Рабочая программа 9 класс история России
рабочая программа по истории (9 класс) по теме

Майоров Данил Александрович

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_istoriya_9_klass.docx55.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (2004г.), Программы для общеобразовательных школ Министерства образования Российской Федерации .

Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов: «Истории России» и «Всеобщей истории», программа предусматривает реализацию краеведческого модуля, особой содержательной линии «История родного края».

  Цели

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

.овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

Знать /понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной  и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

Уметь

  • проводить поиск исторической  информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (тест, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне  социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Класс 9

Количество уроков 102 ч.

Количество часов в неделю 3ч.

Учебно-методический комплекс: Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Минобразованием России «Об утверждении федерального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089.

  Данилов А.А. , Л.Г.Косулина «История России:20-начало21 века».Москва «Просвещение», 2008 год.

А.А.Данилов.Л.Г.Косулина «Поурочные разработки к учебнику «История России 20 начало21 века» М. «Про

свещение» 2008г. А.А.Данилов. Л.Г.Косулина «История России 20-21века» Рабочая тетрадь 1,2часть М. « П».2009

Раздел программы Россия на рубеже 19-20 века (10ч.)

1

Государство и российское общество в конце 19-20 века

Дать  представление о территориальной структуре Российской империи начала 20 века и о многонациональном составе её населения.

Познакомить с  особенности российского варианта модернизации.

Дать  характеристику политическому строю и социальной структуре российского общества в начале 20 века.

Иметь представление о территориальной структуре Российской империи начала 20 века и о многонациональном составе её населения.

Знать особенности российского варианта модернизации.

Уметь давать характеристику политическому строю и социальной структуре российского общества в начале 20 века.

Лекция с элементами беседы

П.1

Вопросы и задания с.12

2

Положение и роль региона в составе Российской империи

Дать представление

о положении и роли региона в составе Российской империи.

Иметь представление

о положении и роли региона в составе Российской империи.

Лекция с элементами беседы

Запись в тетради

3

Экономическое развитие страны.

Дать представление об особенностях экономического развития Российской империи, связанных со спецификой российского типа модернизации. Познакомить с  причинами и формами государственного вмешательства в экономику, с влияниями  иностранного капитала на развитие российской промышленности; с особенностями развития сельского хозяйства в начале 20 века; охарактеризовать причины низкой рентабельности сельскохозяйственного производства.

Иметь представление об особенностях экономического развития Российской империи, связанных со спецификой российского типа модернизации. Знать о причинах и формах государственного вмешательства в экономику, о влиянии иностранного капитала на развитие российской промышленности. Знать особенности развития сельского хозяйства в начале 20 века. Уметь характеризовать причины низкой рентабельности сельскохозяйственного производства.

Лекция с элементами беседы

Анализ диаграмм

П.2

Вопросы и задания

с.18-19

4

Общественно-политическое развитие России в 1894-1905 году.

Николай 2: личность монарха в оценках историков и современников. Борьба в верхних эшелонах власти. Нарастание противоречий между властью и обществом. Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского. Особенности российской многопартийности. Программные установки и тактика ведущих политических партий социалистического направления. Радикализация либерального движения. Основные понятия: политическая партия, многопартийность.

Уметь давать характеристику Николаю 2 и его политическим воззрениям, иметь представление об основном противоречии политической системы -   между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью. Уметь характеризовать перспективы развития России в контексте Витте-Плеве. Уметь анализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных  организаций.

Комбинированный урок.

Таблица «Монополитические объединения в России начала 20 века.

п.3, вопросы и задания, с. 28-29.

5

Внешняя политика.Русско-японская война 1904-1905гг.

Основные направления внешней политикии России на рубеже 19-20вв.Гаагская конференция. Даневосточная политика. Начало русско-японской войны. Падение Порт-Артура.Ход военных действий в 1905г.Окончание войны.Сближение России и Англии.

Иметь представление об основных внешнеполитических приоритетах в начале 20 в., экспансионистских устремлениях на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе.

Знать предпосылки, ход, причины поражения и влияние русско-японской войны на российское общество и внутриполитическую ситуацию в стране.

Школьная лекция.

Таблица «Основные события русско-японской войны»

П.4,

вопросы и задания с.34

6

Первая российская революция.Реформы политической системы.

