (4 ч)
 

Тема I. КОЛОНИАЛЬНЫЙ  ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
ОСОБЕННОСТИ  ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО  ОБЩЕСТВА (1 ч)

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Тема II. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (2 ч)

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

ПОВТОРЕНИЕ.  МИР В  ЭПОХУ  РАННЕГО  НОВОГО  ВРЕМЕНИ (1 ч)

ИСТОРИЯ. РОССИЯ В XVII — XVIII вв.

(40 учебных часов)

ТЕМА 1. Россия на рубеже XVI — XVII вв. — 3 часа

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии московских правителей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Выступление Ивана

Болотникова. Лжедмитрий II. Перелом в настроении народа. Тушинский лагерь. Вторжение войск Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Первое ополчение. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Основные итоги развития русского общества и государства на рубеже XVI — XVII вв. (1 час)

Основные понятия темы:

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, Семибоярщина.

ТЕМА 2. Россия в XVII в. — 9 часов

Новые явления в экономике. Социально-экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии.

Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Реформа Патриарха Никона. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666 — 1667 гг.

Народные движения. Причины и особенности народных выступлений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступление старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653 — 1667 гг. Русско-турецкие отношения.

Русско-турецкая война 1676 — 1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести (Житие протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков. Театр.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Основные итоги развития русского общества и государства в XVII в. (1 час)

Основные понятия темы:

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, ярмарка, Всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

ТЕМА 3. Россия при Петре I — 9 часов

Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына. Юрий Крыжанич.

Петр I. Россия на рубеже веков. Личность Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 — 1698 гг.

Северная война. Начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Итоги внешней политики Петра I.

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Оппозиция реформам. «Дело царевича Алексея». Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Значение петровских преобразований.

Экономика России в первой четверти XVIII в. Состояние экономики России на рубеже XVII — XVIII вв. Экономическая политика Петра. Протекционизм и меркантилизм. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Торговля. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения.

Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов. Итоги экономического развития. Цена и последствия реформ Петра I.

Народные движения в первой четверти XVIII в. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники.

А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец  Двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало».

Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Основные итоги развития русского общества и государства в первой четверти XVIII в. (1 час)

Основные понятия темы:

Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, Кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голутвенное казачество,

прелестные письма.

ТЕМА 4. Россия в 1725 — 1762 гг. — 5 часов

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Усиление роли гвардии. Фаворитизм. Екатерина I. Петр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иван Антонович. Елизавета Петровна. Петр III.

Дворцовый заговор 28 июня 1762 г.

Внутренняя политика в 1725 — 1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика в 1725 — 1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735 — 1739 гг. Русско-шведская война 1741 — 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756 — 1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

Основные итоги развития русского общества и государства в период дворцовых переворотов. (1 час)

Основные понятия темы:

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

ТЕМА 5. Россия в 1762 — 1801 гг. — 12 часов

Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики Екатерины. Политика «просвещенного абсолютизма». «Наказ» Екатерины II. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770 — 1790 гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Расправа с восставшими. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги развития экономики.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин.  Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787 — 1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.

Россия при Павле I. «Романтический император». Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I. Заговор 11 марта 1801 г.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Создание Академии наук. Становление отечественной науки. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Особенности развития художественной культуры. Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин. Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова. Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин. Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Основные итоги развития русского общества и государства во второй половине XVIII в. (1 час)

Итоговое обобщение. Россия и мир на рубеже XVIII — XIX вв.

(1 час)

Основные понятия темы:

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.


Календарно – тематическое планирование по курсу «История Нового времени »

 Тема урока

Основные понятия

  

Универсальные учебные действия (планируемые результаты освоения материала)

Формы   контроля

Домашнее задание


Раздел 1.  Европа и мир в начале Нового времени 13 часов

1

От средневековья к Новому времени

«Новое время»

Знать основные положения урока, хронологию Нового времени. Начать правильно делать записи в тетради.  Что изучает Новая история. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек в Новом времени. Запад и Восток; особенности общественного устройства  и экономического развития

Опрос. Письменные задания.


Читать введение

2

Технические открытия и выход к Моровому океану

Каравелла, мушкет

Уметь составлять таблицу: достижения; автор и значение. Понимать причинно-следственные  связи   между   техническими изобретениями  и эпохой Нового времени. Описывать открытия и изобретения; определять этапы открытий. Называть источники энергии. Уметь показывать по карте  маршруты первооткрывателей и объяснять причины географических открытий.

