Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Ягофарова Людмила Маратовна

Рабочая программа составлена на основе базовой программы основного общего образования по истории и авторской программы А.А.Вигасина,  Г.И.Годера,  И.С.Свенцицкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_istorii_5_kl.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 280 ИМЕНИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

____________


_______________/Севастьянова Ю.Б./

 «      » ____________2013 г                                   «      »_____________2013 г


Рабочая  программа учебного курса  

по истории Древнего мира для 5 класса

на 2013 - 2014 учебный год

Учитель: Ягофарова Л.М.

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей истории и обществознания

Протокол № ________

от «____»___________________2013 г.

2013 г.


Пояснительная записка

к рабочей программе по истории Древнего мира.

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на  основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, базовой  программы основного общего образования по истории МО РФ 2012 . и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2012г. (сборник Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012)

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики  каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему; учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох; знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).    

Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности,   создать  более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Цели курса:

• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

• умение оперировать историческими датами;

• умение читать карту; определять местонахождение историко-географических объектов;

• умение анализировать исторические источники.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  •  основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
  •  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  •  изученные виды исторических источников;

уметь

  •  определять последовательность и длительность важнейших событий древней  истории;
  •  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  •  читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  •  рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Раздел

Знать и уметь

Жизнь первобытных людей.

уметь правильно употреблять и объяснять исторические термины;

уметь анализировать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

понять то, что земледелие и скотоводство – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Народы и государства Древнего Востока

Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древневосточной цивилизации;

Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп: земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов Древнего Египта;

Знать о важнейших открытиях и достижениях финикийцев, древних евреев, ассирийцев, жителей Персидской державы и Древней Индии, Китая;

Уметь работать с исторической картой, текстом учебника; сравнивать природные условия и географическое положение разных стран, их политическую историю.

Древняя Греция

Основные направления греческой колонизации, причины возникновения греческих полисов;

  • Причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;
  • Распространение греческой культуры в странах Древнего Востока;
  • Уметь работать с исторической картой на основе текста учебника и документа;
  • Давать характеристику участников исторических событий, их деятельности.

Древний Рим

Местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

        Историю образования Римской державы и деятельности императоров Восточной Римской империи;

        Историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;

        О возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви;

  • Начать формирование умения составлять сложный план параграфа, составлять рассказ, делать выводы, обобщать отдельные события.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю.

Содержание курса

Введение (7 часов)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей. (5 ч)

Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от

животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Тема 2. Древний Восток. (20ч)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция. (20ч)

Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим (17ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый

захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (1 ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Программа реализуется с помощью УМК:

1. Майков А.Н. История. Введение в историю. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 5 класса. Вентана-Граф, 2012

2. Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2012.

3. Г.И. Годер.  Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2012. 

4. Майков А.Н. Рабочая тетрадь по истории для 5 класса. Вентана-Граф, 2012

- Настенные исторические карты, атлас по истории Древнего мира.

- Картины по истории Древнего мира, раздаточный иллюстративный материал и аппликации по истории Древнего мира.

- Цифровые образовательные ресурсы:

1. Электронные учебники: Всеобщая история, 5 класс; Древний человек, Древний Египет.

2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»

3. Презентации по курсу Древнего мира.

4. Мультимедийный атлас Древнего мира.

Основные понятия курса.

Список литературы для учителя.

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2011.
  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2009.
  3. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.
  4. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000
  5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997
  6. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
  7. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977
  8. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998
  9. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2010.
  10. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994
  11. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.

Список литературы для учащихся.

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2006.
  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2002
  3. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М., 1977
  4. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
  5. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2010
  6. Рони-Старший Ж. Борьба за огонь М., 1966


Тема раздела (кол-во часов)

Тема  урока

Основные понятия

Виды учебной деятельности

Форма контроля

Домашнее задание

Планируемые результаты освоения материала

1

1. Введение (7 час.) Что изучает история

история, всемирная история, история Древнего мира,

Групповая работа

Вводная лекция с элементами беседы

Записи в тетради

– объяснять значения понятий: история;

– описывать,  как работают историки;

2

Источники знаний о прошлом

исторические памятники, вещественные исторические памятники, письменные исторические памятники

Индивидуаль

ная и  групповая работа

Вопросы, задания с кратким ответом

Знать понятия

– определять значение исторического прошлого для современности;

– называть и описывать основные виды исторических источников;

– определять ход времени истории и способы его измерения

3

Измерение времени

до нашей эры, наша эра хронология век, тысячелетие

Групповая работа

Схемы и вопросы по карточкам

Задание в тетради, знать понятия

– объяснять значения понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории;

– определять век и вести подсчет исторического времени

4

Историческая карта

историческая карта, стороны света, условные знаки.

Групповая работа

Задания с кратким ответом

Знать понятия

– объяснять значение основных понятий;

– ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте;

– объяснять карту, используя условные знаки;

– находить сходства и различия исторической и географической карт

5

Знать своих предков – знать историю

родословная, генеалогическое древо, род, поколения, семья, предки, прозвище,
отчество

Индивидуальная и групповая  работа

Индивидуальные задания

Подготовить сообщение о своей фамилии

- объяснить значение основных понятий;

- научить составлять родословную семьи;

- объяснить возникновение имен, отчеств и фамилий

6

Географические названия – свидетели прошлого.

топонимика

Групповая работа

Задание с кратким ответом

Подготовить сообщение

– объяснять значение основных понятий;

– анализировать значение географических названий

7

Российская государственная символика

Герб, гимн, флаг

Групповая работа

Задания с кратким ответом

Знать понятия

– объяснять значение основных понятий;

– определять значение российской
государственной символики.

Знать составляющие элементы государственных символов

8

2. Жизнь первобытных людей (5 час.)

Древнейшие люди

Человеческое стадо, собирательство, орудие труда.

Индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями

Задания по карточкам

§ 1, вопросы

– давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда; собирательство

– описывать условия существования древнейших людей;

– излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

9

Родовые общины охотников и собирателей

Остроконечник,  гарпун, родовая община, охота

Групповая работа

Устный опрос

§ 2, вопросы

– давать определение понятий: родовая община, гарпун, мамонт, лук и стрелы, охота

- характеризовать первые занятия и орудия труда первобытных людей

10

Возникновение искусства и религиозных верований

Искусство, религия, религиозные  верования, обряд, магия, идол, духи, душа

Групповая и индивидуальная работа. Работа с фрагментом исторического документа

Решение творческих задач

§ 3, вопросы и задания

– давать определение понятий;

– высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства;

– называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

11

Возникновение земледелия и скотоводства

керамика, племя,  земледелие, скотоводство, мотыга, серп, ткачество, старейшина, совет старейшин

Групповая работа

Задания с развёрнутым ответом

§ 4 вопросы

– давать определение понятий;

– сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой общины, племени

12

Появление неравенства и знати

Неравенство, соседская община, знать, ремесло

Групповая и индивидуальная работа

Индивидуальная работа по карточкам

§ 5, вопросы

– давать определение понятий;

– анализировать причины появления неравенства;

– сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

13

Раздел 3. Древний Египет (8 час.)

Государство на берегах Нила

Цивилизация, государство, царь, казна, папирус, дельта, пороги, ил.

Групповая работа

Работа с фрагментами исторического документа

§ 6 вопросы

– показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта;

– характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат);

– объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

14

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

 шадуф, крестьяне, ремесленники

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Индивидуальная работа по карточкам

§ 7,  задания из рабочей тетради

– давать определение понятий;

– характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;      анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

15

Жизнь египетского вельможи

Вельможа, писец, гробница, налоги, храмы, пирамида, мумия, саркофаг

Коллективная работа

Задания с кратким ответом

§ 8 вопросы

– давать определение понятий;

– характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

16

Военные походы фараонов

бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

 Задания с развернутым ответом

§ 9, вопросы

– раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта;

– показывать на исторической карте пути и направления военных походов;

– участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

17

Религия древних египтян

храм, жрецы, мумия, саркофаг, миф

Коллективная работа

Устный опрос

§ 10, карточки

– давать определение понятий;

– называть характерные
признаки и особенности
верований древних египтян;

– извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян;

– характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры

18

Искусство Древнего Египта

пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна

Групповая работа

Самостоятельная работа по карточкам

§ 11 вопросы

– давать определение понятий;

– называть характерные признаки и особенности
верований древних египтян;

–самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации;

– характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры

19

Письменность и знания древних египтян.

иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия

Индивидуальная работа

Фронтальный опрос.

§ 12, вопросы

– давать определение понятий;

– характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры

20

Контрольная работа № 2 «Древний Египет»

Тест

Знать основные положения раздела

21

Раздел 4. Древний Восток (12 час.)

Древнее Двуречье

города-государства, клинопись

Индивидуальная работа. Работа с фрагментом исторического документа

Задания с кратким ответом

§ 13, вопросы

– показывать на исторической карте месторасположение  Двуречья;

– сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;

– высказывать суждение о схожих природных
условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье

22

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Закон

Индивидуальная работа. Работа с фрагментом исторического документа

Индивидуальная работа по карточкам

§ 14, вопросы

– анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

– высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

23

Финикийские мореплаватели

Колония, алфавит

Коллективная работа

Творческое задание

§ 15 задания

– показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

– характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

24

Библейские сказания

Ветхий завет, миф, заповеди, предание, завет

Коллективная работа

Тест

§ 16, выписать заповеди

– объяснять значение понятий;

высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

25

Древнееврейское царство

Мифы, предания

Групповая работа

Работа по карточкам

§ 17, определения

– объяснять значение понятий;

высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

26

Ассирийская держава

таран, держава, Ниневия, железо

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Беседа

§ 18, вопросы

– определять причины возникновения и гибели Ассирии;

– характеризовать особенности военного искусства ассирийцев;

– сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы

27

Персидская держава «Царя царей»

Сатрапии, подати, держава

Коллективная работа

Индивидуальная работа по карточкам

§ 19, задания

– показывать на карте расположение Персидской державы;

– раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы;

– сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

28

Природа и люди Древней Индии

джунгли, хлопчатник,

сахарный тростник

Коллективная работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Устный опрос

§ 20, карточки

– давать определение понятий: Индия, Инд, Ганг, Гималаи;

– характеризовать природно-географические условия, занятия жителей Древней Индии и Китая

29

Индийские касты

каста, брахманы, отшельник, шахматы

Коллективная и индивидуальная работа

Оформление таблицы

§ 21 вопросы

– характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии;

– анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

30

Китайский мудрец Конфуций

Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, иероглифы.

Коллективная работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Беседа

§ 22, вопросы по карточкам

– давать определение понятий: Хуанхэ, Янцзы;

– характеризовать природно-географические условия, занятия жителей Древнего Китая;

- характеризовать моральные правила Конфуция;

31

Первый властелин единого Китая

Гунны, компас, шелк, бумага

Групповая работа

Исторический диктант

§ 23, вопросы

– сравнивать учения Будды и Конфуция;

– высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

32

Контрольная работа № 3: «Древний Восток»

Тест

Знать основные положения раздела

33

Раздел 5 Древняя Греция (20 час.)

Греки и критяне

лабиринт, фреска, Греция, Эллада  

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Беседа заполнение таблицы

§ 24, вопросы

- давать определения понятий;

– характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

– сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

34

Микены и Троя

Микены, Троя, мифы о Троянской войне

Работа с фрагментом исторического документа

Задания с кратким ответом

§ 25 задания

– характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»

35

Поэма Гомера «Илиада»

Гомер, Гектор, Приам, Ахиллес, ахиллесова пята

Работа с фрагментом исторического документа

Тест

§ 26 вопросы

– рассказывать основное содержание поэмы Гомера «Илиада»;

– характеризовать основных героев поэмы, сравнивать их действия и поступки;

– высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

36

Поэма  Гомера «Одиссея»

Итака, циклоп, Посейдон, Алкиной, сирена

Групповая работа. Работа с фрагментом исторического документа

Беседа

§ 27, вопросы

– рассказывать основное содержание поэмы Гомера «Одиссея»;