Причины и начало революции 1905г. «Кровавое воскресенье».Развитие революции весной и летом 1905года.Возникновение Советов.Восстания в армии и на флоте.Всероссийская октябрьская политическая стачка.Формирование монархических и либерально-политических партий.Декабрьское вооружённое восстание.Политическая реформа 1906 года.Деятнельностьпервой и второй государственной думы.Итоги революции.

Знать причины и итоги революции 1905-1907 гг.,основные социально-экономические и политические противоречия, иметь представление о работе первой и второй Государственной думы и появлении системы политических партий, анализировать возможности развития Российской империи как конституционной монархии.

Школьная лекция с элементами беседы.

П.5,вопросы и задания с.45-49,составление опорного конспекта.

 7

Экономические реформы

П.А. Столыпин: личность, деятельность, оценка современников и историков. Суть столыпинской аграрной реформы и ее итоги. Разрушение общины и переселенческая политика. Основные понятия: кооперация, отруб, хутор.

Иметь представление о реформах Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху». Знать политические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства. Уметь сравнивать столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами.

Комбинированный урок.

Работа с документами.

п.6, вопросы и задания, с. 51.

8

Роль миграций в социально-экономическом и культурном развитии родного края.

Знать о роли миграции в социально-экономическом и культурном развитии родного края.

Работа с историческими документами.

Инд.задания.

9

Политическая жизнь в 1907 – 1914гг.

Новый избирательный закон 1907 г. Третья Государственная дума. Национальная политика России в 1907-1914гг.

Общество и власть в годы столыпинских реформ.Нарастание революционных настроений. Четвёртая Государственная дума.

Знать причины краха столыпинских реформ. Уметь давать характеристику политическому  составу третьей и четвёртой Государственной думы.

Знать причины нарастания революционных настроений.

Комбинированный урок

п.7, вопросы и задания, с 56.

10

Духовная жизнь «Серебряного века»

Духовное состояние общества. Просвещение и наука. Литература. Живопись.

Скульптура, архитектура. Музыка.

Театр, балет.

Кинематограф.

Иметь представление о сущности социо-культурного феномена «Серебряного века».

Знать конкретные примеры достижений русской науки и философии, направления в искусстве.

Знать основные персоналии данного периода.

Урок-конференция

Реферат»Развитие русской культуры «Серебряного века»

П.8

 вопросы

и

задания

с.63

 

11.Россия в Первой мировой войне.    

Международные отношения в конце 19-20в.

Завершение колониального раздела мира. Складывание межгосударственных блоков –Тройственного союза и Антанты. Причины, начало Первой мировой войны. Война и общество. Основные военные действия на Восточном и Западном фронте. Перестройка экономики. Приближение кризиса. Окончание войны.

  Знать причины втягивания России в мировую войну.

  Уметь анализировать отношения партии к войне. Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Восточном и Западном фронте в 1914-1916гг., анализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране, перестройку промышленности на военный лад, создание общественных организаций для помощи армии и флоту, раскрывать суть «распутинщины» как явления, свидетельствующего о кризисе власти.

Интегрированный урок

Таблица «Основные события Первой мировой войны.

П.9,вопросы и

задания

с.73, подготовка

 к конференции

12

12.Повторительно-обобщающий урок по теме «Итоги развития России на рубеже 19-20вв.»

Материал раздела «Россия на рубеже 19-20вв.»

Знать материал раздела « Россия на рубеже 19-20вв.»

Урок-конференция

Конференция «Россия в начале 20 века: между реформами и революцией»

Великая российская революция 1817-1921 (10часов)

13.Свержение монархии

Причины Февральской революции. Революционные события 19117 г. В г.Петрограде. Образование новых органов власти. Отречение Николай 2. Падение монархии. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Национальный вопрос после  Февраля.

Основные понятия: Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное собрание.

Знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия.

Уметь характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства, ход, характер и итоги революции.

Школьная лекция.

Таблица «Февральская революция»

П.10,

вопросы

и задания с.81

14.Россия весной и летом 1917 года.

Политические партии после Февраля . «Апрельские тезисы» Ленина. Апрельский и июньский кризисы власти. Июльский кризис. Государственное совещание. Корниловский «мятеж».

Основные понятия: коалиционное правительство, Корниловский «мятеж», кризис власти.

Знать альтернативы развития страны, причины краха буржуазно-либеральной альтернативы.

  Уметь показать своеобразие и противоречия развития политических процессов от Февраля к Октябрю, анализировать эволюцию тактической линии большевиков.

Школьная лекция с элементами беседы

П.11

вопросы

и задания с.89

15.Октябрьская революция.