Опрос. Письменные задания.  Составление плана по вопросы «Причины географических открытий» Таблица

§1 вопросы

3

Великие географические открытия и их последствия  

Колонизация, метрополия,

 Знать основные открытия. Уметь составлять хронологическую таблицу: западноевропейская колонизация новых земель.  Уметь объяснять, в чем состоит  значение Великих географических открытий. Уметь показывать маршруты экспедиций и открытые земли; обобщать, систематизировать и  самостоятельно работать с источником (составление плана)

Опрос. Письменные задания. План. Таблица

§2  работа по карте, задания

4

Усиление  королевской  власти в XVI-XVII вв.  

Абсолютизм этикет меркантилизм

Уметь анализировать исторические явления, выявлять причинно- следственные связи и давать свою оценку.

Знать основные положения и понятия урока. Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку. Понимать значение абсолютизма  для социального, экономического, политического и культурного развития общества.  

Написать мини-сочинение «Король и парламент»

Составление схемы «Черты абсолютизма»

§3 вопросы и задания

5

Дух предпринимательства преобразует экономику  

Монополия биржа мануфактура капитал капиталистическое хозяйство

Знать причины возникновения мануфактур; понимать, что рождение капитализма свидетельствует о глубоком кризисе традиционного общества. Уметь сравнивать рынки, банки в Средние века и в Новое время; мастерская и мануфактура. Самостоятельно работать с текстом учебника и предъявлять результаты учебной деятельности.

Составить в тетради план ответа на вопрос «Развитие мануфактурного производства»

Таблица «Отличия мануфактуры от мастерской»

§4 задания из рабочей тетради

6

Новые ценности преобразуют общество

Фермер

новое дворянство огораживание капиталист

Знать основные понятия. Понимать, как дух предпринимательства и развитие капиталистического уклада меняют структуру общества. Уметь самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями и представлять сообщения; давать характеристику социальных слоев европейского общества, их отличительные черты

Сообщения Письменные задания.

§5 задания

7

Высокое Возрождение

Античность Возрождение гуманизм философия искусство утопия

 аскетизм

Знать, что в эпоху Возрождения складывается гуманизм, провозглашающий новое отношение к человеку, миру, природе. Уметь составлять  и представлять устные доклады. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры (античность – Возрождение). Формирование специфических навыков работы с литературным текстом, возможность «погружения» в эпоху Возрождения. Уметь пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания. Взаимодействовать с товарищами: слушать, доказывать свою точку зрения, предъявлять результаты своей работы

Представление результатов работы группы

§7-8

Эссе: Какие черты свойственны личностям эпохи Возрождения. Раскрыть тему на конкретных примерах.  

8

Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы

Живопись архитектура

Гравюра

Аллегория

Интерьер

Фреска

Понимание, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры (воплотили мечты гуманистов об идеале, создание образа гармоничного Человека). Формирование способности рассматривать произведения искусства, умение видеть детали, понимать язык, которым «говорит» искусство данной эпохи. Приобретение навыков оценочных суждений, эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры.

Решение познавательных заданий и проблемных вопросов

§ 9 задания из рабочей тетради

9

Рождение новой европейской науки

Бакалавр

каноник

Составление сравнительной таблицы. Уметь составлять и представлять устные доклады. Осознание учащимися, что на основе бурного развития науки складывается новое представление о Вселенной и возникают идеи о правах и свободах человека  

Заполнить таблицу «Основные научные идеи, способствующие развитию новых взглядов на мир и общество»

§10 подготовка устного сообщения

10

Начало

Реформации

в Европе

Реформация, революция обмирщение сознания лютеранская церковь протестант

Знать понятия урока.  Выявлять различие и сходство в формах народных движений. Понимать, каковы причины Реформации и ее распространение  в Европе. Учиться объяснять, почему именно Германия стала родиной Реформации. Знать основные положения  учения Мартина Лютера. Умение работать с документом  (извлечения из воззвания М.Лютера).


Составить тезисы: Что дала реформация в Германии: князьям, дворянам, горожанам и крестьянам.  

