Рабочая программа .6 класс. история России.
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме

Горшонкова Наталья Юрьевна

В рабочей программе прдставлены: пояснительная записка, учебно -тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к подготовке учащихся, учебно - методическое обеспечение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР  

______________ /Мельникова Е. В./

«____» ___________ 2013 г.

«Утверждаю»

Руководитель ШМО

______________

«____» ____________ 2013 г.

Рабочая программа

по истории России

6 класс.

Учитель истории:

Горшонкова Наталья Юрьевна

2013– 2014  учебный год


Оглавление

I. Пояснительная записка                                                                                    с.3

II. Учебно-тематическое планирование

по истории России с древнейших времен до конца ХVI века .                       с.5

III.Учебно-тематическое планирование и содержание тем учебного курса. с.6

IV. Требования к уровню подготовки учащихся                                             с.13

Учебно-методическое обеспечение                                                                  с.17

Список литературы           с.18  


I. Пояснительная записка

   Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А.А. Данилова, В.А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года,  «Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2008.

   Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 34 учебных часов. На изучение всеобщей истории всего 68 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М.В. Короткова; О.В. Давыдова по истории средних веков.

   Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: СD-проект  «Мировая историческая энциклопедия»; видеофильмов: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне».

   Требования к уровню подготовки обучающихся:

   Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в., важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников.

   Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

   Владеть компетенциями:

  • Коммуникативной компетенцией;
  • Смыслопоисковой компетенцией;
  • Компетенцией личностного развития;
  • Информационно-поисковой;
  • Рефлексивной компетенцией;
  • Учебно-познавательной компетенцией;
  • Профессионально-трудовой компетенцией.

   Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

   Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.

II. Учебно-тематическое планирование

по истории России с древнейших времен до конца ХVI века.

Классы      6

Учитель Горшонкова Наталья Юрьевна

Количество часов

Всего  :  40 час  ; в неделю:    2    часа.

Плановых контрольных уроков -1,тестов -12, самостоятельных работ -3.

Планирование составлено на основе «Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2008.

Учебник      «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.- М.: Просвещение,  2008;

                                                                           

III. Учебно-тематическое планирование и содержание тем учебного курса

№ п/п

Наименование разделов и тем (строгое соответствие с содержанием программы)

Количество часов

Дата

Развитие компетенций (развивающая задача урока)

Коррекция знаний по итогам контрольных работ (описание вида знаний)

Организация повторения предыдущей темы

Форма урока (с использованием ИКТ, экскурсия, лабораторные работы, практические работы, выход в Интернет, конференции)

Форма контроля (реферат, сообщение, доклад, самостоятельная работа, зачет, КИМ, тесты)

Оборудование и наглядно-дидактический материал, образовательные диски

Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (22 ч).

Тема 1. Русь Древняя.

12

1

Введение. Что изучает история Отечества (IХ – ХV вв.)

1

Выявлять типологию ист источников по истории России

Вводная лекция. Беседа.

Урок с использован

ИКТ

Мультимедийное оборудование

2

Восточные славяне.

1

Анализ фрагмента ист документа. Сравнивать разные точки зрения о происхождении славян.

организация практической работы

Урок с использован

ИКТ.

Доклад

Рабочая тетрадь по истории России с. 3-6. Хрестоматия по истории России.

3

Соседи Восточных славян.

1

Анализировать взаимоотношения славян и их соседей.

Экскурсия в музей.

Тест

4-5

Формирование Древнерусского государства.

2

Проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе.

Групповые и индивидуальные формы работ.

Лабораторная работа и ИКТ

Сообщение

Тест

Рабочая тетрадь с.9-10

Энциклопедия Всемирная история в лицах с.41. Хрестоматия по истории России.

6-7

Первые русские князья.

2

Высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей.

Групповые формы работ.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Сообщение

Рабочая тетрадь с.10-12.

История России в лицах.

Энциклопедия Всемирная история в лицах с.59,75

8-9

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

2

Проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе.

Индивидуальная работа.

Урок с использован

ИКТ.

Доклад

Тест

Рабочая тетрадь с.12-14,15-18

Энциклопедия Всемирная история в лицах с.95. Хрестоматия по истории России с.26

10

Культура Древней Руси.

1

На основе дополнительной ист литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян»

Групповая работа.