Последний этап кризиса власти. Социально-экономическая ситуация в стране. Подготовка  и проведение вооружённого восстания в Петрограде. 2 съезд Советов. Декреты о мире, о земле. Установление новой власти в Москве и на местах.

Основные понятия: аннексия, декрет, контрибуция.

  Знать причины победы леворадикальных сил осенью 1917 г., иметь представление о позиции меньшевиков и эсеров к факту захвата власти большевиками.

Знать содержание декретов о мире, о земле.

Школьная лекция с элементами беседы.

Таблица «Октябрьская революция».

П.12, вопросы

 и

задания

с.95-96.

16.Формирование советской государственности.

Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба Учредительного собрания. 3 съезд Советов. Распад коалиционного советского правительства. Первые мероприятия в промышленности. Выступление левых эсеров.

Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Образование РСФСР. Установление однопартийной диктатуры. Социально-экономическая политика Советского государства.

Основные понятия: диктатура пролетариата, коалиционное советское правительство, национализация, сепаратный мир, рабочий контроль, чрезвычайная продовольственная политика, учредительное собрание. Конституция РСФСР 1918г. Брестский мир.

 Знать причины и суть изменения взглядов большевистского руководства на проблемы Учредительного собрания, мирной революции и революционной войны. Уметь показать эволюцию экономической политики большевиков от Октября 1917г. К весне-лету 1918г.

Знать факты формирования новых органов власти, причины роспуска Учредительного собрания, борьбы в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией, основные положения Конституции РСФСР 1918г.

Комбинированный урок

Работа с документами

П.13,

вопросы и задания,

с.105, составление опорного конспекта

17.Начало Гражданской  войны.

Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые выступления против советской власти. Формирование белого движения. Создание Красной Армии. Основные понятия: Гражданская война.

  Знать причины и сущность Гражданской войны, её основные этапы, события первого этапа Гражданской войны, характеризовать эволюцию взглядов Ленина на принципы построения пролетарских вооружённых сил, раскрывать цели и политическую программу Белого движения. Уметь определять социальный состав Белого движения.

Урок-исследование

П.14, вопросы и задания

с. 111-112

18.На фронтах Гражданской войны.

Выступление чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. Красный и белый террор. Крестьянство в годы Гражданской войны. Южный фронт. Поход на Петроград. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля. Итоги Гражданской войны.

Основные понятия: красный и белый террор, «Демократическая контреволюция», интервенция.

Имена: М.Ф.Фрунзе. С.М.Будёный, А.В.Колчак, А.И.Деникин, П.Н.Врангель, Н.И.Махно.

  Иметь представление о ходе Гражданской войны, причинах интервенции.

  Уметь анализировать позицию меньшевиков и эсеров в Гражданской войне.

  Знать специфику войны советской России с Польшей. Знать результаты Гражданской войны.

Комбинированный урок.

Таблица «Белые и красные: соотношение сил»

П.15, вопросы и задания, с. 121-122

19.Наш край в годы Гражданской войны.

Исторические события времён Гражданской войны в г.Новониколаевске,

с. Шипицыно,

с.Новые Кулики,

 с.Венгерово

  Знать ход военных действий на территории области, Венгеровского района.

Школьная лекция

Сообщение «Герои Гражданской войны»

Подбор материала, чтение

книги «Сказание

 о Майке Парусе»

20.Гражданская война на территории Венгеровского района.

21.Исторические события времён Гражданской войны на территории области, района, села.

22.Экономическая политика красных и белых.

Политика военного коммунизма. Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П.Н.Врангеля

Уроки Гражданской войны.

Основные понятия: военный коммунизм, продразвёрстка.

  Знать основные мероприятия и суть экономической политики военного коммунизма, экономические программы Белого движения.

  Уметь анализировать основное содержание экономической политики красных и белых.

Комбинированный урок

П.16

вопросы

и

  задания с.121-128

23.Экономический и политический кризис начала 20 века.

Социально-экономический и политический кризис 1920-21 гг. «Малая» Гражданская война. Причины поражения белых и победы красных. 10 съезд РКП(б). Основные понятия: «Малая» Гражданская война

 Уметь раскрывать сущность и основные проявления экономического и политического кризиса большевистского режима в начале 1920-х гг. Знать основные положения политики военного коммунизма

Комбинированный урок

п, 17, вопросы и задания, с133 – 134.

24

24. Повторительно- обобщающий урок по теме «Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.»