§11 задания из рабочей тетради

11

Распространение Реформации  в Европе  

Кальвинизм кальвинистская церковь

Пресвитер иезуиты Контрреформация

религиозные войны

Знать основные понятия. Давать оценку историческим личностям Усвоить, что кальвинистское учение стало основой для трудовой этики протестантов, что в результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, что религиозные противоречия могут порождать войны и вести к расколу общества. Уметь сравнивать, анализировать, работать с документом, участвовать в дискуссии, предъявлять результаты своей деятельности.

Эссе: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир» Вольтер. Как вы понимаете это высказывание

§12 вопросы

12

Королевская власть и Реформация в Англии

Англиканская церковь пуритане корсар капер «кровавое законодательство»

Знать основные понятия урока. Понимание, что победа Реформации в Англии усиливает абсолютную королевскую власть. Господство на морях постепенно переходит к Англии. Уметь делать сравнительный анализ, работать с документом (мероприятия Елизаветы Тюдор), оценивать события и явления с разных точек зрения (оценивать с точки зрения представителей разных слоев населения Англии, чем закончился для страны XVI в.

Задание: написать общие черты и различия между англиканской и католической церковью.

§13 подготовка к проверочной работе

13

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Эдикт, гугенот, месса, гарант

Уметь анализировать документы и делать выводы (Нантский эдикт, Политическое завещание Ришелье). Уметь составлять характеристику Генриха IV, Ришелье.  

Понимать особенности Реформации во Франции и осознавать, что религиозный фанатизм приводит к кровавым гражданским войнам.  Знать основные понятия  урока.

словарный диктант Таблица «Распространение кальвинистского учения во Франции»

§14 вопросы

Раздел  2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения 5 часов

14

Нидерландская революция

Штатгальтер

Гёзы иконоборцы террор уния революция

Знать основные понятия урока. Выявлять причинно-следственные связи  между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий. Уметь составлять повествовательный рассказ о борьбе жителей Нидерландов с Испанией. Работать с документами и текстом учебника.

Составить в тетради таблицу «Основные события испано-нидерландской войны»  

§15 вопросы

15

Парламент против короля Начало революции в Англии

Джентри гражданская война

Круглоголовые кавалеры

Знать  основные понятия  урока. Уметь проводить исторические параллели  (Нидерландская  и Английская революции), выявлять общее и различное. Понимать, что революция вызвана сложным и неразрывным переплетением социальных и религиозных причин и развивалась в форме гражданской войны.

Составить таблицу «Реформы долгого парламента»  

§16 задания

16

Революция в Англии. Путь  к парламентской монархии  

Парламентская монархия левеллеры диггеры протектор протекторат тори виги

Понимать, что «славная революция» разрушила традиционное общество и уничтожила абсолютную монархию, создав условия для капиталистического развития. Англичане первыми завоевали ряд личных прав и свобод. Знать основные понятия урока. Давать характеристику и оценку  исторической личности (О.Кромвель), опираясь на памятку. Уметь использовать иллюстративный материал в качестве источника знаний.

Таблица «Общее и различия во взглядах левеллеров и диггеров». Работа с «Биллем о правах 1689 г»

§17 Подготовить сообщение об О. Кромвеле и его роли в истории Англии

17

Международные отношения в XVI-XVIII вв.

Коалиция

батальон

Понимать, что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн, что Вестфальский мир заложил основы новых отношений  между государствами Европы (распад Священной Римской империи, усиление власти германских князей).

Знать основные понятия  урока. Знать и уметь применять алгоритм изучения войн, работа с картой.

Составить в тетради план ответа на вопрос «Вестфальский мир»

§18 подготовка к тестированию

18

Повторительно-обобщающий урок

Место Нового времени в истории человечества. Основные достижения и проблемы Нового времени. Вклад культуры человечества

Знать основные положения раздела.

Тесты

Словарный диктант

Раздел  3. Эпоха Просвещение. Время преобразования  8 часов

19

Век Просвещения. Стремление к царству разума

Эпоха Просвещения разделение властей

Знать основные идеи просветителей; уметь объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимать, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии. Знать основные понятия урока. Уметь составлять и представлять устные доклады, сообщения (развитие исследовательских умений)

Заполнить таблицу «Основные идеи просветителей»

§19 вопросы сообщения о Вольтере, Руссо, Монтескье

20

Художественная культура Европы эпохи Просвещения

Знать, что выдающиеся творцы литературы, живописи стремились к просвещению людей, мечтали с помощью искусства исправлять человеческие нравы. Знать основные  понятия урока. Уметь работать с различными источниками исторической информации.