Урок с использован

ИКТ. ( проект)

Сообщения, доклады, защита проекта.

Рабочая тетрадь с.17-20.

Ресурсы Инета: ru.wikipedia, www.istоiarrusi.ru

11

Быт и нравы Древней Руси

1

Проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе.

Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся.

Сообщение.

Самостоят.

работа.

Рабочая тетрадь с.20-23

12

Повторение.

1

Коррекция знаний по итогам сам/ работы.

Урок контроля, оценки, коррекции знаний.

Защита рефератов.

Тема 2. Политическая раздробленность Руси.

10

13

Начало периода раздробленности на Руси.

1

Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель.

Индивидуальная работа

Урок с использован

ИКТ.

Сообщение, контурная карта.

Рабочая тетрадь с.26-29.

История России в лицах с.35

Энциклопедия Всемирная история в лицах с.115.

14-15

Главные политические центры Руси.

2

На основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей»

Групповые и индивидуальные формы работы.

Урок с использован

ИКТ.

Сообщение

Самостоят/ работа.

Рабочая тетрадь с.30-33.

История России в лицах с.40,38, 41,42.

Энциклопедия Всемирная история в лицах с.127.

16-17

Монголо-татарское нашествие на Русь.

2

Излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды.

Коррекция знаний по итогам самост/ работы

Групповые формы работы.

Урок с использован

ИКТ.

Тест

Рабочая тетрадь с.33-37. Энциклопедия Всемирная история в лицах с.159.

18-19

Борьба Руси с западными завоевателями.

2

Высказывать суждения о деятельности и личности Александра Невского.

Групповые и индивидуальные формы работы.

Комбинированный урок комплексного применения ЗУН.

Тест, контурная карта.

Рабочая тетрадь с.38-40

История России в лицах с.48

Энциклопедия Всемирная история в лицах с.169. Хрестоматия по истории России с.50.

20

Русь и Золотая Орда в ХIII веке.

1

Раскрывать экономические и политические последствия владычества ордынцев на Руси.

Индивидуальная работа.

Комбинированный урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тест

Рабочая тетрадь с.40-42. Энциклопедия Всемирная история в лицах с.169.

21

Культура русских земель в ХII – ХIII веках.

1

Выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве»

Урок с использован

ИКТ.

Защита рефератов и презентаций

22

Повторение.

1

Систематизация и обобщение материала.

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Контрольная работа

Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (ХIV – ХVI вв.) (18 ч)

Тема I. Русь Московская.

6

23

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

2

Выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси.

Коррекция знаний по итогам контр/ работы.

Групповые формы работы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тест.

Сообщение.

Рабочая тетрадь с.3-6.

История России в лицах с.51. Энциклопедия Всемирная история в лицах с.169.

24

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

2

Высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период.

Групповые формы работы. Индивидуальная работа. Анализ текста и ист документа.

Урок с применением ИКТ

Тест.

Сообщение.

Рабочая тетрадь с.51-57.

История России в лицах с.55. Энциклопедия Всемирная история в лицах с.169.

25

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

1

На основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана III, Василия III.

Групповые формы работы.

Комбинированный урок комплексного применения  ЗУН

Тест.

Сообщение.

Рабочая тетрадь с. 57-63.

Энциклопедия Всемирная история в лицах (позднее Ср/вье) с.47.

26

Повторение

1

Обобщение и систематизация знаний.

Урок контроля, оценки, коррекции знаний.Урок-игра.

Тема II. Россия в ХVI веке.

12

27

Московское государство в конце ХV – начале ХVI века.

1

Систематизиро-ть

Ист материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях.

Коррекция знаний по итогам урока – повторе- ния.

Индивидуальная работа.

Урок изучения нового материала.

Рабочая тетрадь с. 63-67.

Энциклопедия Всемирная история в лицах (позднее Ср/вье) с.47.

28

Церковь и государство в конце ХV – начале ХVI века.

1

Высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей.

Индивидуальная работа.

Урок изучения нового материала.

Рабочая тетрадь с.67-70.

История России в лицах с.67.

29

Начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады.

1

Составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной ист науки.

Групповые формы работы. Индивидуальная работа.

Урок с применением ИКТ

Тест.

Сообщение.

Рабочая тетрадь с.70-74.