Материал раздела «Великая российская революция. 1917-1921 гг.»

  Знать материал раздела «Великая российская революция. 1917-1921 гг.»

Урок конференция

Конференция «Трагедия Гражданской войны»

СССР на путях строительства нового общества(11часов)

2

25.Переход к нэпу

Причины перехода к новой экономической политике. Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа. Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. План ГОЭЛРО. Начало восстановления экономики. Свёртывание нэпа.

Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Н.И.Бухарин.

Основные понятия: нэп, продналог, хозрасчёт, концессия, ГОЭЛРО.

Основные

  Знать причины перехода и сущность нэпа, основные экономические мероприятия нэпа, анализировать эволюцию взглядов Ленина на сущность нэпа, социальные и экономические противоречия нэпа.

  Знать факты кризиса хлебозаготовок 1927-1928гг.

Школьная лекция

Сравнительная таблица «Военный коммунизм и нэп»

П.18, вопросы

и задания с.142

2

26.Образование Союза Советских Социалистических республик.

Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Две формы объединения: автономизация и федерация. Образование СССР 1924г. Национальная политика и межнациональные отношения.

Основные понятия: автономия, суверенитет, федерация.

И.В.Сталин.

  Знать причины,

Предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах нашей страны.

  Знать положения первой Конституции СССР, характеризовать национальную политику и межнациональные отношения в 1920-егг.

Комбинированный урок

Работа с документами

П.19,

вопросы

и задания

с.149

28

27.Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е годы

Преодоление дипломатической изолюции. Генуэзская конференция. Рапалльский мирный договор. «Полоса признания». Соглашения со странами Востока.

Дипломатические конфликты с западными странами.

Основные понятия: мировая революция, «полоса признания».

  Знать причины сближения советской России с Германией.             Уметь характеризовать противоречивость советской внешней политики.

  Знать факты экономического сотрудничества Советской страны с капиталистическими государствами, особенности взаимоотношений со странами Востока, причины создания и суть политики Коминтерна.

Школьная лекция

Таблица «Международное признание СССР»

П.20,

вопросы

 и

задания

 с.154-155

29

28.Политическое развитие СССР в 20-е годы.

Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Основное противоречие нэпа. Противостояние Сталина Троцкого. «Правый уклон».

Основные понятия: внутрипартийная борьба, однопартийная система, «Правый уклон», троцкизм

  Знать содержание резолюции 10 съезда РКП(б) «О единстве партии».

  Уметь характеризовать основные противоречия нэпа: несоответствие между относительной экономической и социальной либерализацией и сохранением жесткого авторитарного режима, уяснить суть борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина и причины возвышения Сталина

Школьная лекция с элементами беседы.

п.21, вопросы и задания, с. 162 – 163.

30

29. Духовная жизнь СССР в 20-е гг.

Многообразие культурной жизни в 1920-е гг. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Власть и интеллигенция. Партийный контроль над духовной жизнью. «Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало «нового» искусства.

Основные понятия: теория пролетарской культуры, «сменовеховство»

  Иметь представление о причинах идеологического наступления на культуру, о перестройке народного образования.

  Уметь характеризовать взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и церкви.

  Знать достижения и потери русской культуры в 1920-е гг.

Комбинированный урок

п, 22,

 вопросы

и задания

 с. 169 – 170.

30. Социалистическая индустриализация

Особенности индустриализации в СССР. Советская модель модернизации. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Первая пятилетка. Социальные проблемы первой пятилетки. Второй пятилетний план. Положение рабочих. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток.

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, форсированная индустриализация

  Знать цели, задачи и особенности индустриализации в СССР.

  Уметь анализировать экономические, социальные и политические последствия индустриализации, понимать истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток

Комбинированный урок

п, 23, вопросы и задания, с. 175 – 176.

30.Своеобразие процесса урбанизации в регионе в условиях индустриализации в СССР.

Процесс урбанизации.

  Знать о процессе урбанизации в регионе в условиях индустриализации в СССР.

Лекция с элементами беседы

Составление таблицы

Работа

с

источниками

31.Коллективизиция сельского хозяйства.

Причины коллективизации. Цели, методы и результаты коллективизации сельского хозяйства. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Колхозное крестьянство. Основные понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание.

  Знать причины и сущность перехода к политике сплошной коллективизации, цели и задачи «нового курса в деревне».

  Уметь анализировать экономические, социальные и политические результаты коллективизации.