– характеризовать основных героев поэмы, сравнивать их действия и поступки;

– высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

37

Религия древних греков

Религия, боги, Олимп, сатиры, нимфы

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Задания с кратким ответом

§ 28, задания

– показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

– называть имена мифических богов;

– объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались

38

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Полис, демос, ареопаг, архонты

Коллективная работа

Беседа

§ 29, карточки

– объяснять значение понятий;

– называть характерные черты политического управления полисом,
положения основных групп населения полиса;

39

Зарождение демократии в Афинах

Демократия, реформы, граждане, Народное собрание

Коллективная работа

Творческое задание

§ 30, определения

– объяснять значение понятий;

– раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

40

Древняя Спарта

Илоты, спартанское воспитание

Групповая работа

Задания с развёрнутым ответом

§ 31 вопросы

– сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

– описывать образ жизни спартанцев и илотов;

– высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев;

41

Основание греческих колоний

Скифы, колония

Коллективная работа

Историческая игра

§ 32, задания

– показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний

42

Олимпийские игры в древности

Пятиборье, атлет, ипподром

Групповая работа

Индивидуальная работа по карточкам

§ 33, вопросы

– объяснять значение понятий;

– раскрывать причины возникновения Олимпийских игр;

– описывать ход проведения Олимпийских игр;

– излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

43

Победа греков над персами в Марафонской битве

стратег, фаланга, марафон

Индивидуальная работа. Работа с фрагментом исторического документа

Схема, тест

§ 34

– объяснять значение понятий;

– раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

– рассказать о наиболее крупных сражениях

44

Нашествие персидских войск на Элладу

Триера,

Индивидуальная работа. Работа с фрагментом исторического документа

Схема, тест

§ 35, вопросы

– объяснять значение понятий;

– раскрыть причины победы греков в Саламинской битве, последствия победы Афин над персами;

– рассказать о наиболее крупных сражениях;

-  составлять рассказ на основе услышанного;

45

В гаванях афинского порта Пирей

верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник

Индивидуальная работа

Тест

§ 36

- обобщать и формулировать несложные выводы

46

В городе богини Афины

Совет пятисот, керамика, пифос, амфора, портик, фронтон

Индивидуальная работа.

Игра «Жили ли они?»

§ 37, карточки

- правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия

47

Культура древней Греции

педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие

Коллективная работа

Устный опрос

§ 38

-  правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия;

 - работать с учебной и дополнительной литературой

48

Культура древней Греции

театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия

Индивидуальная и коллективная работа

Устный опрос

§ 39 творческое задание

-  работать с учебной и дополнительной литературой

– раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков;

– раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

49

Афинская демократия при Перикле

Оратор, остракизм, метеки, граждане

Индивидуальная, коллективная работа

Задания с развёрнутым ответом

§ 40 вопросы

– объяснять значение понятий;

– раскрывать роль Афин в истории Древней Греции;

– описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов;

– называть характерные черты политического устройства Афин

50

Города Эллады подчиняются Македонии

междоусобные войны, осадная башня, филиппика

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Вопросы

§ 41, вопросы

объяснять значение понятий;

– раскрывать причины возвышения Македонии;

– высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа;

- – раскрывать причины подчинения Эллады
Македонии;

51

Поход Александра Македонского на Восток.

междоусобные войны, осадная башня, империя, гордиев узел

Умение оценивать деятельность исторического деятеля

Решение исторических задач

§ 42, вопросы

– показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

– высказывать суждение и давать оценку деятельности и личности Александра Великого

52

Контрольная работа № 4 «Древняя Греция»

Умение высказывать свою точку зрения

Игра-путешествие по Древней Греции

Знать  основные положения раздела

53

Раздел 6  Древний Рим (17 часов)

Древний Рим

Патриции, плебеи, сенат, Народное собрание, латины

Коллективная работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Вопросы

§ 44, вопросы

– показывать на карте местоположение Древней Италии;

– объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

– описывать условия жизни древних латинян;

– называть дату освоения Рима;

– излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима

54

Завоевание Римом Италии

Народные трибуны, консулы, галлы, «пиррова победа»,

Индивидуальная, коллективная работа

Рассказ

§ 45, вопросы

– определять даты основных событий;

– объяснять значение основных понятий и терминов, причины войн Рима с народами Италии;

– характеризовать войско римлян и галльских племен

55

Устройство Римской республики

Народные трибуны, консулы, галлы, патриции, плебеи, ликтор, Сенат, «право вето»,

Индивидуальная, коллективная работа

Задания с развёрнутым ответом

§ 46, вопросы

– объяснять значение понятий; 

– сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

56

Вторая война Рима с Карфагеном

Ганнибал

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Беседа

§ 47

– характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

– объяснять значение основных понятий;

– давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

57

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до нашей эры

Триумф, император

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Решение исторических задач

§ 48, вопросы

– рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

– объяснять значение основных понятий;

– раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

58

Рабство в Древнем Риме

дешевый рабский труд, амфитеатр, гладиатор    

Индивидуальная работа

Задания с развёрнутым ответом

§ 49, карточки

– объяснять основные понятия;

– описывать положение рабов в Древнем Риме;

– рассказывать о гладиаторских боях;

-  работать с историческим источником

59

Земельный закон братьев Гракхов

Гражданская война

Индивидуальная и коллективная работа

Тест

§ 50 задания

– объяснить основные понятия;

– раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

– анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

60

Восстание Спартака

Восстание, Галлия, Везувий

Индивидуальная работа

Дискуссия

§ 51,

– описывать восстание рабов в Риме;

– раскрывать причины, ход, результат восстания;

– давать характеристику Спартака;

– высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

- правильно показывать на карте исторические объекты

61

Единовластие Цезаря

ветеран, диктатор, диктатура

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Задания с развёрнутым ответом

§ 52 вопросы

– объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря;

– раскрывать причины возвышения Цезаря;

– анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

– извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы;

– работать с историческим источником

62

Установление империи в Риме

Преторианцы, империя, император

Индивидуальная, групповая работа

Задания с кратким ответом

§ 53 вопросы

– объяснять основные понятия;

– показывать на исторической карте территорию Римской империи;

– анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

63

В Риме при императоре Нероне

тиран

Индивидуальная, групповая работа

Задания с кратким ответом

§ 55

- давать оценку деятельности историческому деятелю

– показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

– раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме;

64

Первые христиане и их учение

христианство, апостолы, евангелие

Индивидуальная, коллективная работа

Задания с развёрнутым ответом

§ 56, вопросы

– объяснять значение основных понятий;

– рассказывать о жизни и деятельности христиан;

– объяснять суть христианского учения;

– сравнивать учение христианства с другими религиями

65

Расцвет Римской империи

колоны, «рабы с хижинами»

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Рассказ

§ 57 вопросы

– анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима;

– описывать основные памятники культуры;

– сравнивать цивилизации Греции и Рима

66

«Вечный город» и его жители

триумфальная арка, купол, термы

Индивидуальная, коллективная работа

Устный опрос

§ 58, рисунок

– объяснять значение основных понятий;

– составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры;

– определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки

67

Римская империя при Константине

варвары, епископ, церковь, папа

Индивидуальная, коллективная работа

Беседа

§ 59 вопросы

– объяснять значение основных понятий;

– характеризовать деятельность Константина;

– рассказывать о переменах в положении христиан;

– раскрывать причины переноса столицы Рима на Восток

68

Взятие Рима готами

Готы, вандалы

Групповая работа.

Работа с фрагментом исторического документа

Решение исторических задач

§ 60 вопросы

– объяснять значение основных понятий;

– рассказывать о борьбе римлян с варварами;

– объяснять причины распада Римской империи

– характеризовать внутренние и внешние причины падения Западной Римской

69

Контрольная работа № 5: Древний Рим»

Индивидуальная работа

Тесты

Проверка, закрепление и обобщение изученного материала

70

Урок-путешествие «Наследие Древнего мира»

Индивидуальная и групповая работа

викторина

Проверка, закрепление и обобщение изученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...