Задания на карточках

§20

21

Промышленный переворот в Англии

Аграрная революция промышленный переворот фабрика луддизм

Анализировать сущность промышленного переворота и понимать, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества

Знать основные понятия урока. Знать исторические формы  производства и их признаки.

Составить план ответа «Переворот в сельском хозяйстве»

Выписать условия промышленного переворота         

§21 Таблица о важнейших изобретениях в период промышленного переворота

22

Английские колонии в Северной Америке

Пилигрим национальное самосознание

Понимать, что колонии в Новом Свете созданы протестантами, считавшими главной ценностью свободу вероисповедания. Знать основные  понятия урока. Уметь сравнивать исторические явления (революции в Нидерландах, Англии и Америке).

Работа с документами

§22

23

Война за независимость. Создание США

Лоялист конституция суверенитет федерация импичмент

Объяснять причины войны северо-американских колоний за независимость. Знать политическую систему США и ее Конституцию – в основу которой были положены достижения передовой общественной мысли, представления о прирожденных правах человека.. Знать основные понятия урока. Выявлять главные отличия между демократическими и авторитарными началами общественного устройства.  

Схема государственного устройства США

§23 задания из рабочей тетради

24

Причины и начало Великой французской революции

Санкюлот сословие террор

Понимать, что революция это результат накопившихся противоречий и неумения властей вовремя разрешить сложившиеся в стране противоречия. Знать основные понятия. Выявлять причинно – следственные связи общественной жизни накануне революционных событий. Начать составлять хронологическую таблицу событий революции.  

Сравнить развитие промышленности и торговли во Франции во второй половине XVIII в. и в Англии в то же время. Заполнить таблицу «Основные события Великой французской  революции»

§24 карта задания из рабочей тетради

25

От монархии к республике

Белая эмиграция жирондисты якобинцы правые левые декрет

Знать, что Декларация прав человека и гражданина провозгласила новое политическое устройство Франция (республиканское), что явилось победой третьего сословия. Понимать, что террор аморален по своей сути и не является методом разрешения проблем. Составлять сюжетный рассказ о развитии революции.

Знать основные понятия урока. Продолжить составление таблицы. Уметь по карте определять ход событий

Закончить составление таблицы. Составить план ответа «Значение Великой французской революции»

§25 подготовка к тесту и словарному диктанту

26

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона  Бонапарта  

Умеренные «бешеные» термидорианцы

Директория

Правовое государство

Знать, что революция уничтожила абсолютизм и создала условия для капиталистического развития, положила начало формированию правового государства.  

  Знать основные понятия урока. Уметь проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты).

Уметь по карте определять ход событий. Давать характеристику и оценку личности Наполеона; высказывать свое мнение на проблему роли личности в истории  

Таблица об основных изменениях, происшедших во Франции в ходе революции (к 1799 г. по сравнению с 1789 г.)

§26 задания

Раздел  4. Колониальный период в Латинской Америке 1 час

27

 

Колониальный период в Латинской Америке

Латинская Америка   креол метис мулат самбо

Знать, что в результате взаимодействия испанской и индейской культур образовался латиноамериканскийский мир.

Знать основные понятия урока.  Работа с картой.        

Составить план «Система управления в колониях Испании Португалии в Новом Свете»

§27 задания

Раздел 5.  Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации 3 часа

28 29

 

Государства Востока. Начало европейской колонизации

Самурай  

сёгун конфуцианство буддизм синтоизм

«могол»

Клан, кортеж

Знать особенности социально-экономического, политического и культурного  развития стран Востока и делать выводы об их отличиях от общества европейского. Понимать, что политическая раздробленность, отставание от Запада создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран.

Знать основные понятия урока. Уметь сравнивать исторические явления

Сравнить власть императоров минской  династии  с властью  кого-либо из европейских монархов

§28 подготовить сообщение об одной из религий

29-30

30

Повторительно – обобщающий урок.

Знать основные положения курса

Тест понятийный аппарат

Календарно - тематическое планирование по курсу «История России с  конца XVI в. по XVIII в.»

Тема урока

Основные понятия

 

Универсальные учебные действия (планируемые  результаты освоения материала)

Формы  контроля

Домашнее задание


Раздел. 1 Россия на рубеже  XVI -  XVII веков 5 часов

31









Вводный урок

Умение  работать с исторической картой.

Сравнивать территорию  Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты  до Ивана IV) Сословно-представительная монархия




Тестовая работа по пройденному материалу в 6 кл.

Записи в тетради

32

Внутренняя  и внешняя  политика   Бориса Годунова

Патриаршество

Смута

Заповедные лета

самозванец

Совершенствовать навыки работы с картой (показывать основные направления торговых и культурных связей Руси и Западной Европы)  и текстом. Сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и вовремя Смуты.  Знать основные понятия урока. Обобщать знания по истории царствования Б. Годунова, отмечать основные тенденции развития государства.  

Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала

 

§ 1 сообщение   Россия в правление Б.Годунова

33

Смута

Интервенция

смута

Знать основные понятия урока. Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать  по карте  города,  охваченные гражданской войны, знать основных действующих лиц этого периода истории.

Фронтальный опрос  Схема «Политическая программа Лжедмитрия I и ее реализация»

§ 2 вопросы и задания к документу

словарь

34

Окончание смутного времени

Семибоярщина

Народное ополчение

Патриот

Земский собор

Знать основные понятия урока. Понимать, что борьба за политическую власть привела к социальному хаосу, в результате страна оказалась на грани национальной катастрофы. Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти.  Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение.

Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений. Рассказывать о причинах воцарения династии Романовых

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос сообщение о персоналиях урока  

§3 вопросы и задания из рабочей тетради

словарь

35

Повторительно - обобщающий по разделу 1

Обобщать и систематизировать исторический материал.  Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси.

 Проверочная работа понятийный диктант

Раздел  2. Россия в XVII в. (9 часов)

36

Новые явления в экономике    

Всероссийский рынок мануфактура наемный труд социальная база мелкотоварное производство

Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое  положение России с периодом Смуты и странами Европы.

Объяснять объективные причины отставания России.

Оформлять результаты  своей деятельности в воде таблицы. Использовать карту для характеристики геополитического положения России в XVII в.  

Предъявление результатов работы в виде таблицы и схемы


§4 словарь вопросы  задания по карте

37

Основные сословия российского общества.  

Сословия

Владельческие крестьяне

Подворная подать

Черносошные крестьяне

Давать характеристику основных сословий российского общества. Знать этапы  закрепощения крестьян, находить отличие между наемным и крепостным  трудом, составлять  сравнительную таблицу. Учиться работать с документом («Сословный строй России»), анализировать отрывки из Соборного Уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян, критически относиться к нему.  

   

Таблица «Права и обязанности сословий в России»

§5 словарь знать содержание таблицы

38

Политическое развитие страны

Сословно-представительная монархия самодержавная монархия

Соборное уложение

Крепостное право

Иметь представления о структуре управления государством  сравнивать ее со структурой стран Европы, показать ее традиционность и новые элементы. Знать, каковы причины введения крепостного права в России. Знать этапы  закрепощения крестьян, находить отличие между наемным и крепостным  трудом. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством. Характеризовать личность и деятельность Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Характеристика Соборного Уложения 1649 г.

§ 6 задания подготовка к тесту

39

Власть и церковь. Церковный раскол

Церковная реформа

Протопоп

Старообрядцы

никониане

 Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть  продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять  причины конфликта власти и церкви. Последствия церковного раскола. Готовить сравнительные характеристики  Никона и Аввакума.  

дискуссия по проблеме урока «Мог ли конфликт между властью  и церковью  разгореться  при Михаиле Романовиче»?

 

§ 7 задания из рабочей тетради даты

40

Народные движения

Городское восстание

Крестьянская война

«Бунташный век»

Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями.  Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, обобщать и предъявлять результаты своей работы.

Таблица об особенностях народных движений в России

§8 работа по карте таблицу доделать

41

Внешняя политика

Автономия

Гетман

Голытьба реестровые казаки

Знать основные направления внешней политики. Объяснять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России.

Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий.

Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России, о народах живших в России в XVII в.,  используя материал учебника и дополнительную информацию.  

Работа по карточкам. Таблица Внешняя политика России  

§9 вопросы и задания

42

Образование и культура в

XVII в.

секуляризация культуры,  Московское барокко

парсуна

Выделять особенности развития отечественного образования и науки. Уметь составлять сообщения. Составлять описание памятников культуры, характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации  для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры.

Учиться слушать сообщения одноклассников  

Проверка таблиц, заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений.

§10 задания из рабочей тетради

43

Сословный быт. Обычаи и нравы

Изразцы

Парча

тафта

Иметь представление о нравах и быте сословий в России, используя информацию из источников. Знать основные понятия урока. Учиться выделять главное в устной  речи.

Опрос

Работа по раздаточному материалу

§11 составление кроссвордов по теме «Культура»

§10-11;

44

Повторительно – обобщающий урок по разделу  2  

Обобщать и систематизировать исторический материал.  Оценивать основные события и явления в истории России XVII в.

Разноуровневая проверочная работа

Раздел  3. Россия при Петре I (9 часов)

45

Предпосылки  петровских реформ первой четверти XVIII в.  

Немецкая слобода

Рекрутский набор

Наемная армия

Подушная подать

Давать характеристику состояния России  накануне решающих перемен. Объяснить предпосылки петровских реформ. Давать характеристику реформ Ордин-Нащокина, В.Голицына».

Выделять главное в тексте учебника.

Таблица «Российские реформаторы XVII в.»

§12 вопросы

словарь

46

Начало царствования

Петра I.

Регент

 «Великое посольство»

Стрелецкие восстания

Потешные полки

брандер

 Познакомить с формированием личности Петра Великого, обстоятельства его вступления на престол, события начальных лет его самостоятельного правления и их последствия. Иметь представление об изменяющейся международной обстановки.

Опрос

Задачи и итоги            Великого посольства

§13 вопросы

47

Северная война

Конфузия

Регулярная армия

Редут

Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и ее необходимость. Рассказывать о становлении русского флота. Использовать литературные произведения для рассказа об исторических событиях. Использовать карту в рассказе о событиях Северной войны.  Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра Великого.

Составление хронологической таблицы о событиях Северной войны

§14 карта

Задания из рабочей тетради

48

Реформы Петра I

Абсолютизм

Аристократия

Сенат, Синод

Коллегии

Губернии

Губернатор

Бурмистры

Магистраты

Знать причины, основные направления, содержание и значение реформ Петра Великого. Уметь сравнивать новое устройство России с государственными системами западных стран. Уметь составлять таблицу, используя текст учебника. Использовать тексты исторических источников (отрывки петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти. Характеризовать сущность петровского абсолютизма.

Таблица Петровские реформы: содержание и значение

§15 задания из рабочей тетради

49

Экономика России в первой четверти XVIII в.

Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм  

Давать объяснение перестройке экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением. Понимать, что экономическая политика Петра помогла России выиграть Северную войну и сделала Россию ведущим экспортером металла в России, но привела к обнищанию населения.  

Схема «Проявления протекционизма и меркантилизма»

§16 задания

50

Народные движения первой четверти XVIII в.

Работные люди

Отходники

Посессионные крестьяне

ревизия

Знать основные понятия урока.

Объяснять причины восстаний,  называть участников,  их требования.

Уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения.  Уметь составлять таблицу, используя текст учебника.

Таблица «Народные движения при Петре Великом»

§17 вопросы и задания

51


52

Русская культура эпохи Петра I  

Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы,

Знать основные понятия урока. Иметь представление о переменах, которые произошли в российской культуре в эпоху Петра I.

Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом,  отвечать на вопросы аудитории. Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из источников.

 Сообщения Беседа

§18-19 Сочинение о пользе и вреде изменений в культуре при Петре

53

Повторительно - обобщающий  урок по разделу  3

Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра Великого. Излагать свою точку зрения в письменной речи, приводить аргументацию и доказательства. Обобщать и систематизировать исторический материал.

Написание сочинения: эссе «Петр – великий тиран или реформатор»

Тест

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (5 часов)

54


55

Дворцовые перевороты

Дворцовые перевороты

Верховный тайный совет

Привилегии

Фаворит

кондиции

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц.

Учиться обобщать знания, делать выводы. Доказывать свои суждения.

Работать с дополнительной литературой. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.

 Решение проблемы: «Почему в XVIII в. Наступает эпоха дворцовых переворотов, что изменилось?»


§20 – 21 вопросы и задания к документу

56

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.  

Кабинет министров

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.  Характеризовать особенности внутренней и внешней политики российских императоров  после Петра. Составлять исторические портреты Анны Ионовны, Елизаветы Петровны.

Тесты для повторения, закрепления  

§ 22 вопросы и задания

57

Внешняя политика России в середине XVIII в.

гаубица

Рассказывать об участии России в войнах, важнейших сражениях и итогах войны. Знать главные направления внешней политики, особенности внешней политики.

Развивать умение работать с картой.  Составлять хронологические таблицы  

Фронтальный опрос, тесты для закрепления


 

§ 23 задания из рабочей тетради

58

Обобщающий урок по разделу 4

Обобщать и систематизировать исторический материал

Письменная проверочная работа  

Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (12 часов)

59

Внутренняя политика Екатерины II

Просвещенный абсолютизм

Уложенная комиссия

Раскрывать смысл понятий урока. Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещенного абсолютизма в России. Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения. Представлять характеристику Екатерины и ее деятельность. Работа с документами, развитие умений работать с текстом

Задание в конце параграфа, тесты для закрепления

§ 24 вопросы

60

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

Крестьянская война

дезертир

Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания.

Давать собственные аргументированные  суждения.

Уметь показывать на карте район восстания.  Давать характеристику Е.Пугачева на основе текста учебника, дополнительных источников информации.  

Фронтальный опрос, индивидуальные карточки.

§ 23 задания

Схема Результаты и значение восстания

61

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

«капиталистые крестьяне»

Ассигнация

Вольное экономическое общество

Отходники

Натуральное хозяйство

Знать основные термины урока. Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Составлять рассказ об экономическом развитии, используя историческую карту как источник информации. Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II.

Совершенствовать умение читать карту  

Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной  таблицы

§ 26 вопросы к документу

62


63

Внешняя политика  Екатерины II

Разделы Речи Посполитой

Политика «вооруженного нейтралитета»

протекторат

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики в последней трети XVIII в. Показывать на карте территориальные приращения, места сражений в русско-турецких войнах.  Рассказывать о военных действиях с опорой  на термины и даты. Составлять исторические портреты А.Суворова и Ф.Ушакова и оценивать их деятельность.  

Фронтальный опрос взаимопроверка таблицы

§27 (с. 192-198); (с. 199-203); вопросы; задания; документы таблица

§ 27 – 28 вопросы и задания заполнение таблицы «Решение внешнеполитических задач России в правление Екатерины II»

64

Россия при Павле  I

Барщина

Дворцовые перевороты

эскадра

Показать противоречивый  характер политики  Павла I. Составлять исторический портрет Павла на основе теста и дополнительных источников информации. Объяснять причины последнего дворцового переворота. Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла. Высказывать свое отношение.

Диктант дат, сообщения о Суворове и Ушакове

§ 29 вопросы и задания к документу

65

Русская культура второй половине XVIII в.

Наука и образование

Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, Институт благородных девиц, университет

Устанавливать  связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной  литературой, делать доклад на заданную тему. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры.

Заполнение таблицы и схемы

§ 30 сообщения

66

Литература искусство  второй половины XVIII в.  

Ода, барокко, классицизм, классическая архитектура

Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблицы и т.п.). Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в.

Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры на основе иллюстраций, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственных наблюдений.    

Викторина

§ 31 – 32 вопросы и задания из рабочей тетради

67

Быт и жизнь во второй половине XVIII в.

Самосознание, нация, патриотизм

Описывать образ жизни различных слоев общества.  

Характеризовать общие и особенные  черты исторического развития России. Развивать  умение слушать и делать записи в ходе урока.

 Заполнение таблицы по тексту учебника

§ 33 подготовка к самостоятельной работе

68

Повторительно-обобщающий урок по разделу 5

 Обобщать и систематизировать исторический материал

 

69


70

Итоговое повторение

По курсу 7 класса  

Знать основные понятия и термины курса. Обобщать и систематизировать исторический материал

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...