Комбинированный урок

П.24,

вопросы

 и

задания,

 с. 181-182

32.Коллективизация на территории района, села.

Коллективизация в регионе, районе, селе.

  Знать сущность коллективизации в регионе, районе, селе.

Исследование

Подбор материала.

Запись

 в

тетради.

33. Коллективизация на территории села.

34.Политическая система СССР в 30-е годы.  

Роль партии в жизни государства. Формирование централизованной (командной)системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Роль идеологии. Формирование «культа личности» Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930 началу 1940-хгг.

Основные понятия: «большой террор», репрессии, ГУЛАГ, культ личности, командно-административная экономика.

  Иметь представление о сущности политической системы в СССР в 1930-егг.

  Уметь характеризовать роль ВКП(б) в жизни государства и общества.

  Знать примеры репрессивной политики Сталина.

  Уметь анализировать её последствия.

Школьная лекция

П.25,

вопросы

 и

задания,

с 190-191.

35. Духовная жизнь СССР в 30-е г.

Развитие образования. Власть и наука. Научные достижения. Социалистический реализм. Советский кинематограф. Музыкальное и изобразительное искусство. Литература и театр.

Основные понятия: «культурная революция», метод социалистического реализма

  Знать сущность «культурной революции» в СССР в 1930-е г.

  Уметь объяснить субъективные и объективные предпосылки.

  Знать основное содержание и последствия «культурной революции».

  Знать достижения и противоречия развития советской науки.

  Уметь анализировать утверждение социалистического реализма во всех сферах культурной жизни

Комбинированный урок

Реферат «Советское искусство 20 – 30-х гг.»

п, 26,

 вопросы

и задания,

 с. 197 – 198.

36. Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Советско-англо-французские переговоры. Война Испании. Дальневосточная политика СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939 – 41 гг. Расширение территории СССР.

Основные понятия: Лига Наций, система коллективной безопасности

  Знать причины и сущность изменения внешней политики СССР в 1930-е гг.

  Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства в системе международных отношений.

  Знать факты и причины сближения СССР с Германией

Комбинированный урок

п. 27, вопросы и задания, с. 204, подготовка к конференции.

37. Внешняя политика советского государства и родного края.

Формирование и перемещение государственных границ, жизнь приграничных регионов.

Работа с историческими источниками.

Инд. Задания.

38. Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР на путях строительства нового общества»

Материал раздела «СССР на путях строительства нового общества»

  Знать материал раздела «СССР на путях строительства нового общества»

Урок -конференция

Конференция «СССР в 20 – 30-е гг. 20 в: основные проблемы»

К.39. Повседневная жизнь советских людей: общее и особенное в регионе.

  Знать материал: повседневная жизнь советских людей, сравнение уровня жизни.

Индивидуальная работа.

Работа с документами.

Исследовательская работа.

 Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. (10 ч).

40.СССР накануне ВОВ.

Анализ событий конца 30-х. – начала 40-х гг. в стране и мире. Начало 2-ой мировой войны. Советско-финляндская война 1930-1940гг. СССР накануне Великой Отечественной войны . Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

Основные понятия: секретные протоколы, план «Барбаросса», план «Ост»,блицкриг, «странная война».

  Уметь анализировать глубину опасности, нависшую над нашей Родиной и её народами накануне Великой Отечественной войны.

  Знать содержание и суть советско-германского договора о ненападении секретных протоколов к нему.

  Знать причины и итоги войны с Финляндией.

Знать суть планов «Барбаросса» и «Ост».

Школьная лекция

п, 28, вопросы и задания, с. 210

41.Начало Великой Отечественной войны.

Начало войны.1941г. Силы и планы сторон. Нападение Германии и её союзников на СССР. Периоды Великой Отечественной войны. Оборонительные сражения. Героизм защитников Брестской крепости. Провал плана «молниеностной войны». Результат репрессий, неподготовленность Красной Армии к началу войны. Массовое отступление в глубь территории. Поражения Красной Армии в начальный период войны. Их современная оценка. Московской сражение. Организация обороны Ленинграда.

Основные понятия: Великая Отечественная война, блокада, всеобщая мобилизация, превентивный удар.

  Понимать справедливый и освободительный характер войны СССР с Германией.

  Знать цели «похода на восток» фашистской Германии, иметь представление об основных периодах Великой Отечественной войны.

  Уметь анализировать причины неудач Красной Армии в начальный период войны.

Знать ход военных действий конца 1941г.

Знать факты героической обороны Москвы и Ленинграда

Интегрированный урок.

Работа с документами.

П.29,

 вопросы

 и задания,

 с.218

42.Немецкое наступление 1942г. И предпосылки коренного перелома.

Ситуация на фронте весной 1942г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва. Героизм защитников города. Начало наступательной операции. Роль маршала Жукова. Начало коренного перелома в ходе войны. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движения. Итоги первого этапа войны. Основные понятия: контрнаступление, антигитлеровская каолиция, оккупационный режим.

  Знать развитие ситуации на фронте весной 1942 г., иметь представление о силах и планах сторон на военную кампанию 1942 года.

 Уметь анализировать итоги первого этапа войны, складывание предпосылок для коренного перелома в ходе войны.

  Знать основные даты и развитие событий во время Сталинградской битвы. Уметь анализировать причины размаха партизанского и подпольного движения.

Интегрированный урок

Таблица «Великая Отечественная война»

П.30, вопросы и задания, с.225

43.Советский тыл в Великой Отечественной войне.

Советское общество в первый период войны. Военно-экономическое положение страны. Переход промышленности на военные рельсы. Создание промышленной базы на востоке. Строительство заводов-дублёров. Эвакуация населения. Эвакуация промышленности.

Церковь в годы войны.

Социальная политика в годы войны. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Образование и наука в годы войны. Основные понятия: эвакуация, заводы-дублёры.

  Знать социально-экономические предпосылки коренного перелома в ходе войны.

  Уметь показывать роль и значение советского тыла в достижении победы над врагом, иметь представление о развитии образования и науки в годы войны, о самоотверженности деятелей культуры и искусства.

Комбинированный урок

П.31,

вопросы

 и задания

 с.231-232

К.45.Тыловая жизнь в регионе в годы Великой Отечественной войны.

Знать о тыловой жизни в годы Великой Отечественной войны, знать о тружениках тыла.

Подготовить сообщение о тружениках тыла,

детях войны.

46.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Битва за Кавказ летом 1942г. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Частичный прорыв блокады Ленинграда. Битва на Курской дуге. Значение коренного перелома в ходе войны. Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской  каолиции.

Основные понятия: коренной перелом, стратегическая инициатива, тотальная война.

  Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

  Уметь анализировать события коренного перелома в ходе ВОВ: сражения на Курско-Орловском направлении.

  Уметь анализировать значение Тегеранской конференции и итоги второго периода войны.

Интегрированный урок

Таблица «ВОВ»

П.32,

вопросы

и задания,

 с.237

47.Народы СССР в борьбе с  немецким фашизмом.

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения в годы войны. Национальные движения в годы войны. Националистические организации. Национальная политика советского руководства в годы войны. Депортация.

Основные понятия: национальная политика, депортация, национализм.  

Иметь представление о вкладе многонационального народа  СССР в победу над фашизмом.

 Уметь анализировать межнациональные отношения и национальную политику СССР в годы войны.

 Знать о национальных движениях в годы войны и способах их подавления, иметь представление о морально-политическом единстве советского общества в годы войны.

Иметь понятие об украинских националистах: ОУН, УПА, о А.А.Власове, примерах предательства интересов народов СССР.

Школьная лекция с элементами беседы.

П.33,

вопросы

и задания

с.242

48.СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 года. «Десять сталинских ударов». Успешные операции белорусских и украинских фронтов. Освобождение территории СССР. Встречи «Большой тройки», их роль в организации борьбы против фашизма и послевоенном устройстве Европы. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Сдача пражского гарнизона. Подписание в Постдаме документов о капитуляции. Победа советских войск на фронте, её влияние на

расклад сил в переговорном процессе. Участие СССР в

войне против Японии. Итоги Великой Отечественной войны. Окончание Второй мировой войны.

Основные понятия:

Демилитаризация, денацификация.

Знать военно-стратегическую обстановку к началу 1944 г., ход основных операций Красной Армии в 1944 г. Уметь раскрывать освободительный характер европейского похода Красной Армии, роль Советского Союза в разгроме вооружённых сил в Японии, анализировать значение Ялтинской и Потсдамской конференций. Знать историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. Помощь Советскому Союзу по лендлизму. Бомбардировки Японии США.

Интегрированный урок.

Работа с документами

П.34,

вопросы

и задания

с.252

49. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

 Оборона Сталинграда. Крупнейшая битва в Великой Отечественной войне.

Знать основные события и персоналии Сталинградской битвы, её роль в ходе войны.

Комбинированный урок.

Сообщения «Сталинград в судьбе твоей семьи».

Подготовка к семинару.

50. Односельчане-участники Великой Отечественной войны.

Мобилизация сельских жителей Венгеровским РВК.

Знать жителей села, которые участвовали в ВОВ. Где они участвовали в боях, какие награды получали.

Комбинированный урок.

Приготовить

Рефераты

 на тему:

 «Учителя -фронтовики».

51. Обобщение по темам: «Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне», «Уроки войны и победы».

Значение победы советских войск в войне. Итоги и уроки войны. Факторы победы и ее цена. Война глазами современников. Материал раздела «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.»

Знать материал раздела «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.»

Урок контроля.

Выступление на семинаре

Индивидуальное задание.

52. Контрольная тестовая работа по темам: «Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне», «Уроки войны и победы».

Тест.

П. 34, вопросы и задания с. 252.

53. СССР в 1945 – 1953 гг. Восстановление экономики.

Послевоенное состояние экономики. Программа и источники восстановления народного хозяйства. Сельское хозяйство после войны. Факторы быстрого выхода из разрухи. Курс на «закручивание гаек». Диспропорции в структуре индустриального производства. Развёртывание ВПК.

Основные понятия: дефицитная экономика, диспропорции, репарации, репатриация, ВПК.

Иметь полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период. Уметь анализировать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики и поиск путей её реформирования. Знать примеры героических усилий советского народа по восстановлению экономики СССР.

Комбинированный урок.

Анализ диаграмм.

П.35, вопросы и задания, с. 259.

54. Политическое развитие.

Изменение общественно-политической атмосферы в СССР после войны. Победа как фактор послевоенного международного и внутриполитического развития. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика. Нарастание в обществе критических настроений. Основные понятия: номенклатура.

Уметь анализировать альтернативы общественно-политического развития (демократическую и тоталитарную) в послевоенный период. Уметь раскрывать причины и характер изменений в структурах власти, борьбы с инакомыслием, усиление репрессий, характеризовать особенности национальной политики.

Школьная лекция.

П.36, вопросы и задания, с. 264.

55. Идеология и культура.

Восстановление «железного занавеса». Нереализованные надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в ВОВ. Идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг. Научные дискуссии. Развитие литературы и искусства конца 1940-х – начала 1950-х гг.

Основные понятия: «железный занавес», космополитизм.

Иметь представление о противоречивых процессах в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период, о характере научных дискуссий, возрождении системы образования, успехах, в области художественной культуры. Знать конкретные примеры достижений в области литературы и искусства.

Школьная лекция с элементами беседы.

П.37, вопросы и задания, с. 269.

56.Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 гг.

Изменение международных отношений после войны. Страны-победители. Создание ООН. Истоки «холодной войны». Влияние СССР на международную политику. Образование военных блоков. Корейская война. Начало противостояния СССР и США.

Основные понятия: «холодная война», ООН, план Маршалла, доктрина Трумэна, военный блок, НАТО, ОВД.

Изобретение и испытания ядерного оружия в СССР.

  Знать истоки и сущность «холодной войны».

  Уметь характеризовать и анализировать развитие отношений СССР с западными странами.

  Знать причины обострения отношений СССР и США.

Школьная лекция.

П.38,

вопросы и

задания,

с. 274

                                                    СССР в 1953-середине 60-х годов 20 века

57. Изменения политической системы

Борьба за власть после смерти И.В.Сталина. Г.М.Маленков, Л.П.Берия.

 Укрепление законности и правопорядка. Реформаторская деятельность Хрущёва. Начало реабилитации жертв массовых репрессий. 20 съезд КПСС,его роль в судьбах страны. Разоблачение «культа личности»Сталина. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР».

 Основные понятия: ротация, волюнтаризм, реабилитация, общенародное государство.

 Иметь представление о возможных альтернативах политического развития после смерти Сталина.

 Уметь анализировать противоречивость политики партии в данный период.

  Уметь давать оценку Хрущёву как политическому деятелю.

 Знать основные идеи доклада Хрущёва на 20 съезде КПСС.

Комбинированный урок

Работа с документами

П.39,

вопросы

и задания,

с.281

58. Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.

Поиск путей совершенствования управления производством. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущёва: создание совнархозов, освоение целинных и залежных земель. Развитие промышленности. Социальная политика. Причины и последствия противоречивости и незавершённости большинства намеченных реформ Хрущёва.

Основные понятия: индустриальное общество, интенсификация, научно-технический прогресс, предприятия группы А, предприятия группы Б, совнархозы, целина, экстесивный путь развития, социальная напряжённость.

Уметь показывать причины необходимости экономических реформ в стране.

Уметь анализировать альтернативные пути развития экономики.

Знать примеры новаций 1953 – 64 гг.

Знать результаты социальной политики и противоречия экономического развития в СССР в 1953 – 1964 гг.

Комбинированный урок.

Анализ диаграмм.

П.40, вопросы и задания, с. 287.

59. «Оттепель» в духовной жизни.

Предпосылки и значение преодоления сталинизма в области духовной жизни. «Оттепель». Особенности развития отечественной науки. Достижения науки и техники.Освоение космоса.Атомная энергетика. Развитие образования. Политика власти в области образования.Достижения советской литературы, музыкального искусства, кино, живописи и архитектуры.

Основные понятия: «оттепель», формализм, политехническая школа.

 Иметь представление о путях преодоления сталинизма в области духовной жизни.

 Знать и уметь характеризовать конкретные примеры

развития науки и техники.

 Уметь анализировать достижения советской литературы, музыкального искусства, кино, живописи и архитектуры, доминирование социалистического реализма в произведениях искусства.

 

Интегрированный урок.

Реферат

«Оттепель» в духовной жизни».

П. 41 вопросы и задания, с. 291 – 292.

60. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.

Политика мирного сосуществования. Поиск новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР. Организация Варшавского договора. СЭВ. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. Их международные последствия.

Основные понятия: мирное сосуществование, страны «третьего мира», движение неприсоединения, Венгерский кризис, Карибский кризис.

Уметь анализировать международное положение СССР в 1950-х гг., возможные альтернативы развития внешней политики.

Знать ошибки и противоречия внешней политики советского руководства, иметь представления о проблемах разоружения, об отношениях СССР со странами социалистического лагеря и странами «третьего мира». Знать причины и ход развития Венгерского и Карибского кризисов, их последствия.

Интегрированный урок.

П.42,

 вопросы и

задания, с. 296.

61 .Наш край в послевоенное время. Условия труда и быта в г.Новосибирске и в сельской местности в 50-х г.

Развертывание заводов в Сибири. Формирование крупнейшего промышленного центра в Сибири.

Знать примеры героического труда по восстановлению экономики в Сибири, этапы формирования нашего города как крупнейшего промышленного центра на Оби.

Комбинированный урок.

Сообщения о развитии экономики и о предприятиях нашего города.

62.Повторение и обобщение по теме «СССР в 1945-1964гг.»

Материал по теме «СССР в 1945 – 1964 г.»

Знать материал по теме «СССР в 1945 – 1964 гг.»

Повторительно-обобщающий урок.

Тест.

Мини-исследование  «Хрущев и его время в оценках современных историков».

                                                                           СССР в середине 60-х – середине 80-х годов  20 века.

63.Консервация политического режима

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Негативные тенденции в общественной жизни. Отставка Хрущёва. Возвышение Брежнева. Партхозноменклатура в системе советского общества. Укрепление роли армии и органов безопасности. Основные понятия: ресталинизация, менклатура, диссидентское движение, неосталинизм.

Иметь представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры.

Знать особенности смещения Хрущёва в октябре 1964 г., факты изменения политики, основные положения Конституции СССР 1977 г.

Комбинированный урок.

Работа с документами.

П. 43, вопросы и задания, с.301.

64.Экономика «развитого социализма».

Хозяйственная реформа середины 60-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. Освоение новых районов. Стройка века. Роль ВПК. Наращивание экономического потенциала союзных республик. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Социальная политика.

Основные понятия: теневая экономика, продовольственная программа, товарный голод, социалистическое соревнование, стагнация, лимитчики, самоокупаемость, хозрасчет, экономические стимулы.

Уметь анализировать изменения совеиской экономической системы в середине 1960-х.

Уметь раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г. и причины неудач её осуществления.

Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

Комбинированный урок.

Анализ диаграмм.

П.44, вопросы и задания, с. 307-308.

65.Общественная жизнь в середине 60-х –середине 80-х гг. 20 в.

Концепция «развитого социализма». Новое влияние в культурной жизни после 20 съезда.

Школьная лекция с элементами беседы.

П.45, воросы и задания, с. 312.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс

Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...

Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе

Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения  учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...

Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы

Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...

Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)

В рабочей программе по истории России-всеобщей истории   в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...