Энциклопедия Всемирная история в лицах с.59.

30

Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война.

2

Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств.

Групповые формы работы.

Урок с применением ИКТ

Самостоятельная работа. Сообщение.

Рабочая тетрадь с.75-79.

История России в лицах с.72. Энциклопедия Всемирная история в лицах с.59.

31

Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина.

2

Что хорошего и плохого принесла опричнина? Что было бы, если б её не отменили?

Коррекция знаний по итогам самост/ работы

Групповые формы работы.

Урок комплексного применения ЗУН.

Тест

Рабочая тетрадь с. 79-81.

История России в лицах с.72.

32

Русская культура и быт ХVI века.

2

На основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в ХVI веке.

Урок-конференция,

Сообщения

Тест

История России в лицах с.69,79.

33-34

Повторение.

Обобщить и систематизировать исторический материал

Урок контроля, коррекции и оценки знаний.

Зачет

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Наименование раздела

Требования к ЗУН-м

Что должны знать

Что должны уметь

Какие качества личности будут формироваться

Раздел I. Возникновение и развитие древнерусского государства.

История России – часть всемирной истории, история края - часть истории России.

происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения

Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

выявлять типологию исторических источников по истории России.

Интерес к исторической науке. Прилежное отношение к ведению тетрадей, аккуратность.

Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар. : государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.

Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве. Знать понятия раздробленность экономика, эксплуатация, удел. экономические, социальные, политические причины распада, положительные и отрицательные последствия периода раздробленности, образования самостоятельных княжеств и земель.

Исторические личности: Владимир Мономах. Основные понятия: удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий.

Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы. Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда.

Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды.

Исторические личности: Чингисхан, хан Батый.

Показывать на исторической кар те расселение восточных славян;- территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян. анализировать взаимоотношения славян и их соседей.

Показывать ни исторической кар те процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе. показывать ни исторической кар те процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

Сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе. Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей

Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн.

Анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого.

Проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы.

Составлять описание памятников древнерусской культуры.

давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей.

Выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха.

Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель. Показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях.

Сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества. Показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

Продуктивный уровень: выявлять Особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей.

Творческий уровень: излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды

Патриотизм, гражданственность, гордость за свою страну.

Раздел II. Возникновение русского единого государства (ХIV – ХVI вв.)

Основные понятия: централизация, национальное самосознание Вотчинное землевладение, централизация, русское государство. единое русское государство, уния, «государь всея Руси». опричнина, земщина, неограниченная диктатура, посад, крепостное право.

Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери. рост территории и влияния Московского княжества. Москва - центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы. подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве. распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита.               Причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века.

Исторические личности: Иван Калита, Дмитрий Донской. Сергий Радонежский, Иван Ш, Василий III, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим, : Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев, : Иван IV, И. П. Шуйский,

Репродуктивный уровень: давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы. показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. : раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России

Продуктивный уровень: выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси. : выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре. : раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период., : на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана Ш, Василия III. : высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей. на основе разных исторически и литературных источников п од-готовить сообщение о быте русского народа в XVI веке.


Учебно-методическое обеспечение

а) Методические и учебные пособия.

   Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 2008;

Смирнов С.Г. Задачник по истории России : уч. Пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб./С.Г. Смирнов. – М.: МИРОС, 1995.

Вотромеев В.П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх/ В.П. Вотромеев. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999.

История России в лицах: биографический словарь/ под общей редакцией В.В. Каргалова. – М.: Русское слово, 1997.

Короткова М.В.  История России IX – XVIII в.: дидактические материалы/ М.В. Короткова. – М.: Дрофа, 2002.

Буганов В.И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/ В.И. Буганов, А.И. Назарец. – М.: Просвещение, 1972.

Епифанов П.П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в./  П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1989.

Фадеева Д.А., Тороп В.В., Бондарь С.В. Контрольные работы по истории 5- 9 классы: пособие для учителя.- М.:, Просвещение, 2007.

Петрович В.Г, Петрович Н.М. Уроки истории. 6 класс: поурочное планирование.- М.: Творческий центр.,2002.

Симонова Е.В. Тесты по истории России.6 класс.- М.:Экзамен.,2010.

Колесниченко Н.Ю.История России: с древнейших времен до конца ХVI века.Поурочные планы.-Волгошрад.,2008.

б) Оборудование и приборы.

Контурные карты

Настенные исторические карты

в) Дидактический материал (раздаточный).

Портреты исторических деятелей, карточки, таблицы, схемы.

Список литературы

а) Литература, использованная при подготовке программы

Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. СПб., 2002.

Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры: Учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч I. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. Практикум по истории русской культуры Х-Х1 вв.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

Васильева В. М. Изучение вопросов культуры Х1-ХУШ вв. на уроках истории СССР: Книга для учителя: Из опыта работы. М: Просвещение, 1990.

Володихин В. Державность и религиозность // История. 1997. №48.

Ворожейкина Н. И. Дидактические материалы по истории России с древнейших вермен до конца XVIII в. 6-7 кл. М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Историческое образование в современной России: Спр.-метод. пособие для учителей. М.: ООО «Русское слово - учебная книга», 2002.

Короткова М. В. Наглядность на уроках истории. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Лупоядов В. Н. Исторические термины и понятия на уроке и дома (Практические задания: тесты, задачи, кроссворды, исторические олимпиады). Брянск: Курсив, 2003.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории / Сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2002,

Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе; Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2002.

б) Литература, рекомендованная для учащихся.

 Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIIIв.: пособие для учащихся/ А.Ф. Антонов. – М.: Просвящение, 1988.

Бабич И.В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т./ И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – межд. отнош., 1994.

        Бутромеев В. Н. Всемирная история в лицах: Раннее средневековье: Энциклопедия для школьника. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

       Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М.:Правда, 1989.

       Шефов Н. А. Самые знаменитые войны и битвы России.М.: Вече, 2000.

      Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. М.:Аванта-Плюс, 2002.

      Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. I. От древних славян до Петра Великого. М.:Аванта-Плюс, 2002.

      Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. I. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. - М.: Аванта-Плюс, 2002.

в) Образовательные диски.

Приложения к программе

№ п/п

№ урока

тема урока

темы рефератов, докладов, сообщений

1

2

Восточные славяне.

Верования восточных славян

2

4-5

Формирование Древнерусского государства.

Варяги

3

6-7

Первые русские князья.

Ольга – жестокая правительница или…

4

8-9

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

За что Ярослава прозвали Мудрым?

5

10

Культура Древней Руси.

Рефераты

6

11

Быт и нравы Древней Руси

Рефераты

7

12

Повторение.

Рефераты

8

13

Начало периода раздробленности на Руси.

Владимир Мономах

9

14-15

Главные политические центры Руси.

Новгородское вече.

10

21

Культура русских земель в ХII – ХIII веках.

Рефераты

11

23

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Иван Калита.

12

24

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Дмитрий Донской.

13

25

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

Иван III.

14

29

Начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады.

Личность Ивана IV

15

30

Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война.

Ермак Тимофеевич – национальный герой.

16

32

Русская культура и быт ХVI века.

Русское зодчество ХIV –ХVI вв.

Успенский собор Московского кремля

Благовещенский собор Московского Кремля.

Великокняжеский дворец.

Архангельский собор.

Храм Всилия Блаженного.

2.Иконопись ХIV-ХVI вв.

Феофан Грек

Андрей Рублев.

Дионисий

Быт русского народа ХV –ХVI вв.

б) Темы проектов (тема урока).

1 Нужны ли конфликты?

Александр Невский. Ледовое побоище.

Всегда ли можно  решить конфликт миром?  

2 Нужны ли воины?

Внешняя политика Ивана IV

Можно ли было победить в Ливонской войне?

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 6 класс история России

рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века издательство "Русское слово"...

Рабочая программа по курсу "История России. Всеобщая история" для 5 и 6 классов к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера...

Рабочая программа составлена на основе 5 кл. - А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой под редакцией А.А. Искендерова  6 кл. - авторской программы A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И...

Рабочая программа 6 класс. История России (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.).

Рабочая программа 6 класс. История России (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.)....

Рабочая программа 7 класс История России ( учебник под редакцией Торкунова)

Рабочая программа учебного курса истории для 7 класса составлена на основе федерального стандарта основного общего образования по истории; Примерной программы основного общего образования по исто...

Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 6 класс

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с из...

Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 7 класс

Рабочая программа по истории России для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменени...